Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Как было указано выше, все нормативные акты после их официального опубликования вступают в силу, т. е. начинают действовать, на всей территории Российской

Как было указано выше, все нормативные акты после их официального опубликования вступают в силу, т. е. начинают действовать, на всей территории Российской Федерации. Однако в рамках теории государства и права различают действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

В свою очередь в рамках действия во времени выделяют несколько следующих видов вступления нормативных актов в законную юридическую силу:

1. Нормативный акт вступает в юридическую силу по истечении определенного срока со дня его официального опубликования. Так, например, федеральные законы (в том числе конституционные) и нормативные акты федеральных органов исполнительной государственной власти вступают в действие по истечении 10 дней со дня их официального опубликования; нормативные акты Президента Российской Федерации — по истечении 7 дней.

2. Нормативный акт вступает в действие с момента принятия или опубликования. Так, например, нормативные акты глав муниципальных образований вступают в действие немедленно.

3. Момент вступления нормативного акта в законную юридическую силу указывается в самом акте или в специально принятом по этому поводу нормативном акте.

4. Нормативные акты, которые рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в силу с момента их получения соответствующими государственными органами.

В рамках действия нормативных актов во времени выделяют несколько следующих вариантов прекращения их действия:

1. Нормативный акт прекращает свое действие по истечении срока, на который он был принят. Данное правило характерно для временных либо чрезвычайных нормативных актов.

2. Нормативный акт прекращает свое действие в силу отмены его уполномоченным государственным органом.

3. Нормативный акт прекращает свое действие в силу его фактической замены иным нормативным актом.

Официальное вступление нормативного акта в действие осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов. Таким образом, в рамках действия в пространстве действуют два основополагающих принципа:

1. Территориальный принцип предполагает действие нормативного акта в пределах государственных или административных границ деятельности правотворческого органа. Акты общефедеральных органов государственной власти действуют в пределах территориальных границ федеративного государства в целом.

Акты же органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ, т. е. в пределах границ соответствующего субъекта Российской Федерации — республики, края, области и др.

Акты же органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из данных органов, т. е. в пределах соответствующего муниципального образования.

2. Экстерриториальный принцип предполагает распространение правовых актов, изданных каким-либо конкретным субъектом правотворчества, за пределы территории юрисдикции данного государственного органа.

Вступление нормативного акта в официальное действие по кругу лиц предполагает распространение нормативных актов на всех лиц, которые находятся в пределах территории, юрисдикции конкретного государственного правотворческого органа, издавшего нормативный акт. Под категорией «лица» подразумеваются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Однако из указанного правила имеются следующие исключения:

1. Уголовное законодательство Российской Федерации распространяется не только на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации, но и на граждан Российской Федерации, находящихся за границей.

2. Некоторые нормативные акты являются значимыми для всех субъектов, находящихся на территории юрисдикции государственного правотворческого органа. Например, такие нормативные акты, как Конституция Российской Федерации, УК РФ, ТК РФ и т. д. Другие нормативные акты имеют значимость только лишь для ограниченного круга лиц.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства не обладают некоторыми правами и не наделяются некоторыми обязанностями.

4. Представители иностранных государств наделяются правом дипломатического иммунитета, т. е. правом экстерриториальности.

5. Лица с двойным гражданством являются адресатами законодательства двух и более соответствующих государств; беженцы также становятся субъектами правоотношений нескольких государств.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: