Тема 9. 1 страница

СОДЕРЖАНИЕ

Изображение гражданской войны (ГВ) в литературе.

Март 1918 г. – VIII съезд РКП (б) – «отпор военной оппозиции».

Создание вооруженных сил.

Социальные силы.

Определение. Хронологические рамки. Периодизация.

ГВ (в широком смысле) – период наиболее острых классовых и социальных столкновений в рамках одной стороны с использованием методов вооруженной борьбы. c Длительность: октябрь 1917 г. – май 1922 гг. (ликвидация очагов сопротивления (б)).

Периоды:

  1. Осень 1917 – май 1918 г. – период ограниченной (эшелонной) ГВ. Столкновения носили локальный характер. Основные события: захват власти (б), первые анти(б) выступления, выступления Дутова на Дону, высадка десантов бывших союзников.
  2. Май – ноябрь 1918 г. – период Эскалации (ужесточения). События: военная диктатура (б), массовые недовольства, консолидация анти(б) сил, период создания фронтов.
  3. Ноябрь 1918 – осень 1919 – период основного противоборства регулярных армий, широких крестьянских и казачьих выступлений. Это период наибольшего успеха белых: Колчак дошел до Поволжья, Деникин – до Курска. Это время красного и белого террора.
  4. Осень 1919 – осень 1920 г. – период поражения белых. Это время создания четкой системы государственной власти (б) и время военного коммунизма.
  5. Осень 1920 – конец 1922 г. – локализация боевых действий. Это период советизации Ср.Азии, Закавказья и Дальнего Востока.

ГВ (в узком смысле) – способ разрешения противоречий сторонами с помощью Вооруженных Сил. Периодизация: 2,3 и 4 пункты.

Было три лагеря.

  1. Красные – (б) и левые эсеры, а также анархисты на некоторых этапах. К ним относятся рабочие, маргинальные элементы общества и беднейшее крестьянство.
  2. Белые – кадеты и офицерство с казачеством, а также торгово-промышленная буржуазия, дворянство, некоторая часть крестьянства и рабочих.
  3. Зеленые – по преимуществу эсеры и анархисты. Основа – дезертиры из белых и красных.

Это деление условно. Для ГВ характерна социальная мобильность: одни слои могли поддерживать как красных на первоначальном этапе, а потом – белых, и наоборот.

Красные – изначально полагали, что армия будет не нужна, но потом поняли ошибочность этого тезиса.

Они использовали призыв добровольцев. Однако добровольцами записывалось очень мало. c Решение о мобилизации бывших военных и генералов царской России. Русская армия насчитывала 75 000 офицеров.

В начале марта 1917 г. был создан Высший Военный Совет из генералов для управления РККА. Глава – Троцкий, военный руководитель – Бонч-Бруевич, главком – Каменев.

Был институт военных комиссаров. Они стесняли инициативу офицеров.

С мая 1918 г. – создаются регулярные войска по призыву. Создаются военные округа – комиссариаты, организуются системы военных округов, вводится военная присяга.

К 1919 г.ВС РСФСР – четкие организационные формы. Войска: РККА, РКМФ, войска внутренней службы.

Общее число КА в несколько раз превышало численность боевого состава действующей армии. Начало 1919 – 800 000, на фронте – 380 000. Конец 1919 – 3 млн., на фронте – 500 тысяч.

Социальный состав – изначально из рабочих, к концу – рабочих в армии – 15%, крестьян – 80%, прослойка партийных Комисаров – 7%.

Белая армия – это немногочисленные отряды. Самые крупные – на Юге и Востоке.

С 1919 г.- единая армия Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР) возглавляемая Деникиным. Численность ~ 100 000.

Особенность – качественный состав лучше, чем у красных, благодаря большому количеству офицеров. У белых были «офицерские полки».

На Востоке – офицеров было меньше. Однако много крестьян, которые мало что получили от (б). Большую часть армии составляли – казаки. Численность достигала 400 000.

Проза 20-х гг. — явление многослойное и пестрое. Революция поставила столько вопросов, что их решение не могло быть сколько-нибудь единообразным. Тем не менее у прозы 20-х годов было одно общее качество, отличающее ее от предшествующей литературы.

Русская революция обрушила весь социальный строй России и поставила человека в жесткую зависимость от причин, вызвавших эту катастрофу. Взгляд на человека, как на самостоятельно и ответственно действующее в истории "я", был резко поколеблен. В развороченной революцией России личность казалась несуществующим фантомом, и ее место заняла масса. В начале десятилетия эпическая проза вглядывалась в главное действующее лицо эпохи — революционную массу, пытаясь разглядеть в ней новую личность.

Выбор в качестве сюжетной основы событий гражданской войны был глубоко принципиален, поскольку эпос, по Гегелю, есть героическое состояние мира и, следовательно, война. Эта линия прозы 20-х гг. имела задачей эпизацию и героизацию Абсолютного События. Иными словами, здесь формировался миф о рождении нового мира и человека.

Созданный Б. Пильняком роман «Голый год» (1921, опубл. в 1922) стал одним из первых произведений крупной формы, запечатлевших охваченную революционным вихрем Россию. «Россия. Революция. Метель» - в такой поэтической триаде воплотил Б. Пильняк своё представление о времени. Подобно А. Блоку Б. Пильняк показал революцию как грозную очистительную стихию. В яркости красок, буйстве жизни природная и социальная стихии сближаются: «революция пришла белыми метелями и майскими грозами». Метель становится главным лейтмотивом творчества писателя этих лет.

Революция в романе Пильняка – это далеко не только конкретное социальное явление. Писатель не стремился к объективному изображению, а тем более к характеристике «движущих сил» революции, её «сознательного» начала, противостоящего стихии. На первый план выходит субъективное восприятие, переживание происходящего. Главное в романе – это дух революционной эпохи, вызванные событиями мысли, надежды, чувства, настроения. Революция здесь – сдвиг, слом, резкое противопоставление, «раньше» и «теперь», живой жизни – и сна, глухого бессмысленного существования (эта тема раскрыта в историческом сюжете, рисующем вырождение дворян Ордыниных и купцов Ратчиных).

Предмет изображения в романе – стихийное движение истории. Свойство писателя выражать «чувство истории» метафорически проявилось в выборе заглавия романа. Год – единица времени, мгновение истории. 1919 год, о котором идёт речь в произведении, - один из самых трудных для революционной России. «Были голод, смерть, ложь, жуть и ужас, - шёл девятнадцатый год». Пильняк нашёл собственное определение революционного года и вынес его в заглавие – «голый». Прямое значение этого слова не является главным, хотя конкретно-бытовой план (холод, голод, смерти, кровь, неимоверное напряжение всех сил, разгул анархии) дан в произведении в полном соответствии с установкой на правдивое изображение времени. В авторской концепции особенно важно переносное, метафорическое значение слова «голый». Революция, по представлению Пильняка, разрушила «коросту» прежних норм и традиций, обнажив начала исконные, природные, - вплоть до инстинктов, первобытных, необузданных, животных. Тем самым она дала возможность вернуться к неискажённым истокам и человеку, и миру, от которого он неотделим, в котором он живёт веками и тысячелетиями.

В произведении конкретно-исторические категории дополняются обобщённо-философскими (время, будущее, судьба, жизнь, вечность). Минута – год – года – века – тысячелетия – каждая из этих единиц времени получит в романе конкретное образное воплощение. Бой часов, который раздаётся каждые пять минут (один из главных лейтмотивов), символизирует неумолимый ход времени и напоминает о быстротечности жизни. «Года» воплощены в истории жизни героев. Наглядным свидетельством ушедших «веков» стали церкви и старинный город Ордынин, а «тысячелетий» - курганы в степи, обычаи, обряды и предания, воссозданные в пр-нии. Символическое значение имеет образ раскопок древнего кургана, за которым закрепилось имя, знаменующее вечность: Увек. Подобно археологу, автор обнажает исторические пласты, чтобы найти в первозданном виде Русь изначальную.

Образ времени в романе «многослоен» и динамичен. Россия показана в своём настоящем («физиология народной жизни» 1919 г.), прошлом (Русь допетровская и далее – домонгольская, языческая), в устремлении к будущему. Авторское представление о ходе истории раскрывается в хронотопе пр-ния. Центр географического и исторического пространства – город Ордынин, «серединная» российская земля, с которой связаны судьбы двух родов – Ратчиных и Ордыниных. В фамилиях героев звучит мотив трудной исторической судьбы России (орда, рать, «вечный бой»). А сочетание русских имён (Глеб, Борис и др.) и «азиатской» фамилии (Ордынины, «татарщина», «Азия-с») воплощает антиномию двух начал – восточного и западного – в истории России.

Динамика истории, её полное противоречий движение передано постоянными перебивками временных и пространственных планов. Действие переносится из Прикамья в Москву, на Ильинку и в Китай-город, оттуда – в Канавино, в степь, в избах крестьян и в поезде, на заводе, который восстанавливают большевики, и на раскопках кургана, в монастыре и у сектантов. Так автор создаёт образ России, захваченной революционной метелью. В романе дано «право голоса» множеству героев, в восприятии и оценке которых отразился комплекс историософских идей, волновавших Россию на протяжении почти двух столетий после реформ Петра. Современность соотносится с вековыми традициями, психологией, привычками и обычаями, уходящими корнями в древность, в язычество. В пильняковском образе времени взаимодействуют века: «Смутное время», «пугачёвщина и разинщина», «Семнадцатый век»; упоминание о водяных и леших, былинах возвращает в древнюю Русь, о церквях и иконах – в Россию православную. Времена неотделимы от пространства (леса, степи, болота, реки), и весь этот космос объединён и организован понятием «Россия».

Б. Пильняк утверждал живую связь времён, отстаивал необходимость опираться на опыт предков, без чего невозможно существование неразрывной цепи поколений. Россия в его изображении не вспять повернула, а устремилась вперёд с опорой на корневые начала русской жизни. Писатель выразил в своём романе идею укоренённости русской революции в национальной почве, традициях, психологии русского народа. «Бунт народный – к власти пришли и свою правду творят – подлинно русские подлинно русскую. И это благо!».

Новую породу людей Пильняк представил в образе кожаных курток («кожаные люди в кожаных куртках (большевики!)») – «лучший отбор» из «рыхлой российской провинции». В вихре революционной стихии отбирается всё самое крепкое, или, как сказал критик А.К. Воронский, «калёное». «Кожаные куртки» - это ещё не характер, не личность, а только указание на нечто новое в характере (речь идёт о чём-то таком, что ещё не было знакомо русской жизни); в образе большевиков нет психологии, автор рисует не характеры, а их эскизы, контуры.

Отсутствие сквозного повествовательного сюжета (в романе нет последовательного развёртывания событий, основанного на причинно-следственных отношениях) компенсируется системой лейтмотивов, в основе которой лежит развёрнутая метафора. Ведущий лейтмотив романа («метель») дополняется и поддерживается образами половодья, пожара, тревожного красного цвета, тьмы, горького запаха полыни, очистительных гроз, живой и мёртвой воды. Повторяясь и варьируясь, сближаясь нередко лишь на основе ассоциаций, метафоры Б. Пильняка выполняют роль сюжетных скреп, связывая воедино худ. ткань пр-ния. Отмеченные особенности стиля сближают прозу Б. Пильняка с поэзией и свидетельствуют о формировании в его творчестве устойчивой стилевой тенденции, которая получила название орнаментализм (в более узком значении – орнаментальная проза).

В общем молодая литература 20-х гг. изображала революцию (и ГВ), с одной стороны, как стихийное движение "множеств" (не личностей и не характеров), мечтающих о каком-то невероятном будущем (А.Г. Малышкин «Падение Даира» (1921), Л.М. Леонов «Барсуки» (1924), например), с другой — как "идею", которая призвана этот процесс организовать, ввести его в твердые границы (Д. Фурманов «Чапаев» (1923), А.С. Серафимович «Железный поток» (1924)). При этом новая личность оказывалась одновременно не только участником этого стихийного движения, но и материалом для организационной идеи.

ТЕМА № 4. ГИГИЕНА И ФИЗИОЛОГИЯ ВОЕННОГО ТРУДА (САНИТАРНЫЙ НАДЗОР ЗА УСЛОВИЯМИ ВОЕННОГО ТРУДА)..................................... 3

ТЕМА 5. ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РФ...................................................................................... 36

ТЕМА 6. ЭКСПЕРТИЗА ВОДЫ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА ЗАРАЖЁННОСТЬ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИМИ ЯДОВИТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ (СДЯВ) И ПРОДУКТАМИ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА (ПЯВ) В САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)...................................................................................................... 61


ТЕМА № 4. ГИГИЕНА И ФИЗИОЛОГИЯ ВОЕННОГО ТРУДА (САНИТАРНЫЙ НАД­ЗОР ЗА УСЛОВИЯМИ ВОЕННОГО ТРУДА).

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Добиться понимания студентами задач, возлагаемых на медицинскую службу в области санитарно-эпидемиологического надзора за условиями военного труда на современном уровне технической оснащенности войск.

2. Ознакомить студентов с основными факторами, воздействующими на ор­ганизм военнослужащих, и содержанием санитарного надзора за условиями труда в мотострелковых и бронетанковых войсках.

3. Ознакомить студентов с гигиеной труда в ракетных войсках и особенностями санитарного надзора.

4. Ознакомить студентов с особенностями санитарного надзора в радиотех­нических войсках и на объектах управления войсками.

В результате изучения темы студенты должны знать:

- основные факторы, воздействующие на военнослужащих в различных родах войск ВС РФ;

- организацию и методику санитарного надзора за условиями военного труда;

- особенности санитарного надзора в отдельных родах войск: мотострелковые и бронетанковые войска, ракетные войска, радиотехнические войска и объекты управления войсками.

УМЕТЬ организовать медицинское освидетельствование военнослужащих, подвергающихся воздействию неблагоприятных факторов различной природы.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Основные факторы, воздействующие на военнослужащих в ВС РФ.

2. Санитарный надзор в гигиене военного труда.

3. Гигиена труда в бронетанковых и мотострелковых войсках. Особенности санитарного надзора.

4. Гигиена труда в ракетных войсках. Особенности санитарного надзора.

5. Санитарный надзор за электромагнитным излучением на военно-техни­ческих объектах.

6. Санитарный надзор за эксплуатацией объектов, оснащённых видеодисплейными терминалами.

ВРЕМЯ – 2 часа.

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ – практическое занятие с элементами фронтальной бе­седы.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ – специализированный класс «Военной и радиационной гигиены».

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

- Тематические стенды по гигиене военного труда в различных родах войск.

- Набор таблиц по ЭМИ, ЭСИ, рентгеновскому излучению.

- Учебное пособие по Военной гигиене, тема № 4 "Гигиена и физиология военного труда».

- Приказ МЗ РФ № 90 от 14. 03. 96г. «О порядке проведения предваритель­ных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».

ЛИТЕРАТУРА.

1. Приказ министра обороны РФ (1996 г.) № 139 «О санитарно-эпидемиологическом надзоре в Вооружённых Силах Российской Федерации».

2. Директива МО РФ (1997 г.) № Д-5 «О работе по охране здоровья личного состава ВС РФ».

3. Мельниченко П. И. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благопо­лучия в Вооружённых Силах в свете реализации концепции развития здраво­охранения и медицинской науки в Российской Федерации// ВМЖ, 1998. - № 8.

4. Кершевер Н. Г. Адаптация и военно-профессиональная подготовка.// ВМЖ, - 1997. – № 4. - с. 51-53.

5. Сергеев С. М. Санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда военнослужащих в парках вооружений и военной техники.// ВМЖ. - 1995. -№ 10. - с. 59-62.

6. Измеров Н. Ф., Копцов В. А. Медицина труда и военная гигиена: проблемы и пути их решения. // ВМЖ. – 1993. - № 2. - с. 6-8.

7. Чернецов А. А., Лютов В. В., Володин А. С. Об электромагнитной безопас­ности на военно-технических объектах (обзор литературы)// ВМЖ, - 1998. - № 3. - с. 53-58.

8. Гигиена труда на РЛС и других объектах, использующих электронную технику. – СП б: Изд. ВМА, 1994. - с. 10-13.

9. Лютов В. В., Зуев В. Г., Ушаков И. Б. Электромагнитный фактор военного труда: потенциальный риск воздействия // ВМЖ, - 1998. – № 9. - с. 69-72.

10. Прыгун А. В.. Лазарев Н. В. Гигиенические особенности медико-технического сопровождения разработки, создания и эксплуатации объектов, осна­щённых видеодисплейными терминалами.// ВМЖ- 1998. - № 10. - с. 70-75.

11. Видеодисплейные терминалы и здоровье пользователей: Пер. с англ. - Женева: ВОЗ, 1989. -148 с.

12. Курочка В. К., Рубан В. Н., Колодний Ю. Н. Особенности организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в РВСН // ВМЖ, - 1998. - № 10. – с.62-69

13. Общая и военная гигиена (под ред. проф. В. И. Жолуса) СПб: ВМА, 1999.

ЗАДАНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ.

На основании вышеуказанной литературы и приведённого учебного материала:

1. Изучить основные факторы, воздействующие на военнослужащих.

2. Получить представление об организации и основных этапах проведения санитарного надзора за условиями труда военнослужащих.

3. Изучить основные факторы, воздействующие на личный состав мотострелковых и бронетанковых войск, и содержание санитарного надзора в них.

4. Изучить основные факторы труда в ракетных войсках и особенности сани­тарного надзора в данном виде войск.

5. Изучить содержание санитарного надзора в радиотехнических войсках.

6. Изучить содержание санитарного надзора за эксплуатацией объектов, оснащённых видеодисплейными терминалами.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

ВВЕДЕНИЕ.

Один из основоположников современной отечественной гигиены – акад. Ф. Г. Кротков среди задач военной гигиены в мирное время на первое место ставил изучение условий труда (боевой подготовки) и быта, разработку гигиенически обоснованных предложений по рационализации труда и от­дыха в войсках, устранение факторов оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье и боеспособность личного состава.

Одновременно с возникновением военной гигиены, с началом формирования специфического характера военного труда происходило зарождение и развитие гигиены военного труда

Гигиена военного труда – раздел военной гигиены, изучающий влияние трудового процесса, а также условий труда и боевой подготовки на военнослужащих в целях раз­работки санитарно-гигиенических нормативов и мероприятий, направленных на сохранение здоровья и повышение боеспособности личного состава войск. (Пособие по военно-медицинской терминологии. Л, 1979).

Характер и содержание военного труда существенно отличаются от повседневной трудовой деятельности гражданского населения це­лым рядом специфических особенностей. Труд военнослужащих прохо­дит в условиях смены климато-географических регионов и в необыч­ных условиях жизни и быта, характеризующихся частыми нарушениями временного стереотипа трудовой нагрузки и несогласованностью ее с биологическими ритмами (суточного ритма сна и активной дея­тельности и др.), известной изоляцией от привычного внешнего ми­ра, возрастанием удельного веса учебно-боевой деятельности в ночное время. Военнослужащие непосредственно взаимодействуют с разнообразной военной техникой при невозможности строгой регла­ментации величины и продолжительности физических, интеллектуаль­ных и эмоциональных нагрузок, контакта с новыми опасными и вред­ными факторами производственной среды и необычных для организма воздействий, с которыми он не встречался в ходе эволюции и к которым не выработались защитные реакции и филогенетически сформи­рованные механизмы адаптации (невесомость, перегрузки, влияние электромагнитных полей сверхвысокочастотного диапазона, проника­ющей радиации, высокотоксичных агрессивных жидкостей и т. п.).

Условия современного военного труда характеризуются многочисленностью опасных и вредных факторов среды и способов проявления их деятельности. К ним относятся механические, физические, химические, биологические, информа­ционные, социально-психологические и факторы трудового процесса.

Механические факторы рассматриваются в качестве причины механического травматизма военнослужащих. К их числу относятся: неэкранированные движущиеся части машин и механизмов, падение на людей тяжёлых предметов и падение с высоты самих работающих, такелажные работы, давление сжиженных газов на объектах их получения и использования, взрывная волна и т. п.

Физические факторы – высокие и низкие температуры воздуха и ограждений, неионизирующие ЭМИ (ультрафиолетовое, инфракрасное, лазерное, микроволновое радиочастотное и низкочастотное), статическое электричество, электрические и магнитные поля, ионизирующие излучения, шум, вибрация, ультразвук, ударные волны, газопламенная струя, уско­рение, освещенность, пониженное и повышенное атмосферное давле­ние и др.

К химическим факторам относятся различные вредные примеси к воздуху (пороховые, отработавшие, аккумуляторные газы и т. п.), вещества, загрязняющие поверхность кожи и одежды, технические жидкости (растворители, охлаждающие, тормозные, гидравлические противообледенительные, антидетонаторы и др.), различ­ные виды топлив и продукты их неполного сгорания, смазочные мас­ла, аккумуляторные жидкости, аэрозоли, образующиеся при электро- и газосварке и т. п.

Биологический фактор представляет собой совокупность биоло­гических объектов, прямое или опосредованное воздействие которых на человека связано с их способностью размножаться в естествен­ных и искусственных условиях или продуцировать биологически ак­тивные вещества (патогенные микроорганизмы, бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, простейшие – возбудители инфекционных заболеваний, накапливающиеся в объектах обитания, препараты, содер­жащие живые клетки и споры микроорганизмов, грибки, антибиотики, ферменты и другие белковые препараты, продукты цветения растений и водоемов, кровососущие паразиты, ядовитые растения и животные и др).

К информационным факторам относятся разнообразные сигналы в виде символов, знаков, кодов, поступающие по каналам связи, со шкал приборов, табло, мнемосхем, пультов управления и т. п.

В группу социально-психологических факторов входят военно-политическая и боевая обстановка, справедливость целей и за­дач войны, наличие коллектива или изолированность от него, характер взаимоотношений между людьми, стиль межличностных отноше­ний, психологическая совместимость работающих или обитающих вместе людей, наличие опасности для здоровья и жизни, связанной с обслуживанием и использованием военной техники и вооружения, налаженность быта, психологическая атмосфера в семье и др.

К группе факторов трудового процесса (психофизиологическим факторам) относятся физическая, динамическая или статическая нагрузка, масса перемещаемого или поднимаемого груза, стереотип­ные рабочие движения, положение тела человека и его отдельных частей, необходимое для выполнения трудовых операций (рабочая поза), наклоны корпуса, перемещение в пространстве, интеллекту­альные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, их монотонность, режим работы.

УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ВОПРОСЫ.

1. САНИТАРНЫЙ НАДЗОР В ГИГИЕНЕ ВОЕННОГО ТРУДА.

Санитарный надзор – это система контроля за проведе­нием в войсках санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на оздо­ровление условий труда, на предупреждение заболеваний среди личного состава связанных с воздействием вредных и опасных факторов военного труда и предупреждение загрязнения внешней среды вредными для здоровья производ­ственными выбросами и технологическими отходами.

При санитарном надзоре за условиями военного труда на современном уровне технического оснащения войск особое внимание следует обращать на соблюдение гигиенических требований при работе с источниками иони­зирующих и лазерных излучений, с агрессивными жидкостями, с устройствами, образующими электромагнитные поля сверхвысо­ких частот. В этих целях медицинская служба соединения (части) осуществ­ляет контроль соблюдения личным составом установленного режима работы, его обеспеченности индивидуальными средствами защиты, а также проверку выполнения мер личной безопасности, предусмотренных специальными инструкциями. Медицинская служба ведёт систематическое наблюдение за здоровьем военных специалистов, подвергающихся воздействию профессиональных вред­ностей, свойственных тому или иному виду труда (медицинские осмотры, лабо­раторные исследований крови в межбоевой период и др.).

Содержание санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда рассмотрим на примере СЭН за условиями труда в парках вооружений и боевой техники (рис. 1)

Санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда.  
Направления деятельности работы войскового врача  
1. Планирование работы при составлении планов, необходимо указать какие мероприятия и в какой последовательности будут осуществляться, определить их форму и содержание, время, место и сроки проведения исполнителей   2. Учёт объектов с вредными производственными факторами и личного состава, работающего в условиях их воздействия. Он должен быть организован на основе директивы ЦВМУ МО № 161/6/10053 от 5.10.1981г. «Перечень заболеваний военнослужащих в результате воздействия вредных и неблагоприятных факторов военного труда», где представлены классификация основных профессиональных вредностей и специалисты, работающие в условиях их воздействия. Учет личного состава, работающего с вредными производственными факторами, следует вести в соответствии с положениями вышеуказанной директивы по форме: номер, фамилия, имя, отчество, год рождения; год призыва; с какого времени в должности; стаж работы с профессионально вредным фактором; дата медицинского освидетельствования (обследования); диагноз.
3.Текущий санитарный над­зор за условиями труда военнослужащих - изучение особенностей военного труда на раз­личных объектах; - выявление вредных производственных факторов с использованием инструмен­тальных и лабораторных методов исследования с последующей гигиеничес­кой оценкой результатов; - изучение состояния охра­ны труда (соблюдение правил ТВ и производствен­ной санитарии, соответствие рабочих мест правилам ТБ и санитарно-гигиеническим нормам /вентиляция, освеще­ние и т. д./, наличие санитарно-бытовых помещений и их санитарное содержание, обеспечение личного состава спецодеждой, СИЗ, ЛПП и т. д.); - изучение вопросов, связанных с охраной окружающей среды. 4. Медицинское освидетельствование и динамическое наблюдение за состоянием здоровья личного состава, работающего в условиях воздействия вредных профессиональных факторов Требования, касающиеся данного вопроса, регламентированы приказом министра обороны 1987г. № 260 и Руководством по медицинскому обеспечению СА и ВМФ для военнослужащих, работающих с РВ, ИИИ, КРТ и ЭМП. Для лиц порядок медицинского освидетельствования не определен меди­цинский контроль может осуществляться на основании приказа МЗ РФ № 90 от 14. 03. 96
5. Неотложная помощь при по­ражениях и отравлениях личного состава. Она организуется в соответствии с требованиями директивы начальника ЦВМУ МО СССР № 161/ДМ-23 от 7.8.1987 г. В медицинском пункте части должны быть определены кратчайшие эвакуационные направления и порядок срочной доставки пострадавших из МПП в лечебные учреждения, где может быть оказана специализированная токсикологическая помощь. Дежурному медицинскому персоналу необходимо пройти подготовку по вопросам оказания неотложной помощи при острых отравлениях и травмах. Начальник медицинской службы части обязан обеспечить действительный контроль за выполнением мер по их предупреждению, экстренно оповещать вышестоящего медицинского начальника и СЭУ о случаях травм и отравлений.   6. Анализ результатов санитарного надзора за условиями труда личного сос­тава части. Важно изучить наиболее характерные недостатки, выявленные при санитарно-гигиеническом обследовании объектов парка ВВТ, проанализировать заболеваемость военнослужащих с учетом ее возможной связи с условиями труда (выявляются различия в показателях заболеваемости отдельных профессиональных групп и контрольного контингента). На основании проведенного анализа разрабатываются предложения командованию части, которые должны быть обоснованными, конкретными, осуществимыми на практике. Сведения, полученные в ходе проведенной работы, и предложения по улучшению условий труда должны находить отражение в ежемесячных докладах начальника медицинской службы командиру части (согласно требованиям директивы начальника ЦВМУ МО СССР ДМ-4 1998 г) в докладах о результатах медицинского освидетельствования лиц, работающих с спрофвредностями, и в материалах годового отчета медицинской службы части (форма 4 мед).

2. ГИГИЕНА ТРУДА И ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНОГО НАДЗОРА В МОТОСТРЁЛКОВЫХ И БРОНЕТАНКОВЫХ ВОЙСКАХ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: