ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Занятия по учебной практике проводятся в целях приобретения прочных педагогических знаний, умений и навыков, необходимых тренеру при проведении групповых занятий и индивидуальных уроков с различным контингентом занимающихся.
Учебная практика по групповому обучению. На занятиях по учебной практике занимающиеся овладевают командами, умением держать себя перед группой, образцово показывать приемы и упражнения, сочетать показ с кратким объяснением.
Занимающиеся должны приобрести навыки самостоятельной работы, уметь подмечать недостатки во время выполнения упражнений, указывать пути их устранения, правильно дозировать нагрузку, уметь самостоятельно проводить разминку или часть урока.
Организация занимающихся в учебной практике по групповому обучению—двусторонняя. Занимающиеся распределяются по подгруппам 5—7 человек, назначаются старшие. Руководят подгруппой все занимающиеся по очереди по 5—7 мин. При выполнении задания преподавателю следует требовать проявления инициативы от учеников.
Задания по групповому обучению простым действиям:
1) показать упражнение в передвижениях на сохранение и выигрыш дистанции и дать задание на его выполнение;
2) показать упражнение в прямых уколах одной рукой и с выпадом и два варианта его исполнения (последовательно или попеременно), дать задание на выполнение;
3) показать упражнение в переводах из верхних и нижних соединений и защиты от них; дать задание на его выполнение, дать команду для организованного начала;
4) провести парные упражнения на двойную перемену соединения и в батманах;
5) провести упражнение на уколы переносом одной рукой и с выпадом из верхних и нижних соединений;
6) провести боевые действия в виде обусловленных «контров» на атаки переводом и защиты от них;
7) организовать работу группы по изучению электрофиксатора и электрооружия. Поручить одному из занимающихся, хорошо знающему электроаппаратуру, рассказать о работе электрофиксатора, возможных неисправностях и мерах по их устранению.
Задания по разбору теоретических и практических вопросов. При проведении учебной практики по разбору техники приемов, тактики и по другим теоретическим и практическим вопросам преподаватель поручает обучаемым сделать краткие сообщения, которые заслушивает вся группа. Длительность таких сообщений — 5—10 мин.
1) подготовить и провести комплекс утренних физических упражнений для фехтовальщика;
2) разобрать основные закономерности выпада для обеспечения максимальной скорости движения в атаке;
3) дать краткий анализ тактики защитных действий оружием;
4) кратко изложить способы проверки электрорапиры с помощью сигнального фонарика;
5) провести короткую беседу о технике и тактике действий рапириста-левши.
Задания преподавателя должны быть разнообразными. При недостаточно полном освещении вопросов преподаватель предлагает желающим дополнить выступающего. В заключение делает обобщение и ставит оценку за выполнение задания.
Учебная практика во взаимоуроках, когда поочередно один занимающийся дает индивидуальный урок другому, является средством технической и тактической подготовки фехтовальщика, а также его педагогической подготовкой.
Овладевая различными методическими приемами тренерской техники управления оружием и подачи его в различных боевых действиях, каждый занимающийся должен быстро осмысливать и выполнять движения и боевые действия за себя и предвидеть действия ученика (партнера). Дающий урок должен быстро анализировать путь движения оружия, чувствовать дистанцию, темп и ритм своих движений при взаимодействии с оружием ученика. Дающий урок должен постоянно изменять условия, создавать разнообразные боевые ситуации, приближая их к боевым.
Организация занимающихся при обучении тренерской технике и методическим приемам индивидуального урока — двусторонняя, в двух шеренгах, лицом один к другому. Основной метод обучения — показ преподавателем приемов с одним из учеников, краткое объяснение и задание для самостоятельного выполнения действий одиночно или с партнером. Вместе с техникой движений преподаватель объясняет, как, когда и какие частные задания давать ученику, как дозировать нагрузку. Затем отводит определенное время для повторения заданного и проверяет каждого ученика. Тренерская техника не оторвана от всех других методов обучения и воспитания, а неразрывно связана с ними. В индивиддуальном обучении и групповых уроках к каждому ученику следует подходить индивидуально.
Последовательность обучения тренерской технике на простые боевые действия.
Задача 1. Обучение основной стойке, начальным положениям! и передвижениям тренера с учеником.
Основная стойка — типовое, наиболее выгодное положение тела и оружия действующего за тренера для подготавливающих, наступательных и оборонительных действий с учеником. В этом положении ноги действующего за тренера слегка согнуть в коленях и поставлены на расстоянии одной ступни, правая нога впереди, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги или больше на впереди стоящую ногу. Вооруженная рука мягко согнута, оружие в промежуточном положении между 6-й и 4-й позициями (рис. 114,а). Держать оружие в основной стойке следует немного выше или ниже, в зависимости от роста ученика и тренера.
Задание — принять основную стойку и передвигаться с учеником шагами вперед, назад, делая шаги плавные, быстрые, скользящие и различной длины.
Исполнение — действующий за тренера принимает основную стойку и выполняет передвижения с учеником, вначале под команду, а затем без команды; можно поставить перед учеником задачу—сохранять дистанцию и выполнять различные передвижения; делать замечания по качеству выполнения и исправлять недостатки. Для изменения условий действий ученика действующий за тренера меняет начальные положения вооруженной руки, оружия и тела. Таких типовых положений может быть несколько.
Позиционное положение (см. рис. 114,б). Оружие действующего за тренера в одной из позиций. Из позиционного положения наиболее часто тренер принимает уколы с различной дистанции, создает условия для атаки ученика, принимает защиты и атакует сам.
Нижнее положение (см. рис. 114, в). Оружие действующего за тренера внизу в 8-й позиции. Из этого положения партнер использует различные соединения, выполняет ряд внезапных подготавливающих действий, реагирует защитами на обманы ученика.
Наиболее часто принимает 4-ю или 6-ю защиты, те же круговые, иногда 7, 9, 1-ю, выполняет обманы и неожиданно атакует сам.
Высокое или угрожающее положение (см. рис. 114, г). В этом положении партнер создает условия для действий ученика с высоким противником, вытягивает вооруженную руку, контратакует, иногда атакует сам, создает условия для атаки с действием на оружие, берет защиты, иногда сближается, переходит в ближний бой или выполняет глубокие отходы.
Положение в левой стойке (рис. 114, д, е) для изучения и совершенствования действий против левши.
Задание — выполнить передвижения и перемену соединения из различных положений оружия и тела.
Исполнение — действующий за тренера принимает различные положения с оружием и предлагает ученику взять 4-е (6, 7, 8-е) соединение; выполнить одиночную и двойную перемену соединения, сочетая с передвижением и сохранением дистанции; передвигаться, менять соединения (действующий за тренера выполняет приемы в левой стойке).
Задача 2. Обучение действующего за тренера принимать укол ученика одной рукой и с выпадом в различные части поражаемой поверхности тела.
Задание — колоть на открывание действующего за тренера.
Исполнение — действующий за тренера открывается (рис. 115, а, б, в) и приглашает ученика колоть одной рукой или с выпадом. Партнер не касается оружия ученика и принимает укол, а иногда поправляет своей левой рукой оружие ученика; ученик колет одной рукой или с выпадом прямо или переводом. Действующий за тренера подбивает своим клинком оружие ученика движением вооруженной руки на себя (рис. 115, г), обозначая этим запаздывающую защиту; ученик колет так же, но действующий за тренера подбивает оружие ученика с возгласом «Да!», «Так», «Правильно!» и т. п. При плохом выполнении говорит коротко: «Нет!»
Задание — принимать укол и сопровождать своим оружием клинок ученика.
Исполнение — действующий за тренера после принятия укола выпрямляет руку и сопровождает своим клинком оружие ученика в той линии, где его оружие. Так он действует непрерывно, повторяя это движение несколько раз подряд (рис. 116, а), или принимает укол ученика и сопровождает его оружие, но уже с переходом в другую линию; или принимает уколы в грудь, в бок и сопровождает оружие ученика с шагом вперед, а ученик колет одной рукой на месте или с шагом назад (см. рис. 116, б). Если действующий за тренера делает шаг вперед и сразу отходит назад, ученик на его отход колет с выпадом (см. рис. 116, в) и т. д.
Задание — принимать укол ученика, когда он колет одной рукой или с выпадом, и требовать оппозиции в линии атаки.
Исполнение — действующий за тренера принимает укол и слегка продвигает свое оружие вперед в линии атаки ученика (рис. 117, а); действующий за тренера на укол ученика свободно продвигает свое оружие вперед в линии атаки ученика или выполняет небольшой шаг вперед, обозначая атаку (см. рис. 117, б); после любого наступательного или ответного действия ученика партнер принимает укол (руку не берет на себя) и с шагом вперед продолжает движение руки вперед, требуя от ученика атаки или ответа с оппозицией; ученик наносит любой укол, но действующий за тренера все положения и движения выполняет левой рукой.
В левой стойке тренер применяет два способа подачи оружия: 1) подбивает оружие ученика и берет вооруженную руку на себя (рис. 118, а), обозначая этим запаздывающую защиту; 2) выпрямляет вооруженную руку (рис. 118, б), создавая атакующее движение, и требует от ученика оппозиции в линии атаки.
Задача 3. Обучение основным атакующим действиям. Атакующие действия партнера вызывают активную оборону ученика. Они должны быть реальными, разнообразными и приближаться к боевым как по дистанции, так и по изменяющемуся темпу и ритму. Атакующие действия партнера-тренера могут быть замедленными или быстрыми, с изменением скорости в конце атаки, ритмичными и аритмичными, иногда с потерей темпа, плавными или резкими, ожидаемыми учеником или внезапными. Они должны выражать характер, настроение противника, быть скрытыми, но выразительными, и ученик должен учиться разгадывать их.
На ближней дистанции партнер выполняет атакующие действия главным образом для технической подготовки и воспитания нужных качеств.
Задание — действующему за тренера выполнять атакующие движения с ближней дистанции выпрямлением вооруженной руки в различные линии и требовать от ученика защиты и ответа.
Исполнение — партнер-тренер атакует выпрямлением руки, ученик выполняет защиту отводом и ответ одной рукой (рис. 119, а); то же, но ученик применяет защиты и ответы в разных линиях с шагом назад (рис. 119, б).
Задание — выполнять атакующие действия со средней и дальней дистанций, из различных положений оружия, с предварительным действием на оружие ученика или без него.
Исполнение — партнер выполняет атакующие действия за счет выпрямления вооруженной руки с шагом вперед, полувыпадом или выпадом (рис. 120, а), ученик берет защиту и дает немедленный ответ одной рукой, а на уход действующего за тренера наносит ответ с выпадом (рис. 120, б). Шаги и полувыпады должны быть разнообразными (быстрыми, плавными, резкими, после притопа, внезапными и с ускорением в конце); партнер периодически выполняет боевой выпад и наносит укол прямо или переводом или обозначает бросок «стрелой» (рис. 120, в), требуя от ученика защиты и ответа с шагом назад (рис. 120, г); после атакующих действий партнер переходит в основную стойку, закрываясь назад или вперед в зависимости от решаемой задачи; такие же действия нападения, но партнер-тренер выполняет их в левой стойке, действуя за левшу (рис. 121, а, б).
Своими наступательными действиями партнер вначале приучает ученика пользоваться основными защитами — 4, 6, 7, 8-й, а затем обучает умению быстро менять их в ходе действий и пользоваться дополнительными защитами — 5, 9, 1, 2, 3-й. Очень важно приучать ученика брать защиты избирательно — от видимого наступательного действия противника, брать защиты с шагом назад, иногда с шагом вперед, применять защиты на выпаде для решения задач второго намерения.
Задача 4. Обучить действующего за тренера вызывать ученика на контратаку или контратаковать самому на вызов ученика, требуя взять защиту и нанести ответ с оппозицией. В этих действиях партнер широко использует подготавливающие приемы оружием, изменяет дистанцию и выразительно атакует с шагом вперед и с действием на оружие, ученик выбирает момент и контратакует. Далее партнер предоставляет инициативу ученику и учит его маневрировать оружием и дистанцией для вызова противника на контратаку.
Задание — действующему за тренера маневрировать оружием с шагом вперед. Ученику контратаковать одной рукой или с выпадом.
Исполнение — на шаг вперед партнера ученик контратакует одной рукой с шагом назад, нанося укол с оппозицией в 4-й или 6-й. На вытягивание вооруженной руки партнера ученик контратакует с выпадом и оппозицией (рис. 122, а); ученик маневрирует оружием и вызывает на контратаку партнера. На его контратаку с выпадом ученик берет защиту и выполняет контратаку с одновременной защитой одной рукой или с полувыпадом (см. рис. 122,6); на обман ученика партнер контратакует с шагом вперед, ученик снимает контратаку и сам контратакует с выпадом и оппозицией (рис. 122, в).
Задача 5. Обучение основным защитным действиям, вызывающим атакующие и повторные действия ученика. Оборонительные действия — важная основа обучения и воспитания фехтовальщика. Оборонительными действиями партнер вызывает активные наступательные действия ученика, совершенствует технику и тактику, воспитывает важнейшие качества, стиль и манеру ведения наступательного боя.
В технике оборонительных действий тренера-партнера следует выделить подготавливающие действия, создающие тактичен ский фон и технические условия для наступления ученика (маневрирование дистанцией и оружием), а также защитные действия, которые усложняют наступательные действия ученика. К защитным действиям партнера относятся: запаздывающие, ложные защиты, действительные защиты и ответы, контрзащиты и контрответы, защиты без ответов и отходы, вызывающие повторные атаки ученика, воздействие оружием и т. д. (рис. 123, а, б).
Партнер должен выполнять защиты впереди себя, ближе, выше, ниже, прямые, полукруговые или круговые, а также сочетать принятие защит с маневрированием дистанцией. Дистанция тренера-партнера должна быть реальной. Маневрирования выполняют с различной скоростью, изменением ритма, с выдержкой, иногда с обманом, одной рукой, с выпадом или на выпаде. Большое значение имеют контрастные переходы тренера-партнера от одних действий к другим, от одной скорости к другой, но так, чтобы ученик чаще превосходил своего учителя в скорости и завершал свои действия уколом.
В учебной практике при обучении защитным действиям преподаватель ставит разнообразные задачи и задания ученикам, действующим за тренера.
Примерные задания:
1. Действующему за тренера маневрировать оружием и вызвать ученика на различные атаки и контратаки, сочетая их с защитами и ответами.
2. Ученику выполнять любую атаку, действующему за тренера брать защиту и требовать повторения атаки. Защиты применяются внезапно, с изменением дистанции.
3. Действующему за тренера вызвать на атаку ученика, принять защиту и давать ответы, ученик должен защищаться и наносить контрответы.
4. Действующему за тренера вызвать атаки, контратаки или повторные атаки ученика и переходить в ближний бой после быстрого сближения с партнером. В ближнем бою требовать от ученика защиты и ответа с шагом или скачком назад, прямой или согнутой рукой (рис. 124,а, б). Когда партнер находится на выпаде, ученик наносит укол прямо, сбоку, снизу, переводом в грудь или спину. На защиту партнера ученик выполняет повторный
укол и наносит подряд несколько таких уколов (см. рис. 124,в).
При проведении урока с помощью электрофиксатора действия проводить при открытом и при закрытом фанерой или картоном аппарате (рис. 125), чтобы исключить привычные наблюдения учеников за световыми сигналами фиксатора уколов.
Вместе с овладением тренерской техникой подачи оружия и действиями за различных противников преподаватель совершенствует знания и навыки учеников, требует, чтобы действующий за тренера ставил короткие и понятные задания, подмечал недостатки, указывал способы их устранения, правильно дозировал нагрузку и оценивал действия ученика.