Тест семейных отношений

Тест-фильм Жиля

Тест-фильм Жиля – проективная методика исследования личности, опубликованная Р.Жилем в 1959 г. и предназначенная для исследования показателей отношений ребенка с окружающими и особенностей самого ребенка.
Стимульный материал тест-фильма Жиля состоит из 69 стандартных картинок, на которых изображены дети, дети и взрослые, а также текстовые задания, направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола. Ребенку нужно выбрать себе место за столом.

В текстовых заданиях предлагаются на выбор формы поведения в некоторых ситуациях. Например:
- С кем ты любишь играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?
Обследование завершается опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные. Тест-фильм Жиля дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных:

1) показателей, характеризующих конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой, другом (подругой), учителем (воспитателем) или другим авторитетным для ребенка взрослым;
2) показателей, характеризующих особенности самого ребенка: любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения.
Помимо качественной оценки результатов, все показатели получают свое количественное выражение. Данные, полученные в результате применения теста, свидетельствуют о значительной эффективности теста.

Тест семейных отношений – проективная методика исследования личности, опубликованная Е.Антони и Е. Бене в 1952 г. и предназначенная для раскрытия отношения ребенка к родственникам и самому себе.
Тест семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть представляет собой стандартный комплект из 20 контуров фигур людей, которые при соответствующем, поддерживаемом в ходе обследования, внушении со стороны экспериментатора должны быть приняты ребенком за членов семьи. Среди этих фигур самой важной является та, которая названа “господин Никто”. Вторая часть теста семейных отношений – стандартный набор из 86 карточек, на которых написаны разные высказывания (информация, сообщение, исходящее от определенного человека и обращенное к другому человеку). Эти высказывания – выражение чувств ребенка к родителям, другим членам семьи, а также тех чувств, которые эти лица испытывают к ребенку (как он это себе представляет).

В наборе имеются 68 карточек с эмоционально положительными и эмоционально отрицательными высказываниями, свидетельствующими об избытке родительской заботы, опеки. Все карточки пронумерованы, их вручают обследуемому в определенной последовательности. Кроме того, карточки подразделяются на две группы: А и В. В первой группе – 54 карточки с негативно и позитивно эмоциональными высказываниями-обращениями к членам семьи (18), самому себе (18) и господину Никто (18), т.е. здесь идет речь о чувствах реальных. Например:

- Этого человека из нашей семьи я очень люблю.

- Этот человек из нашей семьи мне приятен.

- На этого человека из нашей семьи я часто злюсь.


Во второй группе содержатся по 16 карточек с отрицательно и положительно эмоциональными высказываниями, однако здесь отражены чувства лиц, окружающих ребенка, т.е. имеем дело с чувствами воображаемыми. Например:

- Этот человек из нашей семьи меня крепко любит.

- Этот человек из нашей семьи на меня часто злится.

- Этот человек из нашей семьи на меня часто жалуется.


Процедура обследования состоит в выборе ребенком из набора фигур тех, которые представляют членов его семьи, и добавлении к ним господина Никто. Фигуры прикрепляются к небольшим картонным коробкам. После этого экспериментатор начинает играть с ребенком в “почту”. Он зачитывает высказывания, написанные на карточках, и отдает их ребенку. Получив карточку, обследуемый должен опустить ее (выступает в роли почтальона) в “почтовый ящик” той фигуры, которой, по его мнению, адресовано это сообщение. Если “письмо”, как считает ребенок, никому не подходит, оно опускается в коробку-ящик господина Никто. Экспериментатор должен стремиться к тому, чтобы процедура была максимально приближена к игровой ситуации.
Тест позволяет раскрыть отношение ребенка к его ближайшим родственникам, самому себе. Все имеющиеся данные свидетельствуют о высокой надежности и валидности теста семейных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: