Тема 2. Политико-правовая мысль античности

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо исходить из того факта, что цивилизации ревнего Востока (Египет, Индия, Палестина, Китай) – это самый ранний тип общества, пришедший на смену первобытному. Государственные образования возникли здесь в конце IV -начале III тыс. до н.э. Исходя из этого следует выделить основные характеристики древневосточного государства и права.

Как можно доказать, что политическая мысль зародилась в русле религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя?

Каковы основные сюжеты политико-правовой мысли в эпоху зарождения государственно-правовых систем?

Что доказывает, что происхождение власти у мыслителей Древнего Востока трактуется как порождение сверхъестественной силы?

Каков характер верховной власти в древнекитайских мифах?

Чем вызван вывод мыслителей Древнего Востока о вечности земных законов?

Сформулируйте основные положения идеологии брахманизма и буддизма. Исходя из понятия дхарма (божественно предустановленные закон, долг, обычай, правило), проанализируйте такие источники политико-правовой мысли Древней Индии как “Законы Ману” (II в. до н.э.) и «Артхашастра» Каутильи (IV-III вв. до н.э.).

Необходимо обратить особое внимание на следующее положение “Артхашастры”: “Существуют четыре вида узаконивания дхармы – царский указ, священный закон (дхармашастры), судебное решение и обычай. Высшей силой в случае, если священный закон не согласуется с дхармой, обладает царский указ”. При отсутствии разногласий религиозному закону отдавалось предпочтение перед всеми другими.

На конкретных примерах, используя первоисточник, докажите, что юридическая мысль Древнего Востока оставалась сугубо прикладной, т.к. ее содержание касалось лишь искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия.

Раскройте положение Мо–цзы о договорном происхождении государства и управления: «Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека Поднебесной и сделали его сыном неба.... Только сын неба может создавать единый образец справедливости в поднебесной, поэтому в Поднебесной воцарился порядок».

Какие цели преследовала эта теория?

Прокомментируйте высказывание Конфуция: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться о наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится...».

При рассмотрении легизма следует исходить из того факта, что концепция управления легистов характеризуется низкой оценкой качеств своего народа и уверенностью, что только насилием можно призвать народ к порядку. В этой концепции отрицаются какие-либо права подданных по закону, обязательность закона для всех, в том числе тех, кто их издает. прокомментируйте тезис легистов: «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими».

1.Политико-правовая мысль Древней Греции.

Если на Древнем Востоке основной формой государственной организации были восточные деспотии, то в Древней Греции -это полисы (города-государства), которые позднее объединяются в государственные союзы. По формам правления можно выделить: демократия (Афины, Абдеры), олигархия (Фивы, Мегары), Тирания (Сиракузы), аристократия (Спарта).

Древнегреческое общество формировалось как общество политическое. Поэтому право изначально рассматривалось как нечто неразрывно связанное с политической, государственной жизнью, но отличное от нее. Этим объясняется выдвижение на первый план проблем свободы, справедливости, закона, правомерности. В рассуждениях о государстве и праве античные мыслители не выходили за рамки полиса, служащего для них образцом и провозглашенного высшей формой общественной организации. политико-правовая теория рано обособилась как самостоятельная часть знания. Античная цивилизация основывалась на рабстве. Жизнь человека жестко регламентировалась законом и обычаем.

В истории политико-правовой мысли Древней Греции выделяют три периода: ранний (IX-VI вв. до н.э.), связанный с возникновением древнегреческой цивилизации; классический (V-первая половина IV в. до н.э.) – время расцвета философской и политико-правовой мысли; эллинизм (вторая половина IV – II вв. до н.э.) – время упадка древнегреческой государственности, подпадение под власть Македонии, а затем Рима.

Античная политико-правовая мысль развивалась как идеология свободы – фундаментальной ценности и главной цели теории и практики.

Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н.э., когда политическим центром древнегреческого общества стали Афины. Политико-правовая мысль получила развитие в этот период в трудах софистов – философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде, народном собрании. В центре внимания с тех пор оказались проблемы права и политики, морали. Софисты утверждали, что законы является высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон, по Протаргору, есть выражение согласованной «взаимной справедливости», договор граждан или народа.

Закон полиса противопоставляется природному праву как разумному началу. Писаный закон – это человеческое изобретение, которое отличает условность, зависимость от сменяющих друг друга законодателей.

Принципиальным критиком софистов был Сократ (469-399 гг. до н.э.), считавший, что определяющим является закон. Он различал естественное право и закон полиса и считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к разумному началу. Разумное, справедливое и законное тождественны.

Под влиянием Сократа сложилось мировоззрение Платона (427-347 гг. до н.э.) -одного из величайших мыслителей античности. Идеальное государство трактуется Платоном в диалоге «Государство» как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной жизни. Теория идей – сердцевина платоновской философии. Миру предметов и явлений Платон противопоставил мир идей или общих понятий, которые существуют за пределами неба.

Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему аналогичны в государстве три начала – совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия -правителей, воинов и производителей. Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

В диалоге «Политик» Платон рассматривает три формы правления: монархию, власть немногих и власть большинства. Каждая из них рассмотрена в двух вариантах – правильная и неправильная. В результате Платон выделил шесть форм: монархия, построенная на основе законов – царская власть; монархия при несоблюдении законов – тирания; законная власть немногих – аристократия; незаконная власть немногих – олигархия; демократия на основе законов; демократия, не соблюдающая законы. Среди законных форм демократия является наихудшей, т.к. не имеет должного управления. Среди неправильных форм – наихудшая – тирания.

В работе «Государство» Платон изложил проект идеального справедливого государства, во главе которого должны стоять философы – «аристократы духа», способные воплотить небесный мир идей в земной жизни. Особенность идеального государства – отсутствие имущественного расслоения, отсутствие бедных и богатых. На страже государства, законов должно быть соответствующим образом устроенное правосудие. Для убеждения истинного государства необходима религия. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совещаются начала демократии и монархии.

В диалоге «Законы» Платон выдвинул еще один проект лучшего государственного устройства, в котором деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Идеальным государственным устройством здесь выступила смешанная форма, в которой присутствуют начала демократии и монархии: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Детальные и суровые законы должны жестко регламентировать публичную и частную жизнь людей. На страже законов стоит правосудие, которое не является самостоятельной властью, обособившейся государственной функцией.

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), который изложил свои взгляды в трактатах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития».

В отличие от Платона, Аристотель считал, что государство образуется вследствие природного влечения людей к общению. Люди последовательно создают семью, род или селение, государство, как высшую форму человеческого общежития, в котором полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Государство – продукт естественного развития: это высшая форма общения, достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан. Гражданин государства – это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства. К правильным формам государства Аристотель относит монархическое правление, аристократию и политию, а к неправильным -тирания, олигархия и демократия. Самая правильная из них – полития (смешение олигархии и демократии), в которой правит большинство в интересах общей пользы.

Со своими учениками Аристотель описал, проанализировал и сопоставил более 150 конституций и проектов. Классификация форм государства проводится по двум критериям – по цели и по числу правящих лиц (правление одного, немногих и большинства).

Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Право отождествляется с политической справедливостью и делится на естественное и условное (установленное). Естественное право то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. К таковым относятся все общественные явления: семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. под условным правом Аристотель понимает установления государства (писаные законы, обычное право). Естественное право выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. По мнению Аристотеля, «закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов». Политическое правление – это правление закона, а не людей.

Политико-правовые идеи Платона и Аристотеля положены в основу западноевропейской политико-правовой теории.

2. Политические и правовые учения Древнего Рима.

В Древнем Риме особое значение приобрели учения о единстве государства и права, с чем связано появление государственно-правовых теорий и появление науки – юриспруденции, которая трактовалась римлянами как науке о праве и государстве. Римские юристы использовали положения древнегреческих авторов в разработке теории закона. Были исследованы такие проблемы как: соотношение закона и права (Модестин, Юлиан, Цицерон, Цельс); отрасли права (Гай, Ульпиан, Папиниан, Павел).

Большой вклад в развитие политко-правовых идей внес Марк Туллий Цицерон (106 –43 гг. до н.э.) в своих диалогах и трактатах «О государстве», «О законах», «Оратор», «Об обязанностях».

Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа, согласованное правовое общение его свободных членов, «общий правопорядок». Государство порождено разумом, подражающим повелениям природы: «природа создала нас для того, чтобы мы разделяли между собой всю совокупность прав и пользовались ими все сообща» (диалог «О законах»).

Цицерон различает три простые формы правления: царская власть, власть оптиматов (аристократии0 и народная власть (демократия). Предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия, т.к. «полновластие народа приводит к тиранической власти толпы». Обязанности идеального гражданина обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Право устанавливается природой в силу ее божественного начала. Закон устанавливается людьми. соответствие или несоответствие человеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий и мерило их справедливости или несправедливости. Право народов рассматривается частью как положительное (установленное) право разных народов и частью как естественное право международного общения.

В трудах Цицерона политико-правовые идеи получили свое логическое завершение в качестве универсальнойидеологии государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: