Тема 1. Введение. Этапы становления науки о городе

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Основные направления изучения города: история, краеведение, география, искусствоведение, литературоведение, топонимика. Термины краеведения и топонимики.

Три основные периода петербургской топонимии: 1) доурбанистический (группы: балтийская, финно-угорская, славянская, шведская); 2) имперский (природные признаки, занятия жителей, национальная принадлежность, имена и фамилии домо – и землевладельцев, здания, учреждения, предприятия, сооружения, географические названия, фамилии выдающихся деятелей); 3) советский и постсоветский (природные, классовый подход к переименованию ”сословных” топонимов, политическая окраска “географических” и “именных” топонимов, внедрение новых идеологических стереотипов, имена деятелей революционных движений, в честь памятных дат, тема Великой Отечественной войны, переименования конца XX века). Студенты изучают топонимику, определяют историю города по названию улиц, рек, мостов города в целом и своего района. Знания о городе накапливались постепенно, по мере того как рос и развивался сам Петербург, и практически невозможно перечислить всех тех, кто внес свой вклад в науку о городе. Поэтому знакомство с историей петербургского краеведения следует начать с трудов известных ученых: Н. Анциферова, И. Гревса, П. Столпянского, В. Курбатова, А. Нечаева и др.

Тема 2. Петербург петровского времени

Основание Петербурга. Возвращение исконно русских земель, причины Северной войны. Своеобразие рождения, строительства и экономического развития города. Взятие крепостей Нотебург и Ниеншанц. Закладка Петропавловской крепости, а позднее Кронштадтской. Основные направления градостроительной политики, заложенные в I половине XVIII века: формирование центра города, прокладка улиц, три типа построек. Регулярный и радиальный типы планировки города. Зарождение и развитие стиля раннего (петровского) барокко. Творчество архитекторов Д. Трезини, Г. Маттарнови, Ж.-Б. Леблона.

Реформы Петра I в области культуры, науки, образования: деятельность первого государственного музея – Кунсткамеры, открытие театра, учреждение ассамблей, открытие начальных, профессиональных и общеобразовательных учебных заведений, Морской академии, Академии наук, учреждение высших органов государственного управления России – Сената и Синода, введение гражданского шрифта, издание газеты «Ведомости», открытие типографии, библиотеки. Сподвижники Петра I: Я. Брюс, Б. Шереметев, А. Репнин, А. Меншиков, Ф. Апраксин, Ф. Прокопович и др.

Тема 3. Петербург во второй половине XVIII в.

Развитие города. Творчество архитекторов Ф. Растрелли, С. Чевакинского и развитие ими стиля барокко (позднее). Смена стилей, зарождение классицизма. Представители раннего классицизма Ж.-Б. Вален-Деламот, А. Ринальди, А. Кокоринов, Ю. Фельтен, В. Баженов, И. Старов. Создание первых набережных Петербурга, первые каменные мосты, дворцы и парки Северной столицы, создание и переустройство пригородных резиденций: Гатчины, Царского Села, Павловска, Петергофа и Ораниенбаума. Понятие регулярный и пейзажный парк. Становление классицизма. Творчество архитекторов Ч. Камерона, Дж. Кваренги, В. Бренны. Формирование нового облика Петербурга, новые типы зданий: здание Академии наук, Эрмитажный театр, Мариинская больница, банки, манежи, храмы. Вопросы городского управления. Жалованная грамота городам. Итоги правления Екатерины II. Развитие науки, культуры, образования во время правления Екатерины II: учреждение Смольного института для благородных девиц, открытие Воспитательных домов, коммерческого училища, проведение школьной реформы, назначение директором Российской академии наук княгини Е. Р. Дашковой, деятельность И. Кулибина, И. Ползунова, А. Сумарокова, Д. Фонвизина, С. Щедрина, В. Боровиковского, Э. Фальконе и др. Создание и деятельность Эрмитажа.

Тема 4. Петербург I половины XIX века.

Победа русского оружия в войне 1812 г. и ее отражение в культуре и архитектуре Санкт-Петербурга. Зарождение стиля ампир. Понятие «ансамбль». Новые ансамбли столицы (Ж. Тома де Томон, К. Росси, Воронихин, Захаров, Монферран, Штекеншнейдер). Основание Царскосельского Лицея. Открытие Практического технологического института, Медико-хирургической академии, Главного педагогического института и др. учебных заведений.

Литература I половины XIX века: журналы «Отечественные записки» и «Современник», развитие русского литературного языка, литературное объединение «Арзамас»; творчество В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Грибоедова, М. Лермонтова и др. Пушкинский Петербург. Салоны XIX века: литературные (Г. Р. Державина, «Арзамас», «Беседа любителей русского слова», «Зелёная лампа», Олениных и др.), театральные и музыкальные («Чердак» А. Шаховского, братьев Виельгорских), дамские (Е. Голицыной, Кутузовых, Карамзиных, А. Смирновой-Россет). Театры Санкт-Петербурга: Александринский, Большой театр оперы и балета и др.

Восстание декабристов (14 декабря 1825 года) и его отражение в топонимике города.

Тема 5. Петербург II половины XIX века.

Реформы Александра II и их отражение в общественной жизни Петербурга: отмена крепостного права, «Городовое положение» 1870 г., создание городской думы и городской управы и др. Реформы в сфере народного образования: «Положение о начальных народных училищах», университетский устав. 1865 г. утвержден новый цензурный устав. Расцвет издательского дела (А. С. Суворин), появление новых сатирических журналов «Свисток», «Искра».

Наука второй половины XIX стала периодом новых выдающихся свершений: естествознание (И. Сеченов, И. Павлов, И. Мечников, К. Тимирязев, Д. Менделеев, А. Бутлеров и др.), математика (П. Чебышев, С. Ковалевская), физика (А. Столетов, А. Лодыгин, П. Яблочков, А. Попов), воздухоплавание (А. Можайский). Крупнейший вклад в мировую науку внесли русские географы и путешественники: П. Семёнов-Тян – Шанский, Н. Миклухо-Маклай, А. Воейков, Н. Пржевальский. Все они были связаны с Петербургом.

Ведущим направлением в художественной литературе этого периода стал критический реализм. Яркими представителями этого направления были Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Некрасов, А. Чехов и др.

В театральном искусстве утверждение реалистического направления неразрывно связано с драматургией А. Н. Островского. Важнейшим центром театральной культуры оставался Александринский театр. На его сцене блистали: В. Самойлов, К. Варламов, Н. Савина, П. Стрепетова, В. Давыдов. Огромных успехов достигла музыкальная культура (деятельность «Могучей кучки», П. Чайковского, А. Рубинштейна), в 1862 г. открылась первая русская консерватория в Петербурге. Всё большее место в репертуаре Мариинского театра стали занимать русские оперы и балеты (балетмейстеры М. Петипа, Л. Иванов). Н. А. Римский – Корсаков – пропагандист русской музыки за рубежом.

В изобразительном искусстве отмечается заметный подъём, принесший русскому искусству мировую славу. Образование «Товарищества передвижных художественных выставок» (И. Крамской, братья В. и А. Васнецовы, И. Левитан, В. Поленов, В. Перов, И. Репин, В. Суриков, И. Шишкин, Н. Ярошенко и др.).

Значительный вклад в мировое искусство внесли русские скульпторы, украсившие Петербург своими произведениями: А. Опекушин (А. С. Пушкину; П. Еропкину, А. Волынскому и А. Хрущову), М. Микешин (Екатерине II), П. Забелло (М. В. Ломоносову), И. Шредер (Н. Пржеальскому, И. Крузенштерну), В. Крейтан (В. Жуковскому, Н. Гоголю, М. Лермонтову).

Во второй половине XIX века в Петербурге началось активное строительство общественных зданий, фабрик, заводов, жилых домов. Эклектика – основное направление в архитектуре середины XIX – начала XX века.

