Мятеж аннунаков

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Рис. 129

В городе Бад-Тибире, который был основан как промышленный центр, Энлиль поручил руководство своему сыну Нанне/Сину; в перечне городов он фигурирует под именем НУ.ГИГ («тот, кто в ночном небе»). Мы убеждены, что именно здесь родились близнецы Инанна/Иштар и Уту/Шамаш — это событие ознаменовалось ассоциацией их отца Нанны со следующим зодиакальным созвездием, Близнецами. Шамаш был специалистом в области космических полетов, и поэтому с ним ассоциировалось созвездие ГИР (это слово имеет несколько значений, в том числе «ракета» и «клешня краба»), то есть Рака. Следующим знаком Зодиака был Лев, и именно он стал символом Иш-тар, которая обычно изображалась стоящей на спине льва.

Не была забыта и сестра Энлиля и Энки «нянька» Нин-хурсаг (СУД) — под ее власть Энлиль отдал Шуруппак, который считался медицинским центром нефилим. Это событие отразилось в названии следующего созвездия — Девы.

Одновременно с основанием этих городов завершилось строительство Ниппура, а также был сооружен земной кос-мопорт нефилим. В древних текстах прямо говорится, что именно в Ниппуре находилось то место, откуда посылались «слова», то есть команды. Там, повинуясь приказу Энлиля: «Вперед к небесам!», — «то, что светится, устремилось вверх, подобно небесной ракете». Однако сам запуск ракет производился там, «где поднимается Шамаш», и этим местом — «мысом Канаверал» нефилим — был Сиппар, правителем которого являлся Глава Орлов. Отсюда со специальной «священной площадки» стартовали многоступенчатые ракеты.

Когда Шамаш приобрел достаточно опыта, чтобы принять командование над «огненными ракетами» и стал богом справедливости, с ним стали ассоциировать созвездия Скорпиона и Весов.

Завершает список семи первых городов и связь со знаками Зодиака город Ларак, отданный Энлилем под начало своего сына Нинурты. В списке городов этот бог носит имя ПАБИЛ.САГ («великий защитник»). Точно так же древние шумеры называли созвездие Стрельца.

* * *

Было бы нелогично предположить, что местоположение первых семи городов на Земле выбиралось случайным образом. «Боги», способные совершать космические путешествия, размещали свои первые поселения в соответствии с определенным планом, направленным на достижение жизненно важной для них цели, — обеспечить приземление и старт космических кораблей, осуществляющих связь с их родной планетой.

Что же это за план?

В поисках ответа мы задавали себе вопрос: каково происхождение астрономического и астрологического символа Земли — круга с перекрещивающимися под прямым углом линиями внутри, который напоминает перекрестье прицела?

Этот значок встречается еще в шумерской астрономии и астрологии и по своему значению идентичен египетскому иероглифу, обозначавшему «место»:

Совпадение или важное доказательство? Может быть, нефилим приземлялись, накладывая на изображение или карту земной поверхности некий «прицел»?

Ддя нефилим Земля была незнакомой планетой. Исследуя ее, они не могли не обратить внимания на горы и горные хребты, которые несли в себе опасность для идущих на посадку и взлетающих кораблей, но в то же время служили превосходными ориентирами.

Если «пришельцы», «зависнув» над Индийским океаном, осматривали выбранный для колонизации район Междуречья, то они обязательно отметили самый заметный топографический объект — гору Арарат.

Горный массив Арарат представляет собой потухший вулкан, возвышающийся над Армянским нагорьем, где сходятся границы современных Турции, Ирана и Армении. Северная и восточная его части поднимаются до 3000 футов над уровнем моря, а северо-восточная — до высоты 5000 футов. Диаметр всего массива составляет около двадцати пяти миль — это огромный купол, вспучившийся на поверхности земли.

Некоторые особенности Арарата делают его заметным не только с земли, но и с большой высоты. Во-первых, он расположен практически посередине между двух горных озер, Ван и Севан. Во-вторых, в горном массиве выделяются два высоких пика, Малый Арарат (12 900 футов) и Большой Арарат (17 000 футов, или более 5 километров). Ни одна гора в мире не может соперничать высотой (от подножия до вершины) с этими пиками, покрытыми вечными снегами. Они похожи на два сияющих маяка между двумя озерами и при свете дня играют роль гигантских отражателей.

У нас есть все основания полагать, что нефилим выбрали место для посадочной площадки с учетом направления меридиана север — юг, заметного наземного ориентира и удобного расположения рек На севере Месопотамии таким хорошо различимым ориентиром могли служить две вершины Арарата. Меридиан, проведенный через центр горного массива, пересекает Евфрат. Именно здесь могла располагаться цель нефилим — место, выбранное ими для космопорта (рис. 130).

Но подходит ли это место для приземления и взлета космических кораблей?

Вне всякого сомнения. Это место расположено на равнине, достаточно далеко от окружающих Месопотамию горных хребтов. Самые высокие горы (на востоке, северо-востоке и севере) не мешают космическому челноку, спускающемуся с юго-востока.

Но достаточно ли удобно это место и можно ли без особых сложностей доставить сюда астронавтов и необходимые материалы?

И вновь ответ будет положительным. В это место можно попасть как по суше, так и водным путем — по реке Евфрат.

И еще один, более важный вопрос: есть ли поблизости источники энергии, необходимые для осуществления космических полетов? Есть. Излучина реки Евфрат, на которой был основан Сиппар, в древности считалась одним из богатейших источников природного битума — нефтепродуктов, которые поднимались на поверхность через естественные разломы и для добычи которых не нужно было копать колодцы или бурить скважины.

Можно себе представить, как в командирской рубке космического корабля Энлиль, окруженный своими помощниками, рисует на карте перечеркнутый круг. «Как мы назовем это место?» — спрашивает он.

«Может, Сиппар?» — предлагает кто-то из членов экипажа.

На ближневосточных языках это слово означает «птица». Сиппар — это то место, где Орел садится в свое гнездо.

Как же космические челноки попадали в Сиппар?

Несложно представить, как навигаторы прокладывали наиболее удобный маршрут. Слева располагался Евфрат, а к западу от него горное плато; справа протекал Тигр, к востоку от которого был виден хребет Загрос. Если челнок приближался к Сиппару под углом 45 градусов к меридиану Арарата, то проходил на безопасном расстоянии между двумя горными грядами. Более того, движение под таким углом позволяет на большой высоте пересечь гористый выступ Аравийского полуострова и начать снижение над водами Персидского залива. Помимо всего прочего, в этом случае взлетавшим и садившимся судам обеспечивался хороший обзор и постоянная связь с центром управления в Ниппуре.

Затем один из подчиненных Энлиля мог сделать грубый набросок — треугольник с горами и водами с каждой стороны и вершиной, которая, подобно стрелке, указывает на Сиппар. «Крест» в центре обозначает Ниппур (рис. 131).

Это может показаться невероятным, но рисунок сделан не нами; это изображение было нанесено на керамический предмет, обнаруженный археологами при раскопках Суз в культурном слое, датируемом 3200 годом до нашей эры. При взгляде на него вспоминается планисфера с маршрутом и инструкциями, основу которой составляли 45-градусные сектора.

Таким образом, место для поселений на Земле нефилим выбирали не наугад. Они скрупулезно исследовали все альтернативы, принимали во внимание доступные ресурсы и опасные факторы. Более того, планировка самого поселения тщательно продумывалась, чтобы оно соответствовало общему замыслу — обозначить посадочный коридор к Сиппару.

До настоящего времени никто не пытался выявить общий план разбросанных на большой территории шумерских городов. Но если мы посмотрим на первые семь поселений, то обнаружим, что Бад-Тибира, Шуруппак и Ниппур лежат на линии, проходящей под углом ровно 45 градусов к меридиану Арарата, причем эта линия пересекает меридиан именно в Сиппаре! Еще два города, Эриду и Ларса, также расположены на прямой линии, пересекающей меридиан Арарата и первую линию — причем тоже в месте, где находится Сиппар.

Отталкиваясь от древнего рисунка, в котором центром круга сделан Ниппур, и проводя концентрические окружности через различные города, мы обнаруживаем, что еще один древний шумерский город, Лагаш, расположен на одной из этих окружностей — на таком же расстоянии от 45-градусной линии, как Ларса.

Поскольку местоположение города ЛАРААК («видеть яркое сияние») остается неизвестным, то логично было бы предположить, что он должен находиться в точке 5, замыкая цепочку городов на оси посадочного коридора, расположенных с интервалом в шесть «беру»: Бад-Тибира, Шуруппак, Ниппур, Ларак, Сиппар (рис. 132).

Две внешние линии, проходящие по обе стороны от осевой, отклонены от нее на 6 градусов каждая и служат юго-западной и северо-восточной границами посадочного коридора. Соответственно, ЛА.АР.СА означает «видеть красный свет», а ЛААГ.АШ — «видеть сияние в шесть». Города, расположенные вдоль каждой линии, действительно отстоят друг от друга на шесть «беру» (примерно шестьдесят километров, или тридцать семь миль).

Таков, по нашему мнению, был генеральный план не-филим. Выбрав оптимальное место для космопорта (Сиппар), они расположили основные поселения вдоль ведущего к нему посадочного коридора. В центре они основали Ниппур, где была установлена «связь небо-земля».

* * *

Человечество никогда не увидит ни первых городов, которые построили боги, ни их останки — все они были смыты с лица земли Всемирным потопом. Но мы можем довольно много узнать о них, потому что святой обязанностью месопотамских царей считалось постоянное восстановление священных обителей на том же самом месте и в строгом соответствии с первоначальным планом. В храмовых надписях особо подчеркивается неуклонное следование исходным чертежам:

Плану, составленному на все времена, по которому в будущем следует строить, [я следовал].

Здесь приводятся древние чертежии предписания Всевышних Небес.

Если наша гипотеза верна, и Лагаш действительно был одним из городов, игравших роль посадочных огней, то обретают смысл слова Гудеа, правившего этим городом в третьем тысячелетии до нашей эры. Он писал, что когда Нинурта приказал ему построить священную обитель, другой бог вручил ему архитектурный план (высеченный на каменной табличке), а богиня (она путешествовала «между Небом и Землей» в своей «небесной комнате») показала карту звездного неба и дала указания по ориентации постройки относительно расположения небесных светил.

Кроме «божественной черной птицы», в священной обители хранились «ужасный глаз» богов («огромный луч, дающий власть над миром») и «регулятор мира» («Звук которого… эхом отдавался повсюду»). Наконец, когда строительные работы были завершены, над зданием установили «эмблему Уту», повернутую к «месту, где Уту восходит на Небеса», то есть к космопорту в Сиппаре. Все эти испускающие лучи устройства были жизненно важны для работы космопорта, поскольку сам Уту «явился, радуясь», чтобы осмотреть законченную постройку.

На древних шумерских рисунках часто встречаются массивные сооружения, строившиеся сначала из тростника и дерева и располагавшиеся в полях среди пасущегося скота. С распространенным мнением, что это были навесы для скота, никак не вяжутся колонны, установленные на крыше таких построек (рис. 133 а).

На рисунках отчетливо видно, что колонны служили для установки одной или нескольких пар «колец» неизвестного назначения. Несмотря на то что эти постройки располагались в поле, вряд ли они предназначались для скота. На цилиндрических печатях встречаются похожие рисунки, рядом с которыми помещены шумерские пиктограммы (рис. 133 Ь) ДУР или ТУР (означающие «обитель», «место сбора»), причем главными элементами этих сооружений являются вовсе не «хижины», а антенные мачты. Похожие колонны с «кольцами» устанавливались не только в полях, но и у входа в храм, внутри священных обителей богов (рис. 133 с). Что же это за объекты? Может быть, антенны, подключенные к передатчикам? Или пары колец представляли собой излучатели радаров, размещенные в полях для наблю-I дения за идущими на посадку космическими кораблями? I Может, колонны с «глазами» были сканирующими устрой-I ствами, некими «всевидящими глазами» богов, упоминаю-I щимися во многих древних текстах?

Нам известно, что эти устройства подключались к портативному оборудованию, поскольку на некоторых шумерских печатях изображаются напоминающие коробку «божественные предметы», которые перевозили на лодках или I навьючивали на спины животных, что позволяло транспортировать их от причала в глубь континента (рис. 134). Вид этих «черных ящиков» наводит на мысль о Ковчеге (Завета, построенном Моисеем в соответствии с получен-I ными от Господа инструкциями. Священный ларец был изготовлен из дерева и облицован золотом снаружи и изнут-I ри — получились две токопроводящие поверхности с изо лирующим слоем между ними. На ларце был установлен «капорет», также изготовленный из золота; его поддержива-| ли два херувима, отлитые из того же металла. Мы до сих пор не знаем, что представлял собой «капорет» (некоторые исследователи предполагают, что это слово означало «крышка»), но о его назначении можно догадаться по следующим словам из Книги Исхода: «…против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе».

Предположение, что Ковчег Завета являлся коммуникационным устройством, работающим от электричества, подтверждается его портативностью. Ковчег несли на деревянных шестах, продетых через четыре золотых кольца. Никто не мог коснуться самого ларца, а когда один израильтянин дотронулся до него, то сразу же упал замертво, как будто пораженный высоковольтным электрическим разрядом.

Такие «сверхъестественные» устройства — они позволяли общаться с богом, находящимся в другом месте, — стали объектами поклонения, «священными культовыми символами». В храмах Лагаша, Ура, Мари и других древних городов среди прочих святынь хранились «глазастые идолы». Самый известный из них был найден в так называемом «храме глаз» в Тель-Бараке на северо-западе Месопотамии. Этот храм, построенный в четвертом тысячелетии до нашей эры, получил свое название не только из-за сотен символов в форме глаза, но и потому, что во внутреннем святилище храма располагался единственный алтарь с огромным каменным изваянием, напоминающим пару глаз (рис. 135).

По всей вероятности, это была имитация настоящего божественного объекта — «ужасного глаза» Нинурты или устройства, установленного в «центре управления» в Нип-пуре, который в древнем тексте описывается следующим образом: «поднятый «глаз», осматривающий землю», «поднятый луч, проникающий в сердце земли».

Плоская равнина Месопотамии требовала сооружения высоких платформ, на которых устанавливалось навигационное оборудование, необходимое для космических полетов. Тексты и рисунки не оставляют сомнений в том, что эти конструкции были чрезвычайно разнообразными — от первых разбросанных по полям «хижин» до более поздних ступенчатых платформ с пандусами, ведущими от широких верхних ступеней к узким верхним. На вершине такого зиккурата располагалась обитель бога, окруженная площадкой внутреннего дворика, стены которого скрывали «птицу» и другое «оружие». На одной из цилиндрических печатей изображен зиккурат, причем перед нами предстает не только привычная ступенчатая конструкция, но и две высокие «кольцевые антенны», доходящие до третьей ступени здания (рис. 136).

Мардук утверждал, что комплекс зиккуратов и храмов в Вавилоне (Э.САГ.ИЛЬ) был построен под его руководством согласно «письменам Всевышних Небес». Проанализировав так называемую таблицу Смита (названную по имени ученого, расшифровавшего ее), Андре Парро («Ziggurats et Tour de Babel») установил, что семиступенчатый зиккурат в плане представлял собой идеальный квадрат, длина сторон первой ступени здания равнялась 15 «гар». Каждая последующая ступень уступала предыдущей по площади и высоте, за исключением последней (обители бога), которая была гораздо выше. Общая высота зиккурата также составляла 15 «гар», так что это сооружение не только имело основанием правильный квадрат, но и вписывалось в правильный куб.

Мера длины «гар», использовавшаяся для этих измерений, равнялась 12 локтям, то есть приблизительно 6 метрам. Двое ученых, Г. Дж. Вуд и Л. К. Стеччини, показали, что все основные размеры месопотамских зиккуратов были производными от числа 60, являвшегося основанием шумерской шестидесятеричной системы счисления. Так, например, длина каждой стороны нижней ступени составляла 3 х 60 локтей, а периметр равнялся 60 «гарам» (рис. 137).

Как же определялась высота каждой ступени зиккурата? Стеччини обнаружил, что если выразить высоту первой ступени сооружения (5, 5 гар) в двойных локтях, то в результате получится число 33, что соответствует широте Вавилона (32, 5 градуса северной широты). Следующая ступень увеличивает угол обзора до 51 градуса, а каждая из четырех следующих — еще на 6 градусов. Таким образом, седьмая ступень расположена на платформе, поднятой на 75 градусов над горизонтом на географической широте Вавилона. Эта последняя ступень добавляет оставшиеся 15 градусов, позволяя наблюдателю видеть линию горизонта под углом 90 градусов, то есть прямо перед собой. Стеччини пришел к выводу, что каждый ярус зиккурата служил своего рода ступенью астрономической обсерватории со строго определенным положением относительно небесной дуги.

Разумеется, в основе этих размеров могли лежать и другие, не известные нам расчеты. Подъем на угол 33 градуса неточен для Вавилона, но точен для Сиппара. Существовала ли связь между 6-градусным подъемом каждой ступени и расстоянием в 6 «беру», разделявшим Города Богов? Имеет ли число ступеней зиккурата (семь) какое-либо отношение к семи первым поселениям нефилим или к положению Земли как седьмой планеты?

Дж. Мартини («Astronomisches zur babylonischen Turm») показал, что все эти особенности конструкции зиккурата в Вавилоне делали его удобным местом для наблюдений за небом и что верхняя его ступень была ориентирована на планету Шупа (мы отожествляем ее с Плутоном) и на созвездие Овна (рис. 138).

Для чего служили зиккураты — только для наблюдения за планетами или еще и за космическими кораблями нефилим? Все зиккураты были ориентированы таким образом, что их углы указывали точно на север, юг, восток и запад. В результате их стороны располагались под углом 45 градусов с направлениями на стороны света. Это означало, что идущий на посадку космический корабль мог двигаться вдоль сторон зиккурата, совпадающих с направлением посадочного коридора, и без труда достигнуть Сиппара!

На аккадском и вавилонском языках эти сооружения называются «зикурати», что переводится как «труба божественного духа». Шумеры называли зиккураты термином ЭШ, точно описывавшим их, — «главенствующий», «самый высокий». Слово ЭШ также обозначало некое числовое значение, связанное с «измерительным» аспектом зиккура-тов. Еще один перевод этого слова — «источник тепла» («огонь» на аккадском и иврите).

Даже те ученые, которые не согласны с нашей «космической» интерпретацией, не могут не признать, что зиккураты служили не только «высокой» обителью богов. Сэмюэл Н. Крамер сформулировал традиционный взгляд следующим образом: «Зиккурат, или ступенчатая башня, ставшая символом месопотамской храмовой архитектуры… должна была служить связью, как буквальной, так и символической, между богами на небе и смертными на земле».

Мы продемонстрировали, что зиккураты действительно предназначались для связи небесных богов — но не с людьми, а с богами на Земле.

После того как Энлиль лично прибыл на Землю, он взял на себя руководство «земным командованием». Вероятно, именно в этот момент Энки («господин земли») сменил свое имя, или эпитет, на Эа («тот, чей дом вода»).

В шумерских текстах говорится о том, что после прибытия нефилим на Землю власть была распределена следующим образом: Ану должен был оставаться в небесах и править Двенадцатой Планетой, Земля отдавалась под командование Энлиля, а Энки получил в свое распоряжение АБ.ЗУ (на аккадском языке «апсу»). Опираясь на «водное» имя Э.А, ученые перевели АБ.ЗУ как «водная бездна» — в I их рассуждениях явно прослеживались параллели с греческой мифологией: Энлиль ассоциировался с громовержцем Зевсом, а Эа считался прототипом Посейдона, бога морей и океанов.

По другой версии, владения Энлиля назывались Верхним миром, а Эа — Нижним миром. Как и в предыдущем случае, ученые предположили, что эти названия указывают, что Энлиль господствовал в земной атмосфере, а Эа был правителем «подземных вод» — наподобие греческого Гадеса, которому якобы поклонялись жители Месопотамии. Мы предпочитаем термин «бездна» (от аккадского t«ancy») — глубокие, мрачные и опасные воды, в которых можно утонуть и исчезнуть. Таким образом, при анализе месопотамских текстов, в которых описывается Нижний мир, исследователи обычно переводили это название как «Unterwelt» («подземный мир») или «Totenwelt» («мир мертвых»). И лишь совсем недавно шумерологи несколько смягчили свой подход, интерпретируя это словосочетание как «преисподняя».

Этой неверной интерпретации в немалой степени способствовали месопотамские тексты, представляющие собой цикл плачей по исчезнувшему богу Думузи, больше известному по библейским и ханаанским текстам под именем Таммуз. Именно с ним связано самое известное любовное приключение Инанны/Иштар, и именно его отправилась искать богиня, когда он исчез в Нижнем мире.

Объемный труд П. Мауруса («Tammuz-Liturgen und Ver-wandtes»), посвященный исследованию шумерских и аккадских текстов, в которых рассказывается история Таммуза, лишь продлил жизнь этому распространенному заблуждению. Считалось, что эпические поэмы о поисках Иштар повествуют о путешествии богини «в царство мертвых и последующем возвращении в мир живых».

Шумерские и аккадские тексты, описывающие спуск Инанны/Иштар в Нижний мир, сообщают, что богиня решила навестить свою сестру Эрешкигаль, хозяйку этих владений. Иштар прибыла туда не мертвой и не против своей воли, а живой и незваной, силой заставив привратника открыть ворота:

Открой дворец, привратник, открой! Открой дворец. Нети, открой…

Перед Иштар последовательно открылись все семь ворот во владения Эрешкигаль, и когда она наконец предстала перед сестрой, та пришла в ярость. В шумерском тексте довольно туманно объясняются цели путешествия Иштар и причины гнева Эрешкигаль, но прямо указывается, что Инанна ожидала такого приема. Она позаботилась о том, чтобы заранее сообщить другим главным богам о своем путешествии, — если она окажется узницей «Великого Подземелья» они должны были найти и освободить ее.

Супругом Эрешкигаль — и Владыкой Нижнего мира — был Нергал. В рассказе о том, как он очутился в Нижнем мире и стал его царем, не только раскрывается человеческая природа «богов», но и изображается Нижний мир, который похож на что угодно, но только не на «мир мертвых».

Существует несколько версий этой легенды, и все они начинаются с пира, на котором в качестве почетных гостей присутствуют Ану, Энлиль и Эа. Пир был устроен «на небесах», но не в «обители Ану» на Двенадцатой Планете. Возможно, это происходило на орбитальной станции, поскольку, когда Эрешкигаль не смогла присоединиться к пирующим, боги отправили к ней посланника, который спустился «по лестнице неба долгой, Ворот царицы Эрешкигаль достигнув». Получив приглашение, Эрешкигаль проинструктировала своего советника:

Взойди, Намтар, мой посол, на небо отца нашего Ану,Поднимись, Намтар, по лестнице неба долгой, Долю пиршества мою да получишь, Все, что даст тебе Ану, доставишь!

Когда Намтар вошел в зал, где пировали боги, все поднялись с мест, чтобы приветствовать его, — за исключением «бога безволосого, сидящего сзади». Вернувшись в Нижний мир, Намтар сообщил об инциденте Эрешкигаль. Повелительница Нижнего мира и подчинявшиеся ей боги низшего ранга почувствовали себе оскорбленными. Эрешкигаль потребовала, чтобы обидчика прислали в Нижний мир, и она назначит ему наказание.

Однако обидчиком оказался Нергал, сын великого Эа. После сурового выговора от отца Нергал получил приказ отправляться в Нижний мир один, вооруженный лишь советами родителя. Когда Нергал приблизился к вратам Нижнего мира, Намтар узнал обидчика и провел его «во двор» Эрешкикаль, где Нергал подвергся разного рода испытаниям.

Затем пришло время ежедневного купания Эрешкигаль:

Она вошла в свою купальню

Одеждою ночи она одета,

Она открыла ему свое тело,

И, как муж жены, возжелал ее сердцем.

Брат и сестра обнялись оба.

Со страстью вошли они в купальню.

Любовные утехи продолжались семь дней и семь ночей. В Верхнем мире поднялась тревога — Нергал исчез! Затем Нергал попросил Эрешкигаль отпустить его и пообещал, что скоро вернется. Но как только он покинул Нижний мир, к Эрешкигаль пришел Намтар и обвинил Нергала в том, что тот не собирается возвращаться. И снова Намтар был отправлен к Ану с посланием от Эрешкигаль:

Ни в младенчестве, ни в девичестве

Девичьих забав я не знавала…

Этот бог, что послал ты ко мне, он мной овладел,

со мной да возляжет!

Этого бога пошли мне в супруги, со мной да проводит ночи!

Нергал, и не помышлявший о женитьбе, предпринял военный поход в Нижний мир и штурмом взял врата владений Эрешкигаль, намереваясь «отрубить ей голову». Эрешкигаль умоляла его о пощаде, предлагая стать ее мужем и соправителем Нижнего мира. Конец у этой истории счастливый. Услышав слова Эрешкигаль, Нергал взял ее за руку, обнял, поцеловал и, утирая ей слезы, сказал: «Все, что желала ты, пусть сейчас свершится!»

Описываемые события происходили отнюдь не в царстве мертвых. Совсем наоборот — в этом месте могли жить и любить друг друга боги, причем оно считалось достаточно важным, чтобы власть над ним доверили внучке Эн-лиля и сыну Энки. Признав, что факты не подтверждают первоначальную теорию о «царстве мрака», У. Ф. Олбрайт («Mesopotamian Elements in Canaanite Eschatology») предположил, что обитель Думузи в Нижнем мире представляла собой «пышный и изобильный дом в подземном рае, который назывался «устьем рек» и который был тесно связан с домом Эа в Апсу».

Это были далекие земли, до которых было нелегко добраться — скорее «запретная зона», чем «место, из которого нет возврата». Не только Инанна, но и другие главные боги спускались в этот Нижний мир и возвращались назад. За соитие с Нинлиль в Абзу был сослан Энлиль. Связь между шумерским Эриду и Абзу осуществлял Эа, который принес в Абзу «мастерство Эриду» и построил себе «высокое святилище».

Нижний мир — совсем не темное и пустынное место. Это светлая цветущая страна с изобилием воды.

Мы уже встречались с многочисленными изображениями Эа как бога текущих вод. Из шумерских источников нам известно, что такие воды действительно существовали — но не на равнинах шумера, а в «Великом Подземелье». У. Ф. Олбрайт обратил внимание на один текст, в котором Нижний мир называется землей УТ.ТУ — «на западе» Шумера. В нем рассказывается о путешествии Энки в Апсу, «чистую землю», «Обитель Текущих Вод». Там, в самом сердце страны, построил свое святилище Энки.

По всем признакам это место находилось за морем. В плаче по «непорочному сыну», молодому Думузи, говорится, что он был унесен в Нижний мир на корабле. В «Плаче по гибели Шумера» описывается, как Инанне удалось проскользнуть на борт ожидающего у причала корабля. Она отплыла из своих владений и спустилась в Нижний мир.

В одном длинном тексте, смысл которого понять сложно, поскольку до наших дней не дошло ни одной его полной версии, рассказывается о серьезной ссоре между богом Ира (титул Нергала как правителя Нижнего мира) и его братом Мардуком. В пылу ссоры Нергал оставил свои владения и направился в Вавилон. Мардук, в свою очередь, угрожал: «В Апсу спустившись, я аннунаков усмирю… Свое оружье грозное я против них направлю». Чтобы проникнуть в Апсу, он покинул земли Месопотамии и отправился в путь по «вздымающимся водам». Целью его путешествия была область Арали, лежащая «в основании» земли, причем в тексте точно указывается, где именно находится это «основание»:

В далеком море,

100 беру проплыть…

Земля Арали там…

Где болезнь наводят Голубые Камни,

где мастер Ану

серебряный несет Топор, сияющий, как день.

Единица измерения «беру» служила для измерения и расстояния, и времени. Когда речь шла о морских путешествиях, «беру» понималась как единица времени, равная одному двойному часу. Поэтому сто «беру» — это двести часов плавания. Мы не имеем возможности определить скорость судов, использовавшихся в таких дальних переходах, однако нет никаких сомнений, что речь идет о действительно далеких землях, в которые можно попасть, преодолев по морю две или три тысячи миль.

Древние тексты содержат намеки на то, что земля Арали была расположена к юго-западу от Шумера. Морское путешествие длиной от двух до трех тысяч миль на юго-запад от Персидского залива может иметь лишь одну цель — побережье Южной Африки.

В этом случае Нижний мир можно интерпретировать как Южное полушарие, где находилась земля Арали, — в противоположность Верхнему миру, или северному полушарию, в котором находился Шумер. Такое распределение полушарий Земли между Энлилем (Северное) и Энки (Южное) перекликается с названием Южного полушария неба как Пути Энлиля, а Северного — как Пути Эа.

Способность нефилим совершать межпланетные путешествия, строить орбитальные станции и спускаться на поверхность Земли делает бессмысленным вопрос о том, знали ли они о существовании, помимо Месопотамии, земель Южной Африки. Многие цилиндрические печати, на которых изображены животные этого региона (например, зебра или страус), а также джунгли и вожди в леопардовых шкурах, свидетельствуют об «африканских контактах» нефилим.

Но чем же была интересна нефилим Южная Африка, привлекавшая научный гений Эа и дававшая «таблицу мудрости» владевшим этой землей богам?

Шумерское слово АБ.ЗУ, которое ученые обычно интерпретируют как «водная бездна», требует более тщательного, критического анализа. Буквально этот термин означает «первородный глубинный источник», причем необязательно источник воды. Согласно шумерским правилам грамматики, два слога, образующие слово, могли меняться местами, не меняя значения самого слова; таким образом, слова АБ.ЗУ и ЗУ.АБ имели один и тот же смысл. Последнее написание шумерского термина позволяет найти его аналоги в семитских языках. На иврите, а также родственных ему языках «за-аб» во все времена означало и до сих пор означает «драгоценный металл», в частности «золото».

Шумерская пиктограмма слова АБ.ЗУ представляет собой схематический рисунок глубокого котлована или шахты. Поэтому Эа был не владыкой непонятной «водной бездны», а богом, в чьем ведении находилась добыча полезных ископаемых Земли! (Рис. 139)

И действительно, греческое слово «abyssos», являющееся производным от аккадского «apsu», также означает необычайно глубокую яму. Аккадские учебники поясняют, что «апсу» является синонимом слова «никби»; значение этого термина и его семитского эквивалента «никба» известно — это глубокая рукотворная яма или шахта.

П. Дженсен («Die Kosmologie der Babylonier») еще в 1890 году заметил, что аккадский термин «Бит Нимики» следует переводить не как «дом мудрости», а как «дом в глубине». Ученый приводил цитату из древнего текста (V.R.30, 49-50ab): «Из Бит Нимики приходят серебро и золото». В другом тексте (III.R.57, 35ab), указывал он, объясняется, что аккадское имя богини «Богиня Шала из Нимики» является переводом шумерского эпитета «богиня, руки которой сияющая бронза». Аккадское слово «нимики», которое переводилось как «мудрость», делает вывод Дженсен, имеет отношение к металлам, но тут же признается, что не знает, почему.

Некоторые месопотамские гимны Эа превозносят его как «Бел Нимики», что обычно переводится как «владыка мудрости», но правильным, вне всякого сомнения, является перевод «владыка копей». Аналогично Таблицам Судеб в Ниппуре, которые содержали информацию об орбитах планет, Таблицы Мудрости, врученные Эрешкигаль Нерга-лу, представляли собой «таблицы копей» — своего рода «банк данных», позволявший нефилим вести разработку полезных ископаемых.

Эа, или Господину Абзу, помогал его второй сын, бог ГИ.БИЛ («тот, кто сжигает почву»), который, по всей видимости, отвечал за выплавку металлов из руды. Он имел эпитет Кузнец Земли и обычно изображался в виде молодого бога, выходящего из-под земли или спускающегося под землю; от его плеч исходили раскаленные докрасна лучи или искры огня. В древних текстах говорится, что Эа обучил Гибила «мудрости» — по всей видимости, это означало, что Эа передал сыну технологии добычи полезных ископаемых (рис. 140).

Металлические руды, добываемые нефилим на юго-востоке Африки, транспортировались в Месопотамию на специальных грузовых судах, которые назывались МА.ГУР УРНУ АБ.ЗУ («корабль для руд из Нижнего мира»). Из порта руда доставлялась в город Бад-Тибира, название которого в буквальном переводе звучит как «основа металлургии». Из обогащенной руды выплавлялись слитки, форма которых во всем Древнем мире оставалась неизменной на протяжении тысячелетий. Такие слитки, в частности, были обнаружены во время археологических раскопок на всей территории Ближнего Востока, подтверждая, что шумерские пиктограммы представляли собой точное изображение обозначаемого предмета. Шумерский значок для слова ЗАГ («очищенный драгоценный») был изображением такого слитка. В глубокой древности слитки имели сквозное продольное отверстие, куда вставлялся стержень для их переноски (рис. 141).

На некоторых рисунках Бог Текущих Вод изображался в окружении носильщиков со слитками драгоценных металлов — свидетельство того, что он также являлся «богом копей» (рис. 142).

Многочисленные названия и эпитеты африканской Страны Копей Эа дают нам большое количество ключей, позволяющих определить ее местонахождение и характер. Эта страна, откуда в Месопотамию прибывали грузы металлических руд, была известна под именем А.РА.ЛИ («место сияющих жил»). Планируя свое путешествие в Южное полушарие, Инанна называла это место «землей, где драгоценные металлы покрыты почвой», то есть местностью, где руды залегали под землей. В тексте, расшифрованном Эрикой Райнер, перечисляются известные шумерам горы и реки, в числе которых значится «гора Арали, дом золота». По свидетельству X. Радау, другой текст, от которого сохранились лишь фрагменты, подтверждает, что Арали — это обширная страна, связи с которой были жизненно необходимы для города Бад-Тибира.

Месопотамские источники описывают Страну Копей как горную местность с богатой растительностью и покрытыми лугами плато и склонами. Согласно шумерским текстам столица владений Эрешкигаль находилась в ГАБ.КУР.РА («в сердце гор»), то есть на значительном удалении от морского побережья. В аккадской версии мифа о путешествии Иштар привратник говорит богине:

Войди, моя госпожа. Пусть возрадуется тебе Киту, Пусть дворец страны Нигуа Возрадуется твоему присутствию.

Слово КИТУ с аккадского языка переводится как «то, что в сердце земель», а его иіумерскии аналог означает «сияющая горная страна». Эта страна, как свидетельствуют все шумерские тексты, отличалась большим количеством солнечных дней. Шумерские названия золота (КУ.ГИ — «блестящее из земли») и серебра (КУ.БАББАР — «блестящее золото») сохранили исходную ассоциацию драгоценных металлов с сияющими («ку») владениями Эрешкигаль.

Пиктограммы первого шумерского письма не только указывают на близкое знакомство с разнообразными металлургическими процессами, но и свидетельствуют о том, что источниками металлических руд служили глубокие шахты. Значки для обозначения меди и бронзы («красивый блестящий камень»), золота («величайший из добываемых металлов»), а также термин «очищенный» («яркий и чистый») представляли собой различные варианты изображения шахты для добычи руды («отверстие/устье для темно-красного металла») (рис. 143).

Название самой страны — Арали — могло также записываться при помощи значков «темно-красный» (почва), «куш» (изначальное значение которого, «темно-красный», со временем трансформировалось в «черный») или пиктограмм, обозначавших добываемые в этих землях металлы. Все эти пиктограммы представляли собой изображения шахты (рис. 144).

Многочисленные упоминания о золоте и других металлах в древних текстах указывают на то, что люди овладели основами металлургии еще в глубокой древности. Уже на самых ранних стадиях развития цивилизации процветала торговля металлами, что стало возможным благодаря знаниям, дарованным человечеству богами, которые, как свидетельствуют месопотамские тексты, занимались добычей руды и выплавкой металлов задолго до появления на Земле человека. В различных исследованиях, проводящих аналогии между месопотамскими мифами и рассказами о жизни библейских патриархов, обращается внимание на то, что еще задолго до Всемирного потопа Тувал-каина называли «ковачом всех орудий из меди и железа».

В Ветхом Завете неоднократно упоминается страна Офир, которая, по всей видимости, находилась где-то в Африке и которая в древности служила основным источником золота. Караваны судов царя Соломона отправлялись туда с берегов Красного моря (из современного Эйлата): «…и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота». Желая ускорить сооружение Иерусалимского Храма, Соломон вместе со своим союзником царем Тира Хирамом организовал вторую экспедицию в Офир и выбрал для нее другой маршрут:

…ибо у царя в море находится флот Таршиша и флот Хирама, и раз в три года приходит флот Таршиша, привозя с собой золото, серебро, слоновую кость и обезьян.

Флоту Таршиша потребовалось три года, чтобы совершить это путешествие и вернуться назад. С учетом времени, требовавшегося для загрузки судов в Офире, можно сделать вывод, что путь в один конец занимал больше года. Это означает, что суда шли окружным путем, а не через Красное море и Индийский океан — вокруг всей Африки (рис. 145).

Большинство исследователей склонны считать, что Тар-шиш находился в западном Средиземноморье, возможно, в районе Гибралтарского пролива. Это идеальное место для организации морской экспедиции вокруг африканского континента. Некоторые ученые убеждены, что название «Таршиш» означает «плавильня».

Многие исследователи Библии считают, что страна Офир располагалась на территории современной Южной Родезии. 3. Херман в своей работе («Peoples, Seas, Ships») собрал свидетельства того, что еще в глубокой древности египтяне доставляли различные минералы именно из Южной Родезии. Горные инженеры из Родезии и Южной Африки часто искали золото по следам древних рудников.

Какой путь вел в обитель Эрешкигаль, расположенную в глубине континента? Как руда доставлялась в порты на побережье страны? Зная о пристрастии нефилим к речному судоходству, мы не удивимся, обнаружив, что в Нижнем мире существовала крупная судоходная река. В мифе под названием «Энлиль и Нинлиль» говорится о том, что Эн-лиль был наказан изгнанием в Нижний мир. Добравшись до этих далеких земель, он был вынужден переправляться через широкую реку.

Вавилонский текст, повествующий о происхождении и судьбе человечества, называет реку Нижнего мира рекой Хабур, или «рекой рыб и птиц». В некоторых шумерских текстах царство Эрешкигаль называется «равнинная страна ХАБУР».

Из четырех крупнейших рек Африки одна (Нил) впадает в Средиземное море, а две (Конго и Нигер) несут свои воды в Атлантический океан на западе. И только река Замбези берет начало в самом центре континента и, описав полукруг, достигает восточного побережья Африки. Ее широкая дельта очень удобна для стоянки судов, а русло су-доходно на протяжении нескольких сотен миль.

Может быть, Замбези и есть «река рыб и птиц» Нижнего мира? Может быть, величественный водопад Виктория — это именно то место, которое упоминается в одном из древних текстов как столица богини Эрешкигаль?

Зная, что многие из «новых» и перспективных месторождений полезных ископаемых Южной Африки разрабатывались людьми еще в глубокой древности, «Англоамериканская корпорация» организовала археологические экспедиции для проведения раскопок на месте намечающегося строительства шахт, прежде чем современное оборудование уничтожит все следы проводившихся там в древности горнодобывающих работ. Адриан Боше и Пьер Бомон в опубликованном в журнале «Оптима» отчете сообщали, что они вскрывали слой за слоем, находя остатки древних и доисторических копей с человеческими останками. Радиоуглеродный анализ находок, проведенный в Йель-ском университете и университете Кронингена (Голландия), позволил установить, что возраст артефактов находится в диапазоне от вполне ожидаемого 2000 года до нашей эры до просто невероятного 7690 года до нашей эры.

Заинтригованные неожиданной древностью находок, ученые расширили район поисков. У подножия скалы на крутом западном склоне пика Льва была найдена пятитонная гематитовая глыба, закрывавшая вход в пещеру. Остатки древесного угля свидетельствовали о том, что в пещере добывали руду приблизительно в 20 000 — 26 000 годах до нашей эры.

Неужели люди умели выплавлять металлы еще в самом начале каменного века? Скептически настроенные ученые заложили шурф в том месте, где, по всей видимости, начали работу древние рудокопы. Найденный образец древесного угля отправили на анализ в Кронингенскую лабораторию. Результат был ошеломляющим: 41 250 год до нашей эры плюс-минус 1600 лет!

Затем ученые из Южной Африки взяли образцы из доисторических копей на юге Свазиленда. Внутри пещер, где велась добыча руды, археологи обнаружили прутья, листья, траву и даже перья, — все это, по всей вероятности, использовалось древними рудокопами в качестве постели. В слое, датированном 35 000 годом до нашей эры, были найдены также кости с зарубками, которые свидетельствовали о том, что «человек умел считать даже в ту далекую эпоху». Другие останки отодвигают максимальный возраст артефактов еще дальше, к 50 000 году до нашей эры.

Полагая, что «начало появления первых копей в Свазиленде, скорее всего, относится к периоду от 70 000 до 80 000 года до нашей эры», двое ученых предположили, что «Южная Африка… вполне могла находиться на переднем крае самых прогрессивных изобретений и технологий еще с 100 000 года до нашей эры».

Комментируя эти находки, доктор Кеннет Окли, бывший главный антрополог Музея естественной истории в Лондоне, отмечал еще один важный аспект открытия: «Оно проливает свет на происхождение человека… вполне возможно, что Южная Африка была эволюционным домом человечества, «родиной» Homosapience».

Далее мы покажем, что именно здесь появился на Земле современный человек — как результат цепи событий, начало которым положила потребность богов в металлах.

* * *

И серьезные ученые, и писатели-фантасты предполагали, что веской причиной для основания поселений на других планетах или астероидах служит наличие на этих небесных телах минералов, которые почти не встречаются на Земле или добывать которые слишком дорого. Может быть, именно поэтому нефилим приняли решение о колонизации Земли?

Современные ученые делят историю человечества на несколько периодов: каменный век, бронзовый век, железный век и так далее. Древнегреческий поэт Гесиод выделял пять эпох — Золотой век, Серебряный век, Бронзовый век, Век героев и Железный век. Если не принимать во внимание Век героев, то во всех древних легендах в названиях эпох отмечается одна и та же последовательность металлов: золото — серебро — медь — железо. В видении пророка Даниила голова у «большого идола» была из чистого золота, грудь и руки из серебра, живот и бедра — из меди, голени — из железа, а ступни — из глины.

Легенды и мифы полны туманных воспоминаний о Золотом веке, который по большей части ассоциировался с временами, когда на земле жили боги. За Золотым следовал Серебряный век, а затем эпохи, когда землю делили между собой боги и люди — эпохи героев, меди, бронзы и железа. Не могли ли эти легенды быть смутными воспоминаниями о событиях, действительно происходивших на планете Земля?

Все эти три металла — золото, серебро и медь — входят в химическую группу золота. Они относятся к одному семейству в периодической классификации элементов по атомному весу и номеру; эти элементы обладают схожими кристаллографическими, химическими и физическими свойствами — все они мягкие, плавкие и вязкие. Из всех известных металлов они лучше всего проводят тепло и электричество.

Из трех этих металлов самым долговечным является золото — оно практически не окисляется. Наиболее известные области его применения — изготовление монет, драгоценностей и произведений искусства, но наряду с этим золото практически незаменимо в электронике. Обществу с высоким уровнем технологии золото необходимо для изделий микроэлектроники, аппаратуры управления и компьютерных «мозгов».

Преклонение человека перед золотом уходит своими корнями в глубокую древность, к временам зарождения цивилизации и религии — то есть к его контактам с древними богами. Боги Шумера требовали, чтобы им подавали еду на золотых подносах, а воду и вино — в золотых сосудах, а также одевались в золотые одежды. Когда народ Израиля в спешке покидал Египет и у людей не было времени даже захватить с собой ломоть хлеба, бог приказал им забрать из Египта все золотые и серебряные изделия. Это распоряжение, как мы убедимся в дальнейшем, было связано с необходимостью сооружения скинии и ее электронного оборудования.

Золото, которое мы называем царским металлом, на самом деле было металлом богов. Сообщая пророку Аггею, что он вернется и будет судить народы, Господь прямо заявляет: «Мое серебро и Мое золото».

По имеющимся у нас данным, преклонение людей перед золотом связано с потребностью нефилим в этом металле. Похоже, нефилим прибыли на Землю в поисках золота и металлов одной с ним химической группы. Кроме того, «пришельцам» могли требоваться и другие редкие металлы — например, платина (богатые месторождения этого элемента находятся в Южной Африке), которая используется для производства мощных топливных элементов. Нельзя исключать также, что они искали источники радиоактивных материалов, таких, как уран и кобальт — голубые камни, которые «наводят болезнь». На многих изображениях Эа — бог копей — показан поднимающимся из-под земли в окружении сияния, такого мощного, что его помощники вынуждены пользоваться отражающими экранами; примечательно, что на всех этих рисунках Эа держит в руке шахтерскую пилу для резки породы (рис. 146).

Несмотря на то что Энки руководил первым десантным отрядом и отвечал за развитие Абзу, достигнутые успехи — это не только его заслуга (что справедливо для всех руководителей). Основную нагрузку несли на своих плечах рядовые члены десантного отряда — аннунаки.

В одном из шумерских текстов приводится описание строительства культового центра Энлиля в Ниппуре: «Ан-нуна, боги неба и земли, работают. Держат они в руках топоры и корзины, закладывая основание города».

Древние тексты описывают аннунаков как рядовых богов, которые основали первые поселения на земле, богами, «исполнявшими приказы». В вавилонском «Мифе творения» говорится, что приказы аннунакам отдавал Мардук. (Мы можем с уверенностью предположить, что в шумерском оригинале астронавтами командовал Энлиль.)

Всех Аннунаков, дольних и горних,К Ану приставил — охранять решенья.Триста на небе он выставил стражей. Земле такую же долю назначил. Шестьсот поселил их на земле и небе. Когда отдал он все приказанья, Аннунакам небес и земли назначил судьбы…

В тексте говорится, что триста аннунаков — «горные» аннунаки, или игиги, — действительно были астронавтами и оставались на орбитальной станции, не спускаясь на поверхность Земли. Находясь на орбите, они принимали челноки с Земли и отправляли их на Землю.

Руководитель «Орлов» Шамаш был желанным и почетным гостем на «могучей обители» игигов в небесах. В «гимне Шамашу» описывается, как игиги наблюдали за тем, как к ним приближается Шамаш на своем космическом челноке. Они следили, не покажется ли его «сияние», и приготовились встречать его «подношением хлеба».

Находясь на борту орбитальной станции, игиги, по всей вероятности, никогда не встречались с людьми. В некоторых текстах говорится, что они «были слишком высоки для людей» и поэтому «их не заботили нужды людей». Анну-наки же, спустившиеся на Землю и обосновавшиеся на ней, были известны землянам и пользовались их уважением. В текстах, рассказывающих о 300 игигах, говорится также, что бог «Земле такую же долю назначил».

Тем не менее в других источниках аннунаки именуются «пятьюдесятью великими принцами». Обычное написание этого слова на аккадском языке, «ан-ну-на-ки», раскрывает его значение: «пятьдесят, которые спустились на Землю с Небес». Можно ли как-то преодолеть это противоречие?

Вспомним текст, в котором рассказывается, как Мардук спешил к своему отцу Эа, чтобы сообщить о гибели корабля с пятьюдесятью аннунаками в окрестностях Сатурна. В одном из заклинаний, датирующемся эпохой третьей династии Ура, упоминаются «пятьдесят аннунаков из города Эриду». Из этого следует, что Эриду мог быть основан группой аннунаков численностью пятьдесят человек под командованием Энки. Может быть, каждый десантный отряд состоял из пятидесяти нефилим?

На наш взгляд, предположение о том, что нефилим прибывали на Землю группами по пятьдесят колонистов, вполне правдоподобно. По мере того как полеты к Земле становились регулярными (благоприятное для старта время совпадало с периодами сближения Земли с Двенадцатой Планетой), все большее число нефилим оставалось на Земле. Каждый раз часть прилетевших ранее колонистов возвращались домой, но при этом большое число нефилим оставались на Земле, и постепенно количество астронавтов с Двенадцатой Планеты выросло с первоначальных пятидесяти до трехсот.

* * *

Как же нефилим намеревались выполнить свою задачу — добывать на Земле полезные ископаемые и доставлять их на Двенадцатую Планету при ограниченном числе рабочих рук?

Вне всякого сомнения, они рассчитывали на свои научные знания. Именно теперь пригодились выдающиеся способности Энки, и именно ему поручили первым высадиться на Землю и руководить работами в Абзу.

На знаменитой шумерской печати, в настоящее время выставленной в Лувре, изображен Энки с традиционными потоками воды — только в данном случае эта вода вытекала из нескольких лабораторных колб (или фильтровалась через них) (рис. 147). Эта древняя интерпретация связи Энки с водой наводит на мысль, что первоначально нефилим намеревались добывать необходимые им элементы из воды. Океанские воды содержат огромное количество золота и других ценных минералов, но концентрация этих веществ настолько низка, что для оправдания такого способа «добычи» требовалась совершенная и одновременно дешевая технология. Известно также, что на морском дне имеется огромное количество ценных минералов в виде мелких конкреций, но для того, чтобы добраться до них, необходимо забирать грунт с большой глубины.

В древних текстах часто упоминается одна из разновидностей судов, которыми пользовались боги — «элиппу тебити» («затопленный корабль» — то, что мы называем подводной лодкой). Мы встречались также с человеком-рыбой, который отождествлялся с Эа. Может быть, это все свидетельства попыток аннунаков погрузиться в океанские глубины и извлечь оттуда залежи ценных минералов? Выше уже упоминалось о том, что Земля Копей раньше называлась А.РА.ЛИ — «место вод сияющих жил». Это означает, что золото здесь могло добываться из золотоносного песка на берегах рек или что нефилим пытались извлекать этот драгоценный металл из морской воды.

Если у нефилим и имелись такие планы, то сбыться им было не суждено. Вскоре после основания первых поселений несколько сотен аннунаков получили неожиданное и необыкновенно трудное задание: углубиться в недра африканского континента и добывать из них полезные ископаемые.

На некоторых цилиндрических печатях, найденных археологами, боги изображены рядом с входом в некие подземные сооружения, похожие на копи или шахты. На одном из рисунков мы видим прибытие Эа в страну, где Гибил находится на поверхности, а еще один бог, стоя на четвереньках, работает под землей (рис. 148).

По свидетельству вавилонских и ассирийских текстов, в более поздние времена для непосильного труда в копях Нижнего мира забирали людей — молодых и старых. Они были вынуждены работать в полной темноте, глотая пыль, и никогда не возвращались в родные земли. Именно поэтому эпитет, данный этой стране шумерами — КУР.НУ.ГИ.Я, — истолковывался как «место, откуда не возвращаются». Однако буквально это слово означает «земля, где боги, которые работают в глубоких тоннелях, добывают [руду]». Как нам известно из древних источников, в те времена, когда на Земле обосновались нефилим, человек еще не был создан, и в отсутствие людей тяжелую работу в шахтах приходилось выполнять немногочисленным аннунакам. Спускавшаяся в Нижний мир Иштар рассказывала, что трудившиеся в поте лица аннунаки питались скудной растительностью, смешанной с глиной, и пили воду, темную от ила.

Если принять во внимание эти обстоятельства, то становится понятен смысл длинной поэмы, получившей название (согласно традиции, по первой строке текста) «Когда боги, подобно людям…».

Собрав воедино многочисленные разрозненные фрагменты вавилонской и ассирийской версий, У. Дж. Ламберт и А. Р. Миллард («Atra-Hasis: The Babylonian Story of the Flood») получили связный рассказ. Ученые пришли к выводу, что в его основе лежит шумерский текст, а возможно, и еще более древние устные предания, рассказывающие о прибытии богов на землю, о создании человека и об уничтожении людей Великим потопом.

Своими художественными достоинствами многие стихи обязаны лишь переводчикам, но для нас очень важен тот факт, что их содержание и смысл совпадают с выводами, к которым мы пришли в предыдущих главах. В поэме также объясняются обстоятельства, которые привели к мятежу аннунаков.

Повествование начинается с той далекой эпохи, когда на земле жили одни лишь боги:

Когда боги, подобно людям, Бремя несли, таскали корзины, Корзины богов огромны были,Тяжек труд, велики невзгоды.

К тому времени главные боги уже разделили между собой власть и распределили обязанности:

Был Ану, отец их, вышним владыкой.Их советником — воитель Энлиль. Их управляющим был Нинурта, Их надсмотрщиком был Эннуги.Тогда по рукам ударили боги, Бросили жребий, поделили уделы.Ану получил во владение небо,Власти Энлиля подчинили землю.Засовы вод, врата Океана, Государю Энки они поручили.

На земле были основаны семь городов, и в поэме упоминается о семи великих аннунаках, которые управляли ими. Дисциплина, по всей вероятности, была очень строгой, поскольку в тексте говорится о том, что «семь великих богов аннунаков возложили бремя труда на Игигов».

Из всего «бремени» самой распространенной, тяжелой, а потому и самой ненавидимой работой был труд землекопа. Младшие боги углубляли речное дно, чтобы сделать реки судоходными, прокладывали оросительные каналы и рыли глубокие шахты для добычи минералов из недр Ап-су. Хотя рабочие обеспечивались сложным оборудованием — в текстах, например, говорится о «серебряном топоре, сияющем, как день», даже под землей, — работа под землей была очень утомительной.

Долгое время, а если точнее, то сорок «лет» аннунаки «тяжко трудились», но затем их терпение истощилось:

Они кричали, наполняясь злобой, Они шумели в своих котлованах.

Поводом для начала восстания послужило прибытие Энлиля. Воспользовавшись представившейся возможностью, аннунаки сказали друг другу:

Хотим управляющего видеть! Пусть он отменит труд наш тяжелый!Он, советник богов, воитель! Пойдем, разыщем его жилище!

Вскоре нашелся тот, кто возглавит восстание. Это был «управитель древних времен», вероятно, затаивший обиду на нынешнего руководителя. Его имя, к сожалению, не сохранилось, но пламенный призыв дошел до нас через многие тысячелетия:

Ныне ему объявляем войну!Сраженье да столкнется с битвой!

Красочное описание мятежа в поэме вызывает в памяти картину взятия Бастилии:

Боги вняли его речам. Они спалили свои орудья, Они сожгли свои лопаты, Предали пламени свои корзины. За руки взявшись, они пошли К святым вратам воителя Энлиля.

Древний поэт передает напряженность и драматизм разворачивающихся событий:

В средину стражи, в самую полночьБыл храм окружен, но бог не ведал. В средину стражи, в самую полночь Был Экур окружен, но Энлиль не ведал. Калькаль услышал и был встревожен. Он открыл засов и глянул наружу. Бог Калькаль разбудил Нуску. Шум Игигов они услыхали. Нуску пошел будить господина. С ложа его поднял. Господин мой, храм твой оцеплен, Подошла битва к твоим воротам!

Энлиль схватился за оружие и намеревался вступить в бой с мятежниками, но его помощник Нуску посоветовал ему сначала собрать Совет Богов:

«Позови, и пусть опустится Ану,Энки предстанет перед тобою».Он послал, и Ану к нему спустился.Энки предстал перед его очи. Воссел Ану, владыка неба, Внимал Энки, владыка Апсу. Великие Аннунаки воссели.

Поднялся Энлиль, изложил дело.Энлиль уста свои открыл,Так говорит богам великим…

Восприняв мятеж как личное оскорбление, Энлиль потребовал ответа:

Что это ныне здесь случилось? Не должен ли я устроить сраженье? Что это очи мои узрели? Подошла битва к моим вратам!

Ану предложил провести расследование. По поручению Ану и других руководителей Нуску отправился в лагерь бунтовщиков. «Кто подстрекатель этой битвы?» — грозно спросил он. Но мятежники лишь теснее сомкнули ряды:

Все, как один, войну объявили!В котлованах нам Положили трудиться! Непосильное бремя нас убивает, Тяжек труд, велики невзгоды.

Когда Энлиль услышал рассказ Нуску, «из глаз его покатились слезы». Он предъявил Совету ультиматум: предводитель мятежников должен быть казнен — в противном случае он слагает с себя все полномочия. Но спустившийся с небес Ану стал на сторону аннунаков:

За что мы к ним питаем злобу? Их труд тяжел, велики невзгоды. Каждый день они носят корзины, Горьки их плачи, их стенанья мы слышим.

Ободренный словами отца, Эа тоже «открыл уста свои». Повторив аргументы Ану, он предложил выход из ситуации: нужно создать «примитивного рабочего», или человека:

праматерь богов, предстанет,Пусть она сотворит человека,Бремя богов на него возложим. Труд богов поручим человеку, Пусть несет человек иго божье!

Это предложение — создать «примитивного рабочего», который освободил бы аннунаков от непосильного труда, было с радостью принято всеми богами. Они единогласно высказались в поддержку плана Энки и решили назвать «примитивного рабочего» человеком:

Кликнули богиню, позвали Повитуху богов, мудрейшуюМами.«О, праматерь, творец человека!Сотвори человека, да несет он бремя! Да примет труды, что Энлиль назначил! Корзины богов — носить человеку!»

Мами, мать богов, ответила, что в этом ей потребуется помощь Эа, «ибо только он освящает». В Доме Шимти — нечто вроде клиники — в нетерпеливом ожидании собрались боги. Эа помогал приготовить смесь, из которой Богиня-Мать вылепила «человека». При том присутствовали богини рождения. Во время работы постоянно произносились заклинания. Наконец раздался торжествующий возглас Богини-Матери:

Это я сотворила, мои создали руки!

Затем она собрала всех богов и «уста свои открыла»:

Вы приказали —

Я совершила.

Вы бога повергли и его разум!

Я вас избавила от работы,

Ваши корзины дала человеку.

Теперь вам достанется крик человека,

Я ж сняла с вас ярмо, дала вам свободу!

Аннунаки с радостью восприняли это сообщение Богини-Матери, «кинулись к ней, целовали ноги». Теперь тяжелое «ярмо» придется нести человеку.

Нефилим, прибывшие на Землю и основавшие на ней колонии, создали касту рабов, но они не привозили пленников из других стран, а собственными руками сотворили «примитивного рабочего».

Мятеж богов привел к тому, что на Земле появились люди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: