Период становления геологии как науки (первая половина XIX в.).
Героический период (1-ая половина 19 в.) – гипотеза кратеров поднятий; палеонтология; биостратиграфические методы; геологическое картирование; химический этап изучения вещества, минералогия (биология, химия, физика).
Переход к научному этапу истории геологии (героический период) ознаменовался появлением биостратиграфического метода (Смит, нач. 19 в.). Геологи получили возможность начать воссоздание летописи геологической истории. К 40-м гг. 19 в. были выделены почти все системы Fz, а несколько позже и большинство ярусов. В начале 19 в. была предложена первая концепция образования горных сооружений — тектоническая гипотеза «кратеров поднятия». Насмену описательной ориктогнозии (науке об ископаемых) пришли более тонкие, химические методы, позволившие разработать качественно новую классификацию минералов. В начале 19 в. стали создаваться первые национальные геологические общества, что дало резкий толчок развитию геологии.
|
|
Уже в конце 18 в. Севергин наметил тенденцию к дифференциации зарождавшейся науки. Он выделил описательную минералогию, минералогическую химию, топографическую минералогию, экономическую минералогию, геогнозию (науку о горах), историческую минералогию и геогению (учение о происхождении Земли). В первой половине 19 в. в качестве самостоятельных дисциплин выделились палеонтология, стратиграфия, геологическое картирование, структурная геология.
Метод -способ изучения явлений, включающий различные теоретические, технические средства познания, ведущие к получению новой информации. Специальные методы характерны для отдельной научной дисциплины, представляют собой набор определенных приёмов исследования для раскрытия специфич.характеристик геологич.объектов или явлений. Методические приёмы объединяются в группы, что позволяет создавать более представительные модели и сопоставлять результаты исследований. Общенаучные методы универсальны для всех разделов геологии, включают:
-Индуктивный метод основан на анализе наблюдаемых фактов, их обобщении и последующем создании законов и теорий. Результат – строиться модель объекта или явления. Индуктивные модели носят вероятностный характер.
-Дедуктивные методы предпочтительнее, часто дополняют индукт. Наблюдения используются как стартовая площадка для создания априорной модели. На основе гипотетической модели создаётся процедура её проверки, включающая проведение эксперимента и создание новых гипотетич.моделей.
-Методы анализа и синтеза используются параллельно. Анализ предполагает детальное расчленение предмета исследования, изучение отдельных его характеристик, установление взаимодействия между компонентами анализа, их классификацию. Синтез объединяет различные элементы анализа и предполагает создание целостной модели геологического объекта.(тектонич.карта)
|
|
-Метод аналогий позволяет изучать прошлое Земли, протекавшие на ней процессы опираясь на знание современных процессов, или сопоставлять строение отдельных структур, находить в них тождество и проводить аналогии от известного к неизвестному. Используется при палеотектонич.реконструкциях, в литологии и др.
-Метод системного анализа. В основу положена системная модель, сформированная самим исследователем. (Напр.,геол.карты) Необходимо целенаправленно проводить анализ исследуемых характеристик. Системная модель структурирована и состоит из совокупности элементов разного ранга (зерно, горная порода, слой, блок – взаимосвязанных между собой). Изучаемая система должна быть целостна – с обратными связями между элементами, проявляется в возникновении эмержентных (внезапно возикающих) свойств. (При изменении масштаба изображения меняется его разрешающая способность.)
-Аксиоматический метод основан на построении теоретической модели исходя из постулатов, из которых все остальные утверждения должны выводиться логическим путём посредством доказательств.
3.Метод, методика и методология научного исследования.
Метод -способ изучения явлений, включающий различные теоретические, технические средства познания, ведущие к получению новой информации. Выделяют общие и частные (специальные) методы.
Методика -совокупность методов, направленных на проведение какого-либо исследования (методика геол.картирования).
Методология -учение о приёмах и методах любого научного исследования, принципах построения, формах и способах познавательной деятельности.
Методология определяет логическую систему познания действительности, адекватное отражение ее в сознании в виде понятий, суждений, гипотез, теорий. Методология абстрагируется от специальных методов, задач, от изучения особенностей объекта, от индивидуальных качеств исследователя. Она устанавливает и формирует общие черты научной деятельности, определяющие оптимальные способы достижения цели. Методологическая культура ученого оказывается необходимой предпосылкой его работы и должна стать составной частью интеллектуальной культуры специалиста.