Формируется «национальный стиль» в духе традиционного русского зодчества (собор Св. Петра и Павла в Петергофе арх. Н. Султанов; храм Воскресения Христова, получивший название «Спаса-на-Крови» арх. А. Парланд, подворье Троице-Сергиевой лавры наб. реки Фонтанки, 44 и Троице-Сергиева приморская пустынь близ Стрельны арх. А. Горностаев и др.).

Тема 6. Петербург в конце XIX века.

Вступление на престол Николая II. Социально-политическая борьба в конце XIX - начале XX века. Создание петербуржского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» (руководители А. Ванеев, П. Запорожец, В. Ульянов, Ю. Мартов и др.), переход к новой тактике – массовой экономической и политической агитации среди рабочих и организации ряда крупных забастовок («Обуховская оборона»). Формирование политических партий: эсеры, социал-демократы, кадеты, октябристы и др. Развитие транспорта, медицины, науки порождало потребность в развитии всей системы образования в России. В царствование Николая II правительство предпринимало усилия для расширения сети начального и среднего образования (высшие начальные училища, преобразования гимназического образования, создание частных коммерческих училищ, воскресные школы). Создание на частные средства «народных домов» (Лиговский народный дом графини С. В. Паниной, народный дом императора Николая II на Кронверкском проспекте и др.). Огромную роль в распространении знаний и просвещении народных масс играли отечественные книгоиздатели А. С. Суворин и И. Д. Сытин, а также периодическая печать: «Нива», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Научное обозрение», «Мир божий» и др.

13 апреля 1895 года был подписан царский указ об учреждении «Императорского музея русского искусства имени Александра III». В 1898 г. музей был открыт в Михайловском дворце. Русский музей – «энциклопедия отечественного искусства». Филиалы музея.

Разносторонность деятельности архитекторов – практики-строители, талантливые художники и блестящие мастера интерьера (А. Гоген, А. Резанов, Г. Боссе, Н. Л. Бенуа и др.).

Развитие транспорта (омнибусы, конки, трамваи), реконструкция в связи с этим городских магистралей.

Тема 7. I – я половина ХХ века Петербурга – Петрограда – Ленинграда

Общественно-политическая жизнь города: создание Государственной думы, поражение в Русско-японской войне, революции 1905, 1917 годов и их отражение в топонимике города. Патриотическое движение общественности Петрограда в связи с Первой мировой войной (частные госпиталя, благотворительные аукционы и продажи и др.). Реконструкция города, борьба за сохранение памятников истории и культуры Петербурга – Петрограда. Создание Музея Старого Петербурга. Деятельность журнала «Старые годы».

Понятие «Серебряный век» в русской культуре. Расцвет всех направлений искусства и литературы: символизм, акмеизм, футуризм, реализм. Литературные и художественные салоны Петербурга – Петрограда («Башня» Вячеслава Иванова, «Подал Бродячей собаки», «Мир искусства», журнал «Аполлон»).

Новый стиль в архитектурном убранстве города. Архитекторы стиля модерн: П. Ю. Сюзор (Дом книги – торговый дом акционерной компании по изготовлению швейных машин «Зингер»), Г. В. Барановский (здание Елисеевского магазина), Р. Мельцер (здание Ортопедического института, особняки на Каменном острове), Ф. Лидваль (гостиница «Астория») и др.

Театральная жизнь города: императорские театры, частные театры (Комиссаржевских, Суворина и др.); новый жанр – мелодекламация. Великие деятели: Ф. Шаляпин, А. Павлова, Т. Корсавина, В. Комиссаржевская и др.

Дом Искусств. Деятельность культурных организаций начала XX века. Создание М. Горьким издательства «Всемирная литература». Декреты А. В. Луначарского в области культуры. Появление музеев нового типа: дворцово-парковые ансамбли, бывшие царские резиденции; Музей Города, Музей революции, Музей Арктики и Антарктики, музеев-квартир видных политических деятелей, писателей и поэтов (В. Ленина, Ф. Дзержинского, С. Кирова, А. Пушкина, Н. Некрасова). Создание первых монументов советского государства – Ленинский план монументальной пропаганды. Новые тенденции в архитектуре, стиль конструктивизм. Творчество архитекторов социалистического Ленинграда: Н. Троцкий, А. Гегелло, А. Оль, Л. Ильин и др.

Тема 8. Культурная жизнь блокадного Ленинграда. Восстановление города после Великой Отечественной войны.

Начало Великой Отечественной войны. Деятельность организаций культуры по эвакуации ценностей в глубь страны. Подготовка города к обороне. Ленинград в кольце врага. Жизнь блокадного Ленинграда. Деятельность научных и культурных учреждений (институты, Академия наук, музеи города, театры, исполнение 7 симфонии Шостаковича и т.д.). Огромное воздействие радиопередач на дух горожан (О. Берггольц, Вс. Вишневский). Меры, предпринятые руководством города по сохранению памятников культуры. Урон, причиненный фашистами, во время войны культурному достоянию города и области.

Деятельность Государственной инспекции по охране памятников в сохранении, реставрации и восстановлении архитектурного убранства города.

Генеральный план застройки Ленинграда 1948 года: строительство новых районов и реконструкция старых (Финляндский вокзал, застройка Выборгской стороны, Гавани, Невского проспекта и др.). Восстановление промышленности и жилого сектора, научных и образовательных учреждений, возрождение памятников культуры. Творчество архитекторов А. Никольского, В. Белова, Б. Журавлёва и др. Стиль «Сталинский ампир» и его воплощение в подземных интерьерах метрополитена (первая ветка). Крупнопанельное домостроение. Монументальные архитектурные комплексы (новое здание Театра юных зрителей, дворец спорта «Юбилейный», большой концертный зал «Октябрьский»).

Тема 9. Ленинград 70-90-ые годы ХХ века.

Развитие музейной сети города: государственные музеи-объединения (Государственный музей истории Ленинграда); музеи-квартиры (Ф. Достоевского, Н. Римского-Корсакова, А. Блока и др.); производственные (музеи на промышленных предприятиях Кировском заводе, Пролетарском заводе и др.); вузовские (Государственного университета, Технологического института, Политехнического института и др.); школьные музеи (различались по тематике: по истории школы, по истории района, посвященные героям Великой Отечественной войны и др.).

Современное строительство. Рост города, включение в городскую территорию бывших пригородов: Юго-запад, Купчино, новая часть Невского района, Шувалово - Озерки, Коломяги и др. Строительство крупнейших общественных сооружений города: Спортивно-концертный комплекс (СКК) – архитектор И. Чайко; яхт-клуб – архитекторы В. Маслов, А. П. и Г. П. Морозовы; здание гостиницы «Прибалтийская» - архитекторы Н. Баранов, С. Евдокимов; Дворец молодёжи – архитекторы А. Изоитко, П. Прохоров, В. Тропин; дворец спортивных игр «Зенит» - архитекторы Г. П. Морозов, В. Н. Савельева, О. А. Курбатов и др.

В эти годы в связи с развитием транспорта были построены: Морской вокзал – архитектор В. А. Сохин; речной вокзал с гостиницей - под руководством архитектора И. Н. Кускова; аэровокзал «Пулково»- архитекторы Ж. Вержбицкий, А. Жук, Г. Вланин и др., а также новые станции метрополитена с современными интерьерами в разных районах города («Елизаровская», «Ломоносовская», «Купчино», «Звездная», от «Выборгской» до «Девяткино», от «Садовой» до «Старой Деревни» и др.).

В конце XX века наш город украсили: здание Российской национальной библиотеки на Московском проспекте (арх. В. Н. Щербин), детская спортивная школа в Приморском районе (арх. С. П. Шмаков). В районе бывшей Яблоневской свалки в рекордно короткие сроки было воздвигнуто грандиозное сооружение «Ледового дворца» с залом на 14 000 мест.

Одним из выдающихся скульпторов XX века является почетный житель Петербурга М. К. Аникушин (1917 – 1997). Его произведения по праву располагаются на самых важных в градостроительном плане местах: площадях Искусств, Победы и Московской, на Петровской набережной. Творчество Аникушина многогранно: портреты современников, памятники выдающимся деятелям науки, культуры и политики. Одним из лучших произведений скульптора является Монумент героическим защитникам Ленинграда. В 2006 году принято решение о создании в нашем городе первого мемориального музея скульптора, в доме-мастерской на Песочной набережной.

В области культуры наступили трудные времена. Прекратилось государственное финансирование. В связи с этим было закрыто большое количество кинотеатров, фактически полностью реструкторизована система кинопроката. Вместе с тем на киностудии «Ленфильм» продолжали работать выдающиеся кинорежиссеры, операторы и актеры. В эти годы вышли на экраны страны фильмы: «Молох» и «Телец» (А. Сокуров), «Блокпост» (С. Рогожкин) и др. В Петербурге и области ежегодно проводятся кинофестивали «Виват, кино России!», «Окно в Европу» (г. Выборг), Фестиваль. Посвященный экранизации художественной литературы (г. Гатчина).

Пережив определенные трудности, продолжилось развитие театрального искусства. Наряду со старыми, прславленными театрами: Большим драматическим, Малым драматическим (Театром Европы), им. Ленсовета, Мариинским и др., появились новые театры: Антрепризы имени Андрея Миронова, «Приют комедианта», Сатиры на Васильевском острове, Молодёжный на Фонтанке и др. Расширилось представительство детских театров, появились: Кукольный театр Сказки, музыкальный театр «Зазеркалье», Детский театр на Неве и др.

Музейная сеть Петербурга пополнилась новыми экспозициями. В конце XX века появились: Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, музей Анны Ахматовой (Фонтанный дом), Музей кукол. Известные музеи приобрели новые помещения. Так к Государственному Русскому музею отошли Строгановский, Мраморный дворцы и Михайловский (Инженерный) замок и др.

Тема 10. Санкт-Петербург конца ХХ – начала XXI века

Переустройство городской жизни. Общественно-политическая жизнь страны и ее влияние на развитие Санкт-Петербурга. Начало XXI века в нашем городе прошло под эгидой празднования 300-летнего юбилея. Петербург украсился многочисленными скульптурными памятниками: Жертвам политических репрессий (Е. Ухналёв); Взятию шведской крепости Ниеншанц (В. А. Реппо, П. Е. Сорокин); Памятный знак таможне (А. С. Кунас); памятный фонтан «300 лет великому городу» (И. Г. Уралов); «Башня мира» (Ж. Вильмот); «Зайцу» (В. Петровичев); «Василию» (Г. Лукьянов, С. Сергеев); «Кошке» (А. Дёма, Ф. Воронов); Александру Невскому (В. Козенюк, А. Пальмин); Александру II (П. Антокольский); Павлу I (В. Горевой); А. Д. Меншикову (М. Литовченко); А. Блоку (Е. Ротанов); Дж. Трезини (Н. Арнольди); А. Д. Сахарову (Л. Лазарев) и др.

Были открыты новые музейные экспозиции: «Музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени», отреставрирован и открыт Константиновский дворец, Музей петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина), музей «700 лет – Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц», музейно-выставочный комплекс «Мир воды Санкт-Петербурга» и др. Были приведены в порядок старые сады и парки города и открыты новые (парк 300-летия Санкт-Петербурга).

Петербург по-прежнему является крупным книжным центром России. В городе действуют сотни издательств, выпускающих художественную, научную, техническую литературу. Среди них государственные предприятия: «Аврора», «Искусство Санкт-Петербурга», «Наука». «Лениздат», «Стройиздат» и др. Появились и многочисленные частные акционерные общества, обладающие издательскими правами. Ежегодно в городе проводится книжная ярмарка.

Продолжается развитие транспортной системы города. В 2005 году была открыта новая станция метрополитена «Комендантский проспект», в ближайшие годы ожидается открытие ещё нескольких станций: «Адмиралтейская», «Волковская» и др. Увеличивается протяженность кольцевой автомобильной дороги, что позволит разгрузить город от больших транспортных потоков. Над Невой вознесся новый мост, построенный по всем современным требованиям – Большой Обуховский, продолжаются плановые ремонты старейших разводных мостов, через основную транспортную магистраль (Благовещенский мост).

7. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: