Ведущий:
Если на карту Земли посмотреть -
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться "Вода"? (Усачёв А.А.)
Вода не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Нельзя сказать, что она необходима для жизни, она - сама жизнь. Именно наличие водной оболочки отличает нашу планету от всех других планет Солнечной системы. Вода - одно из главных богатств на Земле, поэтому мы должны беречь её.
Цель нашей викторины: посмотреть, что вы знаете о гидросфере. Участвуют команды 6-х классов. В жюри - ученики старших классов (представить).
Наш первый конкурс - приветствие. Дома команды должны были придумать название, девиз и эмблему. Всё оценивается по 1 баллу, кроме того, жюри может добавить 1 балл за оригинальность или слаженность ответа команды.
Ведущий: второй конкурс "Разминка", команды по очереди отгадывают загадки, получая за каждый правильный ответ по 1 баллу. Если команда не отгадала, то ход переходит к следующей команде.
Много лет в горах подряд снег идёт и сыплет град.
Слой осадков тех велик, а зовут его::: (ледник).
|
|
В сто морей тот великан,
Он зовётся::. .(океан).
Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи, нет опоры для ноги. (Болото)
Бьёт источника фонтан, струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан, фонтан вам тот известен. (Гейзер)
Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)
Он студёною водой прожурчал в траве густой.
Приняла его река - беглеца из родника. (Ручей)
Шириною широко, глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся, из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна - и горька, и солона. (Море)
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик в роднике, а широкий - в море. (Река)
Рядом, рядом острова, не один, да и не два,
А десятки, сотни сотен, жить в соседстве им охотней.
Все родные, как никак. Значит здесь::.. (архипелаг)
С высоты большой срываясь, громко он ревёт.
И, о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)
Ведущий: третий конкурс называется "Узнай силуэт". Каждой команде выдаётся конверт с рисунками силуэтов рек и озёр нашей страны (5-6 силуэтов). Вы на листочках должны написать их названия, время выполнения - 3 минуты, за каждое правильно отгаданное название - 1 балл.
Ведущий: четвёртый конкурс - викторина "Самый-самый". Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ ставится по 1 баллу.
Самый большой материк? (Евразия)
Самый большой океан? (Тихий)
Самая глубокая впадина Мирового океана? (Марианская)
Самое глубокое озеро мира? (Байкал)
Самая полноводная река мира? (Амазонка)
|
|
Самая длинная река мира? (Нил)
Самый большой остров в мире? (Гренландия)
Самый большой полуостров? (Аравийский)
Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)
Самый маленький материк? (Австралия)
Самое мощное течение в Мировом океане? (Западных ветров)
Самое солёное море Мирового океана? (Красное)
Самый широкий пролив? (Дрейка)
Самый высокий водопад? (Анхель)
Ведущий: пятый конкурс - разгадывание ребусов. Зашифрованы названия рек: Висла, Ока, Дунай, Нева; время - 2 минуты; за каждый отгаданный ребус ставится по 1 баллу.
Ведущий: наш шестой конкурс называется "Путешествие по карте". Команда должна провести груз морским путём из Санкт-Петербурга во Владивосток. Лучшей будет команда, которая выберет наиболее короткий и удобный путь и опишет его в своём судовом журнале. Время работы - 5-7 минут. Оценка - 5 баллов. Капитан команды должен уметь показать выбранный командой путь по карте у доски.
В это время с болельщиками можно провести конкурс "Шагословы": помогите Неве стать морем, ответив на вопросы и заполнив все строчки.
Н | Е | В | А | |
1. Засеянное поле | ||||
2. Углубление в горе | ||||
3. Груз, перевозимый на себе | ||||
4. Жилище зверей | ||||
5. Природная возвышенность | ||||
6. Оно было у Федоры | ||||
М | О | Р | Е |
Ответы: 1.нива; 2.ниша; 3.ноша; 4.нора; 5.гора; 6.горе.
Ведущий: седьмой конкурс - "Почта". Командам даются два листа бумаги: на одном написаны названия географических объектов гидросферы (реки, озёра, водопады и пр.), на другом - названия материков (или можно использовать контурную карту), по которым их нужно распределить. Задача: не ошибиться адресом. За каждый правильный ответ - 1 балл, время работы - 3 минуты.
Ведущий: восьмой конкурс - "Третий лишний". Командам по очереди называются группы географических объектов, нужно определить, что лишнее (1 балл) и объяснить почему (ещё 1 балл). Таким образом, за каждый полный правильный ответ команда может получить 2 балла.
Тасмания, Мадагаскар, Кавказ, Сахалин. (Кавказ - горы, остальное - острова)
Конго, Гольфстрим, Амур, Миссисипи. (Гольфстрим - течение, остальное - реки)
Танганьика, Байкал, Титикака, Кракатау. (Кракатау - вулкан, остальное - озёра)
Шри-Ланка, Индостан, Лабрадор, Сомали. (Шри-Ланка - остров, остальное - полуострова)
Устье, морена, приток, порог. (Морена относится к ледникам, остальное - к рекам)
Каналы, водохранилища, пруды, террасы. (Террасы образуются на реках, остальное - искусственные водоёмы)
Ведущий: девятый конкурс называется "Геологика". Суть его заключается в том, что по названным определениям вы должны отгадать географический термин или понятие: например, затяжной, проливной, слепой, грибной, тёплый, холодный, кислотный:.. (дождь). Балл присуждается той команде, которая первой даст правильный ответ:
Материковый, вулканический, песчаный, коралловый, речной, морской, необитаемый:.. (остров).
Жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, пресная, солёная, проточная, стоячая, минеральная, газированная, дождевая, талая, морская, родниковая, речная::. (вода).
Подземная, бурная, широкая, спокойная, узкая, извилистая, горная, судоходная, молочная, людская:: (река).
Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, электрическая, магнитная, длинная, короткая, сейсмическая, ветровая, морская:: (волна).
Атмосферное, плавное, быстрое, холодное, тёплое, глубинное, поверхностное, ветровое, стоковое::. (течение).
Ведущий: последний десятый конкурс - викторина. Команды по очереди отвечают на вопросы, за которые получают по 1 баллу:
- Какой полуостров на севере нашей страны сам говорит о своей величине? (Ямал)
- Какие два моря в Росси противоположны по географическому положению, температуре воды и названию? (Чёрное и Белое)
- В какое озеро нашей страны впадает 336 рек, а вытекает только одна? (Байкал)
- На каком из материков нет ни одной реки? (Антарктида)
- Мы часто говорим "безбрежное море". А есть ли действительно море без берегов? (Да, в Атлантическом океане Саргассово море)
- Какой пролив разделяет два моря, два океана, два материка, два полуострова и две страны? (Берингов)
- Я сам - вода, по воде и плаваю. (Лёд)
- Река, к которой всё время стремился доктор Айболит? (Лимпопо)
- В каком состоянии воды в природе больше всего? (В жидком)
- Почему пресная вода в природе не иссякает? (Круговорот воды)
- В каком море не утонет даже не умеющий плавать человек? (В Мёртвом море-озере)
- Назовите самые длинные в мире коралловые острова. (Большой Барьерный риф у берегов Австралии)
- Какой из океанов не омывает Россию? (Индийский)
- Какое море на западе нашей страны в древности называлось "Янтарным" за обилие в нём янтаря? (Балтийское)
- Название какой реки, прославленной Цезарем, вошло в выражение, означающие принятие бесповоротного решения? (Рубикон)
- На льду какого озера в апреле 1242 года состоялось Ледовое побоище? (Чудского)
- Устье какой великой реки находится точно на экваторе? (Амазонки)
- Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)
- Назовите самое высокогорное озеро мира, расположенное в Андах. (Титикака)
- Назовите единственное на земном шаре озеро, у которого одна половина содержит пресную воду, а другая - солёную. (Балхаш)
Ведущий: А теперь, пока жюри подводит итоги, мы послушаем весёлые стихи на внимание:
|
|
Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает.
(Не впадает, а вытекает)
Знает каждый капитан:
Волга - это океан.
(Не океан, а река)
Шесть океанов на планете.
Согласны все же с этим дети?
(Шесть материков, а не океанов, океанов - четыре)
Слышу подсказку я с места дружка,
Что Эверест - большая река.
(Не река, а гора)
Знать ребята вам пора,
Что Байкал у нас - гора.
(Не гора, а озеро)
На пруду есть развлеченье:
На спине плыть по течению.
(Не на пруду, а на реке, течение только там)
|
|
Подведение итогов, награждение.
Список использованной литературы:
- Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках. - М.: ТЦ "Сфера", 2004. - 240 с.
- Иванова Т.В. Тематическое и поурочное планирование по географии, 6 класс. - М.: "Экзамен", 2006. - 222 с.
- Касаткина Н.А. География: занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. - Волгоград: "Учитель", 2004. - 156 с.
- Кондратюк Н.Н. Дидактические материалы по географии. - М.: ТЦ "Сфера", 2003. - 96 с.
- Тарасов А.К. География. Весёлый урок. - Смоленск.: "Русич", 1999. - 256 с.