Сформулируйте вывод по всей работе. Задание 3. Значение суточных биоритмов человека в организации режима дня

Задание 3. Значение суточных биоритмов человека в организации режима дня

Задание 2. Информационно-диагностические показатели здоровья

Задание 1. Современные биофизические проблемы

Взаимодействие таких наук как физика, химия и биология необходимо для исследования и объяснения механизма многих биологических процессов. Прочитайте об этом в разделе 2 данного пособия и заполните таблицу, выделяя соответствующую биологическую, химическую и физическую составляющую перечисленных биологических процессов.

Таблица 1 – Взаимосвязь физических, химических и биологических процессов

  Процесс Составляющая часть проблемы
Биологическая Химическая Физическая
  Биологическое действие ионизирующих излучений      
  Превращения энергии при фотосинтезе      
  Процесс зрения      
  Проникновение веществ в живые клетки      
  Возникновение и проведение нервного импульса      
  Митоз      
  Адаптация организмов к условиям окружающей среды      
  Действие лекарственных веществ      

Измерьте у себя следующие показатели и заполните таблицу 2:

Ø пульс (П),

Ø артериальное давление (АДД – диастолическое, АДС – систолическое),

Ø температуру,

Ø частоту дыхания,

Ø индивидуальную минуту,

Ø время задержки дыхания на вдохе,

Ø контрольную паузу.

Для определения «индивидуальной минуты» возьмите секундомер и нажмите пуск, одновременно закройте глаза и сразу же начните про себя отсчитывать секунды. Когда Вы решите, что минута прошла, откройте глаза и сразу остановите секундомер.

Для определения времени задержки дыхания на вдохе используется проба Штанге. Сделайте вдох, затем глубокий выдох, снова вдох и задержите дыхание, фиксируя время по секундомеру.

Контрольная пауза - это время задержки дыхания между обычным выдохом и очередным вдохом. Для определения контрольной паузы сядьте удобно (спина должна быть прямой, кисти рук свободно лежат на коленях ладонями вверх). Максимально расслабьтесь (обратите особое внимание на расслабление рук, кистей, мышц вокруг глаз, лба, ступней, мышц грудной клетки и живота), успокойте дыхание и пульс. Через 1-2 мин обычного спокойного дыхания, сразу же после выдоха засеките время, зажмите крылья носа двумя пальцами и задержите дыхание до ощущения нехватки воздуха.

Таблица 2 – Оценка показателей здоровья

Показатель Формула для расчета Норма у здорового человека Результат исследования Оценка данных
  Температура   36,6    
  Индекс Кердо (ИК) – индекс состояния вегетативной нервной системы ИК = 1 - АДД /П * 100   Равен нулю. При преобладании симпатического тонуса увеличивается, парасимпатического - снижается, становится отрицательным    
  Коэффициент экономизации кровообращения (АДС - АДД) * П, где АД - артериальное давление, П - пульс У здорового человека значение приближается к 2600. Увеличение коэффициента указывает на затруднения в работе сердечно-сосудистой системы    
  Адаптационный потенциал (АП)   АП = 0,011 * П + 0,014 * АДС + 0,018 * АДД + 0,014 * возраст + 0,009 * вес -0,009 * рост -0,27 < 2,1 - удовлетворительная 2,11 – 3,2 - напряжение 3.21 - 4.3 – неудовлетворительная > 4.3 - срыв    
  Индекс массы тела или индекс Кетле (ИМТ) Ориентировочная оценка, т.к. у спортсменов может быть неверной в связи с развитием мышц ИМТ= m/h2, где m – масса тела в килограммах h – рост в метрах 16 и менее – выраженный дефицит массы 16,5–18,49 – недостаточная масса тела 18,5–24,99 – норма 25–29,99 – избыточная масса 30–34,99 – ожирение 1 степени 35–39,99 – ожирение 2 степени 40 и более – ожирение 3 степени    
  Частота дыхания 16-18 вдох-выдохов за 1 минуту у взрослых    
  Проба Штанге Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд    
  Индивидуальная минута (ИМ) Лица с хорошей адаптацией к физическим и психическим нагрузкам насчитывают 55-65 с. Лица с плохой адаптацией – 46,2-47,0 с. Лица с плохую переносимостью физической нагрузки останавливают секундомер на 40-й с. Психически неуравновешенные – на 30-й с. При заболеваниях длительность ИМ тем короче, чем тяжелее заболевание. Увеличение длительности ИМ совпадает с понижением t тела.    
  Контрольная пауза 10 с – болезнь 20 с – нижняя граница нормы 40 с – средний уровень нормы 60 с – верхняя граница нормы более 60 с – сверх выносливость    

Межведомственная комиссия Российской Федерации по охране здоровья населения определила соотношение факторов обеспечения здоровья человека применительно к условиям России следующим образом:

Ø генетические факторы - 15-20%;

Ø состояние окружающей среды - 20-25%;

Ø медицинское обеспечение - 10-15%;

Ø условия и образ жизни людей - 50-55%

Дайте оценку своему здоровью как показателю гомеостаза на организменном уровне. Сформулируйте вывод с учетом выводов Комиссии РФ по охране здоровья населения

Пройдите тест и определите свой тип суточных биоритмов.

1. Трудно ли Вам вставать рано утром?

а) да, почти всегда 3

б) иногда 2

в) редко 1

г) крайне редко 0

2. Если у Вас была бы возможность выбора, в какое время вы ложились бы спать?

а) после 1 часа ночи 3

б) с 23 час. 30 мин. До 1 часа 2

в) с 22 час. До 23 час. 30 мин. 1

г) до 22 часов 0

3. Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения?

а) плотный 0

б) менее плотный 1

в) можно ограничиться бутербродом 2

г) достаточно чашки чая или кофе 3

4. Когда Вы более раздражительны, чаще ссоритесь?

а) в 1-й половине дня 1

б) во 2-й половине дня 0

5. От чего Вы могли бы отказаться с большей легкостью?

а) от утреннего чая или кофе 2

б) от вечернего чая 0

6. Насколько легко нарушаются Ваши привычки, связанные с принятием пищи, во время каникул или отпуска?

а) очень легко 0

б) достаточно легко 1

в) трудно 2

г) остаются без изменений 3

7. Если рано утром предстоят важные дела, насколько времени раньше Вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком?

а) более чем на 2 часа 3

б) на 1-2 часа 2

в) меньше чем на 1 час 1

г) как обычно 0

8. Насколько точно Вы можете оценить промежуток времени, равный минуте?

а) меньше минуты 0

б) больше минуты 2

Подведите итог и сделайте вывод о необходимом для Вас режиме дня, если 0-7 – «жаворонок», 8-13 – аритмик, 14-20 – «сова». Выясните процентное соотношение студентов по типам суточных биоритмов. Объясните получившиеся результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: