Риск злоупотребления наркотиками и другими дурманящими веществами
Склонность к депрессии
Определение риска депрессии (шкала Дп) делается по графику. Положительные баллы по шкале Дп начисляются за:
Г=2 и меньше
С=7 и больше
Н=2 и меньше
Т>Д (показатель откровенности выше показателя диссимуляции) У подростков мужского пола М<Ф (преобладание черт феминности в
системе личностных отношений
Отрицательные баллы начисляются за:
Г=7 и больше
И=7 и больше
Н=7 и больше
За диссимуляцию личностных отношений (Д-Т≥4)
За каждый из перечисленных показателей начисляется один положительный или отрицательный балл. Результат суммируется. Если в сумме получается результат с отрицательным знаком, то. риск депрессии отвергается. Если получается величина +2 и выше, то отмечается риск депрессии; если результат оказывается нулевым или равен +1, то он считается неопределенным.
На приведенных графиках оценка будет следующей:
График №1 -1 (Д>Т на 4 балла) - отрицание риска
График №2 О
График №3 +4 (Г=1, С>7, Н=0, М<Ф у мальчиков) - высокий риск депрессии
График №4 +1 (Г-2) - результат неопределенный и т.д.
Описано два вида риска, связанного со злоупотреблением наркотиками и другими токсическими веществами (А.Е. Личко, B.C. Битенский, 1991). Один вид риска - начало злоупотребления, другой - риск развития зависимости у начавших злоупотреблять. Именно на оценку первого вида риска нацелена предлагаемая шкала - на выявление в подростковой популяции тех, для кого морально-этические и дисциплинарные факторы не служат серьезной преградой для того, чтобы испытать "кайф", пережить развлекающие галлюцинации и т.п. Шкала была разработана Б.М. Гузиковым, А.А. Вдовиченко, Н.Я. Ивановым (1993) путем сопоставления графиков оценки результатов обследования с помощью ПДО у подростков, никогда не употреблявших упомянутые психоактивные вещества, и тех, кто их эпизодически употреблял, а также у подростков с токсикоманией. В итоге разработана следующая шкала.
Таким образом, предлагаемая шкала в 82% позволяет выявить контингент склонных к злоупотреблению и лишь в 16% можно пред-юлагать "гипердиагностику" риска среди не склонных к злоупотреблению. Это делает шкалу достаточно валидной.
Считается, что более половины суицидных попыток в подростком возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление суицидной попытки с целью привлечь к себе внимание, добиться каких-то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей. Тем не менее различить истинные и демонстративные суицидные попытки не всегда легко. По клиническим данным (А.Е. Личко. 1983) у подростков около 30% составляют не вполне ясные случаи. Именно поэтому была поставлена задача попытаться использовать обследование с помощью ПДО для дифференциальной диагностики между истинными и демонстративными суицидными попытками. Соответствующая шкала была разработана Н.Я.Ивановым и Ю.В. Поповым (1994).
Диагностическая процедура состоит в том, что полученные по шкале дифференциальной диагностики истинных и демонстративных суицидных попыток баллы со знаком плюс и минус суммируются алгебраически.
Если полученная сумма имеет знак плюс (от +1 до +5), то попытка расценивается как истинная, если со знаком минус (от -1 до -5) - как демонстративная. При нулевом результате он считается неопределенным.
Оценка валидности шкалы, проведенная на других группах подростков с суицидными попытками, представлена в таблице 5.
В итоге, при довольно большом проценте неопределенных результатов (16-20%), хотя и меньше, чем при клинической оценке (30%), шкалу можно признать удовлетворительной в отношении валидности - ошибочная диагностика составляет лишь 14-16%.
Шкала оценки данного риска была разработана Б.М. Слуцкиным (1991) путем сопоставления результатов исследования с помощью ПДО подростков женского пола, начавших половую жизнь до 16 лет и их сверстниц - учащихся средних школ, не имевших половых контактов. Данная шкала отличается от предыдущей тем, что построена она не на оценке графика результатов с помощью ПДО, а на учете некоторых выборов в определенных темах ПДО в 1-м и во 2-м исследованиях.