Анализ структурных сдвигов
Анализ объема и ассортимента продукции
Анализ производственных результатов
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО АНАЛИЗУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Требования к оформлению курсовой работы
Курсовая работа должна включать:
· титульный лист (Приложение 2);
· оглавление;
· основную часть;
· список литературы;
· приложения.
Объем основной части курсовой работы 30-40 страниц.
Основной задачей промышленного предприятия, наряду с получением прибыли, является удовлетворение спроса юридических лиц и населения в каком-либо виде товаров или услуг. Поэтому анализ динамики валовой и товарной продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста является важной составляющей настоящей курсовой работы.
Среднегодовой темп роста (прироста) можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической:
(1)
, (2)
где n - продолжительность (лет) анализируемого периода;
Т - темпы роста (прироста).
Оценка выполнения плана на ассортименту может производиться:
- по способу наименьшего процента;
- по способу среднего процента по формуле
, (3)
где Ка - процент выполнения плана по ассортименту, %;
В*ф - суммарный объем фактически выпущенной продукции каждого вида, но не более их планового выпуска, рублей;
Впл - суммарный плановый выпуск продукции, рублей.
Невыполнение плана по ассортименту продукции ведет к структурным сдвигам в составе продукции. Изменение структуры продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостном выражении, себестоимость товарной продукции, материалоемкость, производительность труда, прибыль, рентабельность.
Для расчета влияния структурных сдвигов на экономические показатели используют метод цепных подстановок или средневзвешенных цен.
- метод цепных подстановок:
(4)
(5)
, (6)
где Вусл 1,2 - объем выпуска продукции (условный), рублей;
V - объем продукции общий в натуральных единицах измерения;
УДi - удельный вес (структура) i-го вида продукции в общем объеме производства (фактический и плановый), в долях единицы;
Цi - цена i-го вида продукции, рублей;
DВ - изменение объема выпуска продукции за счет структурных сдвигов, рублей.
- метод средневзвешенных цен:
; (7)
, (8)
где DЦстр - изменение средневзвешенной цены.
Объем реализации продукции зависит от объема выпуска товарной продукции; изменения остатков готовой продукции на складе; остатков отгруженной, но еще не оплаченной покупателями продукции. Соответственно от объема реализации (продаж) зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д.
При определении выручки от реализации продукции кассовым методом (поступлении денежных средств на расчетный счет - обязательное условие при выполнении курсовой работы) товарный баланс можно записать следующим образом:
, (9)
где ВР - объем реализации продукции за отчетный период, рублей;
- соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода, рублей;
- остатки отгруженной продукции на начало и конец отчетного периода, неоплаченные покупателями, рублей.
- объем произведенной продукции, руб.
Выводы и мероприятия по использованию выявленных резервов улучшения производственных результатов вынести в заключение работы.
При отсутствии данных об остатках готовой продукции на начало и конец года, а так же о товарах отгруженных на начало и конец года, т.е. когда Вр=V тп, данный раздел курсового проекта можно не выполнять.