Планирование с работающими двигателями
Вертикальное снижение с работающими двигателями
Вертикальное снижение с высоты 10 м до земли допускается во всех случаях.
Для вертикального снижения с высоты менее 10 м необходимо зависнуть против ветра и плавно уменьшить общий шаг несущего винта с таким расчетом, чтобы вертикальная скорость снижения вертолета не превышала 0,2 м/с. Контроль снижения производить по земным ориентирам, не допуская смещений вертолета относительно земли к моменту приземления.
Вертикальное снижение с высоты более 10 м допускается:
- при перевозке груза на внешней подвеске;
- при работе с бортовым грузоподъемным устройством;
- по тактическим соображениям;
- при невозможности планирования по наклонной траектории из-за наличия препятствий на пути движения вертолета.
Скорость снижения при вертикальном спуске до высоты 10 м не допускать более 3 м/с.
При самопроизвольном увеличении скорости снижения плавно увеличить общий шаг несущего винта и восстановить заданную скорость снижения. Если невозможно уменьшить скорость снижения менее 3 м/с из-за недостаточной мощности двигателей, то вместе с увеличением общего шага несущего винта отклонить ручку управления от себя и перейти на полет с поступательной скоростью.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. На высотах от 4000 до 200 м над поверхностью земли вертикальное снижение запрещается.
Планирование с работающими двигателями является основным режимом снижения вертолета. Для его выполнения необходимо:
- установить заданную скорость планирования;
- установить общий шаг несущего винта, соответствующий заданной вертикальной скорости снижения.
В зависимости от высоты полета планирование производить на скоростях по прибору, указанных в табл. 13.
Таблица 13
Высота, м | Допустимые скорости моторного планирования по прибору, км/ч | Скорость планирования, соответствующая минимальной скорости снижения по прибору, км/ч |
70—90 | ||
70—90 | ||
60—140 | ||
60—175 | ||
500 и ниже | 50—175 |
В целях получения минимальной вертикальной скорости снижения необходимо планировать на наивыгоднейшей скорости планирования (табл. 13).
Рекомендуемая вертикальная скорость снижения 3—5 м/с.
Полеты на режиме самовращения несущего винта с двигателями, работающими на малом газе, производятся в учебных целях для отработки элементов:
- планирования на различных скоростях полета;
- разворотов на планировании;
- разгонов и торможений;
- расчета на посадку
Для перехода на режим самовращения несущего винта установить скорость горизонтального полета, соответствующую минимальной вертикальной скорости снижения (табл. 14).
Уменьшить общий шаг несущего винта до минимального значения. После перехода вертолета на режим самовращения рычагом «шаг-газ» установить обороты несущего винта 80—84% и убрать коррекцию влево.
Стремление вертолета развернуться вправо и опустить нос парировать соответствующими отклонениями левой педали и ручки управления.
После выхода на установившийся режим сбалансировать вертолет (снять продольные и поперечные усилия на ручке управления триммерами).
Планирование на режиме самовращения несущего винта в зависимости от высоты полета разрешается производить в пределах допустимых скоростей планирования (табл, 14).
Таблица 14
Высота, м | Допустимая установившаяся скорость планирования на режиме самовращения несущего винта по прибору, км/ч | Скорость планирования, обеспечивающая минимальную вертикальную скорость снижения на режиме самовращения несущего винта по прибору, км/ч |
70—90 | ||
70—90 | ||
60—140 | ||
60—175 | ||
500 и ниже | 50—175 |
Вывод вертолета из режима самовращения производить на высоте 150—100 м введением правой коррекции и плавным увеличением общего шага, не допуская падения оборотов несущего винта.
Минимальная вертикальная скорость снижения. На высотах ниже 1000 м на скорости 100 км/ч по прибору составляет 7,5-8 м/с. Увеличение скорости планирования до 140 км/ч или уменьшение ее до 50 км/ч приводит к увеличению вертикальной скорости снижения до 10—11 м/с. Развороты на режиме самовращения несущего винта выполнять с креном не более 15°.
Торможения вертолета на режиме самовращения несущего винта в учебных целях необходимы для отработки предпосадочных маневров, которые должны выполняться при посадке на площадки малых размеров в случае отказа обоих двигателей на различных высотах полета. Для отработки предпосадочного маневра на случай отказа обоих двигателей на больших высотах необходимо:
— с высоты 500—700 м перейти на режим самовращения несущего винта;
— установить скорость планирования 100—140 км/ч по прибору;
— с высоты 250—200 м взятием ручки управления на себя произвести энергичное торможение до скорости 60—50 км/ч созданием угла-тангажа 10-15°; при торможении отклонением рычага "шаг-газ" не допускать раскрутки несущего винта более 92 %;
— произвести планирование на скорости 60—50 км/ч до высоты 150—100 м;
— с высоты 150—100 м выйти из режима самовращения, для чего ввести правую коррекцию и плавно увеличить общий шаг, не допуская падения оборотов несущего винта.
Для отработки предпосадочного маневра на случай отказа двигателей на малой высоте необходимо:
— на высоте 150—100 м,и скорости 100—140 км/ч по прибору уменьшить общий шаг несущего винта до минимального и взятием ручки управления на себя произвести энергичное торможение до скорости 60—50 км/ч по прибору созданием угла тангажа 10—15°; при торможении не допускать раскрутки несущего винта более 92 %;
— произвести планирование на скорости 60-50 км/ч до высоты 70—50 м;
— с высоты 70-50 м перевести вертолет в режим горизонтального полета.
Примечания: 1. Для энергичного торможения вертолета от скорости 140 до 50 км/ч требуется 7-8 с. Потеря высоты за время торможения равна 5—20 м.
2. На вертолетах с двигателями, оборудованными системой защиты турбины винта (СЗТВ), при забросе оборотов несущего винта выше 92 % возможен останов двигателя (двигателей) от СЗТВ. В этом случае запуск двигателя (двигателей) не производить.