Государственная дума в России

Глава 45

СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС

Глава 1. Предмет истории государства и права России.

Задачи исторического изучения права

Юридический быт и правовая культура. — Историческая преемственность в развитии государства и права. — Исторически-правовые научные дисциплины. — Юридическая археология и историческое правоведение. — Сравнительно-исторический метод. — Периодизация истории государства и права России в соотношении с этапами развития социально-экономического уклада.

Глава 2. Историография истории государства и права России.

Начало научного изучения истории государства и права России (XVIII в. — первая половина XIX в.). — "Государст­венная школа". — Основные направления историко-правовой науки в конце XIX в.— начале XX в. — Евразийство. — Становление и развитие марксистской историографии. — Современные направления научного изучения правовой истории России. — Научные издания юридических памятников.

Раздел II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Глава 3. Возникновение государственности у восточных славян.

Процессы классообразования. — Строй "военной демократии". — Образование протогосударств. — Образование единого Древнерусского феодального государства.

Глава 4. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

Правовые формы раннефеодальных отношений. — Рабовла­дельческий уклад. — Государственный строй: сюзеренитет-вассалитет, власть князя, становление княжеской админист­рации, феодальные съезды. — Вече, десятичная система управления. — Дворцово-вотчинное управление. — Административные и правовые реформы первых князей. — Церковная организация и юрисдикция.

Глава 5. Становление древнерусского права.

Обычное право. — "Закон русский". — Церковные уставы. — Договоры Руси с Византией.

Глава 6. Русская Правда как памятник права

Возникновение Русской Правды: источники, княжеские уставы. Редакции. — Правовое положение населения: при­вилегии князей и бояр, статус свободного и городского насе­ления; смерды, закупы, холопы. — Основные черты частного права. — Преступления и наказания. — Судопроизводство.

Раздел III. ФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ (ХП―XV вв.)

Глава 7. Русские княжества в условиях политической раздробленности

Киевское княжество, Владимиро-Суздальское княжество. — Особенности феодальных отношений. — Развитие княжеской власти. — Институты раннефеодальной монархии.

Глава 8. Новгородское и Псковское государства

Особенности общественного строя и феодальных отношений на северо-западе Руси. — Власть князя. — Феодальная демократия и самоуправление. — Местное управление. — Отношения с Псковским государством.

Глава 9. Развитие права на северо-западе Руси

Новгородская судная грамота: вещное и обязательное право, преступления и наказания, судебное право.

Глава10. Золотая Орда как военно-феодальное государство.

Особенности феодальных отношений. — Военная организация. — Государственный строй: власть хана, феодальные советы, центральная и местная администрации. — Отношения с русскими княжествами. — Ярлыки на княжение. — Влияние на политическую и правовую культуру Руси. — Источники татаро-монгольского права. — Распад Орды. — Татарские государства Поволжья и Сибири.

Глава11. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Особенности общественного строя. — Развитие городов. — Государственный строй: власть князя, феодальные сеймы, местная администрация, городское самоуправление. — Судебная организация. — Общинные (копные) суды. — Люблинская уния.

Глава 12. Развитие права в Литовском государстве.

Литовские статусы: редакции, источники. — Правовые формы феодальных отношений. — Семейное право. — Уголовное право.

Глава 13. Московское княжество в XIII — XV вв.

Усиление власти московских князей. — Развитие феодально-поместных отношений. — Колонизация. — Образование единого русского государства вокруг Москвы. — Государственная централизация. — Преобразование политической системы и административных органов. — Кормления. — Формирование сословно-представительных учреждений. — Боярская Дума. — Особенности государственной централизации.

Раздел IV. РУССКОЕ (МОСКОВСКОЕ) ГОСУДАРСТВО В XV — ХУП вв.

Глава 14. Сословный строй. Феодальная аристократия. Служилые сословия.

Дворянство. — Городское население. — Правовые категории крестьянства. — Холопство и его правовая эволюция. — Формирование крепостного права, крепостное законода­тельство.

Глава I5. Государственный строй сословно-представительной монархии.

Власть царя. — Боярская Дума. — Приказы. — Земские соборы. — Местное управление. — Местничество. — Зарождение феодальной бюрократии.

Глава 16. Правовая политика самодержавной монархии в XVI в.

Государственные реформы середины XVI в.: администрация, губная, военно-финансовая. — Усиление централизации. — Церковная политика. — Правовая регламентация церковного землевладения. — Опричнина. — Уголовная политика Ивана IV.

Глава 17. Развитие русского феодального права

Источники права. — Формы законодательства. — Частные акты. — Правовые формы феодальной собственности: домен, вотчины, поместье. — Виды вотчин. — Регламентация отчуждения собственности. — Права крестьян на землю.

Глава 18. Судебники XV — XVI вв. как памятники права.

Судебник 1550 г.: источники, разработка

Глава 19. Церковная организация и церковное право XV—XVII вв.

Система церковного управления. — Церковь в учреждениях сословно-представительской монархии. — Власть патриарха. — Церковные приказы. — Источники церковного права. — Кормчая книга. — Правосудье митрополичье. — Стоглав. — Церковная юрисдикция. — Семейное право. — Уголовное право. — Регулирование внутрицерковной жизни.

Глава 20. Уложение 1649 г. как свод феодального права.

Земский собор 1648—1649 гг. и разработка Уложения. Источники, структура. — Полномочия государя. — Административное и судебное право. — Следствие и судопроизводство. — Уголовное право. — Развитие вещного и обязательного права. — Наследственное право.

Раздел V. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА

Глава 21. Становление абсолютной монархии в России.

Предпосылки абсолютизма. — Изменения сословного строя и политической системы во второй половине XVII в. — Отмирание сословно-представительных учреждений. — Уси­ление власти монарха, политическая борьба с церковью. — Развитие административной централизации. — Военные реформы. — Особенности российского абсолютизма.

Глава 22. Государственные реформы первой четверти XVIII в.

Сословно-правовые преобразования. — Экономическая политика абсолютной монархии. — Бюрократизация госу­дарственного аппарата. — Система чинов. — Табель о рангах. — Реорганизация центрального и местного управления. — Провозглашение империи. — Власть императора. — Сенат. — Прокуратура. — Коллегии. — Областные реформы и местная администрация. — Военные реформы. — Публично-правовые принципы абсолютизма. — Изменение порядка престолонаследия. — Государственная деятельность Петра Великого.

Глава 23. Развитие государственной системы четверти XVIII в.

Изменение высшего государственного управления: Верховный Тайный совет, Кабинет министров. ― Реорганизация Сената. — Дворцовые перевороту и попытки правовых реформ. — Политические репрессии, ― «Слово и дело". — Создание регулярной полиции.

Глава 24. Формирование новой системы права.

Источники права. — Формы законодательных актов. ― Становление отраслевого законодательства. ― Попытки кодификации права. — Уголовное Право. _ Судебно-процессуальное право. — Военно-уголовное законодательство. — Гражданское право.

Глава 25. "Просвещенный абсолютизм" в России.

Доктрина и практика государственного либерализма. — "Наказ" Екатерины II. — Уложенная Комиссия 1767 г. — Законодательная деятельность Екатерины II. — Государственные реформы "просвещенного абсолютизма": реформа Сената, реорганизация коллегиальной системы, императорский совет, кабинет императора.

Глава 26. Губернская реформа 1775 г.

"Учреждения для управления губерний". — Власть губернатора. — Местная администрация. ― Система сословных судов. — Судебное право "просвещенного абсолютизма". — Реорганизация петиции ― "Устав благочиния" 1782 г.

Глава 27. Сословный строй XVIII в. — первой половины XIX в.

Правовая консолидация дворянства. — Городское население. — Цеховое законодательство. — Правовые категории крестьянства. — Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. — Правовой статус сословий. ― Сословное самоуправление. — Развитие Дворянского права собственности. — Межевое законодательство. ― Законодательство о предпринимательстве.

Глава 28. Развитие государственной системы в первой половине XIX в.

Реорганизация высшего государственного управления: Государственный совет, министерства, комитет министров, канцелярия императора. — "Положение о министерствах". — Правительственный конституциализм. — Деятельность М.М. Сперанского. — "Уставная грамота Российской Империи". — Политическая реакция второй четверти XIX в. — Система государственной и политической безопасности. — Реорганизация полиции. — Жандармерия. — Цензурное законодательство.

Глава 29. Изменения в правовом положении церкви.

Ликвидация патриаршества. — Синод и синодальное управление. — Секуляризация церковных имуществ. — Изменения в сословном статусе духовенства. — Законодательство о неправославных исповеданиях. — "Духовный регламент". — Изменения в церковном праве.

Глава 30. Правовое положение окраин империи.

Государственный статус Финляндии. — Административные и правовые автономии. — Особенности местной администрации. — Кодификация местных законов. — "Устав 1822 г." управления Сибири.

Глава 31. Военная и административная система Украины XVII — XVIII вв.

Гетманство. — Войсковые чины. — Выборное управление. — Источники малороссийского права.

Глава 32. Кодификация русского права в первой половине XIX в.

Кодификационные комиссии. — "Полное собрание законов РИ". — Свод законов 1832 г. — Разработка, структура. — Основные черты государственного права. — Развитие частного права. — Регламентация предпринимательства.

Глава 33. Кодификация и развитие уголовного права в первой половине XIX в.

Уложение о наказаниях 1845 г. — Систематика преступлений. — Наказания. — Тюремная система.

Раздел VI. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ

Глава 34. Государственно-политический кризис 1850-х гг.

Социально-политические предпосылки буржуазных реформ, — Реформистский курс правительства. — Частичное обновление законодательства в 1850-е гг.

Глава 35. Крестьянская реформа 1861 г.

Основные акты. — Изменения в сословном статусе крестьян­ства. — Земельная и кредитная реформы. — Крестьянская община, волостные учреждения. — Регламентация хозяйст­венной деятельности крестьянства.

Глава 36. Формирование всесословного самоуправления.

Земская реформа 1864 г. — Городовое положение 1870 г. — Выборная местная администрация. — Система выборов.

Глава 37. Судебная реформа

Разработка судебной реформы. — Судебные уставы 1864 г. — Новая судебная организация: мировой суд, общие суды, сословные и ведомственные суды. — Суд присяжных. — Изменения в судебном праве. — Формирование адвокатуры в России. — Реформы полицейского и уголовного законода­тельства.

Глава 38. Военная реформа.

Изменение правовых принципов воинской, службы. — Всесословная воинская повинность. — Реорганизация военного управления. — Реформа военной юстиции.

Глава 39. Развитие государственной системы в условиях "неоабсолютизма".

Реорганизация центрального государственного управления. — Совет министров. — Государственный совет. — Министерство внутренних дел и его структура. — Политический консерватизм.

Глава 40. Контрреформы 1880—1890-х годов.

Консервативное и чрезвычайное законодательство. — Положение 1880 г. — Положение о земских начальниках 1889 г. — Городовое положение 1892 г. — Усиление сословно-административной роли местного дворянства.

Глава 41. Развитие права в условиях "неоабсолютизма".

Обновление Свода законов. — Судебная практика Сената. — Правовое регулирование экономики, новые организационно-правовые формы хозяйствования. — Фабричное законодательство. — Изменения в уголовном праве. — Наследственное и семейное право. — Уголовное уложение 1903 г.

Глава 42. Изменение политической системы в конце XIX — начале XX в.

Глава 43. Новые организационные формы общественных движений.

Земское движение. — Начало формирования политических партий в России. — Буржуазные и мелкобуржуазные партии. — Партия конституционных демократов. — Государственно-политические программы. — Либерализм. — Социалистические партии. — Деятельность социалистов-революционеров. — Формирование и программа РСДРП. — Правовые и монархические партии. — Национально-патриотические движения. — Общественные объединения. — Партии в I русской революции. — Политическая и организационная деятельность. — Возникновение рабочих советов.

Глава 44. Оформление конституционной монархии в России.

Государственно-политический кризис 1904—1905 гг. — Революция 1905—1907 гг. и ее итоги. — Государственные акты переходного времени. — Манифест 17 октября 1905 г. — "Основные законы" 1906 г. — Законодательство о гражданских свободах. — Власть императора. — Реформы Совета министров и Государственного совета.

Глава 45. Государственная Дума в России.

Избирательные законы. — Полномочия и правовой статус Думы. — Организация и регламент работы. — Политические партии в I—IV созывах Думы. — Законодательная деятельность Думы I—IV созывов. — Прогрессивный блок. — Борьба за ответственное правительство. — Ликвидация Думы.

Глава 46. Правовая политика периода правительственной реакции.

Аграрная реформа 1906 г. — Деятельность П.А. Столыпина. — Уголовное и административное законодательство.

Глава 47. Изменения в государственном аппарате в годы 1-ой мировой войны.

Милитаризация экономики. — Новые органы центрального межведомственного управления.— Развитие общественного самоуправления.

Глава 48. Развитие права в начале XX в.

Источники права. — Кодификационные учреждения и их деятельность. — Работа над гражданским уложением. — Торгово-промышленное законодательство. — Правовое регулирование экономики. — Чрезвычайное законодательство периода 1-ой мировой войны. — Изменения в судебном праве.

Раздел VII. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (февраль ― октябрь 1917 г.)

Глава 49. Февральская революция 1917 г.

Государственно-политический кризис 1916 — 1917 гг. — Свержение монархии. — Образование новых органов власти. — Провозглашение республики. — Государственное совещание. — Образование автономий и независимых государств на территории бывшей Российской империи.

Глава 50. Изменение государственной системы в период республики.

Временное правительство. — Декларация 3 марта 1917 г. — Реформа центрального и местного государственного аппарата. — Административная юстиция. — Развитие самоуправления. — Правительственные кризисы.

Глава 51. Политические партии в период демократической республики.

Коалиционные правительства. — Распад монархических партий. — Организация и деятельность советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. — Съезды советов и их решения. — Политическая деятельность РСДРП. — Курс партии на вооруженный захват власти.

Глава 52. Законодательная политика Временного правительства.

Демократизация политической жизни. — Уголовное законодательство. — Аграрный вопрос. — Правовые меры по стабилизации экономики. — Юридическое совещание. — Чрезвычайная следственная комиссия.

Система представительных учреждений вводилась в России рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая “ Основными государственными законами “23 апреля 1906 г.

По первоначальному проекту (6.VIII. 1905) Государственная дума предполагалась как "законосовещательное установление", избираемое на основе цензового представительства от трех курий. Обострение политической ситуации вскоре потребовало пересмотра проекта.

17 октября 1905 г. принимается “ Манифест об усовершенство­вании государственного порядка “, провозгласивший: 1) дарование свободы совести, слова, собрании и союзов, 2) привлечение к выборам широких слоев населения, 3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

В стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, в своих программах формулирующие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, С-Р, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, Конституционных демократов, Умеренно-прогрессистская, Торгово-промышленный союз, Союз 17 октября, Партия правового порядка, Монархистов-конституционалистов, Союз русского народа, Союз Михаила-архангела и др.

В ноябре 1905 г. в Совете министров обсуждался проект избирательного закона, большинство высказалось за сохранение куриальной системы и двухступенчатой системы выборов. Было отклонено предложение об особом представительстве рабочих.

Но уже, 11 декабря 1905 г., после разгрома вооруженного восстания в Москве, издается указ “ Об изменении положения о выборах в Государственную думу “, которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше двадцати пяти лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

Землевладельцы с полным земельным цензом (сто пятьдесят десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии.

Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, тогда как крупные города имели собственные избирательные собрания, наравне с губернскими.

Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем выбирали уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

20 февраля 1906 г. вышло " У чреждение Государственной думы ", в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерным обществ.

Дума избиралась на пять лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора.

С законодательной инициативой в Думу могли входить: министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Одновременно с "Учреждением" было принято новое положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императора.

Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину — члены "по высочайшему назначению", председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором.

В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академий наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего девяносто восемь членов). Такое же число членов ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из высших государственных сановников. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственной думы и Государственного совета.

23 апреля 1906 г. были изданы " Основные государственные законы " (изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета). В гл.1 была дана формулировка верховной власти: "Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть".

Власть управления также принадлежала императору "во всем ее объеме", но законодательную власть император осуществлял "в единении с Государственным советом и Государственной думой" и никакой новый закон не мог быть принят без их одобрения, и вступить силу без одобрения императора.

Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прервалась. Но после открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

Не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом вопросы: об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах.

Весной 1906 г. Дума начала работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Состоявший наполовину из высших чиновников, Государственный совет был консервативным органом, постоянно сдерживающим либеральные порывы Государственной думы (в своем адресе царю, депутаты 1 Думы потребовали: отмены исключительных законов, принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключенным, отмены смертной казни и пр.). Государственный совет, например, затормозил распространение закона о земском самоуправлении на окраинные губернии, воспрепятствовал созданию волостных земских учреждений.

Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую прирезку земли, но неизбежное при этом разрушение культурных (помещичьих) хозяйств причинит большие убытки экономике.

В июне 1906 г. правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требуя отставки правительства.

Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки "незакон­ности", 8 июня распустило Думу. Первая Дума просуществовала семьдесят два дня.

Выборы во вторую Думу дали еще больший перевес левым партиям, чем это было в первой Думе. В феврале 1907 г. Дума начала работу, наметились попытки ее сотрудничества с правительством (даже эсеры объявили, что, на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность).

Премьер-министр П.А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. В соответствии со ст. 87 Основных законов правительство провело: Закон (август 1906 г.) о военно-полевых судах (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907 г., но на его основании было казнено около семисот человек), Указ (5 октября 1906 г.) об уравнении крестьян в правах с другими сословиями. Указ (9 ноября 1906 г.) о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность.

Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа, введение подоходного налога.

Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора. Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жесткую оппозицию и оно, чтобы преодолеть это сопротивление и сформировать новый порядок формирования Государственный думы (по действующему закону состав Думы мог постоянно оставаться радикальным и оппозиционным правительству), пошло на шаг, который был оценен как "государственный переворот". Дума была распущена, просуществовав сто два дня.

Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с "военной организацией РСДРП", которая готовила вооруженное восстание в войсках

(3 июня 1907 г.). Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах. Изменение избирательного закона было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., который подчеркивал, что "никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной думой".

Новый избирательный закон существенно урезал представительство окраин — Польши, Кавказа, Средней Азии, европейская Россия избирала четыреста три члена Думы, Азиатская — пятнадцать.

Возросло число выборщиков от землевладельческой курии (с 31 % до 50%), сократилось от крестьянской (с 42% до 22%). Городская курия была разделена на две: в первую входили "цензовые элементы", т.е. владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Отдельное городское представительство сохранилось в семи из двадцати семи городов.

Каждое губернское избирательное собрание должно было избирать хотя бы по одному депутату Государственной думы от каждой курии (землевладельческой, городской, крестьянской). Кроме того, в шести наиболее промышленных губерниях хотя бы по одному депутату Думы следовало избирать от рабочих.

Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе "Союзу 17 октября", консервативным политическим элементам. Крайне правые и левые получили незначительное число мест. Такой состав Думы позволил правительству в сотрудничестве с ней провести ряд важнейших преобразований.

Наиболее существенным оставался аграрный вопрос. В аграрной комиссии третьей Думы, а затем в общем собрании долго обсуждался указ 9 ноября 1906 г., предоставлявшей крестьянам право, по их желанию, закрепить свои участки общинной полевой земли в личную собственность.

Дополнительный указ вызвал резкую критику слева и справа с трудом был одобрен Государственной думой и Государственным советом. Только 14 июня 1910 г. был издан закон " Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении ", а 29 мая 1911 г. было издано " Положение о землеустройстве ", регулировавшее работу землеустроительных комиссий.

В июне 1912 г. издаются законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев полностью пенсии оплачивали владельцы предприятий, для выплаты пособий по болезни учреждались "больничные кассы", взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

Дума по инициативе правительства принимала законы о введении земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако эта деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного Государственного совета, отклонившего проект весной 1911 г. По настоянию Столыпина проект был проведен в порядке ст. 87 Основных законов.

Государственный совет отклонил проекты о введении земств в Сибири, на Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а также проект о введении волостных земств.

В июне 1912 г. Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект " О преобразовании суда в сельских местностях ". Судебная власть от земских начальников вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.

Блокируясь с правыми депутатами Думы, правительство проводит в июне 1910 г. Закон порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения ", открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. В 1912 г. Дума проводит закон о выделении из состава Польши новой губернии (в которой наряду с польским населением проживало русское), что также усиливало русское вмешательство теперь уже в польские дела. Негативное влияние вызвало проведенное Столыпиным положение о введении земств в западных губерниях, которое также имело сильную националистическую окраску.

В сентябре 1911 г. Столыпин был убит анархистом (агентом охранного отделения). Осенью 1912 г. истек срок полномочий третьей "столыпинской" Думы.

Осенью 1912 г. проходили выборы в Государственную думу четвертого созыва. Председателем Думы был избран М.В. Родзянко.

Начало первой мировой войны было встречено демонстрацией единения большинства Думы с правительством. Трудности военного времени и поражения русской армии обусловили раскол этого единства. Летом 1915 г. звучала резкая критика действий правительства и выдвигалось требование создать " Министерство общественного доверия ", ответственное перед Думой.

В ответ на эти требования производилась частая смена министров и премьер-министров. В августе 1915 г. император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку главнокомандующего в Могилев.

В августе 1915 г. в Думе образовался " Прогрессивный блок ", в который вошли три четверти ее депутатов. Программа блока требовала создания "Министерства общественного доверия", проведения ряда реформ и политической амнистии.

В январе 1916 г. председателя Совета Министров Горемыкина сменяет Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменяет Трепов, Трепова — Голицын. Оппозиция требует ухода и этого правительства в отставку.

25 февраля 1917 г. император издает указ о роспуске Государст­венной думы, ее депутаты создают 27 февраля Временный комитет Государственной думы, на основе которого будет создано Временное правительство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: