Модуль 2 8 страница

Весь мир поделен на 2 части: образ правдивого и образ лжи, чистого и нечистого. Все существа и предметы делятся на чистые и нечистые. Самым чистым зороастрийцы считают огонь, неслучайно их называют огнепоклонниками, потому что у них стояли жертвенники Ахурамазде, и в центре жертвенника был священный огонь, которому они поклонялись, считая его чистым, согревающим, огонь для зороастрийцев - символ жизни, порядка как такового. Самым нечистым для них является мертвое тело. От мертвеца нужно освобождаться как можно раньше, причем обычные люди мертвого тела касаться не должны, для этого есть специальные жрецы. Нельзя предавать мертвое тело огню, потому что нельзя смешивать чистое с нечистым, нельзя предавать земле, потому что земля тоже чиста, она родит посевы. Следовательно, его нужно выносить на башню, где его будут клевать хищные птицы. Поэтому зороастрийцы довольно лихо и быстро справлялись с телами.

Посредине этих крайне чистого и крайне нечистого начал располагается весь мир с растениями, животными, людьми, и отношения, которые устанавливались между ними, есть отношения дуалист. Человек по Заратуштре является средоточием борьбы добра и зла; и Ахурамазда, и Ахриман сидят в самом человеке, один склоняет его в пользу истину, другой - в пользу лжи.

У зороастризма есть священная история, которая состоит из 3 эр.

Первая эра – эра основания, это эра начала мира. Сперва зародился мир под рукой Ахурамазды, который создал все прекрасное, огонь и первых людей; потом Ахриман – враждующее начало – создал дым. По этому типу огонь и дым были созданы как чистые и нечистые вещи.

Вторая эра – эра смешения. Это мир в нынешнем состоянии, в котором смешаны добро и зло. Человек в эру смешения имеет свободную волю, он может выбирать, кому служить, в какую сторону идти. Поскольку человек имеет свободную волю, то он наделен ответственностью за свое поведение, он отвечает перед Ахурамаздой и перед 7 святынями. Его выбором решается его посмертная судьба. В зороастризме есть рай, ад и чистилище. Чистилище в книгах Авесты называется местом смешанных, туда попадают люди, добрые и злые поступки которых уравновешены. Очень характерно, что двумя испытаниями в зороастризме проверяли человека на то, куда он должен попасть – в рай или ад, ими оказываются взвешивание поступков на весах и проход человека по мосту. Впоследствии мы увидим эти испытания в Коране. Они буквально списаны Мухаммедом. Человек попадает в рай, ад или чистилище, и там его жизнь продлевается до 3 эры.

Третья эра называется эра разделения. Она заключается в том, что Ахурамазда побеждает Ахримана, заливает всех грешников и нечестивцев лавой раскаленного металла. Остаются только праведники, ранее помещенные в рай. В конце времен (а в зороастризме есть идея конца времен) праведники получают от Ахурамазды чашу с белой хаомой (наркотический напиток, как индийская сома). Все пьют ее вместе с Ахурамаздой и перемещаются в мир вечного блаженства. Наркотическим экстазом заканчивается мировая история, согласно зороастризму. Но пока все живы, право на белую хаому имеют только жрецы, которых называют маги. Они могут ее употреблять. Остальные не могут, но если они будут праведниками, попадут в рай, доживут до 3 эры и ее конца, тогда они попробуют хаому с Ахурамаздой.

Вот суть зороастризма, она заключается в том, что человек должен следовать всегда правде и почитать чистое, а следовать правде - это хранить те, первоначальные установления, как установление на постоянство жизни, дом, семья, занятия земледелием, брак должен совершаться внутри общины, они не признавали браки на стороне. Если человек следовал всему, он будет причастен к истине. И зороастризм покровительствовал изучению наук, тайного знания, всего, что касается истины. Таков фундамент, на котором через несколько столетий после смерти Заратуштры возникает персидское государство.

Историки зороастризма разделяют два периода в развитии этой религии.

1) маздаизм, когда существует вера в Ахурамазду, но в текстах еще не упоминается Заратуштра

2) собственно зороастризм, когда появляется Авеста.

Фактически, маздаизм, первые его следы фиксируются впервые в древних клинописных текстах 6 века до н.э., а Авеста записывается в первых веках нашей эры.

3. Кир II

(558 – 530 гг.)

Династия персидских царей возникла из рода персидского полководца, которого звали Ахемен, его потомки назывались Ахеменидами. Около 646 года царем стал Кир I. При нем персидские племена заняли большую часть Иранского плато. С 600 по 559 год в Персии правил Камбиз I. И мы знаем что при нем персы находились в вассальной зависимости от мидийских царей.

Настоящая история Персии, как государства, начинается только с Кира II. Он также был прозван Великим. Кир достаточно быстро поднял восстание против мидийского царя, в 553 г. Война с мидийским царем длилась три года и окончилась победой персов в 550 г. При этом столица Мидийского государства стала царской резиденцией Кира. После этой победы Кир официально принял титул мидийских царей, он стал называть себя великий царь, царь царей, царь всех стран. Захватив Мидию, Кир понял, что ему открыта дорога по всем направлениям, и его следующими задачами было покорение Элама, т.е. территорий бывшего государства Элам, далее захват могущественного Лидийского государства в Малой Азии, захват территории Афганистана и постепенно выход в сторону Месопотамии.

Территория Элама была захвачена уже в следующем 549 году. Затем персы подчинили своей власти страны, которые ранее входили в состав мидийского царства, например, Армению. И, начиная с 547 года, Кир стал планировать войну с Лидийским царством. Лидией правил в это время царь Крез. Он вошел в мировую историю как самый богатый царь Древнего мира. Возникла поговорка «богат, как Крез». Лидия была очень богатым царством, потому что здесь было много золота; здесь впервые стали чеканить монеты (в 7 веке). Лакомый кусок для персов – самая богатая страна мира. В 547 у реки Галис в Малой Азии произошла битва между персами и лидийцами, но она окончилась безрезультатно: Кир понял, что он еще мало набрал сил, а Крез, что он не готов к настоящему кровопролитному сражению.

Крез отступил в свою столицу, в город Сарды, и решил подготовиться к войне, призвав союзников. Он послал запрос Набониду и спартанскому царю. Можно догадаться, что Набонид не ответил никак, он был занят другими вопросами, ему нужно было удержать аравийский оазис Тейма. А спартанцы – это довольно милые люди, которые сначала отвечали согласием на подобные запросы, а в самом конце посылали гонца, который говорил, что произошло полнолуние, а полнолуние – это неблагоприятный день для отправки войска, поэтому мы подумали и решили войско не посылать. Спартанцы очень часто предавали своих восточных союзников в последний момент: спартанцы в результате никого не послали. Крез вынужден был действовать на свой страх и риск, он вывел свою конницу на равнину перед Сардами и рассчитывал на сражение двух конниц. Однако Кир стал действовать хитростью (это излюбленный прием персидского войска действовать хитростью). Кир поставил впереди войска верблюдов, кони, увидев их, растерялись и убежали, всадники понимали, что не смогут их удержать. Когда они спешились, они стали сражаться пешими. Можно представить, как всадники сражаются пешими, ничего хорошего в этом нет, потому что они не привыкли сражаться пешими. Поэтому персы стали наступать, и лидийцам пришлось срочно бежать в Сарды.

Это была их неприступная крепость, где они были осаждены Киром. Крез понял, что осада будет долгой и опять послал гонцов в Спарту, Вавилон и Египет. Откликнулись только спартанцы во второй раз, но в этот раз они действительно подготовили войско для отправки на кораблях, но войско не успело прийти, Сарды к тому времени уже пали. Осада Сард продолжалась 14 дней. Город был взять штурмом совершенно неожиданно, потому что Кир зашел в тыл к лидийцам и атаковал со стороны неприступных скал, т.е. оттуда, откуда меньше всего ждали. Крез попал в плен, это произошло в 546 году.

Дальше Кир решил захватить греческие города Малой Азии, особенно активно ему противостояли жители приморских островов, но что касается жителей Милета, то они подчинились добровольно и стали его кормчими на кораблях. С греческими городами было тяжело, персы не смогли их атаковать, поэтому Кир решил перенести удар со Средиземного моря на Среднюю Азию.

В период между 545 и 539 Кир подчинил себе Согдиану, Хорезм, бассейн Сырдарьи, воевал много в Средней Азии, и персидское господство дошло до северо-западных границ Индии. Однако только весной 539 г. Кир предпринимает поход на Вавилон.

В октябре 539 года он вступает в Вавилон. И дальше происходят совершенно удивительные события: Кир объявляет освобождение всех народов, которые были угнаны в вавилонский плен, в том числе объявляет свободу иудеев, более того, Кир всячески содействует им в восстановлении первого храма. В глазах иудеев и с точки зрения иудейской истории Кир воспринимается как благодетель, который исправил ошибки Навуходоносора и вернул иудеев в Палестину. Точнее, Кир даже не исправлял никаких ошибок. И Навуходоносор, и Кир, по представлениям иудеев, были посланцами Господа, и их задача была в том, чтобы наказать за грехи правителей, а затем вознаградить. Что касается небиблейской легенды, а самого исторического события, то Кир просто провозгласил автономию областей, которые находились под протекторатом Персии. Он поступил мудро, не став делать захваченные земли персидскими областями. При этом он оставил их под контролем Персии.

В 530 году Кир отправился в поход на восток от Каспийского моря, где против него взбунтовалось племя массагетов, и в этом походе Кир неожиданно погиб. Погиб в самом начале августа 530. Ему отрубили голову в сражении, она была брошена в мешок с кровью, и этот мешок был отнесен царице массагетов Тамирис, которая сказала: «Вот теперь-то ты, наконец, напьешься крови, которой так жаждал». Так внезапно в борьбе с малоизвестным племенем закончил жизнь Кир Великий. Кто такие массагеты гадают до сих пор, это какое-то средне-азиатское племя.

4. Камбиз II

(530 – 522 гг.)

Уже в конце августа 530 г. царем персидского гос-ва стал старший сын Кира Камбиз II. Он захотел продолжить славные деяния отца. Ему оставалось только захватить Египет. Это и было его главной задачей. Он подготовился к походу основательно. Он получил поддержку со стороны флота финикийских городов, и т.о., у него была и сухопутная, и морская армия. Персы благополучно добрались до пограничного Египетского города весной 525 г. После этого началось завоевание нескольких крупных городов.

Персы, как обычно, действовали хитростью. Камбиз прекрасно знал, что кошка - священное животное в Египте, за убийство кошки смертная казнь. Персы идут на штурм, и вместо щита каждый войн держит кошку. Египтяне целятся из луков, но боятся стрелять. Вдруг попадешь в кошку, тогда свои же казнят. И вот это странное «мяукающее войско» просто подходило к стенам крепостей и захватывало их. Так Камбиз поступил несколько раз. Помимо этого были и морские сражения, осада прибрежных городов. Египетское войско бежало в столицу Мемфис. Персы, помимо всего прочего, натравили ливийцев против Египтян и подчинили ливийцев себе. Также в захвате Египта принимали участие малоазийские греки. В результате, к концу августа 525 г. Камбиз был официально признан царем Египта. Он был коронован как сын Амона Ра, принял все традиционные египетские титулы, его изображали на рельефах в египетском костюме. Он мог бы праздновать победу, но захват Египта никогда не приносил ничего хорошего завоевателю. Египтяне отличались еще большей хитростью, коварством, чем персы. Они умело травили персидских наместников. Египетские чиновники формально клялись персам, на самом деле они их ненавидели и старались убить при первой же возможности.

Камбиз ушел в Эфиопию, совершил поход в Нубию, так как там было большое кол-во золота. Он дошел до Нубии, но в этот момент у персов закончилось продовольствие. Начался голод, и Камбиз вынужден был повернуть назад. Неоткуда было взять припасы, дальше шли непроходимые джунгли. Когда он повернул назад, то от своих разведчиков узнал, что в Египте восстание. В Мемфисе бывший фараон поднял народ на персидское войско. Камбиз вернулся в Мемфис, схватил фараона и казнил его. Также были казнены все приближенные к нему вельможи, страна была усмирена. Камбиз понял, что из Египта нельзя отлучаться ни на день, и с 525 по 522 жил в Египте безвыездно. Он испытал на себе всю силу египетского коварства. И он решил отомстить довольно странным образом, просто преступным образом!

Во-первых, он приказал высечь Нил. Поскольку Нил был божеством и разливался по своему распорядку, не подчиняясь персам, то его высекли.

Во-вторых, Камбиз убил священного египетского быка Аписа. Причем в данном случае важно, как он его убил: он пронзил его мечом в бедренную артерию. Почему это важно, вы сейчас поймете.

В марте 522 г. будучи в Мемфисе, Камбиз получил известие о том, что его младший брат поднял восстание в Персии и стал царем. Смысл этой новости лучше всего доходил до самого Камбиза лично, так как он соображал, что никакого младшего брата у него и в помине быть не может, потому что ровно год назад он приказал убить своего младшего брата. И в то, что это было сделано, он верил абсолютно. Следовательно, трон в Персии занял какой-то самозванец. И нужно срочно бежать разбираться.

Итак, он садится на своего боевого коня... Но тут внезапно к нему бежит гонец с каким-то донесением! Он хочет слезть с коня и оказывается в очень неудачном положении: он натыкается бедром на собственный меч!!! То есть Камбиз погибает так же, как погиб бык Апис. И это воспринимается египтянами как месть священного быка, а заодно и всех других богов, за нанесение вреда Египту. Это была поистине символическая смерть. Он погиб от удара собственным мечом в бедро. Правда, достоверность этой смерти проверить нельзя, потому что об этом пишут только греки, у персов в то время хроник не было.

Кто же пришел к власти в Персии? Конечно, никакого брата Камбиза там не было. Жрец-маг по имени Гаумата короновался под имением Вардия, так звали мл. брата Камбиза, и правил всего семь месяцев. В конце сентября 522 г. состоялся заговор нескольких офицеров, и Гаумата в результате был убит. Тот же самый совет офицеров признал следующим царем потомка Ахемеда. Так началось правление, может быть, самого блистательного персидского царя Дария I

5. Дарий I

(522 – 486 гг.)

Дарию суждено было стать тем самым человеком, который превратил персидскую монархию в империю. Сразу после захвата престола, который был захвачен с официального согласия офицеров, Дарий столкнулся с тем, что его власть не признает ни одна из завоеванных Камбизом территорий. Против него восстали Вавилония, Парфия, Геркания, Мидия, Элам, Египет, Бактрия. Восстали все! В Вавилоне нашелся умник, который короновался под именем Навуходоносора III, а потом еще и Навуходоносора IV.

С 522 по 519 г. продолжалась война Дария с многочисленными самозванцами. Он поступал с ними лихо, сажал на кол собственноручно. Также Дарий очень любил отрезать носы, уши, языки, выкалывать глаза, потому что это явно помогало. Когда один самозванец узнавал о судьбе другого, он задумывался, а стоит ли начинать борьбу против Дария. Всех самозванцев выступавших против него, Дарий называл Лжецами. А себя служителем Ахурамазды. Чрезвычайно важный момент: первые царские надписи – это надписи Дария. Огромная хроника его военных походов против самозванцев, которая была высечена на Бехистунской скале. Эта хроника была написана тремя видами клинописи на трех различных языках: древнеперсидском, аккадском и эламском. И вошла в историю под названием Бехистунской надписи. Дарий говорит, что царем его поставил Ахурамазда. Наказ от него – во всем следовать правде, наказывать лжецов. А тот, кто называл себя царем, не будучи им – самый настоящий лжец. Все лжецы достойны смертной казни. Удивительный пассаж: Дарий пишет: «И еще много совершил я подвигов, но не хочу обо всех них рассказывать, иначе вы сочтете меня лжецом». Вот удивительно: он боится, что читатель подумает, что он врет. Три года Дарий боролся с мятежниками, которые восставали во всех частях державы. Только к 519 г. ему удалось закрепиться в Персии как официально признанному царю.

С 519 по 512 г. Дарий ведет войну на Балканах и в северо-западной части Индии. В конце концов, ему удается покорить все эти земли. И начинается построение Империи.

6. Империя Дария I

Во-первых, страна разделена на метрополию и провинции. Дарий разделил гос-во на административно-податные округа, которые назывались сатрапии. Соответственно, начальники округов – сатрапы (Вавилон – это одна сатрапия, Египет - другая и т.д.). Но, разумеется, своим сатрапам Дарий не доверял. Помимо сатрапов существовали начальники военных отрядов, царские чиновники, занимавшиеся сбором налогов, царские судьи и, конечно, в каждой сатрапии была введена тайная полиция, которая в древнеперсидских текстах "уши и око царя". Были у Дария и свои министры, и премьер-министр, который в переводе на древнеперсидский означал "тысяча начальник" и был руководителем правительства и одновременно начальником личной гвардии царя. Вот как подтверждается первый признак империи.

Второе – это наличие официального языка. Официальный язык Персидской империи – арамейский. На нем оформлялись все юридические документы. Царские указы и надписи составлялись только на древнеперсидском языке и записывались клинописью, как правило вырезались в камне. Но существовали и древнеперсидские глиняные таблички.

В-третьих, в Персии появляется своя монета. Когда Кир II захват Лидию, ему хотелось ввести монеты, но у него не получилось. И вот Дарий вспоминает о его желании, и с 517 года чеканится монета "золотой дарик", весом 8,4 грамма. Но они не имели хождения (из-за очень высокого содержания золота и, следовательно, большой номинальной стоимости – прим. редактора), а только накапливались в казне. Сама торговля обеспечивалась при помощи серебряного сикля (5,6 грамм, по стоимости 1 сикль = 1/20 дарика). Монетную систему принимают далеко не все сатрапии. Так, например, Вавилон, довольно консервативный к тому времени, старенький Вавилон, отказывается от монеты. Он продолжает пользоваться серебряным ломом, по весу. Деньги появляются в самом разнообразном виде: в виде каких-то треугольничков, кружочков. Ну а в других сатрапиях монета приживается довольно хорошо. Чеканили монеты, естественно, в Малой Азии.

7. Социальная структура персидского общества

Прежде всего, существовала персидская знать. Персидская знать, как и персы вообще, налогов не платила, так как персы – господствующий народ. Остальные народы платили в год 7.740 талантов серебра (1 талант = 30 кг серебра). Это была, конечно, дань, и платили ее все без исключения, кроме персов. Но персы не были освобождены от натуральных поставок. Они обязательно должны были давать продукты на содержание храмов и царского дворца. Итак, вот разделение всех народов империи на персов, как наиболее чистый господствующий народ, и на всех остальных.

Внутри метрополии выделялась знать - это персидские воины: конники, колесничие, происходившие из благородных родов. Жрецы, прежде всего маги. При Дарии Маздаизм (вера в Ахурамазду) становится главенствующей религией. При этом, конечно, не запрещается исповедование культов всех других народов. Дарий отдает своей знати земли на захваченных территориях, многие персидские вельможи становятся помещиками, их обслуживают зависимые крестьяне и рабы.

Но в Персии появляется еще один социальный строй, который в клинописных текстах называется "Курташ". Курташ – это работники царского хозяйства, среди них были мужчины, женщины, подростки; персы, но иногда люди и из сатрапии. Курташ работали отрядами по несколько сотен человек, в некоторых случаях больше 1 тыс. чел. Работали они круглый год и были заняты на строительных работах, в каменоломнях. Встречаются среди Курташ даже виноделы и земледельцы. Курташ, по-видимому, полусвободные люди, т.е. это зависимые, которые были посажены на царскую землю, чтобы обрабатывать ее. Среди этих людей были как персы, так и угнанные с других территорий пленные.

Что касается рабов, то рабы могли вести собственное хозяйство, могли закладывать или сдавать имущество в аренду, могли выступать свидетелями при заключении сделок. Они судятся между собой, между свободными людьми, имеют землю, рабов, у них имеются батраки, арендаторы их земли. Единственная обязанность раба - это определенный нормированный оброк с земельного участка, который отдается хозяину. Во всем остальном рабы являются, если не полноправными гражданами, то абсолютно равноправными в торговой и посреднической деятельности. Раб все покупает, все продает, со всеми судится. Может иметь все, что позволит ему кошелек. В Персидской империи так же, как и везде, практикуются случаи продажи в рабство детей, под видом их усыновления. Однако Дарий вводит одно жесткое указание, при нем муж не может отдать в залог жену (женщина по зороастризму не является имуществом, она священна).

При Дарии появляются пограничные войска. Дарий сажал на приграничные земли своих воинов, разрешал обзаводиться семьями, строить дома, пахать землю или нанимать крестьян. Главное, чтобы они постоянно там жили и охраняли персидские границы. Так после 512 г. появляется постоянная пограничная служба.

8. Экономическое развитие Персидской империи

Что касается четвертого признака империи, то Персия удовлетворяет и ему. На территории одного государства могут создаваться и средства производства, и предметы потребления.

В составе Персидской империи были предприятия по окрашиванию шерсти, по производству одежды, производству стекла. В Персию приходило вино, оливковое масло. Из Малой Азии доставлялось серебро, из Месопотамии медь, известняк; из Афганистана - лазурит и сердолик. То есть абсолютно все производилось на территории одного государства. Там же можно было получить и железное оружие, и орудие труда, и сами продукты, которые при помощи этого оружия изготавливались.

Дарий 1 покровительствовал географическим экспедициям. По видимому, при нем стали совершаться большие экспедиции. Скилак был первым мореходом, отправленным с этой целью в 518 г до н.э. в Индию. В 518 г. по приказу Дария был восстановлен канал от Нила до Суэца. Этот канал существовал еще при египетских фараонах, но впоследствии стал несудоходным. Был восстановлен. Он соединил Египет с Персией через Красное море. Т.о., была проложена дорога, торговые пути через Египет через Персию до Индии.

9. Причины крушения Персидской империи

Персидская империя могла бы существовать очень долго, если бы не целый ряд обстоятельств:

1) Оказавшись фактическими государями Древнего мира, персидские цари и их вельможи начали утопать в золоте. К их услугам были все драгоценные изделия из золота, слоновой кости, лазурита. Не было того, чего бы они могли пожелать и не получить. Это способствовало разврату персидской верхушки. Целые поколения перс. аристократов ничего не делали, т.к. в их распоряжении были богатства отцов и дедов. Они утратили полезные для государственной работы знания и навыки.

2) В персидском войске было слишком много наемников. Этим наемникам платили, и они воевали, но никакого особого воинского духа у них не было. Они привыкли к победам и тоже со временем ослабели.

3) Стали интенсивно развиваться греческие города Эгейского моря и малой Азии. Греки стали настолько успешными воинами, что их стали массово набирать в персидскую армию. Дело доходило до парадокса: в греко-персидских войнах нередко греки сражались против греков. Ситуация конца 6 века привела к тому, что уже начиная с 499г., Персия ввязывается в долговременную войну с греческими государствами и проигрывает.

Сперва Персия проигрывает несколько морских сражений, а потом появляется Александр Македонский, который в 331 г до н.э. наносит поражение войску царя Дария III у селения Гавгамелы.

День сражения у Гавгамел 1 октября 331 г. – это день падения не только Персидской империи, но и всего классического Древнего востока. Потому что, разгромив Дария III, Александр Македонский объявляет своей столицей Вавилон и дальше начинается совсем другая эпоха, эпоха эллинизма, т.е. проникновения на восток греческой цивилизации.

Максим Лассэс, Доктор Зло

Раздел 2. Древний Дальний Восток

Глава 6. История Болливуда.

21.11.2011

§24. Введение в историю Дальнего Востока.

1. Ближний и Дальний Восток

Есть существенная разница между развитием стран Ближнего и Дальнего Востока. Разница заключается в том, что страны Дальнего Востока отличает непрерывность, преемственность поколений. Эта черта свойственна как Индии, так и Китаю. На этих территориях цивилизация существует более 6 тысяч лет, и за все это время не было такого события, которое было бы способно прервать ее развитие. Ближний Восток, напротив, характеризуется постоянной сменой государственности, быстрой сменой языков. Это легко объясняется.

Дело в том, что очаги первых государств образовались вокруг территории Средиземноморья, так как там теплые моря способствовали оптимальному развитию государства. Все, что происходило на этих территориях рядом со Средиземным морем, отличалось исключительной интенсивностью развития. Здесь до сих пор разгораются войны, межэтнические, межконфессиональные столкновения. Здесь постоянно идет борьба за ресурсы. На Древнем Ближнем Востоке находились рудники, из которых можно было получать медь, олово, железо, драгоценные камни. Поэтому на этой территории всегда было много войн экономического характера. После нахождения нефти эта тенденция еще больше усилилась.

Дальний Восток – территория периферийная для развития человечества. Здесь ничего этого не было, и развитие государств происходило по-другому. Эту территорию не мог полностью завоевать ни один великий полководец: не смог ни Александр Македонский, ни Тимур. Здесь были свои порядки, появились одни и те же языки, потому что носители этих языков не сменялись, и в следствие этих факторов, Дальний Восток стал примером постепенного, стабильного развития. И в этом отношении Дальний Восток является постоянным "запасом для человечества", потому что в настоящее время многие люди обращаются к культуре и ценностям стран Дальнего Востока.

2. Изучение Дальнего Востока

Для ученых 19 века истории Древнего Востока не существовало, потому что о нем ничего не говорится в Библии. В таблице народов книги Бытия народы Дальнего Востока вообще не упоминаются, так как для авторов Библии, которые составляли таблицу народов в 5 веке до н.э., реальны были только те народы, которые находились под властью Персии. Это значит, что ученые, которые привыкли соотносить историю с богословием, не будут интересоваться Древней историей стран Дальнего Востока, потому что там не было никаких библейских сюжетов.

В начале 20 века была придумана легенда о 20-летнем пребывании Иисуса Христа в Тибете. Идет евангельский рассказ, о том, что Иисус рождается, а потом Богородица бежит с ним в Египет, а дальше уже его крещение. Интересно то, где находился Иисус Христос с младенчества и до момента крещения. Французские и английские мистики сказали, что он жил в Тибете. По их теории, именно там его научили воскресать! В начале 20 века эти рассказы были очень популярны. Этот факт говорит уже об интересе европейцев к Древней истории Дальнего Востока.

В начале 20 века на Дальний Восток приходят американские археологи. Они справедливо рассудили, что, например, в Индии, так же как и в Египте в 3 тысячелетии до н.э., тоже могла быть цивилизация. Раскопки археолога Джона Маршалла в двадцатых годах привели к тому, что были найдены доарийские древнеиндийские города: Хараппа и Мохенджо-Даро. С этого времени начинается научное археологическое изучение Древней истории Дальнего Востока.

Такие же раскопки проводятся и в Китае, где находят мавзолеи 2 века до н.э., и в итоге доходят до цивилизации "Эрлитоу", которая существовала в 3 тысячелетии до н.э. и была современницей шумерской цивилизации. Оказывается, что и Дальний Восток имел древнюю историю, и во многом она развивалась синхронно с историей Ближнего Востока.

На территории Хараппы обнаруживают печати. На них – знаки, что говорит о наличии письменности. Впоследствии будет доказано, что эта письменность зародилась в 3 веке до н.э. в одно время с шумерской. Эти экспедиции стали толчком к научному изучению Дальнего Востока.

Если первый русский учебник по истории Древнего Востока, который написал П.Г.Виноградов в 1914 году заканчивается Древней Персией, то уже в учебнике В.В.Струве 1941 года есть две главы: Древняя Индия и Древний Китай. В Советском союзе это рассматривалось иначе. Дело в том, что в Индии и в Китае существовали свои коммунисты. Наши ученые писали диссертации на тему, «Как в Китае люди борются с империалистами и как в Индии борются с колониалистами», поэтому было необходимо знать их Древнюю историю для того, чтобы помогать коммунистам обеспечивать их идеологическую работу в борьбе с англичанами.

Окончательное оформление изучения Древней Индии и Древнего Китая происходит в 40-50-ые годы, так как Индия получает независимость, а Китай становится Народной Республикой. Знание Древней истории народа позволяет контролировать его современную историю – таков важнейший постулат геополитики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: