Искусство Древнего Египта. 1990.01.15 - Для прекращения межэтнических столкновений в Нагорном Карабахе, Азербайджан, в регион вводятся советские войска. 1990.01.18 Азербайджан объявляет

19.

1990.01.15 - Для прекращения межэтнических столкновений в Нагорном Карабахе, Азербайджан, в регион вводятся советские войска.
1990.01.18 Азербайджан объявляет войну Армении.
1990.01.19 Ввод советских войск в Баку - погибло 125 человек.
1990.02.07 Члены Центрального Комитета КПСС голосуют за отмену монополии коммунистов на политическую власть в СССР.
1990.02.26 Руководство СССР заявляет о своем согласии вывести все свои войска из Чехословакии к июлю 1991 года.
1990.03.15 Горбачев приносит присягу в качестве президента СССР.
1990.03.23 В Вильнюс вводятся советские войска и танки.
1990.03.30 Эстония приостанавливает действие Конституции СССР на своей территории.

1990.05.29 Одержав верх над кандидатами, предложенными Горбачевым, Борис Ельцин избирается Президентом Российской Федераций.
1990.06.08 Российский парламент голосует за приоритет российских законов над всесоюзным законодательством (12 июня Российская Федерация официально провозглашается суверенным rocyaap-ством).
1990.06.12 Парламент РСФСР провозглашает суверенитет республики.
1990.07.12 Борис Ельцин и ряд сторонников реформ выходят из КПСС.
1990.07.27 Белоруссия приняла декларацию о суверенитете
1990.08.01 Закон СССР о СМИ - ликвидирована цензура
1990.08.Декларации о суверенитете Туркмении, Армении, Таджикистана

1990.08.14 В СССР президент Горбачев издает указ о реабилитации жертв сталинских репрессий и о возвращении гражданства высланным из страны диссидентам, включая Александра Солженицына

1990.08.30 Провозглашен план реформ 500 дней (бывший 300 дней), - отправлен для согласования с Правительством СССР.

1990.10.24 Закон о вступлении в силу нового союзного договора - о главенстве союзных законов над республиканскими
1990.10.26 Декларация о суверенитете Казахстана
1990.10.31 рС РСФСР принимает закон о контроле над природными ресурсами на своей территории
1990.11.23 Советский парламент предоставляет чрезвычайные полномочия президенту Горбачеву для поддержания порядка в СССР.

1990.11.29 Резолюция Совета безопасности ООН о применении силы против Ирака
1990.12.12 Чрезвычайное положение в Южной Осетии
1990.12.17 IV съезд депутатов СССР: Горбачев получает чрезвычайные полномочия (съезд до 27.12)
1991.03.17 На референдуме в СССР предложение Горбачева о создании обновленной федерации социалистических суверенных республик получает незначительное большинство.

1991.04.01 Распущен Варшавский договор (военные структуры).
1991.04.02 Реформа цен в СССР: увеличены цены на ряд товаров
1991.04.09 Парламент Грузии принимает решение о выходе из СССР.
1991.04.21 Парламентская группа "Союз" требует введения в стране ЧП на полгода
1991.04.23 В Ново-Огареве подписан (предварительно) новый союзный договор (9 республик)
1991.06.12 Выборы президента РСФСР Ельцина, а Попова и Собчака мэрами.
991.06.17 Ново-Огарево: главы 9 республик приходят к соглашению о проекте Союзного договора.
1991.07.01 Подписан Пражский протокол об официальном прекращении существования Организации Варшавского Договора. Выведены советские войска из Венгрии и Чехословакии. Варшавский договор распущен (политические структуры).
1991.07.01 Выведены советские войска из Венгрии и Чехословакии.
1991.08.19 Сторонники жесткого курса из числа коммунистов во главе с Геннадием Янаевым совершают государственный переворот в СССР, направленный против президента Горбачева, который находится под домашним арестом в Крыму. Передачи радио и телевидения подвергаются жесткой цензуре, и во многих городах страны вводится военное правление. Создано ГКЧП - так называемый путч

20. Власть и гражданское общество. Избрание В. В. Путина Президентом России в 2000 г. положило начало новому этапу политического реформирования. Его главным содержанием стало укрепление российской государственности, ее федеративного устройства. Были учреждены 7 федеральных округов, главами которых стали полномочные представители Президента. Их задачей стало приведение местных законов в соответствие с Конституцией страны и федеральным законодательством. В короткий срок более 3,5 тыс. нормативных актов субъектов Федерации были приведены в соответствие с Основным законом страны.
ü Это позволило усилить роль Центра на местах, укрепить федеративное устройство, возродить единое законодательное пространство страны.
ü Была проведена также реформа Федерального собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных законодательными органами и назначенных главами администраций.
ü Изменения коснулись и российской многопартийности. Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения.
ü Начавшаяся судебная реформа призвана была обеспечить независимость суда от любого давления и в перспективе построение в России правового государства. Для решения этой задачи был введен суд присяжных, институт мировых судей, предусмотрено обеспечение федерального финансирования судов (для уменьшения их зависимости от местных властей).
ü Целью военной реформы стало создание профессиональной эффективной армии к 2015 г. Впервые военная реформа рассматривалась не как внутренняя проблема самой армии, а как комплексная политическая задача, затрагивающая изменение политических структур, поддержку военного производства и оборонных научных исследований, создания соответствующей инфраструктуры и бытовых условий для военнослужащих, подготовку военных кадров.
ü Избирательное законодательство также нуждалось в корректировке. Это показали и выборы в Государственную думу 2003 г., и выборы Президента России в марте 2004 г.
ü Деятельность В. В. Путина по наведению порядка, укреплению российской государственности и федерализма к концу первого срока на высшем государственном посту поддерживали почти 80% россиян. На выборах в Думу в декабре 2003 г. избиратели отдали большинство голосов за партию «Единая Россия», поддержанную Президентом. В результате впервые в современной истории России было сформировано конституционное большинство в парламенте, что открывало большие возможности для реализации планов правительства. На выборах главы государства в марте 2004 г. В. В. Путин вновь был избран Президентом страны.

21: Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.
Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.
Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и античную культуру.
Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.
Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.
Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.
Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.
Таким образом, крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.

22. С XIV века начинается возвышение Москвы, вокруг которой объединяются русские земли. Этот процесс активизируется после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380).Расцвет русской культуры этого времени был связан с подъемом национального самосознания. Особенно интенсивно в этот период развивается литература. Победе на Дону посвящены две летописные записи, повести "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище", а также другие произведения. В "Сказании о Мамаевом побоище" события получили более развернутое описание. Оно отличается глубиной осмысления роли Куликовской битвы как переломного события в истории Руси. В XIV веке в Москву приезжают многие художники из Византии. Однако создается и своя, местная школа. Начиная с иконы "Борис и Глеб" (XIV в.), можно говорить о зарождении московской школы живописи. Значительный вклад в развитие московской школы живописи внес Феофан Грек (икона "Донская Богоматерь"). По свидетельству летописи, в 1405 году Феофан Грек совместно с Прохор Городца и Андреем Рублевым расписывает Благовещенский Собор Кремля. Андрей Рублев (между 1360 и 1370 - 1430). В 1408 году Рублев совместно с Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире. Для звенигородского собора Рублев выполнил три иконы - "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". В период правления Ивана III разворачивается строительство Москвы. В 1175-1478 годах возводится Успенский собор Московского Кремля (Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти). Успенский собор стал центром не только Кремля, но и всей Москвы. В 1484-1489 годах создан второй кремлевский собор - Благовещенский, который служил дворцовой церковью русских царей. Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор (1505-1509 гг.), построенный как усыпальница князей и царей. Его строитель - итальянец Алевиз Новый.
В 1500-1502 годах Дионисий вместе с сыновьями создает фрески в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. К произведениям Дионисия относят две парные, одинакового размера иконы: "Митрополит Петр" и "Митрополит Алексей".
В 1508 году после смерти Дионисия, его сын Феодосий расписывает Благовещенский собор Московского Кремля. Здесь создана серия своеобразных исторических портретов князей и царей.
XVI век - период крепостного зодчества (крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Пскова и т. д.); строятся монастыри (Соловецкий, Троице-Сергиев и другие), возникают крепостные сооружения в самой Москве (Китай-город, Белый и Земляной города). Возводятся деревянные церкви - восьмигранные срубы, обычно заканчивающиеся шатром (Климентовская в селе Уне Архангельской области и другие). Самый выдающийся памятник такого типа - церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная великим князем Василием III в память о рождении наследника - будущего царя Ивана Грозного. Один из самых выдающихся памятников русского зодчества - Покровский собор в Москве (1552 г.), впоследствии названный храмом Василия Блаженного. Его авторами были зодчие Посник и Барма. Выдающейся иконой этого времени является "Церковь воинствующая", или "Благословенно воинство", где представлено торжественное шествие пеших и конных воинов. Среди них - князья Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие. В середине XVI века возникает книгопечатание: в 1564 году Иван Федоров издал "Апостол" (одна из книг Библии, содержащая Деяния и Послания апостолов). Первые печатные книги украшаются гравюрами.
Развивается прикладное искусство: лицевое шитье, ювелирное дело, чеканка по золоту и серебру, узорчатая скань, эмали. Была развитая малая пластика, особенно изделия, вырезанные из дерева. Мастерство древнерусских резчиков по дереву нашло воплощение в "царском" или "молельном месте" Ивана Грозного в Успенском соборе.
Древнерусская художественная традиция не прекратилась в XVI веке, но наметился поворот к иным ценностям.

23. "Светская" культура – это явление распада предшествовавшей ей церковной культуры. Происхождение светской культуры из религиозного начала говорит о том, что в светской культуре есть всегда своя религиозная стихия. Идеал, одушевляющий светскую культуру, - христианское учение о Царстве Божием, но уже земном и созидаемом людьми. В силу этого культурная психология заключает в себе дух утопизма, ожидания воплощения идеала на земле.
Деятели культуры настолько обычно внецерковны в самых основах своей творческой жизни, что среди них возможны и дружелюбное, и враждебное отношение к Церкви. Но в обоих случаях светская культура движется в сторону вытеснения Церкви из жизни; этот внутренний конфликт Церкви и культуры объясним только из того, что секуляризация культуры (т. е. освобождение от религиозного влияния) развивалась в линиях разрыва с Церковью, но не с христианством.
В России процесс отхода от церковности начался уже в конце XV века, но уже тогда он осложнился тем, что новый стиль жизни формировался под влиянием западной светской жизни, притягательность которой сильно действовала на русских людей. Этот процесс принимает острые формы после Смутного времени, т. е. с середины XVII века, но во всей своей силе он проявился при Петре Великом и его наследниках. В XVII веке открывается театр, а при Петре I внедряются разные формы западного быта. Новый стиль жизни формируется в верхних слоях русского общества с такой быстротой, что уже через несколько десятилетий старый быт сохранился лишь в провинции.
Менялись не только внешние формы жизни. Вырастала потребность в новой "идеологии" вместо былой (церковной). Всюду вспыхивает жажда образования и именно светского, в данный момент находимого на Западе. Отрываясь от церковного уклада жизни, русские люди в первое время попадали в безоговорочный плен Западу, не имея у себя никаких зачатков для выработки самостоятельного типа жизни. Вот почему долго на Руси было так много слепого подражания Западу.
Русские оказались очень восприимчивы и к философской культуре Запада. Можно отметить следующие основные течения в философском движении в России в XVIII веке: 1) "Русское вольтерьянство". Социально-политический идеал вольтерьянства — “царство разума”, т. е. справедливое общественное устройство, предоставляющее равные возможности для всех людей и гарантирующее их неотъемлемые права. Его целью было избавление людей от суеверий. Из вольтерьянства впоследствии оформились радикализм и нигилизм.
2) Второе течение определялось потребностью создать новую идеологию национализма. Одни искали нового обоснования национализма в "естественном праве", другие - в линиях "просветительства" (гуманизм).
3) Третье течение, тоже идущее по линии секуляризации, ищет удовлетворения религиозно-философских запросов вне Церкви - сюда относится русское масонство. В нем кроме религиозно-мистического пробивалось натурфилософское направление.
Все это - направления секулярной мысли, знаменующие начало свободных философских исканий. Ученическое следование тем или иным течениям западной мысли не мешает тому, что начинает работать собственная мысль.

24. Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер. Светская культура в России - явление распада предшествовавшей ей церковной культуры. В этот период активно идет процесс формирования национального самосознания и национальной культуры, расширяются культурные контакты со странами Европы. Существенным качеством новой культуры стала ее открытость. Оно дало ей восприимчивость к включению в свою систему результатов развития других культур. Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I. Они охватили образование, организацию науки, книгоиздательское дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целью всех петровских реформ была европеизация русской культуры.
В петровское время были открыты инженерные, кораблестроительные, ремесленные и другие школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: цифирных - для подготовки местных чиновников; епархиальных - готовящих священнослужителей; гарнизонных - для обучения солдатских детей. Развитие светского образования вызвало появление новых учебников. Петр I ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы были созданы новые типографии. Развитие книгопечатания привело к возникновению организованной книготорговли, а позже к открытию первой публичной библиотеки в Петербурге. С 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета "Ведомости".
Практические потребности государства диктовали необходимость развития науки и техники. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Широкий размах приобрели геологические изыскания. Велись поиски железных руд на Урале и в Сибири, каменного угля, нефтяных месторождений.
По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению доставлять в Кунсткамеру все «старое и необыкновенное». В Кунсткамере можно было увидеть скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки и многое другое. Позже она была открыта для свободного посещения. Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание в Петербурге Академии наук. При ней также были открыты университет и гимназия.
В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей в основном гражданского назначения. Наиболее яркий пример - строительство Петербурга. Начало XVIII века - время постепенного утверждения светской живописи, приходящей на смену иконописи. Портреты окончательно освободились от канона; художники стремятся передать индивидуальные черты, внутренний мир героев. Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций. Поскольку в православной России традиционно не развивалась скульптура, то статуи для дворцово-парковых ансамблей закупали за границей. Происходило превращение театра в общедоступное зрелище с воспитательными, а не развлекательными задачами. Первый в стране общедоступный театр был открыт в Москве в 1702 г.
В эпоху Петра I коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами. Важное нововведение той эпохи - принятие юлианского календаря. Началом года стало считаться 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова. Патриархальный образ жизни постепенно уступал место "светскости" и рационализму. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских.
В результате реформ в культуре России произошли большие изменения. Они коснулись не только науки, системы образования, искусства, но и духовных ценностей и внешнего облика представителей привилегированного сословия. Однако преобразования практически не затронули крестьян и низшие слои. Реформа положила начало разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Фундамент заложенной Петром I светской системы образования и науки продолжал укрепляться при его преемниках, хотя и не с такой интенсивностью.

25. История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни.
Русская культура XVIII века развивалась в атмосфере нестабильности: это дворцовые перевороты, реформы и контрреформы, интриги, фаворитизм и т. д. Лишь с началом царствования Екатерины II наступил период консолидации сил просвещенного дворянства. Это особенно ярко отразилось в Русском Просвещении. В России получают распространение идеи Вальтера, Руссо, деизм, масонство, но Русское Просвещение отличалось от западноевропейского тем, что в основном среди русских просветителей (Дмитрий Фонвизин, Николай Новиков, Александр Радищев) не получили распространение материалистические и атеистические идеи. Гораздо больше их занимали вопросы нравственно-религиозные, социальные, эстетические: красота природы, правомерность элитарного положения дворянства, вопросы нравственного совершенствования человека, творческая деятельность. Вопросы социального равенства в несословной ценности человека и другие идеи просвещения вступали в России в неразрешимое противоречие с крепостнической системой, поэтому одновременно в русской культуре XVIII века сосуществовали две взаимоисключающие художественные системы: классицизм и сентиментализм (государство - личность, разум - чувство, общественная польза - частное право, национальная гордость - космополитизм), которые, тем не менее, обе пропагандировали просветительские идеалы.
Крестьянская война под предводительством Пугачева положила конец официальному развитию либерализма и начало консервативно-охранительной политики, которая, прежде всего, началась в сфере культуры: с борьбы с инакомыслием (запрещены масонские организации, Радищев сначала приговорен к смертной казни, а потом сослан, Новиков за свои идеи заключен). Таким образом, наметившаяся цельность дворянской культуры к концу XVIII века распалась на два крыла: консервативно-хранительное и либеральное.
На рубеже ХIХ-ХХ столетий в международных спорах, мнениях, суждениях, концепциях, теоретических построениях, обращенных к проблемам культуры отчетливо и уверенно зазвучал голос русских исследователей. Оценить значение наследия отечественных философов, ученых, деятелей культуры и просвещения для развития мировой культурологической мысли, раскрыть их роль в формировании культурологии как особой системы знаний - насущная задача современной науки.
1. Философия русского Просвещения
«Русская философия XVIII-XIX вв. составляет важнейший элемент национального сознания россиян. В ней раскрывается богатство и своеобразие русского философского мышления. Ее становление и развитие, специфику и основные черты следует искать в динамике бытия России, в реальных процессах важнейшей эпохи нашего исторического прошлого, в духовной культуре страны.
XVIII в. расставил заметные вехи во всех сферах общественной жизни. По законам преемственности они еще долго служили точкой отсчета в последующих начинаниях.
В политической стратегии были поставлены и успешно решались цели укрепления абсолютизма и европеизации России. Огромным изменениям подверглась правовая сфера. И Петр I, и Екатерина II ставили целью в этой области полностью изменить устаревшее законодательство и много работали над этим. Наиболее заметными явлениями здесь стали «Духовный регламент» Петра, написанный Ф. Прокоповичем, подчинявший религиозную власть светской, и «Наказ» Екатерины.

В экономике, несмотря на постоянное тормозящее действие крепостного права, на новых основах сформировался российский рынок, что имело далеко идущие последствия для страны.
Произошло оздоровление религиозной жизни. Этому способствовали жесткие меры Петра по устранению раскола, учреждение Святейшего Синода и ликвидация патриаршества в 1721 г., что пресекало двоевластие путем подчинения государству религиозной власти. В то же время влияние западной просветительской идеологии также не могло не сказаться на внутрирелигиозной жизни. Элементы просветительства целенаправленно или помимо воли проникали в теологию и религиозную философию.
Одним из основных способов «обхода» теологических догм стал деизм. С одной стороны, он позволял избежать обвинений в атеизме, ибо православную идеологию официально никто не отменял, более того, никто не мог отменить сложившуюся систему религиозного воспитания и вековые традиции. С другой стороны, деизм развязывал руки для свободного философствования. Наиболее ярко это проявилось в творчестве М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева, хотя нередко наблюдается и у других философов.
Секуляризация философии, как любое сложное явление, конечно, имела и свою оборотную сторону. Религию принято отождествлять с духовными аспектами бытия. Поэтому при освобождении от религии всегда имеется опасность «освободиться» от духовного, впасть в приземленность, натурализм и вульгарный материализм. Такие тенденции существовали и в XVIII в. в России, но на их пути встала сильная просветительская гуманистическая традиция в российской философии этого времени. Более определенно она проявилась в XIX в.
Освобождение мысли позволило самореализоваться многим образованным людям. Официально и стихийно создаются многочисленные общества, кружки, собрания, где происходит свободный обмен мнениями, дискутируются острые вопросы общественной жизни, формируются многообразные философские направления. Даже при Петре I существует «ученая дружина», в которую входят такие знаменитые мыслители XVIII в., как Феофан Прокопович, Василий Татищев, Антиох Кантемир.
Век XIX - век подлинного ренессанса России, высших ее достижений во всей ее истории, имевших и имеющих общемировое значение, ставших общечеловеческой классикой. XVIII в. имеет самостоятельную, но несопоставимую ценность и может рассматриваться как заложение основ для расцвета российской духовности.

Базовая, типичная черта любого Просвещения, без которой оно просто немыслимо, - гуманизм. Но в России он представлял собой, к сожалению, не объединяющую общество тенденцию, а поле борьбы, поскольку отношение к освобождению крестьян - а именно здесь основной пафос российского гуманизма - оказалось диаметрально противоположным у разных философских течений. Внимание к проблеме человека, его освобождения неизбежно порождает антропологизм, который делает единичного человека точкой отсчета философских систем. На Западе антропологизм нашел высшее выражение в теориях Фейербаха; у нас в XVIII в. следует считать работы Радищева.
Развитие на Западе естественно-научных теорий вызвало в России пристальное внимание к сенсуализму и натурализму вообще. Почти все российские просветители, в том числе и религиозные, отдали дань этим направлениям, особенно если учесть, что в России XVIII в. естественно-научные изыскания достигли впечатляющих результатов - речь, прежде всего, идет о М. В. Ломоносове. Такое внимание определялось стремлением понять естественные корни духовности человека, найти синтез естественно-научных и гуманитарных знаний. Оно же порождало крайности в виде утилитаризма и прагматизма. В частности, в этом духе с позиций теории «разумного эгоизма» трактовались благородные, хотя и идеалистические западные теории «естественного права» и «общественного договора». Алгоритм естественно-научного обоснования гуманитарной проблематики оказался в России очень живучим. Это заметно и в философии XVIII в., но особенно ярко проявилось в философском антропологизме Н. Г. Чернышевского.
Еще одной особенностью Просвещения XVIII в. в России является сильное религиозное направление внутри него. Российское самодержавие, претендующее на то, чтобы насаждать Просвещение «сверху», естественно, ради этого не могло пойти на отрицание религии и церкви, свойственное многим направлениям западного Просвещения, в частности Вольтеру и Дидро, которые были кумирами Екатерины II. Православие хотя и было низведено до роли «служанки политики», все же имело огромное влияние в стране и поддерживалось государством. С другой стороны, в России, православной стране, имеющей корни в религиозной философии Востока, были сильны традиции философствования в рамках религии. Кроме того, православной теологии было свойственно достаточно уважительное отношение к науке, а века сосуществования теологии и философии в России не могли не привести к их относительной толерантности. Отдадим должное «прогрессивности» российских теологов: в своих охранительных системах они использовали просветительские идеи и идеалы, что сделало их взгляды если не прогрессивными, то по крайней мере современными.

Завершая краткую характеристику Просвещения в России, необходимо со всей определенностью подчеркнуть: просветительская направленность есть обязательная составляющая и объединяющая черта всех направлений философствования XVIII в. в России, включая религиозные. Другими специфическими чертами этого периода, на наш взгляд, были антропологизм и стремление подвести естественно-научное обоснование под философские построения. Обзор философских направлений и взглядов их представителей в XVIII в. целесообразно разделить на две части, соответствующие эпохам Петра I (первая половина века) и Екатерины II (вторая половина). Это не формальное деление: пафос петровских реформ заключался в приобщении России к западной цивилизации; екатерининские времена, особенно после восстания Пугачева, наиболее точно характеризуются идеологической борьбой по поводу проблемы крепостного права. Эта разнонаправленность не могла не отразиться на философии.
Наиболее яркое выражение новые научно-философские идеи петровских времен получили в кружке Феофана Прокоповича, в который входили В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, A. M. Черкасский, И. Ю. Трубецкой и др. На собраниях кружка обосновывался приоритет светской власти над духовной, говорилось о необходимости размежевания науки и религии, обсуждалась идея светской философии, свободной от опеки теологии.
Вторая половина века характеризуется более резким размежеванием философских направлений. Этому способствовали демократизм Екатерины II в начале ее правления и обострение проблемы крепостного права. Можно выделить собственно просветительское направление (Д.С. Аничков, М.Т. Болотов, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, Н.И. Новиков, А.Я. Поленов, И.А. Третьяков) - дворянско-либеральная оппозиция, в основе которой лежала антикрепостническая идеология; патриархально-консервативное направление (виднейший представитель М.М. Щербатов) с его враждебностью западничеству и сетованиями о повреждении нравов и забвении традиций; радикально-демократическое, представленное революционным гуманизмом А.Н. Радищева; материалистическое, имевшее базу в естественно-научных прозрениях М.В. Ломоносова, и религиозно-просветительское (А. Байбаков, П. Величковский, Тихон Задонский, Г. Конисский, митрополит Платон). Излишне говорить, что такое деление весьма условно. И не только потому, что все эти философы мыслят оригинально и не образуют философских партий или что направление порой представлено одной фигурой. Важно и то, что они не исчерпывают всего спектра философской мысли XVIII в.»

27. Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался примерно четверть века: 1898-1922 гг. Начальная дата совпадает с годом создания объединения «Мир искусства», основания Московского художественного театра (МХТ), где была поставлена «Чайка» А.П. Чехова, а конечная — с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Краткость периода вовсе не умаляет его значимости. Напротив, с течением времени эта значимость даже возрастает. Она заключается в том, что русская культура — пусть не вся, а только часть ее — первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного позже.
Серебряный век включает в себя прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX в., известное также под именем «богоискательство», и русский модернизм, охватывающий главным образом символизм и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение «Мир искусства» (1898-1924), создателями которого были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев, снискавший себе славу организацией знаменитых «Русских сезонов» в Европе и Америке.
Что касается русского авангарда, то он представляет собой отдельное, самостоятельное явление. По своему духу и устремлениям он расходится с серебряным веком. «Башня» Вяч. Иванова и «Башня» В. Татлина слишком различны, чтобы быть вместе. Поэтому включение русского авангарда в серебряный век, которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.
Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...» Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман «Серебряный голубь». Редактор журнала «Аполлон» С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX в.
В самом названии имеется некое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство тогда активно вторгаюсь в общественную жизнь и политику. Оно в полной мере соответствовало известной формуле Е. Евтушенко: «поэт в России — больше, чем поэт». Напротив, искусство серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.

28. ответвление русской культуры, созданной на протяжении неск. периодов российской истории эмигрантами; как правило, противостояла официальной. Истоки К.р.з. восходят к первым рус. полит, эмигрантам 16-17 вв., сам факт эмиграции к-рых говорил о неординарном образе мыслей, оппозиционности и независимости суждений, сознат. нонконформизме незаурядных личностей, способных преодолеть стойкие стереотипы рус. ср.-вековья. В 18 и 19 вв. деятели рус. культуры своей добровольной или вынужденной эмиграцией демонстрировали иногда обществ, вызов, социальный протест, свою особую религ., полит, или филос. позицию в отеч. культуре, расходящуюся с официальной, и всегда — явное нежелание примириться с заданной пассивной ролью в обществ, и культурной жизни страны, со сложившимися истор. обстоятельствами в стране, с тем status quo, к-рый личность не в силах изменить по своей воле. Поэтому ряды эмигрантов пополняли не только В. Пече-рин, Герцен и Огарев, Бакунин, Лавров, Кропоткин, бывшие сознат. оппонентами существующего полит. режима или конфессии, но и, напр., Кипренский, С. Щедрин, К. Брюллов, 3. Волконская, И. Тургенев, навсегда оставшиеся за границей по причинам нередко личного свойства, и Кантемир, Карамзин, А.Иванов, Гоголь, П. Анненков, В. Боткин, Глинка, Тютчев, А. Боголюбов и др., подолгу жившие вдали от родины и взиравшие на нее из своего “чудного далека”, творившие с ощущением чисто эмигрантской ностальгии.
Для каждого из них даже временная эмиграция была тем необходимым смысловым, а не только геогр., расстоянием, той социокультурной дистанцией, с позиций к-рых можно было увидеть в России и рус. жизни нечто принципиально иное, нежели находясь в ней самой. Эмигрантами по преимуществу были в своем огромном большинстве рус. революционеры. Идейные вожди рус. революц. народничества, “отец рус. марксизма” Плеханов и все его товарищи по “Освобождению труда”, вожди Октября Ленин и Троцкий, как и множество их соратников — большевиков и меньшевиков, — были продуктом рус. эмиграции. Их теории, бесцензурные статьи и брошюры, сам план революц. преобразования России и построения в ней социализма — все это рождалось уроженцами России во время их неустроенной жизни на Западе — в удалении от предмета своего теоретизирования, в атмосфере относит, зап. свободы, как некий мысленный эксперимент над угнетенным и страдающим. Другие эмигранты — “красные” до революции, “белые” после революции — были во власти творимой ими же утопии, когда дело касалось России и ее истор. судьбы. Поэтому не только критико-публицистич. статьи, филос. трактаты, культурологии. эссе, но и мемуары таких незаурядных эмигрантов, как Керенский, Милюков, Степун, Ильин, Бердяев, Бунин, Г. Иванов, Ходасевич, Зайцев, Одоевцева, Берберова, Тэффи и др., страдали “худож. преувеличениями”, откровенным субъективизмом и даже произвольным домысливанием, фантазированием действительности, особенно если она была незнакома мемуаристам (“советская жизнь”).
Инокультурный контекст, высвечивавший своеобразие рус. культуры, выявлявший инновативное содержание тех или иных ее феноменов, позволял европ. и мировой культуре заново открыть для себя рус. культуру, придать ее достижениям значение и смысл, выходящие далеко за пределы нац. истории. Нек-рые открытия рус. культуры не получали адекватной оценки в контексте отеч. культурной традиции, выпадая из системы ценностей и норм, общепринятых в данную эпоху. В эпоху серебряного века признание нередко находило новаторов рус. культуры — художников и ученых — именно на Западе, а не в России. “Рус. сезоны” дягилевского балета, слава Кандинского и Шагала, Ларионова и Гончаровой, Скрябина и Стравинского, Шаляпина и М. Чехова, А. Павловой и Нижинского, Мечникова и И. Павлова и мн. др. началась именно за границей, и эмиграция многих знаменитых деятелей рус. культуры началась задолго до революции.
“Взаимосвязь” советской культуры и К.р.з. приводила не только к углублению внутр. раскола в советской культуре (между офиц. культурой и оппозиционной контркультурой), но и к углублению идейных разногласий в среде рус. эмиграции, постепенно утрачивавшей последние признаки единой, целостной и самостоят, в своем саморазвитии культуры. После падения тоталитарного режима в СССР процессы “диффузии” и конвергенции между “материковой” рус. культурой и культурой рус. диаспоры еще более усилились.

29. Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период “серебряного века” высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз.
Как мыслилось, пролетарская культура должна была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам.
Одновременно с ликвидацией старой интеллигенции шло создание интеллигенции советской, причем ускоренно - через “выдвиженчество” (вчерашних рабочих партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты для ускоренного обучения и подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы.
Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация - не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей.
Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская культура) - культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-1932) пролетарской самодеятельности при Наркомпросе, отрицая культурное наследие.
В стране развернулась массовая кампания ликвидации неграмотности среди взрослых и детей.
Форсированная подготовка школьников и студентов на первых порах привели к заметному снижению качества обучения.
В 30-е годы в деятельности большевиков произошел новый, менее радикальный, чем в 1917 году, поворот, - переход от революционного аскетизма к благополучию частной жизни и более цивилизованным формам поведения.
Поэтическим символом русской эпохи, с ее творческими взлетами, преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции, представляется деятельность трех великих поэтов -В.Маяковского, А.Блока и С.Есенина.
Состояние внешнего согласия с проводимым партией курсом и внутреннего несогласия с ним по общечеловеческим и общегуманным соображениям именуют “внутренней эмиграцией”.
Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В.Кандинскому (1866-1944).
Другим творцом современного искусства стал К.С.Малевич (1878-1935). С него начинается эра супрематизма (от лат. supremus -высший, последний), или искусства геометрической абстракции.
Одной из центральных фигур русского авангарда, был В.Е.Татлин (1885-1953), считающийся основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 года официально признавалось властями в качестве ведущего направления революционного искусства.
Одной из ключевых фигур в искусстве XX века являлся гениальный русский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н.Филонов (1883-1941), создатель самостоятельного направления русского авангарда - так называемого аналитического искусства.
Одним из крупнейших представителей сюрреализма был Гениальный живописец, график, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства М.З.Шагал (1887-1985). Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным “человеческим измерением”, сделала Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.

После Великой Октябрьской революции литература разделилась на три лагеря. Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом “певцами” новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может.
Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на западе явилось самобытное учение - евразийство.
После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского направления фактически закончился “серебряный век” русской культуры и было положено начало административному вмешательству партии в сферу духовной культуры.
Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и новую идеологическую доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М.Горький (1868-1936).
Несмотря на партийный контроль и идеологические запреты советская литература дала миру целый ряд великих творцов. Среди них две гениальные поэтессы - А.Ахматова и М.Цветаева, и четыре лауреата Нобелевской премии: М.Шолохов, Б.Пастернак, А.Солженицын и И.Бродский.

30. Культура России последних полутора десятилетий органически связана с прошлыми периодами истории нашей страны. При этом новая политическая, экономическая и социальная ситуация не могли не сказаться на культурной сфере, поскольку заметно повлияли на менталитет, мировоззрение и интеллектуальные устремления сограждан.
В начале 90-х государство перестало диктовать культуре свои требования, лишив ее таким образом гарантированного заказчика. Однако вместе с идеологической свободой появилась необходимость перехода культуры на самообеспечение, что изменило принцип функционирования большей части институтов культуры.
Реформировалась сис-ма образования. Наряду с гос-ными действовали негос-ные гимнозии, лицеи, колледжы. Разрабатывались новые программы, создавались учебные пособия. Но присутствовала нехватка квалифицированных педагогов и падение образоват. подготовки части выпускников школ и вузов.
В тяжелом состоянии находилась отечественная наука. АН испытывала острую нехваку средств, необходимых для поддержания фундаментальных исследований.
Федеральная программа «Сохранение и развитие искусства и культуры» уделяла внимание спасению важнейших объектов национ. культуры.
Новым стало создание художественных произведений при финансовой поддержке зарубежных инвесторов. Возобновилось проведение Московских кинофестивалей, участились зарубежные турне театральных коллективов, отдельных мастеров сцены. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников.
Деятели культуры и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.

Руководитель:

Доц. Барашев М.А.

Владимир. 2013 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: