Тема урока: Горные породы

Учитель: Бабенко О.А.

Методист: Маслова Л.Г.

Бондаренко Анна Сергеевна

Выполнила

Студентка группы 5 «Б»

Проверили:

Цели урока: сформировать представление учащихся о разнообразии горных пород; рассмотреть условия образования вулканических и осадочных пород;

ввести понятие «окаменелости»;

развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;

воспитывать познавательный интерес к изучению горных пород; способствовать развитию учебного сотрудничества.

Ход урока.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Оргмомент. Встаньте ровно. Покажите, что вы готовы к уроку. Тихо сядьте на свои места. 2. Проверка домашнего задания. - Проверку домашнего задания мы проведем в 2 этапа: сначала коллективно повторим материал, изученный на предыдущих уроках, а затем проведем небольшую проверочную работу в виде теста по теме: «Россия на географической карте». 1 ) Работа с картой А) Покажите границы России и назовите государства, с которыми граничит наша страна. (18)   Б) Какие моря омывают берега РФ? (13)   В) При каком царе в России появилась первая карта? 2. Проверить выполнение №9 на с.33 Какие крупные города России вы записали в кроссворд? Какое ключевое слово у вас получилось? 3. Выполнение теста. 4. Сообщение темы урока. Вопрос уч-ся: когда вы путешествуете, что находится у вас под ногами? (слайды 3-4)   Сверху лежит слой почвы, на котором растут растения. А под тонким слоем почвы располагаются горные породы. Сегодня на уроке мы узнаем, какие бывают горные породы и как они образуются. 5. Работа по теме урока. Где можно увидеть горные породы? Да, на обрывистом берегу реки, на стенках глубокой ямы или оврага можно увидеть слои песка, глины, камней. Толщина слоев различна: от нескольких см до десятков метров. (слайды 5-6) Горные породы бывают плотные и рыхлые. Гранит, известняк, уголь – плотные, а песок, глина, мел – рыхлые породы. (слайды 7-8) Из горных пород состоят горы, равнины, дно водоемов. (слайд 9) Показ образцов горных пород. ВОПРОС: почему горные породы все РАЗЛИЧНЫ?   А из-за чего могут образовываться горные породы? -после извержения вулкана -после разрушения этих извержений ветром, водой, солнцем -из остатков животных и растений, населявших нашу землю ранее. -под действием высокой температуры и давления (слайд 10) Давайте проверим наши предположения по учебнику, стр.78. (чтение текста) 1) Так как же образовалась 1 группа горных пород?   Какие это породы? 2) Как образовалась 2 группа?   Какие породы? 3) Каким образом образовалась 3 группа?     Какие породы относятся сюда?     Рассматривание иллюстраций в учебнике. Рассматривание и обсуждение в группах по 4 человека образцов горных пород. (На столах стоят коробочки с образцами горных пород). ФИЗМИНУТКА. Чтение текста с.79 друг другу в парах. Вопрос: Какое новое понятие вам встретилось? Объясните, что такое окаменелости.   Что по ним можно узнать?   - Обычно погибшие животные или отмершие части растений сгнивают. Но иногда они попадают в песок, ил, смолу, лёд, которые предохраняют их от разложения. Миллионы лет тело погибшего организма минерализуется, превращается в камень. Чаще всего от тел остаются твердые части: панцирь, скелет. Иногда можно обнаружить на камнях только отпечатки или слепки растений или животных – сам организм полностью разложился. Рассмотрите иллюстрации на странице 79. (слайды 11-12) Послушаем сообщение ______________, о чём рассказал каменный уголь. Сообщение ________________ о том, какими были первые растения на Земле. Сообщение _________________ о том, какими на Земле были первые лошади и слоны. (Приложение) Ребята, по окаменелостям был восстановлен облик древней стрекозы, размах крыльев которой был более 1 метра. А вот некоторые окаменелости почти совпадают с современными животными. Например, тараканы, живущие в Северной Америке, или крокодилы из Африки. 6. Чтение дополнительного текста на стр.80 (самостоятельно) Что же нового вы узнали из этого сообщения? (слайды 13-14) Зарядка для глаз По буквам, по строчкам, По цифрам и точкам (Движения глаз слева направо) Бежали, бежали, бежали (Ритмичное смыкание глаз)- Устали! (Остановка движения глаз) Сидел со мной рядом сосед. Закрыл я глаза – и соседа уж нет! (Смыкание глаз) Теперь головою крути не крути, А в классе у нас никого не найти! (Повороты головы с закрытыми глазами) Хотим, чтоб скорее учитель сказал: «Давайте, ребята, откроем глаза!» (Открыть глаза) 7. Работа в ТПО: стр. 33, № 10 Назовите, из каких материалов сделаны изображенные на рисунке предметы. стр. 34, №11. Самостоятельно. 8. Проверка выполнения задания. Что изображено на 1-м рисунке? На 2-ом?   На 3-ем?   9. Ребята, а как вы думаете, есть ли горные породы в Волгограде? Постарайтесь к следующему уроку узнать, какие горные породы есть в нашем Волгограде, и мы поговорим об этом на следующем уроке. 10. Подведение итогов урока. Что нового вы узнали на уроке? Зачем мы изучали эту тему? Как же образуются горные породы? Какие породы вы запомнили? О чем могут рассказать окаменелости? Рефлексия: Оцените свою работу на уроке, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Если хорошо усвоили – зеленый, а если в чем-то пока сомневаетесь – красный. Кто просигналил красным, не расстраивайтесь, потому что изучение этой темы мы продолжим на следующем уроке. Домашнее задание:с. 78-80, узнать о местных горных породах.     Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Сев. Корея, Япония и США.   Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское.   Петре I.     Земля, вода, горы, равнины, водоемы, песок, глина, камни и т.д.   это зависит от условий их образования.   Образовались при остывании раскаленной магмы после извержения вулканов. Базальт и гранит. Образовались под действием высокой температуры и давления. Мрамор и графит. Образовались или в результате разрушения вулканических пород ветром и водой, или из остатков растений и животных, населявших Землю в давние времена, или из осевшего на дно водоемов ила. Известняк, мел, песчаник, глина, торф, уголь.   Окаменелости Сохранившиеся (окаменевшие) останки живых организмов (растений, животных, простейших). Какие растения и животные населяли нашу Землю в далёком прошлом.   №3 – окаменелости №2 – осадочные породы №1 –слои горных пород

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: