Управление параметрами вибраций бурильного инструмента.
Можно выделить 2 вида мероприятий: технологические и технические приемы.
Технологические методы (приемы).
Изменяют параметры режима углубления скважины (в том числе Gст и Gд), давление PR, гидравлическую осевую нагрузку на вал ГЗД, осевую нагрузку на пяту двигателя и скорость истечения жидкости из насадок (Vи) и др. При этих методах меняется частота n и соответственно величины f и h нескольких видов вибраций; при изменении осевых усилий и соотношений между ними меняют загрузку ГЗД и долота и, естественно, меняют величины амплитуд вибраций. Скорость Vи позволяет несколько снизить скорость вдавливания зуба долота в породу.
Заменяют промывочную жидкость или изменяют ее плотность и вязкость. Так, с увеличением ρ1 повышаются: вращающий момент турбобура, перепад давления в нем, дифференциальное давление
Технические приемы.
1) Заменяют тип буровых насосов - снижают пульсации давления Рн.
2) Изменяют компоновку бурильного инструмента.
|
|
3) Можно компоновку колонны составить из нескольких секций ЛБТ, расположенных между секциями стальных труб; при этом демпфирующие свойства колонны могут значительно усилиться.
4) Вводят в нижнюю часть бурильного инструмента калибраторы, центраторы. Таким образом меняют место опоры инструмента в скважине и зазор между ним и стенками скважины, т.е. изменяют амплитуду и форму колебаний.
5) В состав инструмента включают: преобразователи части нагрузки на долото в динамическую -Gд (устройства, вдоль оси которых движется масса, например, из отрезка УБТ); усилители Gд, что дает возможность повысить амплитуду некоторых вибраций и повысить Vм.
6) Размещают в компоновке бурильного инструмента (или в колонне) разделители и отражатели. Разделитель и отражатель представляют собой устройства, в которых имеется элемент с малой жесткостью, не пропускающий определенный вид вибраций от одной части колонны к другой или резко снижающий амплитуду колебаний.
7) Применяют амортизаторы (демпферы). Конструкций амортизаторов разработано несколько десятков.
Рисунок 2.6. Схема конструкции амортизатора: 1 - долото;
2,4 - вал и корпус демпфера; 3 - узел передачи Мвр;
5 - упругий элемент;
6 - вал забойного двигателя или труба бурильной колонны;
7 - поток промывочной жидкости;
8 - уплотнительпые элементы.
Принцип действия амортизатора: амортизаторы устанавливаются под забойным двигателем, между долотом и его валом и между долотом и бурильной колонной при роторном бурении.
Принцип работы демпфера для двух последних случаев. Вращающий момент от вала двигателя передается через корпус амортизатора к его валу через узел передачи Мвр, а осевые усилия от вала двигателя к валу амортизатора - через упругий элемент, в котором происходит перераспределение энергии вибраций. Жидкость проходит через корпус и вал амортизатора в долото. Утечки промывочной жидкости устраняются путем установки уплотнений.
|
|
31. Частота осевых зубцовых вибраций долота при роторном бурении.
При n=100 об/мин.
h0= r- OO1 r = rш
ОО1 = r cos ф3
ht = h0 sin (w3 t + ф)
ф-фаза вибраций
w3 – круговая частота вибраций
w3= 2Пи
Скорость определяется как первая производная от hз (t) = h0 sin(ωt+ φ), а ускорение как вторая производная. Тогда получаем что Vз=h0ω cos(ωt+ φ), а εЗ= -h0ω2 sin(ωt+ φ)
где ωt, φ - соответственно угловая частота продольных зубцовых вибраций долота и фаза таких колебаний.
h0 – начальная амплитуда вибраций