Зороастризм

Словарь

Литература к теме

План семинарского занятия

Шаманская космология

Космология – представления об устройстве мира. Шаманская космология – это воззрения не только одного шамана, но и всего его племени. Просто шаман – «специалист», он знаком с устройством мира лучше своих соплеменников, потому что сам неоднократно побывал в разных мирах.

Важнейший элемент картины мира присутствует в представлениях практически всех народов, знавших шаманство, – это Мировое Древо. Многие народы представляют вселенную состоящей из трёх сфер: подземного мира, мира людей и небесного мира. Сквозь это трёхчастное деление явно проглядывает более древнее – двухчастное: мир небесный и мир подземный. Таково древнее видение мира, в соответствии с которым весь космос и все явления природы соотносятся либо с верхним, либо с нижним миром. Солнце связано с верхним миром, Луна – с нижним. Рыбы – жители нижнего мира, птицы – верхнего. Олень относится к верхнему миру, медведь – к нижнему. Такова же и специализация шаманов. Одни из них общаются с верхним миром, другие – с нижним. У сибирских народов такое различие в ритуальной деятельности обозначалось понятиями «белый» шаман, т. е. связанный с верхним миром, и «чёрный» шаман – специалист по нижнему миру. Представления о нижнем и верхнем мирах в шаманстве вовсе не связаны с противостоянием добра и зла. Просто мир так устроен.

В представлениях многих народов верхний мир, как правило, многослоен. Например, алтайцы насчитывают до семнадцати его уровней. На разных этажах обитают разные божества. Так же обстоит дело и с подземным миром. Некоторые народы представляют его очень холодным, и это находит отражение в похоронном обряде. Покойника везут к месту захоронения на санях, как бы подготавливая к вечной зиме загробного мира.

Шаманство – это универсальная стадия в развитии религиозных воззрений человечества. Указания на существование шаманства сохранились во многих мифологиях и религиях. Шаманство занимало важное место в культуре якутов, тувинцев, бурят, хакасов, эвенков и ненцев.

Шаманство оказалось способным найти своё место и в современном мире. В США во второй половине XX в. произошёл заметный поворот к культурному наследию североамериканских индейцев и растёт интерес к индейским шаманам. Практикующих шаманов можно встретить во многих странах Азии. У народов России после разрушения коммунистической системы также возрос интерес к шаманству.

1. Шаманство.

2. Роль шамана в мире людей. Его атрибуты.

3. Шаманская космология.

Цитаты…

& Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами лёгкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замёршие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассёк мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающим огнём, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

А. С. Пушкин. «Пророк»

Подумаем…

1. Чем шаман отличается от других посредников между миром людей и миром духов?

2. Что такое религиозный травестизм?

3. Каково содержание шаманской космологии?

4. Проанализируйте стихотворение А. С. Пушкина «Пророк», о чём оно?

1. Религии мира [Текст]. Ч. 1. Традиционные верования. Религии Ирана. Иудаизм. Религии Индии. Религии Китая и Японии / ред. коллегия: М. Аксёнова, Д. Володихин, Т. Каширина [и др.]. – М.: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008. – 492 с.

2. Словарь философских терминов [Текст] / науч. ред. В. Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 731 с.

4. Зороастризм – религия Ирана

«Авéста» – свод священных зороастрийских текстов, включающих представления о мироустройстве, обществе и человеке, юридические и нравственные предписания, молитвенные песнопения и др.

Анхра-Майнью – божество, носитель злого начала, несправедливости, беззакония и смерти. Именно он создал зиму, холод, зной, вредных насекомых и т. д. Противостоит верховному божеству Ахура-Мазде.

Ахура-Мазда – верховное божество в зороастризме. Владыка мудрости, Творец жизни, тепла, света, олицетворение божественной справедливости и порядка, добрых деяний. Ахура-Мазде противостоит злое божество Анхра-Майнью. Постоянное противоборство между ними выражается в борьбе добра и зла. В итоге Ахура-Мазда выйдет победителем, и зло исчезнет навсегда.

Зороастр (Заратуштра) – пророк, основатель зороастризма.

Зороастризм – очень древняя религия, названная по имени своего основателя пророка Заратуштры. Греки считали Заратуштру мудрецом-астрологом и переименовали его в Зороастра (от греч. «астрон» – звезда), а его вероучение назвали зороастризмом. В России его имя традиционно произносится в греческой транскрипции. Религия эта настолько древняя, что большинство его последователей не знают точно, когда и где она возникла. По одной из версий, Зороастр жил в последней четверти II тыс. до н. э. в азиатских степях, к востоку от Волги.

Зороастризм получил широкое распространение в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Зороастризм являлся господствующей религией в древних иранских империях примерно с VI в. до н. э. до VII в. н. э. Лишь после завоевания Ирана арабами в VII в. и принятия новой религии – ислама – зороастрийцы стали подвергаться гонениям. В VII–X вв. большинство из них постепенно переселились в Индию, где их называли парсами. Судьба оставшихся в Иране зороастрийцев сложилась трагично. Их насильственно обращали в мусульманство, храмы огня разрушали, священные книги уничтожали. И в Новое время (XII–XIX вв.) зороастрийцы испытывали гонения. Постоянная борьба за существование, скитания, неоднократные переселения наложили отпечаток на внешний облик, характер и быт зороастрийцев. Им приходилось постоянно заботиться о спасении своей общины, сохранении веры, догматов и обрядов.

В настоящее время зороастрийцы, помимо Ирана и Индии, проживают в Пакистане, Шри-Ланке, Сингапуре, Шанхае, Гонконге, а также в США, Канаде и Австралии. В современном мире число последователей зороастризма составляет 130–150 тыс. чел.

Зороастрийское вероучение, по мнению его последователей, уникально, многие его положения благородны и глубоко нравственны. Очень важны для зороастрийцев такие понятия, как «истина», «справедливость», «верность», «смелость», «порядочность» и «доброта», а также «праведность» и «благочестие». Существенна и святость слова. Не случайно даже мусульмане при заключении сделок предпочитали иметь дело с зороастрийцами, зная их честность и неподкупность. Характерной чертой зороастрийцев являются забота о природе, животном мире и особое отношение к четырём стихиям: огню, воде, земле и воздуху.

Зороастр был «осенён» истинной верой в 30-летнем возрасте. Согласно преданию, однажды на рассвете он отправился к реке за водой для приготовления священного напитка хаомы. Когда он возвращался, перед ним возникло видение: он узрел сияющее существо Воху-Мана (Благой Помысел). Воху-Мана привёл его к богу Ахура-Мазде. Видел он и других божеств, излучающих свет. С тех самых пор Зороастр стал проповедовать, что высшим божеством является Ахура-Мазда, что означает «Владыка Мудрости» или «Мудрый Господь», олицетворяющий высшего и всезнающего Бога, творца всего сущего. Ахура-Мазда был связан с божественной справедливостью и порядком, добрым словом и добрыми деяниями. Значительно позже имя Ахура-Мазды послужило причиной распространения иного названия зороастризма – маздеизм. По мнению учёных, образ Ахура-Мазды восходит к верховным богам иранских племён (ариев), именовавшихся «ахура» («владыка»).

Зороастру было открыто, что во Вселенной царят не только силы добра, но и силы зла. Ахура-Мазде противостоит злое божество Анхра-Майнью, или Злой Дух. Постоянное противоборство между Ахура-Маздой и Анхра-Майнью выражается в борьбе добра со злом. Откровения Зороастра составили книгу Святых Писаний, известную под названием «Авеста»,состоящую из трёх книг. Она стала сводом не только священных текстов зороастрийского вероучения, но и главным источником сведений о личности самого Зороастра.

Зороастр был профессиональным жрецом. На его родине проповедь зороастризма не приветствовалась и даже преследовалась, поэтому Зороастру пришлось бежать. Он нашёл пристанище у правителя Виштаспы, который принял веру Зороастра, но где он правил, до сих пор неизвестно.

Первоначально Зороастр имел немного последователей. У них не было храмов и изображений божеств. Но уже при первых царях Персидской державы Ахеменидов (VI в. до н. э.) всё изменилось. Поклонение верховному божеству Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню. Поэтому зороастрийцев иногда называют огнепоклонниками. Огонь представлялся в различных видах: небесный огонь, огонь молнии, огонь, дающий тепло и жизнь человеческому телу, и, наконец, высший священный огонь, зажигающийся в зороастрийских храмах. Храмы огня строили в виде башен. Прикасался к огню только жрец, одетый в белый халат, белую шапочку в форме тюбетейки, белые перчатки, а на лице имевший лёгкое покрывало, чтобы дыхание не оскверняло огонь. Священнослужитель постоянно поддерживал огонь в светильнике алтаря, используя специальные щипцы, чтобы пламя горело ровно. В алтарной чаше сжигались дрова из ценных твёрдых пород дерева, в том числе из сандала. Когда они горели, храм наполнялся приятным ароматом. Накопившуюся золу собирали в специальные коробочки, которые потом закапывали в землю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: