Изучение преобладающих мотивов получения образованияу учащихся.
Диагностическая методика.
Источники
Обработка результатов теста
Ключ к тесту
Тестовый материал
Третья серия
Вторая серия
Первая серия
Инструкция к тесту
Проводится три серии испытаний.
Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.
Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.
- Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
- Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
- Хочу окончить школу и учиться дальше.
- Хочу быть культурным и развитым человеком.
- Хочу получать хорошие отметки.
- Хочу получать одобрение учителей и родителей.
- Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
- Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
- Хочу быть лучшим учеником в классе.
- Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
- Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
- Не хочу получать плохие отметки.
- Люблю узнавать новое.
- Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
- Люблю думать, рассуждать на уроке.
- Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
- Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
- Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
- Люблю решать задачи разными способами.
- Люблю все новое и необычное.
- Хочу учиться только на «4» и «5».
- Хочу добиться в будущем больших успехов.
Мотивы:
|
|
- долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
- самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
- благополучия: 5 - 6;
- аффилиации: 7 -8;
- престижа: 9 - 10;
- избегания неудачи: 11 - 12;
- учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
- учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
- коммуникативные: 17 - 18;
- творческой самореализации: 19 - 20;
- достижения успеха: 21 - 22.
При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
- Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
Фамилия, имя ______________________________________________________
Задание. Выбрать из 18 суждений только три самых важных, которые имеют для тебя самое большое значение.
|
|
1. Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
2. Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.
3. Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.
4. Я хочу закончить школу и учиться дальше.
5. Я хочу иметь хорошую работу.
6. Я хочу получать хорошие и отличные отметки.
7. Я хочу получать одобрение родителей и учителей.
8. Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.
9. Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.
10. Я хочу отвечать на уроках лучше всех.
11. Я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведение.
12. Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.
13. Я не хочу получать плохие отметки.
14. Я не хочу, чтобы меня наказывали за учебу дома.
15. Мне нравится учиться.
16. Мне нравится делать домашние задания.
17. Мне нравится рассуждать на уроке.
18. Мне нравится решать трудные задачи.
1 - 3 - мотивы долга
4 - 6 - мотивы самосовершенстования
7 - 9 - мотивы благополучия.
10 - 11 - мотивы престижности.
12 - 14 - мотивы избегания.
15- 16 - мотивация содержанием.
17- 18- мотивы познания
Такая методика позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются для учащихся приоритетными. Это позволяет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.