| Возраст | Пол | Энергия, ккал | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Минер | ||||||
| всего | в том числе животные | кальций | фосфор | м | ||||||||
| 0...3 мес. | 2,2 | 2,2 | 6,5 (0,7) | |||||||||
| 4...6 мес. | 2,6 | 2,5 | 6,0 (0,7) | |||||||||
| 7...12 | 2,9 | 2,3 | 5,5 | |||||||||
| мес. | (0,7) | |||||||||||
| 1...3 года | ||||||||||||
| 4...6 лет | ||||||||||||
| 6 (школ.) | ||||||||||||
| 7...10 лет | ||||||||||||
| 11...13 | Мальчики | |||||||||||
| 11...13 | Девочки | |||||||||||
| 14...17 | Мальчики | |||||||||||
| 14...17 | Девочки |
Потребности детей первого года жизни в энергии, белке, жире, углеводах даны указана потребность в линоленовой кислоте (г/кг массы тела). Потребности в белке ринским молоком или заменителем женского молока с биологической ценностью (Б при вскармливании молочными продуктами с БЦ менее 80% указанные величины не
2. Основы физиологии, гигиены и санитарии питания
со см'
I
ш
I
о О
| ~* | со | •Ч- | ю | о | ю | ю | о | о | о | о | о | |
| С02 | о | О | о | ■*" | ,_ | '" | см | со | со | со | со | |
| Йь | о ч- | О ■Ч | о СО | о | о | о | о | о | о | о | о | |
| §1 в | о | о | о | о | о | о | С) | о | ||||
| см | су | см | см | см | см | см | ||||||
| ?"3 • | ||||||||||||
| Ш1* X 5 | ю | СО | 1*- | о | со | со | СО | г- | о см | г- | ||
| * | ||||||||||||
| г | ■ч- | 1Л | со | СП | со | со | (О | со | со | о | со | |
| со Ш | о | О | о | о | см | |||||||
| * | ||||||||||||
| ■ч- | Ю | со | О) | о | см | ■ч- | 1^ | ю | со | ю | ||
| о | О | о | о | *- | т- | 1- | 1- | т- | т- | ■■- | ||
| I | СО | |||||||||||
| X | ||||||||||||
| 1- | * | |||||||||||
| ш | со | •ч | СО | СО | ш | о | см | ■ч | со | Ю | СО | |
| - | о | о | о | о | о | г- | т- | т- | т— | т- | т- | |
| ш | ||||||||||||
| 1— | ||||||||||||
| о | о | о | о | ш | ю | ю | 1Л | со | ю | со | ||
| О | см | см | см | см | см | см | см | |||||
| * | ||||||||||||
| о | ||||||||||||
| Е, мг экв | со | со | •ч | ю | г^- | о | о | см | о | и> | см | |
| *.. 5 на 2 ф ^ | о | о | о | о | о | о | о | о о о | о | о о о | о | |
| о | о | о | ю | о | о | о | о | о | ||||
| - О.<0 | ■ч | ■ч- | -ч | ч- | со | ю | 1^ | со | со | |||
| !_ | ||||||||||||
| о | ю | о | ю | о | о | о | о | о | о | о | ||
| О | со | со | ^г | ■ч | и) | со | со | г-~ | 1^ | г^ | !-- | |
| Мальчики | Девочки | Мальчики | Девочки | |||||||||
| ^^ | ||||||||||||
| Зозраст | о | Ф с | I | СО | со | г^ | г~ | |||||
| 1М | С | о | ||||||||||
| «6 | «? 6 : Ф | т 6: ф | СО : со | (О | О сг, 3, | : н • ф | т^- | ■ч1 | ^ | |||
| о 5 | ■ч 5 | г- 2" | т- а. | ч- | г- с | т~ | "- | *" |
2.5. Особенности питания отдельных групп населения ___________ 113
мозга, зубов, мышц. Особое значение имеют кальций и фосфор, суточная потребность в которых составляет 0,5... 1,2 и 0,4... 1,8 г соответственно. Содержатся эти минеральные вещества в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овсяной крупе. Соли железа участвуют в кроветворении, и в случае недостатка этого элемента в питании детям рекомендуют гематоген. Магний участвует в формировании ферментных систем, углеводном и фосфорном обменах, натрий и калий нормализуют водный обмен, иод способствует нормальному функционированию щитовидной железы, фтор — построению зубов.
Потребность детей и подростков в воде больше, чем взрослых, и составляет на 1 кг массы тела для возраста: 1... 3 года — 100 мл, 4... 6 лет — 60 мл, 7... 17 лет — 50 мл (у взрослых — 40 мл).
Суточная потребность детей и подростков в железе и других минеральных веществах указана в табл. 2.13.
Особенности сырья и кулинарной обработки блюд
В питании детей и подростков особое внимание следует обращать на разнообразие пищи. Особенно рекомендуют детям молоко и молочные продукты, говядину, телятину, мясо кур, печень, рыбу, яйца, икру, картофель, овощи, фрукты, овсяную, гречневую, рисовую крупы, макаронные изделия.
В раннем возрасте запрещают, а в старшем ограничивают: баранину, свинину, мясо уток и гусей, хрен, редьку, консервы, копчености. Для детей ясельного возраста рекомендуют продукты детского питания: молочно-крупяные смеси, сухие кисели, фруктовые и овощные пюре, соки.
В детском питании большое внимание следует уделять вкусовым качествам пищи. Учитывая возраст ребенка, нужно использовать соответствующую кулинарную обработку продуктов. Детям до 1,5 года блюда готовят в протертом и мелкорубленом виде, паровые, отварные. По мере роста ребенка кулинарная обработка должна изменяться и постепенно к 16... 17 годам приблизиться к способам приготовления блюд для взрослых.
Учитывая повышенную потребность детей и подростков в питье, следует предусматривать в рационе питания напитки: чай, кофе (в подростковом возрасте), какао, соки, молоко, кисломолочные продукты, кисели, компоты.
114 ___________ 2. Основы физиологии, гигиены и санитарии питания
Соблюдение режима питания детей и подростков имеет большое значение для усвоения организмом пищевых веществ. Детям дошкольного возраста рекомендуют принимать пищу четыре раза в день, через каждые 3 ч, в одно и то же время, распределяя рацион питания следующим образом: завтрак — 25 %, обед — 35 %, полдник — 15 %, ужин — 25 %.
В школьном возрасте также целесообразно четырехразовое питание с равномерным распределением суточного рациона: завтрак — 25 %, второй завтрак — 20 %, обед — 35 %, ужин — 20 %. Важным оздоровительным мероприятием для школьников служит правильная организация питания в школе в виде горячих школьных завтраков и обедов в группах продленного дня, рацион которых должен составлять 50... 70 % суточной нормы. Энергетическая ценность школьного питания должна соответствовать энергозатратам детей.
Учащиеся ПТУЗов в зависимости от вида государственного обеспечения получают по месту учебы или полный рацион, или двухразовое питание, или горячий обед. Энергетическая ценность дневного рациона подростков составляет в среднем 3000 ккал, из которых на завтрак и обед приходится 60... 70 %.
Четырехразовый режим питания школьников и учащихся ПТУЗов устанавливают в зависимости от распорядка занятий. Для младших школьников завтраки организуют во вторую перемену, а для старших — в третью.






