Заключение. 1. Какие признаки в строении руд указывают на их осадочное происхождение

Контрольные вопросы

1. Какие признаки в строении руд указывают на их осадочное происхождение.

2. В чем выражается фациальная изменчивость руд марганца, железа.

3. По каким признакам можно отличить фосфориты платформенного типа от геосинклинальных.

4. Что такое каменная соль. Каков ее минеральный состав.

5. Назовите современные солеродные бассейны в СССР.

6. В какой геолого-тектонической обстановке происходило накопление ископаемых солей.

7. Сравните образцы «табачных» и «коричневых» руд Керченского железорудного месторождения. Объясните названия руд. Как они образовались.

8. Как провести диагностику фосфоритов с использованием химических реагентов.

9. Чем отличаются платформенные месторождения фосфоритов от геосинк­линальных.

В процессе ознакомления с графическими пособиями и коллекциями по отдельным генетическим типам месторождений полезных ископаемых студенты должны научиться отличать полезные ископаемые по характерным признакам (вмещающие породы, минеральный состав руд, их текстуры и структуры, форма залежей, положение рудных тел в дизъюнктивных и пликативных структурах и в литолого-стратиграфическом разрезе, время и физико-химические условия образования вмещающих пород и руд и т. п).

Каждая формация и иллюстрирующие её месторождения, приведенные в учебном пособии, являются эталонным генетическим типом и по описанию их признаков можно ориентироваться в полевой поисковой практике для определения условий образования новых рудопроявлений и месторождений. Вполне возможно также открытие новых генетических типов месторождений полезных ископаемых, особенно в областях, пограничных между известными процессами рудообразования.

С учетом десятков и даже сотен генетических признаков в настоящее время с помощью компьютерной техники строятся генетические модели месторождений полезных ископаемых. Это, безусловно, прогрессивное направление. Однако при полевых работах будущий инженер должен исходить из объема полученных им в институте знаний, пополняемых в процессе чтения новой геологической литературы, и строить генетические модели по наиболее характерным признакам тех или иных процессов рудообразования.

Полученные и приобретаемые знания по отдельным генетическим типам месторождений в дальнейшем нужно применять с учетом того, что природные процессы часто сопряжены с несколькими этапами в формировании рудных, неметаллических и горючих полезных ископаемых. Месторождения, образованные несколькими последовательными процессами, получили название полигенных. Если этапы образования место­рождения разделены значительными промежутками времени, то такие месторождения называют полихронными.

Примером полигенного и полихронного генетического типа месторождений являются железистые кварциты, образованные в несколько этапов, разделенных большими промежутками времени. На первом этапе образуются осадочные или вулканогенно-осадочные железные руды, позднее они изменяются процессами метаморфизма и метасоматоза и на заключительном этапе в процессе выветривания по ним образуются богатые железные руды.

К полигенным и полихронным месторождениям относятся также многие пегматитовые, карбонатитовые и колчеданные месторождения, гидротермальные месторождения и их зоны окисления.

Каждое месторождение полезного ископаемого в составе руд содержит, как правило, несколько элементов и минералов, заключенных в рудовмещающих породах, зачастую также разного состава. Поэтому необходимо всесторонне изучить в составе руд наличие всех элементов, как полезных, так и вредных, присутствие всех минералов, знать их количественные взаимоотношения. Приемы такого изучения руд излагаются в курсах минералогии и лабораторных методов исследования вещественного состава полезных ископаемых.

Нужно иметь также полное представление о составе рудовмещающих пород, не только с генетических позиций, но и возможностей их попутного комплексного использования. Для этого необходимы глубокие знания петрографии, литологии и петрологии.

Требования промышленности к качеству сырья и их запасам в недрах, горнотехническим условиям эксплуатации и комплексному использованию руд и вмещающих пород излагаются в последующих курсах промышленных типов рудных месторождений, неметаллических и горючих полезных ископаемых. Генетические модели формаций необходимы также для изучения структур рудных полей и месторождений, металлогенического и минерагенического анализов провинций и районов, овладения методами поисков, разведки и оценки месторождений полезных ископаемых.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: