Глава II. ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ И ДВИЖЕНИЯМ
Глава I. СОВЕТСКАЯ ШКОЛА ФЕХТОВАНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДИКИ
Предисловие
ОГЛАВЛЕНИЕ
ФЕХТОВАНИЕ: ОТ НОВИЧКА ДО МАСТЕРА
Александр Николаевич Пономарев
Для спортсменов, тренеров, специалистов
ОТ НОВИЧКА ДО МАСТЕРА
МОСКВА
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ»
ББК 75.716
П56 Рецензент: канд. пед. наук О. Д. МОВШОВИЧ
Пономарев А. Н.
П56 Фехтование: от новичка до мастера. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 144 с, ил.
Книга многократного чемпиона СССР, заслуженного тренера РСФСР А. Н. Пономарева посвящена методике обучения и тренировки фехтовальщика. В ней даны массовая форма организации занимающихся в парных технических упражнениях, средства и приемы подготовки от новичка до мастера спорта СССР, объем тактических умений спортсмена, показана роль индивидуального урока в тренировочном процессе:
Адресована спортсменам, тренерам, специалистам.
ББК 75.716
Заведующая редакцией А. К. Гринкевич. Редактор Ю. И. Уварова. Художественный редактор В. А. Жигарев. Художник А. И. Колесников. Технические редакторы О. А. Куликова, Т. К. Верёвкина. Корректор 3. Г. Самылкина. ИБ № 2031. Сдано в набор 22.01.87. Подписано к печати 02.06.87. А 05488. Формат 84Х 108/32. Бумага кн.-журн. № 2. Гарнитура Литературная. Высокая печать. Усл. п. л. 7,56. Усл. кр.-отт. 10,71. Уч.-изд. л. 8,18. Тираж 20000 экз. Издат. № 7637. Зак. 52. Цена 45 коп. Ордена «Знак Почета» издательство «Физкультура и спорт» Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, 101421, ГСП, Москва, Каляевская ул., 27.
Ярославский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 150014, Ярославль, ул. Свободы, 97.
© Издательство «Физкультура и спорт», 1987 г.
Предисловие
Глава I. Советская школа фехтования и эволюция методики
Глава II. Обучение основным положениям и движениям
Глава III. Начальное обучение боевым действиям
Глава IV. Ступени мастерства
Глава V. Тактика и боевая практика
Глава VI. Содержание и планирование урока
Техника и тактика единоборств с оружием совершенствовались на протяжении многих столетий, и вместе с ними изменялось представление о средствах, методах и формах освоения фехтования. Сегодня решению задач технико-тактической подготовки во многом способствуют два важнейших метода — индивидуальный урок и упражнения с партнером. Последние незаменимы в работе как с начинающими фехтовальщиками, так и с квалифицированными спортсменами.
В книге заслуженного тренера РСФСР А. Н. Пономарева рассматривается процесс обучения и совершенствования начинающих и квалифицированных фехтовальщиков, широко раскрывается методика выполнения упражнений с партнером. Попутно представлены и упражнения без противника, их место и значение в структуре подготовки фехтовальщиков. На примере ведения учебно-тренировочной работы со спортсменами различного уровня подготовленности автор со знанием дела рассказывает о средствах тренировки различного контингента занимающихся.
Действительно, упражнения со взаимопомощью, рипостная игра, контры и учебно-тренировочные бои — это важнейшие методы технико-тактического совершенствования на пути от новичка до мастера. Нет сомнений, что тренерам, работающим на различных этапах подготовки фехтовальщиков, будет полезно ознакомиться с методикой использования упражнений с партнером, рекомендациями автора по проведению группового занятия — главной и единственной формой обучения и тренировки начинающих фехтовальщиков.
Одновременно с этим автор в своей книге размышляет о таких важных для фехтования положениях, как взаимная координация движений вооруженной руки, ног и туловища при освоении и совершенствовании техники атакующих действий, особенностях вариативного выполнения приемов в условиях изменяющихся пространственно-временных параметров единоборства. Много места в книге отведено методике проведения учебно-тренировочных боев, разделу, который более всего влияет на совершенствование специализированных тактических умений. Описание разнообразных условий их проведения, варьирование тренерских установок на ведение поединка дают правильное и современное представление о значении учебно-тренировочных боев в подготовке фехтовальщиков.
Безусловный интерес, особенно для молодых тренеров, представит и раздел книги «Содержание и планирование урока». Автор не один десяток лет посвятил подготовке фехтовальщиков различного уровня. И думается, что его рекомендации по конкретному выполнению педагогических задач займут достойное место в работе тренеров.
Можно смело утверждать, что книга А. Н. Пономарева является важным методическим пособием, которое необходимо сегодня тренерам и специалистам фехтования.
Г. Е. Горохова,
государственный тренер СССР,
заслуженный мастер спорта СССР
Сформировавшаяся на Западе испанская система спортивного фехтования, отражала по преимуществу специфику дуэльной школы; в дальнейшем она явилась базой для возникновения двух так называемых «классических» школ — итальянской и французской.
Фехтование по западноевропейскому типу появилось в России в середине XVII века и сразу же приобрело особые, специфические черты. Передовая часть отечественных фехтовальщиков отнюдь не безоговорочно приняла законы западной школы: фехтование понималось ими как средство развития ловкости, воспитания воинского духа.
С течением времени фехтование прочно вошло в программы учебных заведений, готовящих офицеров, и уже в XIX веке значительную роль в них стали играть русские преподаватели.
Иван Ефимович Сивербрик был одним из тех, кто первым заложил основы отечественной школы фехтования. Его учебник, озаглавленный «Руководство к изучению фехтования на рапирах и эспадронах» (1852 г.), явился первой попыткой отстоять своеобразную манеру в технике, тактике и методике передовых русских фехтовальщиков. В предисловии к книге автор писал: «...излагаемые в этом руководстве правила основаны на моем собственном убеждении». Эти «собственные убеждения» представляют собой обобщение богатейшего практического опыта, позволившего создать оригинальную, массовую методику обучения. «В продолжение пятидесятилетних занятий моим фехтовальным искусством, — пишет далее И. Е. Сивербрик, — мне удалось подготовить почти повсеместно в нашем отечестве учителей, которые руководимы были или мною лично, или своими предшественниками — также моими учениками».
Ряд положений, выдвинутых И. Е. Сивербриком сто с лишним лет назад, не утратили своего значения по настоящее время. Он разработал стройную систему обучения, предусматривающую сочетание методических приемов, соответствующих степени трудности проходимого материала и задачам обучения. Принимая индивидуальный метод обучения за основной, Сивербрик на третьей стадии обучения предлагает содержание 9 индивидуальных уроков, служащих, по его меткому замечанию, «для привития гимнастической техники фехтования». Характерно, что в этих уроках нет технических сложностей, свойственных французам и итальянцам, а взяты приемы, имеющие непосредственно боевую ценность. Идя дальше, Сивербрик не только признает групповой метод обучения, но и подробно описывает такие современные методические приемы, как «обусловленные контры», «метод альтернатив», широко применяемые советскими фехтовальщиками. Без преувеличения можно сказать, что разработанные им упражнения, предшествующие «ассо», были первой попыткой разрешить основную методическую проблему: связать академическую технику индивидуального урока с боевой техникой, проявляемой фехтовальщиком непосредственно в бою.
Роль И. Е. Сивербрика в зарождении отечественной школы фехтования отмечается многими современными исследователями. Вместе с тем фехтование в нашей стране еще долго оставалось уделом одиночек.
Только Октябрьская революция открыла доступ трудящимся к массовым занятиям фехтованием. Реализуя постановление ЦК РКП (б) 1925 г. «О задачах партии в области физической культуры», передовой тренер того времени Ю. Т. Хозиков проделал грандиозный эксперимент по массовому обучению фехтованию, за 84 дня практически ознакомив около 5000 посетителей московского Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького с основами фехтования. В статье «От слов к делу» (журнал «Физкультура и спорт» № 51 за 1929 г.) он писал: «Считаю большим недостатком незнание форм массовой работы при невозможности использования старых методов, рассчитанных на узкую кружковщину и не вяжущихся с массовостью... огромный интерес к этим занятиям со стороны трудящихся масс говорит о полной удаче этого опыта... дело за анализом и методическими выводами».
Вышедшие в предвоенное десятилетие учебные пособия А. П. Мордовина «Владение холодным оружием», В. К. Добровольского «Рапира, эспадрон, штык» и М. А. Аграновского «Фехтование на саблях» в большей степени отражали вопросы оборонной работы, прикладного значения фехтования на винтовках с эластичным штыком, сконцентрированные в официальном военном уставе «Наставление по рукопашному бою», переработанном накануне Великой Отечественной войны.
В первом учебнике для институтов физической культуры «Фехтование и рукопашный бой» талантливый педагог профессор К. Т. Булочко на основе современных для того времени научных данных дал развернутую теорию группового обучения и тренировки. В этом труде, на котором была воспитана целая плеяда советских фехтовальщиков, разработаны вопросы методики тренировки по видам оружия.
После Великой Отечественной войны перед физкультурными организациями и фехтовальной общественностью вплотную встала задача подготовки к выходу на мировую арену. Начиная с 1945 г. проводятся чемпионаты СССР по фехтованию, а с 1948 г. — первый, пока лично-командный, юношеский критериум страны, в 10 республиках проводятся учебно-тренировочные сборы, судейские семинары, организуются и работают отделения фехтования при спортивных школах. Растет количество спортсменов-разрядников.
27 декабря 1948 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов», в котором указывалось, что «главными задачами в области физкультурной работы являются развертывание массового физкультурного движения в стране, повышение уровня спортивного мастерства и на этой основе завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта».
Данное постановление дало возможность рассматривать фехтование не как прикладной раздел комплекса «Подготовки к рукопашному бою и владения холодным оружием», а как самостоятельный вид спорта, как ценное средство физического воспитания.
Характерным для советского фехтования того времени был постепенный переход «рукопашников» и «штыкачей» к классическим видам фехтования. Наши советские спортсмены осваивают бои на шпагах, неизвестные им до 1938 г.
Задача овладения высотами спортивного мастерства потребовала от специалистов создания советской методики обучения и тренировки фехтовальщиков. Эта задача решалась в обстановке острой полемики представителей двух, обобщенно говоря, направлений. Общего мнения не существовало как в вопросе об отношении к наследству, доставшемуся от старой, дореволюционной школы фехтования, так и в вопросе о дальнейших путях развития этого вида спорта. Необходимо было сформировать научные основы отечественной школы фехтования, включающей все лучшее, что предлагалось приверженцами старого стиля.
В феврале 1948 г. в газете «Советский спорт» была опубликована статья В. А. Аркадьева «Советская школа фехтования». Ее появление вызвало оживленную дискуссию на страницах газеты «Советский спорт», отразившую существовавшие тогда в среде специалистов противоречия. В заключительной статье, подводящей итог спорам и размышлениям, газета отмечала: «Сейчас, когда перед нами стоит задача превращения фехтования в массовый спорт, эти вопросы являются животрепещущими, ибо от того или иного их решения зависит и характер дальнейшего развития и его будущие спортивные успехи».
Уже в 1948 г. были выработаны принципы отечественной школы фехтования на основе общих положений советской системы физического воспитания: а) атакующий стиль ведения боя в противовес статической школе «классиков»; б) атлетизм современного фехтования, основанного на единстве общей физической подготовки и специализации в одном виде оружия; в) рациональная техника, созданная на основе научных данных; г) групповой метод обучения и тренировки, позволяющий развивать фехтование как массовый вид спорта, а не «искусство для одиночек»; д) тактико-психологическая направленность поединка в противовес зарубежным направлениям, отдававшим приоритет технической сложности приемов.
Следующим шагом в становлении методики обучения и тренировки стало появление учебного пособия для ИФК, в котором его автор, профессор В. А. Андриевский, изложил помимо своих взглядов методические положения, разработанные ведущими кафедрами фехтования — московской, львовской и ленинградской. Это было очень важно, так как раньше, применяя групповой метод обучения, большинство тренеров по причине отсутствия в старой методике средств, упражнений и методических приемов, соответствующих коллективному обучению и тренировке, автоматически переносили в фехтование методы, усвоенные в этой школе (синхронное выполнение по команде; распоряжения, несвойственные фехтовальному бою; распределение тренеров не по видам оружия, а по отделениям, как в гимнастике; школа «мулинетов»; подчеркнутая ритуальность и формально-гимнастические, действия оружием при обучении и в бою и т.д.).
Методика обучения тактике как средству управления техникой большинством практически не рассматривалась, так как считалась слишком сложной, относящейся больше к психологической сфере бойца и потому не являющейся предметом обучения и совершенствования.
О специальных формах обучения — контрах и учебных боях — до последнего времени говорилось только как о «переходном мостике» от учебной техники к боевой. В результате многолетней дискуссии о примате отдельных форм учебно-тренировочного процесса советские тренеры пришли к выводу, что в специальной подготовке фехтовальщика главная роль принадлежит целевым учебно-тренировочным боям, отработке технико-тактических приемов в парных упражнениях и индивидуальным урокам, венчающим тренировку.
В области разработки теоретических основ фехтования наши специалисты в настоящее время ушли намного дальше своих зарубежных коллег. Советских фехтовальщиков отличают атлетизм, разносторонность технико-тактической и психологической подготовки, высокие моральные качества. В нашей системе тренировки обобщен опыт нескольких поколений спортсменов и тренеров, использованы весь арсенал средств ведения боя, современные формы и методы обучения и совершенствования, результаты научных исследований. Хуже обстоит дело с внедрением в практику повседневной тренерской работы.
Особенно велик разрыв между теорией и практикой в вопросах овладения тактикой фехтования в молодежном и среднем звене. И это не может не сказываться на результатах спортивных достижений.
Выдающийся советский тренер и педагог В. А. Аркадьев в своей монографии «Тактика фехтования» впервые за всю историю мирового фехтования четко определил задачи, содержание тактики в фехтовальном бою. Советские тренеры пришли к выводу, что соревнования опытных фехтовальщиков переросли из сферы физико-технической в психотактическую. Стало очевидным, что спортсмен-третьеразрядник должен обучаться определенным, регламентированным боевым приемам и определенным тактическим умениям, применять эти приемы в острых психологических условиях вольного боя. Преодолев эти технико-тактические рубежи, сформировавшийся спортсмен приступает к освоению следующих, более расширенных приемов и действий. И чем выше мастерство спортсмена, тем больше внимания уделяется его тактической подготовке. Так возник объем тактических умений для спортсменов различной подготовленности — от новичка до мастера спорта включительно.
Методика, предложенная в книге, продолжает и развивает традиции советской школы фехтования. В ней изложена новая форма тренировки в парах — «рипостная игра», даны типологические для всех видов оружия, независимо от формальной систематики фехтовальных действий, 45 видов упражнений; массовая форма организации занимающихся в парных технических упражнениях циклического типа по преимуществу в обусловленных приемах — для младших разрядов и экспромтных — для мастеров.
Расширен раздел упражнений в дистанционном общении, упражнений на представляемость при защитных действиях и атакующих. В разделе «Индивидуальный урок» введен новый материал — урок боя тренера с учеником. Вместо 5—6 традиционно описанных в зарубежной литературе видов упражнений в контрах разработано свыше 20 видов.
Таким образом, не умаляя значения индивидуального урока, книга предлагает и другие формы и методические приемы массового обучения и тренировки фехтовальщиков.
Обучение, совершенствование и тренировка фехтовальщика являются единым многолетним педагогическим процессом, решающим задачи не только технической, физической, а также тактической и моральной подготовки спортсмена. Однако для более стройной архитектоники изложения материала и практического применения на каждом этапе главных форм организации занимающихся методы и методические приемы выполнения упражнения рассмотрим отдельно.
Процесс обучения предполагает формирование у занимающихся специализированных двигательных навыков, характерных для вида оружия в соответствии с программой, возможностями и индивидуальными склонностями ученика.
Первый этап разучивания характеризуется овладением формой — основной пространственной структурой движения, составляющей суть приема или действия с оптимальной скоростью. Этому этапу соответствуют следующие формы организации занимающихся: без партнера, с пассивным партнером (подсобные снаряды), начальные упражнения со взаимопомощью и с применением разнообразных методических приемов, характерных для этих форм, с введением комплексов подводящих упражнений и специализированных подвижных игр. Педагогическая задача этого этапа — формирование конкретного, школьного двигательного навыка в неизменяемых, стандартных условиях его выполнения при максимальной сосредоточенности внимания ученика.
После завершения этапа первичной обученности основным положениям и движениям следует довольно продолжительный период закрепления навыков боевых действий, предусматривающий многократное повторение упражнений, по скорости выполнения постепенно приближающееся к боевым, и который затем усложняется простейшими сочетаниями с ранее твердо усвоенными приемами. Этот этап предполагает углубление и расширение возможностей использования боевых действий, создания у спортсмена более гибких вариативных навыков, увеличения фонда динамических стереотипов.
Тренеру следует помнить, что форсирование обучения на первых стадиях, без усвоения школьных приемов, составляющих фундамент спортивного совершенствования, ведет к трудно исправимым в дальнейшем техническим недостаткам. И в то же время одна из трудностей начального обучения состоит в том, что новичок, приступая к овладению этим сложнейшим техническим видом спорта, полон романтического обаяния дуэльных поединков и мечтает о скорейшем переходе к бою, минуя освоение школы.
Высшее педагогическое мастерство тренера-воспитателя на этом этапе состоит в создании увлеченности предметом, в привитии вкуса к самостоятельной работе и в практическом знании всех основных форм, методов выполнения большинства упражнений в индивидуальной работе над собой. Таким образом, с первых шагов должен доминировать основной дидактический принцип — сознательность и активность.
Принцип наглядности при обучении не исчерпывается только образцовой демонстрацией тренером изучаемого приема и предельно образным рассказом о технико-тактической стороне его применения. Монотонность освоения школы должна компенсироваться включением в педагогический процесс наглядных пособий, кинокольцовок, плакатов, демонстрации короткометражных и художественных фильмов, посвященных фехтованию.
Особое значение имеет посещение тренировок и соревнований, разбор боев хорошо подготовленных спортсменов, которым новички в большинстве случаев сознательно подражают.
Соблюдение дидактического принципа доступности обучения способствует постоянной заинтересованности в выполнении программного материала урока, подобранного в соответствии с возможностями занимающихся, и применением форм, методов и методических приемов, соответствующих осваиваемому материалу. Непосильные задания и снижение требовательности ослабляют дисциплину и заинтересованность обучающихся, порождают неуверенность в успехе.
Принцип прочности обучения предусматривает многократное повторение небольшого количества приемов в разнообразных, но доступных ученику ситуациях. Форсированная подготовка, «натаскивание» ученика к предстоящим соревнованиям могут дать только временный эффект.
Для лучшего усвоения программного материала, исходя из практического опыта, занимающиеся делятся на 3 группы: 1-я группа — новички, II юношеский и III разряды; 2-я — I юношеский, II и I взрослые разряды; 3-я группа — кандидаты в мастера, мастера спорта СССР.
Рапира — шпага. Основные положения и движения: стойка «смирно», «вольно» с оружием, держание оружия, исходное положение, приветствие, боевая стойка, «вольно» в боевой стойке, сбор.
Передвижения: шаги вперед, назад, скрестные шаги — назад, вперед, вправо, влево, скачки — назад, вперед: одновременный, скрестный. Укол. Выпад. Уход с выпада — назад, вперед. Полувыпад, закрытие вперед - выпад. Атака стрелой — прыжком.
Позиции и соединения: 6, 4, 8-я позиции, смена их. Сочетание передвижений и смена позиций и соединений. Понятие о дистанции, упражнения, связанные с этим.
Простые атаки: прямо и переводом в 4, 2 и 3-й секторы, переносом в 4-й сектор (для шпаги — в ногу, предплечье уколом прямо, со скольжением, с оппозицией из соединения 6-го и 8-го).
Защиты: 4,6, 8-я отбивом — прямые и полукруговые. Круговая 4-я (для шпаги круговая — 6-я). Ответы прямо после 4-й, прямо и переводом после 6-й и 8-й, на месте и с выпадом (для шпаги только прямо с оппозицией) Сложные защиты (для рапиры) — сочетания из указанных простых.
Сложные атаки: с ударным батманом в 4-е соединение с последующим уколом прямо; в 6-е соединение с уколом переводом и прямо. 2 перевода: обман переводом в 3-й сектор — перевод в 4-й и наоборот; 2 перевода из 8-го соединения в 4-й и 3-й секторы. Обман прямо — перевод: из 8-й позиции обман уколом внутрь, перевод в 4-й или 3-й сектор из 6-й позиции, обман прямо в 4-й сектор, перевод в 3-й и наоборот. Удвоенный перевод внутрь. Все виды атак с выпадом, полувыпадом и предварительным сближением (для шпаги дополнительно обман в руку с последующим уколом в руку, туловище, впереди стоящую ногу). Атаки второго намерения с целью вызвать привычный ответ четыре — прямо после простой ложной атаки и повторные атаки на уход противника, отсутствие ответа и задержку с ним. Атаки стрелой — прыжком с включением простых атак, атак с батманами и финтами.
Контратаки: прямо на сближение противника с дальней дистанции (для шпаги — укол в руку с движением назад).
Сабля. Основные положения и движения (см. «Рапира—шпага») с дополнением атаки броском, начинающейся шагом правой с последующим пробеганием противника.
Позиции: 3, 4, 5, 2-я; соединения, 3, 4, 2-е и смена их.
Простые атаки: ударом по маске, правому и левому боку, уколом прямо, ударами по руке сверху, снаружи.
Защиты: прямые 4, 5, 3-я с последующими простыми ответами после 4-й — по маске, правой щеке, 3-й — правому боку, маске, 5-й — правому боку, маске, на месте и с выпадом. Сложные защиты из сочетаний концом оружия вверх.
Сложные атаки: с обманом типа обман по маске, удар по правому, левому боку; обман правого бока — удар левого бока, маски, обман уколом — удар по маске, правому боку. Атаки с батманами из всех позиций типа батман в 4-е соединение, удар по правому боку, маске, руки сверху, изнутри; батман в 3-е соединение — удар снаружи руки, правого бока, маски. Атаки второго намерения — ложная простая атака с целью вызвать контр-рипост по маске с последующим перехватом и контрответом — с целью вызвать контратаку противника на привычные секторы; повторные атаки на уход противника и отсутствие ответа.
Контратаки: на месте и с шагом назад ударом по руке сверху, снаружи.