double arrow

Интерпретация результатов теста

Отношение родителей к ребенку

Отношение к семейной роли

Обработка результатов теста

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы:
1. Оптимальный эмоциональный контакт,
2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
3. Излишняя концентрация на ребенке.

Описывается с помощью 8 признаков (их номера 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23):
• ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
• ощущение самопожертвования в роли матери (5);
• семейные конфликты (7);
• сверхавторитет родителей (11);
• неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
• «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
• доминирование матери (19);
• зависимость и несамостоятельность матери (23).

Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу: 1, 14, 15, 21);
• побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
• партнерские отношения (14);
• развитие активности ребенка (15);
• уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу: 8, 9, 16):
• раздражительность, вспыльчивость (8);
• суровость, излишняя строгость (9);
• уклонение от контакта с ребенком (16).

Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу: 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
• чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
• преодоление сопротивления, подавление воли (4);
• создание безопасности, опасение обидеть (6);
• исключение внесемейных влияний (10);
• подавление агрессивности (12);
• подавление сексуальности (18);
• чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
• стремление ускорить развитие ребенка (20).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака:
• 20 – максимальная оценка признака;
• 18, 19, 20 – высокие оценки;
• 8, 7, 6 – низкие оценки;
• 5 – минимальная оценка признака.

Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
• хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
• межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17);
• отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11).

Высокие показатели по шкале 7 (семейные конфликты) могут свидетельствовать о конфликтности, и возможном переносе семейного конфликта на производственные отношения. В этом случае психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе.

Высокие оценки по шкале 3 (зависимость от семьи) свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13 (неудовлетворенность ролью хозяйки). Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку (3), характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17, 19, 23.

Тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье"

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

авторы Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: