ГЕРМАНИЯ В XVI И В НАЧАЛЕ XVII В.
Глава 25
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ГЕРМАНИИ
В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XVI В.
К началу XVI в. большинство населения Гер-
мании состояло из феодальнозависимых кре-
стьян. В деревне безраздельно господствовали
князья, дворяне и их управители. В немецких
городах, в том числе и в наиболее крупных, преобладало цеховое
ремесло, а в их магистраты входили члены патрицианских родов и
представители богатого бюргерства.
Однако уже XV век и особенно начало XVI в. ознаменовались в
экономической жизни Германии значительными сдвигами. В это вре-
мя, когда развитие производительных сил и разделение труда в раз-
ных частях мира привели к значительному расширению международ-
ных торговых связей, Германия продолжала занимать центральное
положение на путях мировой торговли. Правда, Северогерманская
Ганза, теснимая конкуренцией английских и голландских купцов, с
конца XV в. стала приходить в упадок (см. т. 1, гл. II), а великие
географические открытия возвещали предстоявшее в близком буду-
|
|
щем перенесение мировых торговых путей на Атлантическое побе-
режье. Но несмотря на это до середины XVI в. связи Северной Ита-
лии и через ее посредство Востока с рынками Западной Европы шли
через германские земли, а немецкие города, особенно Аугсбург, Нюрн-
берг и некоторые другие на Рейне и на Верхнем Дунае, по-прежнему
оставались крупными центрами европейской торговли. Немецкие куп-
цы пользовались привилегиями в торговых портах других европей-
ских стран и на первых порах извлекали выгоды и из нового направ-
ления путей мировой торговли. Международная экономическая роль
Германии выражалась и в том, что она занимала первое место в мире
по добыче серебра - главного средства обмена в то время (поток
американского золота и серебра стал ощущаться только с середины
XVI в.).
Выгодное положение на путях мировой торговли способствовало
росту товарного производства в стране в области ремесла и сельского
хозяйства, наметившемуся уже ранее и особенно заметному в первые
десятилетия XVI в. Верхненемецкие города достигли расцвета и явля-
лись, по словам Энгельса, средоточием значительного богатства и
роскоши. Аугсбург оставался до середины XVI в. крупным складоч-
ным пунктом итальянских шелковых изделий, индийских пряностей
и товаров Востока вообще. В Аугсбурге же находились торговые
фирмы Фуггеров, Вельзеров и др., которые вели в масштабах того
времени настоящую мировую торговлю и имели свои постоянные
конторы в разных странах, в частности в Венеции, торговавшей со
странами Востока и занимавшей господствующее положение на Сре-
|
|
диземном море. Крупным южногерманским фирмам принадлежали
богатые горные промыслы в германских землях и за их пределами^
в особенности в Тироле и в других австрийских землях, а также мно-
гие горные разработки в Испании, Венгрии и в других странах. О силе
и влиянии этих фирм можно судить уже по тому, что князья и импе-
раторы, постоянно нуждавшиеся в деньгах, обращались к ним за
займами, предоставляя фирмам большие привилегии и отдавая в за-
клад горные богатства.
Выгодными связями славились тогда многие крупные города. Из-
вестный немецкий гуманист Яков Вимпфелинг писал о Кельне, что
этот город <по своей обширной торговле и неизмеримым богатствам
является царем Рейна>. Нюрнберг - крупнейший центр металлообра-
батывающей промышленности - насчитывал в XVI в. около 20 тыс,
населения. Из эльзасских городов выделялся своей прибыльной тор-
говлей Страсбург, через который шли торговые связи с Францией.
Франкфурт-на-Майне славился ярмаркой, собиравшей купцов из Ни-
дерландов, Фландрии, Англии, Польши, Чехии, Италии и Франции.
Более мелкие города - Ульм, Констанц, Равенсбург - являясь
наряду с Аугсбургом центрами изготовления хлопчатобумажных из-
делий и полотна, продавали свою продукцию не только на местных,
но и на отдаленных итальянских рынках и в Испании. Через города,
расположенные на Дунае, немецкая торговля была связана со славян-
скими землями Юго-Восточной Европы.
Расширение внутренних и международных связей и рост
богатств в немецких городах в первые десятилетия XVI в. имели
своим результатом дальнейшее развитие зародившихся уже в XV в.
(см. т. 1, гл. II) элементов капиталистического производства. В тек-
стильной промышленности и отчясти в области изготовления метал-
лических изделий все больше места занимала система авансирования,
(Verlagssystem), при которой разрозненные ремесленники подчиня-
лись организующей деятельности купца-предпринимателя, аванси-
ровавшего их деньгами и доставляемым издалека сырьем. Руководя-
щая деятельность купцов-предпринимателей выражалась главным
образом в расчленении процесса производства и распределении его
отдельных этапов между непосредственными производителями, те-
ряющими таким образом свою экономическую самостоятельность и
все более превращающимися фактически в наемных рабочих. Капи-
талистическая система рассеянной мануфактуры получала благодаря
этому все большее распространение в городах и особенно в городской
округе, где не существовало цеховой регламентации. Наряду с этим
в отдельных отраслях появлялись и централизованные ману-фактуры. Примером
их являлись типографии.
Само обору-
дование типографии требовало значительного капиталовложения и
наличия от 30 до 50 и больше наемных рабочих разных специаль-
ностей - наборщиков, словолитчиков, печатников, изготовителей пе-
чатных форм, корректоров и др.
В первые три-четыре десятилетия XVI в. элементы капиталистиче-
ского производства в горном деле, определившиеся уже в предыдущем
веке, значительно усилились, особенно на разработках благородных
металлов.К начялу XVI в. горные товарищества на паях в Саксонии^
Тироле и других землях Германии в основном потеряли характер тру-
довых коллективов и стали капиталистическими. Достигнутое к этому
времени углубление шахт (до 300, а в ряде случаев до 500 метров
и больше) и усложнение оборудования на разработках требовали
больших капитальных вложений и постоянных дополнительных
расходов. Участие в предприятиях в районах крупных раз-
работок обладателей мелких вкладов все больше и больше затрудня-
лось; они постоянно находились под угрозой потери своей доли и
|
|
полного разорения.
По самым скромным подсчетам, в первые десятилетия XVI в. в
германской горной промышленности было занято больше 100000 че-
ловек. По добыче серебра она значительно превосходила все осталь-
ные страны Европы, вместе взятые. Добыча золота и серебра оказа-
лась, по мнению Ф. Энгельса, <последним толчком, поставившим
Германию в 1470-1530 гг. в экономическом отношении во главе
Европы и тем самым сделавшим ее центром первой буржуазной рево-
люции в религиозном облачении так называемой Реформации> ^
С расцветом и с распространением ранних
форм капиталистических отношений связаны, значительные измене-
ния в аграрных отношениях. Увеличение спроса на шерсть, лен и
продукты питания стимулировало рост овцеводства, расширение посе-
вов технических и продовольственных культур. С начала XVI в. зем-
левладельцы в большей степени, чем раньше, обратили внимание на
возросшую доходность сельского хозяйства. Они принимали меры к
укреплению своей феодальной собственности на землю путем превра-
щения наследственных "держаний крестьян в пожизненные, а пожиз-
ненных --в срочные, что приводило к ухудшению" условий кресть-
янского держания, к увеличению многочисленных феодальных побо-
ров, как регулярных, так и взимавшихся при определенных случаях
(рождение, брак, смерть в семье крестьянина, продажа имущества
и т. п.). Одновременно с этим феодалы в своих собственных хозяй-
ствах, где это представлялось возможным, расширяли овцеводство и
отводили новые участки земли под лен, коноплю и другие технические
культуры. Рост барских хозяйств, чаще всего за счет узурпации об-
щинных угодий и сокращения крестьянских, участков, был связан
с массовым распространением крепостного состояния крестьян (Lei-
beigenschaft) и увеличением их барщинных повинностей.
В восточных и северных районах, где крестьяне могли активнее
защищаться, натиск феодалов не давал до Крестьянской войны за-
метных результатов. Зато в юго-западной части страны феодальная
реакция нарастала быстрыми темпами. Здесь феодалы вводили для
|
|
крестьян краткосрочные формы держания земли со всеми признаками
голодной аренды. Во время Крестьянской войны многие крестьяне
жаловались, что им приходится отдавать землевладельцу треть и даже
половину урожая.
Особые условия
экономического
и политического
развития Германии
Одной из самых ненавистных и тяжелых повинностей была деся-
тина. Вначале она взималась только с зерна
(<большая десятина>), но затем ее стали брать также с огородных
культур (<малая десятина>) и со скота (<десятина крови>). Если к
этому прибавить всякого рода княжеские налоги, расхищение общин-
ных земель, запрещение крестьянам пользоваться лесом для пастбищ и
для собирания топлива, прудами для рыбной ловли и т. п., то можно
с полным основанием утверждать, что господа старались забрать из
крестьянского дохода-все, что можно, оставляя крестьянину лишь
самые минимальные средства к существованию. Феодалы стремились,
таким образом, обратить все выгоды от подъема в области сельского
хозяйства и развития товарного производства исключительно в свою
пользу. Даже зажиточные слои крестьянства испытывали гнет фео-
дальной реакции, сильно препятствовавшей самостоятельному раз-
витию крестьянского хозяйства и буржуазных отношений в деревне,
Нараставшая феодальная реакция в деревне^
проводившаяся духовными и светскими феода-
лами и князьями практика массового перевода
крестьян в крепостное состояние тормозили
распространение в стране зарождавшихся эле-
ментов капиталистического производства. Это и было особенностью
экономического подъема Германии на рубеже XV и XVI вв. Эта осо-
бенность проявлялась тем более резко, что отдельные германские
земли развивались неравномерно, а главное - регулярный товарооб-
мен между ними определился лишь в связи с экономическим подъе-
мом конца XV и первых десятилетий XVI в. Только тогда стали скла-
дываться условия для преодоления господствовавшей в предыдущие
века изолированности различных частей Германии, а саксонско-тю-
рингский район стал приобретать значение хозяйственного центра ее
основных земель. Однако этот процесс не привел тогда к созданию
общего внутреннего рынка. Внешние связи и рынки, имевшие столь
важное значение в экономике германских городов, оставались в основ-
ном различными на севере и на юге. Богатые южногерманские города
вели оживленную торговлю с итальянскими городами; североганзей-
ские же города, имевшие свои конторы в Новгороде, Бергене, Лондо-
не и Брюгге, снабжали товарами всю Северную Германию, но по
преимуществу занимались транзитной торговлей.
Особенностями экономического развития Германии определялась
в значительной степени ее политическая и социальная структура. В то
время как в других крупных странах Европы развитие торговли и
промышленности привело к политической централизации, в Германии
продолжала преобладать группировка интересов вокруг местных цент-
ров - политическая раздробленность. Германская империя, в которой
процесс внутреннего распада шел и углублялся с XII в. (см. т. 1"
гл. II), представляла собой к началу XVI в. конгломерат самостоя-
тельных и фактически разобщенных <территорий>, считавшихся ее
непосредственными землями. <Членами империи> были имперские
князья (наиболее значительными из которых были курфюрсты); в
нее входили имперские графства и прелатства и имперские города.
Кроме того, империя включала самостоятельные территориальные
единицы (их насчитывалось до тысячи), различавшиеся как размер
рами, так и по экономическому и политическому значению.
Сильнейшим княжеским домом был дом Габсбургов, за которым
с 40-х годов XV в. утвердилась императорская корона. Держава
Габсбургов состояла из Верхней и Нижней Австрии, Тироля, славян-
ских земель - герцогств Штирии, Каринтии и Крайны, ряда наслед-
ственных земель на Верхнем Рейне, графств Бургундия и Нидерлан-
ды. С 1526 г. в состав державы Габсбургов было включено Королев-
ство Чехия и часть Венгрии. С Габсбургской державой соперничали
внутри империи сильное герцогство Бавария и богатое курфюршество
Саксония, лежащее в горных районах Средней Германии^]В_то же
время в империю входили мелкие территории, часто ограничивавшие-
ся рамками одного города или одного монастыря^ Вся эта пестрая
масса крупных, средних, мелких и мельчайших территорий находи-
лась в постоянной вражде.
Преобладание местных центров усиливало власть территориаль-
ных князей, Которых Ф. Энгельс характеризовал как представителей
централизации в самой раздробленности, как носителей местной и
провинциальной централизации. Каждый князь чеканил свою монету,
собирал налоги, творил суд и старался использовать ослабление им-
ператорской власти на пользу мелкого дворянства и городов.
Таким же образом поступали патрицианские роды городов, узурпиро-
вавшие права общин под видом управления ими.
Усиление суверенитета территориальных князей за счет слабев-
шей центральной власти самым отрицательным образом сказывалось
на дальнейшем экономическом развитии страны. Каждый князь ста-
рался перещеголять своих соседей блеском своего окружения, пыш-
ностью двора и прежде всего мощью своих финансов и армии. Тя-
жесть налогов, взимавшихся для удовлетворения этих потребностей,
подрывала экономику сел и городов и тормозила предприниматель-
скую деятельность. Главное же заключалось в том, что немецкие куп-
цы и предприниматели лишены были государственной помощи и под-
держки, и в своих деловых связях и борьбе с конкурентами из других
стран они могли рассчитывать только на собственные силы и на силу
своих частных союзов. В этих условиях в наиболее выгодном положе-
нии оказались крупные южногерманские торгово-ростовщические
фирмы Фуггеров, Вельзеров, Гохштеттеров и др., которые предостав-
ляли займы постоянно нуждавшимся в деньгах немецким князьям,
прежде всего Габсбургам.
'/ Южнонемецкие фирмы, наживавшие огромные состояния на меж-
дународных торговых и кредитных операциях, вкладывали капиталы
в горную промышленность не только Германии, но и Австрии, Чехии,
Венгрии, Испании, а фирма Вельзеров владела также разработками
меди и серебра в Америке. Наряду с этим Вельзеры участвовали в
Южной Америке в работорговле и использовали свои связи и капи-
талы для проведения там своей собственной колониальной политики.
Фуггеры распространили свои вклады помимо горной на другие от-
расли промышленности. Таким образом, Фуггеры и другие крупные
компании Южной Германии в известном смысле сочетали деятель-
ность ростовщиков, торговцев-монополистов и промышленников, при-
чем все эти функции переплетались. Извлекая капиталистическую
прибыль от эксплуатации наемного труда, они, однако, основные
доходы получали благодаря привилегиям и монопольным правам.
Предприниматели-раздатчики из среды бюргерства, владельцы ману-
фактур, главным образом рассеянных в городской округе, подрывали
своей деятельностью цеховые устои в городах и являлись носителями
прогрессивных тенденций в промышленном производстве. Но они
оказывались бессильными перед лицом торгово-ростовщических ком-
паний. Отсюда то большое возмущение, которое вызывала в кругах
немецкого бюргерства в XV-XVI вв. деятельность этих компаний,
распространявших свое влияние далеко за пределы Германии и игно-
рировавших специфически германские интересы. ^----^<"~^>.
Своеобразие экономического строя, политиче-
ская раздробленность и господство самых гру-
бых форм феодального произвола породили ост-
рые социальные конфликты. Особенность си-
туации заключалась в том, что конфликт
между угнетенными и эксплуататорскими классами переплетался с
ожесточенной борьбой внутри самого господствующего класса - меж-
ду соперничавшими суверенными князьями, между светскими и ду-
ховными князьями и феодалами, между высшими духовными и свет-
скими феодалами и мелким рыцарством, - а также с разногласиями
и противоположными интересами внутри бюргерства разных районов
страны. В раздробленной Германии объединение разнообразных тече-
ний оппозиции фактически оказалось невозможным.
ОБОСТРЕНИЕ В НАЧАЛЕ XVI В.
СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ
Большинство среднего слоя городского населения (бюргерства)
включало богатых, средних и часть мелких собственников - масте-
ров, ремесленников, торговцев, страдавших от непосильных налогов,
от постоянных междоусобных войн Гй и грабежей на больших дорогах,
от засилья привилегированных монополистических компаний. В среде
бюргерства все больше нарастало оппозиционное настроение, но в
условиях недостаточно развитых внутренних связей и политической
раздробленности страны немецкое бюргерство в отличие от среднего
слоя горожан в некоторых других странах Европы не сформировалось
в класс общенационального масштаба и не смогло объединить другие
оппозиционные силы. Оно интересовалось преимущественно узкомест-
ными вопросами и не ставило перед собой широких политических
целей. Что касается прослойки, которая к этому времени уже всту-
пила на путь буржуазных отношений, то ее удельный вес в общей
массе бюргерства был еще сравнительно невелик.
Политической активностью выделялось немецкое воинство (ры-
царство), оказавшееся в критическом положении. Развитие техники
военного дела в связи с изобретением пороха и рост значения пехоты
сделали ненужной тяжеловооруженную кавалерию, т. е. военную
службу рыцарей. Сохранение своего положения рыцари усматривали
в укреплении империи, в создании централизованного крепостниче-
ского государства, опирающегося на рыцарство и держащего в узде
крестьянство. Идеологи дворянства выражали недовольство всевлас-
тием князей, особенно засильем духовных князей и высшей церковной
иерархии вообще, являвшейся агентурой папского Рима. Само собой
разумеется, что этот идеал крепостнической империи не мог быть
принят ни бюргерством, ни крестьянско-плебейским лагерем.
Совершенно иной характер носила революционная оппозиция на-
родных масс города и деревни, не имевших в существующем феодаль-
ном обществе никаких прав. Одинаково бесправное положение кресть-
янства и городского плебса, подвергавшихся эксплуатации и угнете-
нию со стороны всего феодального общества, содействовало их сов-
местным выступлениям, направленным против самих основ феодаль-
ного строя.
Городской плебс был очень сложным по. составу. Он соединил в
себе элементы разложения феодально-цехового строя с низшими слоя-
ми нового, едва зарождавшегося буржуазного общества. В связи с
этим Энгельс отличает в"плебействе три группировки: 1) разоривших-
ся и обедневших горожан, потерявших свое место в обществе, 2) под-
мастерьев, стоявших вне официального общества, но мечтавших о
цеховых привилегиях для себя в будущем и 3) выброшенных из
деревни крестьян и отпущенных слуг, которые в общей городской
массе образовали зародыши пролетариата. Этот слой не только ока-
зался самым надежным союзником крестьян в антифеодальной борь-
организаторов.
Для классовой борьбы XVI в. характерно значительно более тесное
сближение крестьянской массы с городскими низами, чем в пред-
шествующий период. Усиление крестьянско-плебейского лагеря не
могло не оказать влияния на радикальные элементы в бюргерстве
и на известный подъем бюргерской оппозиции вообще. Это проявилось
в Германии в деятельности возобновившихся с начала XVI в. тайных
обществ <Башмака> (см. т. 1, гл. II).
В 1502 г. такое тайное крестьянское общество было раскрыто в
Шпейерском епископстве на Рейне. Участники заговора намеревались
совершить переворот в маркграфстве Баденском и соседних террито-
риях с тем, чтобы приступить к осуществлению намеченной ими
антифеодальной программы. Они считали необходимым раздел меж-
ду крестьянами имущества духовенства, сокращение числа духовных
лиц, упразднение всех феодальных платежей и феодальной зависи-
мости вообще, возвращение в свободное пользование крестьян всех
узурпированных общинных угодий. Участники общества рассчиты-
вали при этом не только на силу завербованных заговорщиков, но
главным образом на силу стихийного восстания народных масс. Зада-
чу тайного общества они видели в подготовке боевых групп для за-
хвата города Брухзаля в качестве опорного пункта, затем эти группы,
подняв знамя <Башмака>, должны повести народные массы сел и
городов, которые присоединятся к ним, в военный поход по всей
стране.
Однако дело не дошло даже до открытого выступления самих за-
говорщиков, планы которых были выданы предателем. Участники об-
щества и большинство его руководителей были арестованы (Иосу
Фрицу удалось избежать ареста) и казнены.
В 1513 и 1517 гг. во многих городах Германии происходили весьма
значительные, направленные против городской верхушки, волнения
бюргерства с активным участием в них плебейских масс. В такой об-
становке резкого выражения недовольства раскрыты были новые, уже
отражающие признаки дальнейшего подъема движения крестьянско-
плебейских масс, планы тайных обществ <Башмака>. Эти планы
включали важные политические требования. Наиболее общим из них
являлось требование упразднения всех властей кроме власти импе-
ратора, т. е. стремление к установлению государственного единства
путем устранения всех территориальных князей. Власть императора
признавалась только при условии, что он присоединится к восстав-
шему народу. В противном случае заговорщики намеревались его
свергнуть и обратиться за помощью и руководством к швейцарцам.
Оппозиция большей части бюргерства, состоявшей из цеховых
ремесленников и связанных с цеховым производством купцов, носила
умеренный характер. Она касалась в основном городских
порядков и направлялась против патрициата и его
управления городскими делами и финансами. Значительно более ра-
дикальными и широкими были требования тех элементов бюргерства,
предпринимательская деятельность которых была уже связана с за-
рождавшимися в стране капиталистическими отношениями. Требо-
вания этой части бюргерства, направленные против раздробленности
Германии, против произвола княжеских клик, отражены уже в пам-
флетах XV в. (см. т. 1, гл. II). Памфлетная литература, содержав-
шая требования коренных политических преобразований, получила
в предреформационной Германии широкое распространение.
Однако передовые элементы, объективно заинтересованные в под-
держке антифеодальной борьбы народных масс, составляли меньшин-
ство в немецком бюргерстве, основная масса которого продолжала
цепляться за свои сословные привилегии и не выходила в области
политических требований за рамки умеренной оппозиции. Только
борьба против заслужившего всеобщую ненависть в Германии засилья
папского Рима и высшего католического духовенства могла объеди-
нить, по крайней мере на некоторое время, разнородные слои немец-
кого бюргерства.
. В воинственной оппозиции к политическому строю, основанному
на территориальной системе, находилось и немецкое рыцарство. Но
реакционные рыцарские идеалы не могли, встретить со-
чувствия ни со стороны бюргерства, ни тем более со стороны народ-
ных низов. Тем не менее идеологи рыцарства, страстно призывав-
шие к борьбе с произволом князей и к освобождению Германии от
засилья папского Рима, играли известную роль в общем подъеме по-
литической оппозиции начала XVI в.
К началу XVI в. в странах Центральной и За-
падной Европы чрезвычайно возросли матери-
альные и политические претензии католиче-
ской церкви, ставшей весьма влиятельной
международной силой со сложным и разветвленным организмом.
Основанием для этих претензий было то, что католическая цер^
ковь служила в средние века идеологической опорой всего феодаль-
ного строя. Она учила,что мир и весь существующий порядок
в том числе и общественный строй, созданы богом и не подлежат ни-
какому изменению, а нам остается лишь покорность вла-
стям. Постулировалась идея об исконной <греховности> человека.
Согласно этому учению, человек греховен по самой своей природе и
собственными силами не способен <спастись>, т. <^искупить свою, гре-
ховность. Только_церковь может дать через свои~тайнства "^креще-
ние, покаяние, причащение" и др.)' недостающую^ человеку <благо-
дать> и обеспечить..ему....вечное <спасение>.
И папы и высший католический клир вполне сознавали значение
своего учения и своей организации в феодальном мире. Папский Рим
не без основания считал себя оплотом существующего строя в его
борьбе против всех подымающихся антифеодальных сил, а в конце
средних веков - оплотом начавшегося процесса национальной консо-
лидации народов. Отсюда претензии высшего католического духовен-
ства во главе с папой на то, чтобы установить свою политическую
гегемонию, подчинить себе светскую власть, использовать влияние в
целях своего обогащения. Папские дипломаты, сборщики церковных
поборов и продавцы индульгенций заполняли страны Европы.
Претензии католической церкви вызывали недовольство даже
крупных светских феодалов, но в значительно большей степени - жи-
телей городов, в которых зарождалась новая, буржуазная идеология.
В XV и XVI вв., притязания церкви встречали решительный отпор со
стороны королевской власти в тех странах, которые встали на путь
государственной централизации. В раздробленной же Германии папы
не хотели идти ни на какие уступки. Огромные суммы денег шли из
германских земель в папскую казну через разветвленную папскую
агентуру, к которой принадлежали прежде всего суверенные духов-
ные князья и всякого рода сборщики. Это обстоятельство в немалой
степени содействовало тому, что реформационное движение, почва
для которого подготовлена была и в других странах Европы, началось
ранее всего именно в Германии и объединило здесь наиболее широкие
слои населения.
Беззащитное состояние Германии перед лицом политических инт-
риг и финансовых вымогательств папской курии особенно проявилось
после краха попыток создания общеимперских учреждений, предпри-
нятых в конце XV в. вслед за созданием в Юго-Западной Германии
Швабского союза (см. т. 1, гл. II). По замыслу князей-инициато-
ров имперских реформ княжеский суверенитет в территориях дол-
жен был оставаться незыблемым. Но при таких условиях задача
обеспечения имперских учреждений реальными военными и финан-
совыми средствами оказалась неразрешимой.
Нетрудно себе представить, насколько особое положение церкви в
Германии содействовало усложнению и обострению внутренней обста-
новки. Вопрос об освобождении от папских претензий стал националь-
ной задачей немецкого народа. Требования церковной реформы содер-
жались в каждой из выдвигавшихся тогда программ политических
преобразований. Правда, каждая отдельная группировка понимала
реформу по-своему, вкладывая в нее особый,, смысл. Все же в Требо-
вании церковной реформы все разрозненные элементы общественной
оппозиции нашли на некоторое время свое общее выражение. Подъем
общественного движения бурно нарастал.
ГУМАНИЗМ В ГЕРМАНИИ
В идеологической подготовке общественного
подъема эпохи Реформации важное место при-
надлежит гуманистическому движению. Зарождавшиеся в немецких
городах буржуазные отношения создали благоприятные условия для
возникновения и развития новой идеологии. Уже около середины
XV в. в среде молодых магистров и слушателей немецких универ-
ситетов, к которым примыкали литераторы, проповедники, странст-
вующие поэты и другие образованные люди из разнообразных слоев
населения, возникали кружки для изучения произведений античных
авторов по примеру итальянских гуманистов эти кружки вступали
в борьбу' с церковно-богословским и схоластическим направлением,
господствовавшим в университетском преподавании. Новое направле-
ние мысли отстаивало самОстоятельный характер опытных наук по
отношению к богословию. В своих литературных произведениях более
радикальные немецкие "гуманисты, пропагандируя научное обо-
зрение и борьбу со схоластикой, затрагивали не только абстрактные
вопросы религии, философии и морали, но и вопросы, волновавшие
широкие оппозиционные круги, а именно: о национальном языке
немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии
и др. В произведениях гуманистической литературы конца XV и на-
чала XVI в. немало^обличительных страниц, насыщенных яркими
примерами, почерпнутыми из образцов народного творчества, из фоль-
клора, получившего в этих произведениях особое звучание.
. Пропаганду научных знаний, высоких моральных качеств и по-
ложительного отношения к радостям земной жизни, проникнутых
национальными мотивами обличения невежества и грубости богосло-
вов, монахов и церковников, мы находим уже у немецких гуманистов
второй половины XV в.-у Рудольфа А^рколы (1444-1485), у
Якова Вимпфелинт (1450-1526), у поэта^гуманиста Конрада Цель-
тиса лирические стихи которого проникнуты жизнера-
достным мироощущением, прославлением человеческой природы, сво-
боды человеческого духа и достижений культуры. Замечательным
произведением гуманистической литературы конца XV в. явился из-
данный в 1494 г. на немецком языке <Корабль дураков> (<Das Nar-
renschiff>). Эта сатира, написанная и иллюстрированная профессо-
ром Базельского университета Себастьяном Брантом (1457-1521),
построена в виде повествования о шумной толпе дураков, устрем-
ляющихся на корабль с целью отправиться в страну глупости Нар-
рагонию. В этой толпе собраны представители разных слоев герман-
ского общества - глупцы, создающие таким образом общую карти-
ну глупой жизни и порочного быта того времени. Сатира Бранта
содержала также нападки на рыцарей и знатных господ, которые
кичатся <благородством> своего происхождения, не обладая ни
доблестью, ни подлинным благородством души.
Вскоре после <Корабля дураков> Бранта появилась сатирическая
поэма <Рейнеке-Лис>, отражающая распространенные в народе про-
тест и возмущение актами феодального произвола, политическими не-
урядицами и господством грубой силы, характерными для политиче-
ской обстановки в Германии. Замечательный гуманист, профессор
поэзии Тюбингенского университета Генрих Бебель (1472-1518),
избрал жанр <фацетий> - коротких новелл, насыщенных фольклор-
ным материалом и остро обличительных по своему содержанию, в ко-
торых высмеивал нравы духовенства, схоластику и самую церковную
догматику. Среди фацетий Бебеля имеются и такие, которые навеяны
мотивами антифеодальной борьбы. В одной из них волк уверяет
крестьян, которые его преследуют за хищение овец из их стад, что
его преступления ничто по сравнению с хищническими действиями
феодалов и князей, отнимающих у крестьян не только плоды их полей
и стад, не только их добро, нажитое тяжелым трудом, но и их жен
и дочерей и даже жизнь.
В кругах немецких гуманистов в начале XVI в. большим автори-
тетом пользовались Эразм Роттердамский и Иоганн назван- Рейх-
лин, ные <двумя очами Германии>.
Эразм Роттердамский (1466-1536) - выходец из Голландии, свои
юные годы провел в монастыре, который ему удалось покинуть лишь
в 1493 г. Живя в Нидерландах, Франции, Англии, Италии и разных
городах Германии, Эразм с большим увлечением изучал произведения
итальянских гуманистов и античную литературу. Эразм Роттердам-
ский сам себя называл <гражданином Вселенной>. Однако в своей
литературной деятельности он был теснейшим образом связан с не-
мецкими гуманистами. В его творчестве нашли выражение характер-
ные особенности немецкого гуманизма, идеологии прогрессивных сло-
ев немецких городов.
Уже в ранних произведениях Эразма, в данной им трактовке идеи
свободы воли, в стимулировании волевой активности человека во всех
сферах жизни, получила свое особое выражение направленность
гуманистической мысли против теологического фатализма, подчерки-
валась роль человека, его разума и целенаправленной воли в форми-
ровании собственного характера его' индивидуальности в
процессе движения к высшему нравственному совершенству. Принци-
пы которого противопоставлялись порабощающей человеческий дух
идеологии средневекового католицизма. В сатирической литературе
XVI в. выдающееся место занимает произведение Эразма <Похваль-
ное слово Глупости>, опубликованное в 1509 г. В этой и в другой
сатире <Домашние беседы>, законченной в 1518 г., Эразм тонкой
иронией и остроумной, не всегда сразу уловимой насмешкой вскрывал
недостатки и пороки современного ему общества. Во всех областях
политической, культурной и церковной жизни он видел пошлость,
пустой формализм, бессмысленную догматику и прежде всего глу-
пость - отсутствие всякого разумного начала.
В сатире Эразма больше всего достается схоластической <науке>,
богословам и монахам. В несколько более сдержанном тоне он говорит
о пороках высшего католического клира - епископов, кардиналов и
пап. В разных произведениях Эразма, написанных до выступления
Лютера, указывается и на пороки социальных и политических по-
рядков современного ему общества, на бедственное и беспомощное
положение широких слоев народа, на политический произвол и тира-
нию королей, князей и феодалов. Резкой критике Эразма подвергались
войны его времени, которые велись в интересах правителей и воен-
ных клик, а народам приносили только огромные бедствия. Но Эразм
видел причины всех общественных пороков лишь в отсутствии пра-
вителей, способных организовать государство на разумной и спра-
ведливой основе.
Высмеивая внешнюю обрядовую сторону католической церкви,
феодальную идеологию и всю систему средневековых воззрений,
Эразм объективно отстаивал основы зародившихся буржуазных отно-
шений, но вместе с тем он отражал и характерную для его времени
незрелость оппозиционной мысли. При всем радикализме своей
сатиры Эразм старался сохранить принципы религиозно-церковного
мировоззрения, требовал подведения под христианскую религию ра-
ционалистической основы и решительно высказывался против всякого
реформационного переворота.
Другой крупный деятель гуманистической культуры в Германии
Иоганн Рейхлин (1455-1522) стремился примирить христианскую
мораль с гуманизмом и доказать, что христианская религия устанав-
ливает связь божественного с человеческим и тем самым признает
положительное значение земной жизни и находит божественное в
самом человеке. У Рейхлина <христианская идея> расплывалась в
широкое понятие человеческой культуры у разных народов и в раз-
ное время. Такое широкое понимание христианства не имело, по
существу, ничего общего с католической догматикой. В соответствии
с этим Рейхлин считал, что изучать сущность христианства следует
подвергая критическому анализу первоисточники, а не в духе церков-
ной догматической традиции.
Подобно Эразму Роттердамскому, Рейхлин старался избежать кон-
фликтов с католической церковью. До конца своих дней он оставался
противником реформации. Однако его борьба с обскурантами - с
реакционными католическими богословами - не ограничивалась об-
ластью абстрактной полемики. Уже на исходе первого десятилетия
XVI в. Рейхлину "пришлось вступить в открытую борьбу с самым
реакционным воинственным отрядом <обскурантов> - с кельнскими
теологами. На сторону Рейхлина стали все передовые умственные си-
лы тогдашней Германии и прежде всего радикальные кружки моло-
дых гуманистов, объявивших себя <рейхлинистами>. Самый предмет
борьбы был назван <делом Рейхлина>. Начало <дела Рейхлина> отно-
сится к 1509 г., когда кельнские теологи стали добиваться уничтоже-
ния еврейских религиозных книг, являющихся, по их словам, враж-
дебными христианству. Запрошенный по этому делу в качестве
эксперта Рейхлин высказался против огульного уничтожения еврей-
ских книг, часть которых он считал ценными источниками по изуче-
нию христианства. Этот спор вылился в страстную принципиальную
борьбу по вопросу о возможности или невозможности критической
трактовки религиозных догматов.
Наиболее решительную позицию в <деле Рейхлина> занял кружок
радикальных гуманистов при Эрфуртском университете, руководимый
Муцианом Руфом из Готы. Членами этого кружка были такие видные
гуманисты, как Ульрих фон Гуттен, Крот Рубиан и Эобан Гесс.
В 1515 г. кружок выпустил остроумно и талантливо составленную
сатиру <Письма темных людей>, разоблачавшую невежество и нрав-
ственное разложение кельнских теологов и их собратьев, высмеивав-
шую их бесконечные схоластические споры по пустякам, их <кухон-
ную> латынь и т. д. Одним из авторов анонимно выпущенных <Пи-
сем> был самый выдающийся член эрфуртского кружка Ульрих
фон Гуттен (1488-1523).
Гуттен родился в семье рыцаря. Отданный в монастырь, Гуттен
шестнадцати лет от роду бежал оттуда и, отвергнутый отцом, избрал
себе полную лишений жизнь странствующего поэта. Уже ранние про-
изведения отражают его глубокую преданность гуманистическим иде-
алам и резко отрицательное отношение к господствующим слоям тог-
дашней Германии.
В 1513 г., после посещения Италии, Гуттен начал литературную
борьбу против Рима, публикуя эпиграммы на папу Юлия II, в кото-
рых изобличал безнравственный образ жизни папы и высмеивал
индульгенции. Гуттен привез из Италии и опубликовал в Германии
сочинение итальянского гуманиста Лоренцо Баллы <О ложном и вы-
мышленном дарении Константина> - разоблачение фальшивки, яко-
бы выданной папе римским императором IV в. Константином, на ко-
торую опирались папы в своих притязаниях на подчинение им свет-
ской власти. Это произведение итальянского гуманиста рассматрива-
лось Гуттеном как важное орудие в политической борьбе против пап-
ского Рима.
В действительности политическая программа Гуттена не могла
стать популярной среди более или менее широких слоев немецкого
народа. В отличие от большинства гуманистов, выражавших настрое-
ния отдельных прослоек городской оппозиции, Гуттен был связан
с низшим, разоренным дворянством, с той его частью, которая, по
словам Энгельса, быстрыми шагами шла к своей гибели и видела
свое спасение в восстановлении старой империи^ Идеологи рыцарства^
становление империи приведет также и восстановлению былой поли-
тической роли этого социального слоя. Этот политический идеал
рыцарства несомненно был реакционным. Однако Гуттен, поддержи-
вая военные планы рыцарства, связывал их с победой патриотическо-
го движения в Германии над папским Римом и его агентурой и видел
залог этой победы в том, что успехи пропаганды гуманистических
риальному освобождению внутренних сил страны от римского
влияния.
Ульрих фон Гуттен представляется нам, таким образом, глубоко
противоречивой натурой. Мы наблюдаем у него сочетание реакцион-
ных политических планов с энергичной поддержкой умственного дви-
жения Германии. Впоследствии Гуттен стал яркой фигурой среди
борцов за Реформацию. Говоря о Гуттене и Зиккингене как о <дво-
рянских представителях революции>, Маркс писал, что <они в своем
воображении были революционерами>.
НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ
Особенности экономического, социального и по-
литического развития ряда германских земель,
переживаемая в начале XVI в. эра бурного
экономического и социального подъема в сочетании с особо неблаго-
приятной ситуацией политического развития и многообразие
разрозненных интересов, усиливавшаяся сеньориальная реакция, ут-
вердившаяся система политической раздробленности, особое положе-
ние в стране католической церкви было причиной того, что ре-
формация - событие, общее для многих европейских стран, - приняла
в Германии характер широкого общественного движения, стала пер-.
вой крупной борьбой против феодализма в Европе.
С началом реформационного движения было связано выступление
Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций.
Мартин Лютер (1483-1546) родился в городе Эйслебене (Саксо*
ния) - одном из крупных в то время центров медной промышленно-
сти. Его отец занимал видное место среди богатых владельцев плави-
лен и меднорудных разработок. В своей предпринимательской дея-
тельности этот слой бюргерства испытывал постоянные затруднения
и терпел ущерб от того, что управление горным делом находилось в
руках представителей княжеской власти, в пользу которой шла зна-
чительная доля добывавшихся металлов. Лютер вырос, таким обра-
зом, в среде недовольного своим положением бюргерства, в обстановке
нараставшей общей оппозиции к католическому духовенству. Восем-
надцати лет он поступил в Эрфуртский университет, близко позна-
комился с членами радикального кружка гуманистов и одно время
находился под их влиянием. Однако, окончив университет, Лютер по-
ступил в августинский монастырь, где окончательно сложилось его
мировоззрение.
Вопреки учению католической церкви, Лютер провозгласил, что
церковь и духовенство не являются посредником между человеком
и богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что
она может давать людям посредством таинств <отпущение грехов> и
<спасение души> в силу особых полномочий от бога, которыми она
якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило,
что человек достигает <спасения души> (или <оправдания>) не через
церковь и ее обряды, а при помощи <веры>, даруемой ему непосред-
ственно богом. Тем самым отвергались претензии духовенства на гос-
подствующее положение в мире. Объявив <веру> человека единствен-
ным средством его общения с богом. Лютер вместе с тем утверждал,
что и мирская жизнь человека, и весь мирской порядок, который
обеспечивает возможность предаваться <вере>, составляет важный
момент христианской религии. Тем самым Лютер выразил общее
стремление бюргерства избавиться от политического и идеологическо-
го засилья папской церкви и придать значение и силу религиозного
авторитета светским учреждениям и светскому государству.
Отрицание Лютером доминирующей роли церкви и духовенства
выражалось и в его положении о том> что источником религиозной
истины является не <священное предание>, т. е. постановления церк-
ви и папские декреты, как утверждает католическое учение, а Свя-
щенное писание (канонические книги Ветхого и Нового завета).
Роль церкви и духовенства должна, по мнению Лютера, сводиться
только к разъяснению текстов Священного писания и склонению хри-
стиан к <вере>. Свободного толкования самими христианами текстов
Священного писания Лютер не допускал, так как он знал, что и рево-
люционные элементы оппозиции аргументируют свои положения эти-
ми текстами, толкуя их по-своему.
В лютеровском реформационном учении нашла свое выражение
классовая ограниченность немецкого бюргерства. Лютер не развивал
своего учения в том направлении, которое позволило бы делать вывод
о необходимости политических и социальных преобразований в обще-
стве. Усматривая значение светского государства в том, что оно уста-
навливает в мире необходимый для христианской жизни <порядок>,
Лютер утверждал, что эти функции выполняются государством в
любом его виде, что христианская внутренняя религиозность требует
твердо установленной системы общественных отношений без их изме-
нений по существу. Практически это означало, что правившие в Гер-
мании князья и феодалы рассматривались Лютером как необходимая
опора Реформации. Маркс обратил внимание на то, что провозглашен-
ная Лютером внутренняя религиозность так же предназначена для
порабощения человека, как и отвергнутая им внешняя религиозность
католической церкви. <Лютер, - писал Маркс, - победил рабство
по набожности только тем, что поставил на его место рабство
по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет
веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он осво-
бодил человека от внешней религиозности, сделав религиозность вну-
тренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив
оковы на сердце человека> ^
Консервативное большинство немецкого бюргерства, выступившее
в лице Лютера против католической церкви, не решилось заявить о
необходимости изменения общественных отношений. Однако в напря-
женной обстановке Германии тезисы Лютера оказали, по словам
Энгельса, воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку
пороха. Вокруг них объединились все <многообразные взаимно пере-
крещивающиеся стремления> разных слоев оппозиции. Каждая груп-
пировка вкладывала в тезисы Лютера свои социальные требования^
а не то, что имел в виду их автор. Что же касается народных масс,
то они вообще не вникали в схоластические тонкости лютеровских
ограничительных рассуждений богословского характера. Реформация
воспринималась ими как требование не только церковных преобразо-
ваний, но и социального освобождения.
Сам Лютер не остался в стороне от поднявшейся бури всеобщего
движения. Только опираясь на это движение, он мог занять твердую
позицию против римской курии, которая хотела с ним быстро покон-
чить. Лютер отказался явиться в Рим на допрос и суд, а попытки
папского легата кардинала Каэтана добиться от духовных и светских
властей ареста Лютера потерпели в обстановке роста общественного
движения Германии полную неудачу. На состоявшемся летом 1519 г.
в Лейпциге диспуте между Лютером и воинствующим папистом,,
профессором богословия Экком Лютер в ответ на обвинение его в
гуситской <ереси> смело заявил, что в учении Гуса имелись истинно
христианские положения и что осуждение Гуса Констанцским собо-
ром и его сожжение не могут быть признаны правильными. Это был
уже полный разрыв со всей католической традицией.
В своих полемических произведениях 1520 г. Лютер призывал
<против неистового бешенства> приверженцев папского Рима действо-
вать не только словом, но и оружием. <Если, - писал он, - мы веша-
ем воров, казним разбойников, сжигаем фанатиков, то почему не
броситься с оружием в руках на этих главарей разврата, на этих
кардиналов, пап и на всю свору римского Содома>.
21 сентября 1520 г. была опубликована папская булла об отлуче-
нии Лютера от церкви. Лютер ответил на нее рядом резких статей,
а 10 декабря сжег буллу во дворе Виттенбергского университета в
присутствии студентов. Решительная позиция, занятая Лютером в
борьбе с папским Римом, поставила его в первые годы Реформации в
центр всего общенародного движения против католического духовен-
ства, которое имело большое политическое значение. Это движение,
выражая стремление всех прогрессивных слоев немецкого народа к
избавлению своей страны от влияния чужеземных сил, было, по су-
ществу, движением против политической раздробленности.
В 1520 и в начале 1521 г. имя Лютера сдела-
лось настолько популярным в разных слоях
немецкого народа, что папский представитель
вынужден был признать в своем донесении в Рим: <Девять десятых
Германии кричат <Лютер!>; остальная десятая- по меньшей мере-
<Смерть римскому двору!> Однако тогда же стал выявляться разно-
родный характер тех требований, которые связывали с лютеровской
Реформацией разные слои оппозиции. На Лютера ссылались многие
народные проповедники, выдвигавшие далеко идущие требования о
преобразовании общественного строя. Большие надежды стали возла-
гать на Лютера деятели рыцарской оппозиции. Идеолог этой оппози-
ции - выдающийся гуманист фон Гуттен, вначале равнодушный к
религиозным спорам, и военный руководитель рыцарства Франц
фон Зиккинген приветствовали Лютера как соратника в общей борьбе
за освобождение Германии от влияния и засилья папского Рима,
призывая его присоединиться к готовившемуся рыцарскому восста-
нию. Гуттен написал тогда ряд диалогов: <Лихорадка 1>, <Лихорад-
ка II>, <Вадиск или Римская троица> и др., - в которых он энергично
разоблачал порочную, паразитическую жизнь папского окружения и
всей католической иерархии. Национальными мотивами проникнуты
диалоги Гуттена и особенно его поэма <Жалоба и предостережение>.
Гуттен считал, что рыцари призваны играть ведущую роль в освобо-
дительной войне немецкого народа и стремился убедить всех немцев
довериться рыцарству. Задачи поднятого Реформацией движения Гут-
тен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой вой-
не, которая приведет к возвышению рыцарства и превращению его в
господствующую политическую силу в освобожденной от римского
засилья империи.
Ближайшие годы показали, что эти мечты идеологов рыцарства
обречены на провал. В поднятом в 1522 г. под руководством Зиккин-
гена восстании против трирского архиепископа рыцари оказались изо-
лированными. Не только крестьяне, но и горожане остались к ним
равнодушными. Перешедшие в наступление князья разрушили замок
Зиккенгена. Сам он был смертельно ранен. Участвовавший в органи-
зации восстания Гуттен бежал в Швейцарию, где вскоре умер. Ры-
царское восстание потерпело полное поражение.
Причина краха рыцарского восстания 1522 г. заключалась в по-
литической беспочвенности попытки превращения Германии с ее
богатыми и могущественными городами в крепостническую империю.
Результатом провала рыцарей, присоединиться к которым Лютер от-
казался, был уход оппозиционной их части из лагеря Реформации, что
положило начало распаду всего лагеря.
В 1521 г. Лютер продолжал бороться за Реформацию со всей не-
примиримостью. В этом году ему пришлось столкнуться с император-
ской властью. Император Священной Римской империи Карл V,
являвшийся также королем Испании и ее обширных владений в Но-
вом Свете, стремился превратить империю во всемирную католиче-
скую монархию Габсбургов. В Реформации Карл V усматривал опас-
ное для его планов движение.^1а Вормсском рейхстаге 1521 г., на
котором присутствовал император, вызванному туда Лютеру было
предъявлено категорическое требование отречься от своего учения.
Но Лютер' занял твердую позицию и решительно заявил: <На этом я
стою и не могу иначе!> Весьма характерно, что в этой своей твердой
позиции Лютер стремился опереться уже не на широкое народное
движение, а на группу светских князей, возглавлявшуюся саксонским
курфюрстом Фридрихом. Фридрих выступал против великодержавных
политических планов императора и видел в лютеровской Реформации
важное орудие против императорской политики создания единой ка-
толической монархии. На Вормсском рейхстаге был издан император-
ский эдикт, предписывающий арестовать Лютера, предать огню все
его произведения и конфисковать имения его сторонников. От дейст-
вий грозного Вормсского эдикта Лютера спас Фридрих Саксонский,
укрывший его в замке Вартбург близ Эйзенаха.
С этого времени все больше и больше выявлялось стремление
Лютера связать судьбу Реформации с интересами князей. По мере
того как стали обнаруживаться расхождения разных примкнувших
к Реформации классов, Лютер, отражавший настроения консерва-
тивной части бюргерства, не мог уже оставаться центральной фигурой
всеобщего народного подъема. Среди более активных и радикальных
слоев бюргерства нарастало недовольство стремлением Лютера огра-
ничить Реформацию лишь областью религиозного учения и держаться
в стороне от политической борьбы.
Во время пребывания Лютера в Вартбурге реформационное дви-
жение в Саксонии оказалось под влиянием более радикальных дея-
телей-профессора Виттенбергского университета Андреаса Карл-
штадта, бывшего монаха Габриэля Цвиллинга и других, которые
произвели^ полный переворот в церкви и в положении духовенства.
Из церквей стали удалять алтари, иконы и освященный елей. Испол-
нение католической обедни было объявлено идолопоклонством. Карл-
штадт и Цвиллинг выступали с требованиями упразднения землевла-
дения духовенства и его привилегированного положения вообще.
В выступлениях Карлштадта восхвалялись трудолюбие и предприим-
чивость. Проповедуя активность в светских делах, Карлштадт гово-
рил: <Никто не может быть уверен в спасенье души, если он не за-
рабатывает свой хлеб трудом своих рук>. Католические деятели жа-
ловались, что под влиянием проповеди Карлштадта молодые люди
покидали школы и отправлялись на горные промыслы.
В проповеди и деятельности Карлштадта, Цвиллинга и других
виттенбержцев нашло свое отражение выступление на арену нового,
более радикального слоя бюргерства, который не удовлетворялся абст-
рактной Реформацией Лютера и желал ее распространения на область
светской жизни. Проявлением этой же тенденции в более радикаль-
ных кругах немецкого бюргерства было распространение в богатых
южных и западных городах учения швейцарского реформатора Уль-
риха Цвингли из Цюриха, который выступал против княжеского
деспотизма и требовал республиканского строя и политической авто-
номии для религиозных общин (см. гл. 26).
Настоящим же показателем раскола общего
лагеря Реформации являлось определившееся и
оформившееся в эти годы народное напра^-
вление, стремившееся к социальному переворо-
ту. Еще раньше среди крестьянских и плебейских масс вели пропаган-
ду представители народных <еретических> сект, для которых толко-
вание Священного писания являлось средством выражения социаль-
ного протеста. Но дальше проповеди ухода от <греховного> мира в
замкнутую секту и ожидания, что социальный переворот будет совер-
шен богом, проповедники-сектанты обычно не шли. Теперь же в на-
пряженной обстановке нараставшей антифеодальной борьбы народ-
ных масс и общественного подъема, вызванного реформационным
движением пропаганда пассивного ожидания сменилась призывами
к революционным действиям и толкованием смысла и значения Ре-
формации именно в этом духе.
Выразителем народного революционного понимания Реформации
стал Томас Мюнцер.
Мюнцер, ранняя биография которого неизвестна, выступил на
историческую арену в первые годы Реформации как один из сторон-
ников Лютера. Однако в 1520 г., прибыв по рекомендации Лютера
в качестве священника и проповедника в саксонский город Цвиккау,
Мюнцер не только обнаружил в совместной с лютеранами борьбе про-
тив францисканцев более резкий тон и решительные методы, но и
показал, что исходит из иных классовых позиций, привлекая на свою
сторону подмастерьев и беднейшие слои населения и вкладывая в по-
нимание Реформации новое революционное содержание.
Существовавшая в Цвиккау среди ремесленников секта анабаптис-
тов (т. е. перекрещенцев, требовавших крещения христиан в зрелом
^возрасте) под влиянием Мюнцера вышла из узких рамок сектантских
идей. Члены этой секты сделались эмиссарами Мюнцера по распро-
странению его революционного толкования Реформации по всей
Саксонии, что в немалой степени встревожило ближайших сторонни-
ков Лютера и самого саксонского курфюрста.
В понимании Мюнцера главные задачи Реформации заключались
не в установлении новой церковной догмы или новой формы рели-
гиозности, а в провозглашении близкого социально-политического
переворота, который должен быть произведен массой крестьян и
городской бедноты. Мюнцер ссылался на авторитет <слова божьего>,
но в самом Священном писании он усматривал лишь указания на
необходимые действия людей. У Мюнцера мы не находим упомина-
ния о какой-либо иной жизни, кроме земной. Он утверждал, что <зем-
ная жизнь должна быть возвышена до небес>, т. е. очищена от зла.
В этом смысле Мюнцер понимал и идеал установления <царства божь-
его на земле>.
Само представление Мюнцера о <слове божьем> в корне отлично
от лютеровского. Он обращает свой страстный гнев против <книжни-
ков> и буквоедов, которые знают только мертвые буквы и традицион-
ные тексты. Настоящее слово божье, по мнению Мюнцера, - это жи-
вение бога> в их собственном разуме. <Вера (для Мюнцера. -
Ред.), - пишет Энгельс, - является не чем иным, как пробуждени-
ем разума в человеке, и потому обладать верой могли и язычники> ^
Энгельс поэтому заключает: <... религиозная философия Мюнцера
приближалась к атеизму...> ^
У Мюнцера нет представления о боге как о стоящей над миром
индивидуальности. Для него бог неотделим от самого мира, это мир
<в целом>, сама идея <общего>, вдохновляющая и подчиняющая себе
все <творения>, т. е. все, что существует в мире. Идеал совершенства,
связанный у Мюнцера с его пониманием божества, является, по су-
ществу, социальным идеалом. Активную и самоотверженную деятель-
ность человека для общего блага"ТМюнцёр считал служением <богу>.
Наоборот, всякое действие в эгоистических интересах против общего
интереса Мюнцер определял как <безбожие>. Борьба с социальным
злом, борьба за устранение и уничтожение <безбожников> составляет,
по Мюнцеру, задачу ревнителя <дела бога>, и таким ревнителем он
считал трудящийся народ. <Вся власть, - писал Мюнцер, - должна
быть отдана простому народу>. Под народом, согласно его собствен-
ному разъяснению, Мюнцер понимал крестьян и бедный трудящий-
ся люд вообще. Врагами же <бога>, против которых должен быть на-
правлен народный меч, он считал тех, которые узурпируют общие
богатства мира и обрекают <простой народ> - единственного носите-
ля идеи высшей справедливости - на тяготы и постоянные заботы о
куске хлеба. Дворянские замки и монастыри должны быть уничтоже-
ны, Германия должна перестать быть княжеской и дворянской, по-
тому что, покрытая княжескими гнездами, она представляет собой
<разбойничий очаг>, - такова политическа