Тест на зрительную память
Тест на двигательную память
Тест на слухоречевую память
КРИТЕРИИ БАЛЛОВЫХ ОЦЕНОК
В соответствии с возрастными нормативами выставляется оценка за продуктивность (объем) запоминания — максимальный результат заучивания в течение 3-4 предъявлений.
0 — Заучивание к 3-4 предъявлению 3 слов для 3-летних; 5 слов для 4-летних детей и 6 слов для детей старше 5 лет при минимальном объеме запоминания после первого предъявления — 3 слова для детей старше 4 лет.
0,5 — Неуверенное воспроизведение, 1-2 ошибки типов 5.5; 5.6; 5.8 с самокоррекцией.
1 — Снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом или низкий первоначальный объем запоминания для детей от 4 лет.
1,5 — Снижение объема запоминания на 2 элемента по сравнению с возрастным нормативом или многократные ошибки указанных выше типов с самокоррекцией.
2 — Указанные выше ошибки с неполной коррекцией или наличие симптомов инактивности запоминания и конфабуляций, или попытки отказаться от дальнейшего заучивания, преодолеваемые уговорами.
|
|
3 — Снижение объема запоминания более чем на 50% по сравнению с возрастным нормативом или не поддающийся коррекции отказ от заучивания после 1-2 попыток.
0 — Уверенное воспроизведение обеих последовательностей движений после 3 предъявлений (показов) и безошибочный перенос их на вторую руку.
1 — Поиск и единичные ошибки при переходе ко второй руке с возможностью самостоятельной коррекции.
2 — Проговаривание и/или совместное выполнение программы для ее усвоения (для детей старше 4 лет); или воспроизведение второй рукой возможно только после подсказки первого элемента серии; или множество ошибок с частичной коррекцией; или усвоение и воспроизведение только одной из серий.
3 — Невозможность усвоения и воспроизведения даже одной серии при любых условиях предъявления и подкрепления.
0 — Правильное узнавание (выбор из дистракторов) всех реальных изображений.
1 — Единичные самокорригируемые ошибки выбора; или правильный выбор всех стимулов, но ошибки в их распределении по группам (контаминации групп); или единичные смешения последовательности стимулов (для детей старше 5 лет).
1,5 — Единичные перцептивные замены или персеверации (удвоения) стимулов с возможностью коррекции при организации внимания ребенка.
2 — Пропуск или замена двух и более элементов при узнавании или многократные ошибки любого типа без коррекции.
3 — Невозможность правильного узнавания ни одной из серий картинок или ни одного элемента серии (для детей младше 5 лет).
|
|
Оценка за запоминание рассказа (для детей старше 4 лет) Балловые оценки пробы на запоминание логически связанной информации основываются на критерии передачи по вопросам всех смысловых элементов рассказа.
0 — Воспроизведены по вопросам все смысловые элементы текста. Допустимы небольшие семантические замены, не искажающие смысла рассказа, например носок/чулок.
1 — Один из смысловых элементов воспроизводится после повторения и уточнения вопроса; или недостаточная концентрация внимания при первом предъявлении рассказа, но при этом полное и уверенное воспроизведение после второго предъявления; или многочисленные семантические замены слов.
2 — Не воспроизведены по вопросам не менее половины смысловых элементов текста даже после повторного предъявления, частично корригируемые повторными уточняющими (подсказывающими) вопросами.
3 — Пересказ невозможен после 2 предъявлений при любых видах помощи обследующего.
Как указывалось выше, развитие способностей к обобщению и логическим умозаключениям проходит достаточно долгий путь онтогенетического развития, связанный с развитием речевых функций — обобщающей и регулирующей функций речи. Поэтому 3-летним детям доступны только 2 самые простые пробы на исключение понятий — «четвертый лишний» (листы 5-6 Альбома) при условии называния общего понятия обследующим. В 4 года объем этой пробы расширяется (листы 5-8 Альбома), а с 5 лет дети могут выполнять пробу на исключение понятий в полном объеме, и для экономии времени начинать этот тест со здоровыми детьми старшей дошкольной группы рекомендуется сразу с четвертой таблицы (листы 8-13 Альбома). В случае затруднений обследователь возвращается к первым трем таблицам.
Кроме пробы на исключение понятий, детям старше 4 лет при исследовании интеллектуальных функций предлагаются следующие тесты.
1. Тест на понимание смысла рассказа (лист 25 Альбома), т. е. правильный ответ на вопрос: «Почему Сережа опаздывает в школу?».
2. Тест на понимание смысла сюжетной картинки и серии сюжетных картинок (листы 21 — 23 Альбома), т. е. правильное вычленение спрятавшегося виновника, разбившего чашку, на сюжетной картинке и осознание факта спасения (помощи) в серии сюжетных картинок «Щенок». При этом детям 4-5 лет необходимо предварительно разложить эту последовательность, а с б лет дети способны сделать это сами.
3. Выведение аналогий (с 5 лет). Ребенок должен выбрать из 3 альтернатив пару к картинке в соответствии с заданным логическим отношением, например: птица—гнездо; собака—? (конура, кость, щенок) (листы 27-28 Альбома).