Корпоративные нормы - это правила поведения, в соответствии с которыми функционируют и развиваются различные общественные негосударственные формирования (организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы).
Право на создание различных партий и движений закреплено в Конституции РФ. Однако Конституция предусматривает определенные ограничения, направленные против организаций откровенно экстремистского толка.Так, например, в ч. 5 ст. 13 [говорится: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели которых или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Такие общественные структуры были и продолжают, к сожалению, иметь место. К таковым можно отнести движение Русского Национального Единства. Вч. 2 ст. 2 Программы этого движения говорится: «На территории России не должно допускаться существование... каких бы то ни было автономных территориальных образований...» В п. 6 Программы народной национальной партии провозглашается: «Лица нерусской национальности или неправославного вероисповедания не могут быть гражданами России, они могут жить как гости...». Конечно же, подобные организации в соответствии с названным нами ранее п. 5 ст. 13 Конституции РФ, а также нормами Закона об общественных объединениях не зарегистрированы и составляют лишь сотые доли процента от всех многочисленных движений и партий. Но они есть и нередко провоцируют в своих политических интересах расистские вылазки с использованием в качестве повода национальный или религиозный факторы. Вызывают определенное беспокойство многие национальные объединения, чьими целями и задачами провозглашается создание самостоятельных национально-религиозных государств. Здесь, во-первых, подменяются конституционные задачи государства, во-вторых, есть опасность националистического уклона в их деятельности. Данные нормы регламентируют в основном внутренние вопросы общественных формирований (цели, задачи, функции, права и обязанности членов, условия вступления и выхода и т. д.).
Право и корпоративные нормы, будучи в единой системе, ибо их объединяет общность объекта регулирования - общественные отношения, значительно отличаются между собой, и эти отличия демонстрируют силу влияния права на нормы корпоративного характера. Аргументация заметного влияния права на нормы корпоративные имеет определенное сходство с рассмотрением этого фактора по отношению к религиозным нормам. Корпоративные нормы, как известно, это те нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами общественных объединений (политических партий, общественных фондов, профессиональных союзов и организаций, обществ международных организаций и т. д.). Очевидно, что они носят общеобязательный характер только для этих организаций и объединений. Например, нормы Устава садоводческого общества обязательны для всех его членов, но никак не могут влиять на деятельность члена Союза юристов РФ. Однако же право воздействует на эти нормы, во-первых, законодательной волей, которая является непреодолимой для корпоративных норм; во-вторых, право всегда может запретить общества, которые или носят явно выраженный криминальный характер, или прикрывают экстремистские политические интересы; в-третьих, влияние права на корпоративные нормы предопределено тем, что именно правовые нормы устанавливают принципы, характер и пределы деятельности общественных формирований. В частности, Конституция и законы устанавливают, что осуществление организацией или объединением деятельности, противоречащей интересам общества и собственным корпоративным актам, является достаточным основанием для приостановления или прекращения их деятельности. Например, садоводческое общество, в нарушение Устава, организовало производственную деятельность, под прикрытием общественного туристического объединения его члены развернули деятельность по изготовлению и продаже наркотиков и т. п.
О воздействии права на технические, политические, этические, эстетические, деловые обыкновения и другие нормы в достаточной степени говорилось и ранее, а поэтому следует обратить внимание лишь на следующее. Влияние права на эти нормы прежде всего проявляется в силе его социальной значимости, в поддержке государством и наличии возможности у правовых норм определять пределы социальных норм, а также в том, что технические нормы как бы являются разновидностью правовых норм, однако при этом они не теряют способности демонстрировать собственные характерные особенности.
Обычаи - это исторически сложившиеся устойчивые правила поведения в результате многократного повторения на протяжении длительного исторического периода в жизни нескольких поколений людей. Они представляют собой стереотипы поведения, помогающие разрешить многие жизненные ситуации, повторяющиеся в соответствии с определенными закономерностями. К таковым относятся, например, наследование имущества по обычаю, забота детей о родителях, обычай кровной мести, уважительное отношение к старшему, разрешение брачно-семейных споров.
Обычаи подразделяются на две большие группы - правовые и неправовые. Правовые обычаи получают отражение в праве (прямо закрепляются в праве, подразумеваются, логически вытекают из отдельных правовых норм).
Неправовые (общегражданские) обычаи имеют широкое распространение. В зависимости от правовой и социальной оценки их подразделяют на прогрессивные (уважение и почитание старших, забота детей о родителях, оказание помощи нуждающемуся и др.), безразличные (нейтральные), к которым относятся не причиняющие вред обществу (ношение холодного оружия как атрибута национального костюма, выкуп за проезд невесты и т. д.), и противоправные (пьянство, калым, кровная месть и др.).
Традиции как регулятор устойчивых отношений носят поверхностный характер, так как не затрагивают глубинные общественные отношения, ограничиваются охватом внешней стороны поведения людей. Обычаи и традиции взаимосвязаны, поэтому они нередко рассматриваются вместе.
Влияние права на обычаи представляется, во-первых, в том, что обычаи, признаваемые государством прогрессивными, им стимулируются и большей частью находят нормативное закрепление; во-вторых, те из них, которые носят общественно опасный характер и в конфликте нарушают закон, квалифицируются им как правонарушения.
Наибольшее влияние обычая на право обеспечивает то, что он признается источником права. Примером тому служат нормы международного права, учитывающие обычаи, сложившиеся в международной практике урегулирования пограничных споров между государствами. В международном частном праве при определенных условиях обычай также признается источником права.
Материализация влияния права на традиции имеет определенное сходство с проявлением его влияния на обычаи. Одни традиции им поощряются, а другие просто отменяются или оставляются без внимания. Примером первого могут служить поддержание государством казачьих и отдельных национальных традиций (смотр казачьего войска, посвящение в казаки, ежегодные ярмарки национальных ремесел и т.д.).