Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе

Задача

СПК «Торфодобыча» обратился в Брестский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды с заявлением о выдаче лицензии на добычу торфа. К заявлению прилагались следующие документы: копия устава юридического лица, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, копия извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика, документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления.

Какое решение должен принять орган государственного управления по данному заявлению?

Ответ: Брестский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды в выдаче лицензии должен отказать.

Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (ред. от 30.12.2011) "О лицензировании отдельных видов деятельности" установил перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии). Так, в частности Глава 22 данного указа содержит положения, касающиеся деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду. П. 212. закрепляет, что лицензирование в данной области осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Лицензируемая деятельность включает следующие работы и услуги:

1. обращение с озоноразрушающими веществами;

2. использование отходов 1 – 3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов (пункт 214).

Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 не содержит никаких данных, относящихся к добыче полезных ископаемых, в том числе и торфа, а значит, этот вид деятельности лицензированию не подлежит.

Далее, п.1.8. ч. 1. статьи 23 Кодекса о недрах торф относится к общераспространенным полезным ископаемым. В ч. 29. статьи 1 Кодекса о недрах дано определение данного понятия:

Общераспространенные полезные ископаемые - полезные ископаемые, запасы которых свидетельствуют об их относительной достаточности для удовлетворения потребностей экономики на перспективу или которые в случае истощения их запасов могут быть заменены другими полезными ископаемыми.

Поэтому СПК «Торфодобыча» имеет право в установленном порядке в границах предоставленного ему земельного участка для целей, не связанных с извлечением доходов, без предоставления горного отвода, утверждения лимитов добычи торфа, установления иных нормативов в области использования и охраны недр осуществлять добычу торфа на глубину до двух метров (п. 1.1. ч. 1. ст. 17. Особенности пользования недрами собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков). Часть 2 этой же статьи устанавливает положение о том, что осуществление добычи имеющегося на земельном участке торфа на глубину более двух метров возможно лишь на основании акта, удостоверяющего горный отвод. При этом для СПК «Торфодобыча» будут установлены лимиты добычи торфа, которые должны будут утверждаться Брестским областным Советом депутатов по согласованию с Брестским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды (статья 68 Кодекса о недрах).

В Указе Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528 «О комплексных природоохранных разрешениях» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность (планирующие осуществлять деятельность), связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, согласно приложению, вправе с 1 января 2012 г. получать комплексные природоохранные разрешения, а с 1 января 2016 г. осуществляют указанную деятельность только при наличии комплексных природоохранных разрешений (п. 1.1.). Приложение содержит перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду. Пунктом четвертым указаны объекты по добыче полезных ископаемых, куда отнесена добыча торфа производственной мощностью 250 тыс. тонн в год и более (40 процентов условной влажности) и его агломерации. В п. 1.3. закреплено положение о том, что комплексные природоохранные разрешения выдаются бесплатно на срок от 5 до 10 лет территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Из этого можно сделать вывод о том, что на добычу торфа не требуется выдача лицензии. Однако в случае, если будет производиться добыча торфа, оказывающая комплексное воздействие на окружающую среду (т.е. производственной мощностью 250 тыс. тонн в год и более), то потребуется комплексное природоохранное разрешение, которое должно будет быть выдано Брестским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды.


Список использованных источников:

Литература

1. Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро. – Минск: БГУ, 2008.

Нормативные правовые акты

1. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, 9 мая 1992 г.: одобр. Указом Президента Респ. Беларусь, 10 апр. 2000 г., № 177 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

2. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, 11 дек. 1997 г.: утв. Указом Президента Республики Беларусь, 12 авг. 2005 г., № 370 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

3. Об утверждении положений о государственном гидрометеорологическом фонде и о государственном климатическом кадастре: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 окт. 2006 г., № 1301 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

4. Об утверждении Положения о порядке ведения государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 апр. 2006 г., № 485 (с изм. и доп. от 2 авг. 2006 г., № 990) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

5. Об утверждении Положения о Национальной системе инвентаризации парниковых газов: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 мая 2006 г., № 585 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

6. О некоторых вопросах сокращения выбросов парниковых газов: Указ Президента Республики Беларусь, 8 декабря 2010 г., № 625 585 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

7. Об утверждении Положения о порядке представления, рассмотрения и мониторинга проектов совместного осуществления: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 5 сент. 2006 г., № 1144 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

8. О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 466: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 14 апреля 2009., № 59 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

9. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1997 г., № 103-З: с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 137-З; 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

10. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 сентября 2010 г., № 450 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

11. О комплексных природоохранных разрешениях: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 ноября 2011 г., № 528 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2013.

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание:

Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета.

Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий “нравится - не нравится”, “приятный - не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание - не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание - не знание особенностей членов коллектива”.

Инструкция:

Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе.
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
- Внимательно ознакомится с вариантами ответов.
- Выбрать один из них наиболее соответствующий вашему мнению.

Предложенные вопросы:

I. Отметьте с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
1. Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди.
2. В нашем коллективе есть всякие люди.
3. Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.

II. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
1. Нет, конечно.
2. Скорее нет, чем да.
3. Не знаю, не задумывался об этом.
4. Скорее да, чем нет.
5. Да, конечно.

III. Как вам кажется могли бы вы дать достаточно полную характеристику
А. Деловых качеств большинства членов коллектива?
1. Да.
2. Пожалуй, да.
3. Не знаю, не задумывался над этим.
4. Пожалуй, нет.
5. Нет.

Б. Личных качеств большинства членов коллектива.
1. Да.
2. Пожалуй, да.
3. Не знаю, не задумывался над этим.
4. Пожалуй, нет.
5. Нет.

IV. Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 - коллектив, который вам очень не нравится. В какую цифру вы поместите ваш коллектив.
1 2 3 4 5 6 7 8 9

V. Если бы у вас появилась возможность провести каникулы с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
1. Это меня бы вполне устроило.
2. Не знаю не задумывался над этим.
3. Это меня бы совершенно не устроило.

VI. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам.
1. Нет, не мог бы.
2. Не могу сказать, не задумывался над этим.
3. Да, мог бы.

VII. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе?
Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 соответствует нездоровой, недружеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения. К какой из цифр вы отнесли бы свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9

VIII. Как вы думаете, если бы вы заболели или долго не появлялись по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
1. Да, конечно.
2. Скорее да, чем нет.
3. Затрудняюсь ответить.
4. Скорее нет, чем да.
5. Нет, конечно.

Обработка результатов:

Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Каждый из них тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту; II, V и VIII - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса - причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

- положительная оценка (к этой категории относятся сочетания в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак)

- отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком)

- неопределенная, противоречивая оценка (когда на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, -, 0.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента

Где - количество положительных ответов, содержащихся в столбце, - количество отрицательных ответов, n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от - 1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первые интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, а третий - положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношений выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

Полностью положительное - психологический климат трактуется как весьма благоприятный;

Положительное - в целом благоприятный;

Полностью отрицательное - совершенно неудовлетворительный;

Отрицательное - в целом неудовлетворительный;

Противоречивое, неопределенное - тенденции противоречивы и неопределенны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: