Для музеев часто используют исторические объекты с подходящими помещениями, а также холодные так называемые «современные» музеи.
Помещения, предназначенные для экспонирования произведения искусства и научных экспонатов, должны соответствовать следующим требованиям:
1) предохранять экспонаты от разрушения и кражи, защищать от воздействия огня, сырости, чрезмерной сухости, солнечных лучей, пыли;
2) обеспечивать наилучшие условия их обозрения.
В этих целях целесообразно разделить музейные экспонаты на две категории:
а) экспонаты, предназначенные для изучения (офорты, рисунки и т.п.); их хранят в папках в вентилируемых шкафах глубиной около 80 см, высотой 1,6м;
б) экспонаты, предназначенные для широкого обозрения (станковая живопись, стенная живопись и т.п.).
Экспозиция должна обеспечивать удобное обозрение всех экспонатов и не утомлять посетителей. Это требует ограничения числа экспонатов, достаточно свободного их размещения и разнообразия. Залы, расположенные в последовательности, соответствующей тематике экспонатов, должны иметь форму, отвечающую их характеру. Каждая группа картин должна быть размешена по возможности в одном зале, причём для каждой картины отводится отдельная стена. Такая система требует наличия залов небольших размеров, в которых отношение площади стен к площади пола больше, чем в крупных залах, где экспонируются картины больших размеров. Величина зала находится в прямой зависимости от размера картин. Нормальный угол зрения человека 54°; расположение верха картины под углом 27° к горизонтальной линии проведенной через глаза зрителя, обеспечивает при хорошем освещении картины удобное ее обозрения на расстоянии до 10 м. Верх картины при этом на 4,9 м выше, а низ примерно на 0,7 м ниже уровня глаз (рис. 4). Только очень большие картины можно опустить ещё ниже. При развешивании небольших картин линию горизонта картины лучше всего располагать на уровне глаз (рис. 7, 8).
Площадь стены на 1 картину 3—5 м2. Площадь зала на 1 картину 6 —10м2. Площадь витрины на 400 монет нумизматической коллекции 1 м2.
Расчёт освещения музейных залов принял излишне теоретический характер; основным является качество освещения. Весьма поучителен в этом отношении опыт американских специалистов. В последнее время всё более широко применяют искусственное освещение вместо естественного, особенно при северной ориентации окон.
В общей планировке музеев следует избегать непрерывной круговой последовательности залов; лучше всего располагать их расходящимися лучами от входа. В стороне от них размещают помещения упаковки, экспедиции, администрации, фотолаборатории, реставрационных мастерских, аудиторий (см. раздел «Высшие учебные заведения»).
Пустующие замки, монастыри и т.п. обычно вполне пригодны для устройства музеев.
1. Функциональная схема планировки музея. 2. Коридор с односторонним освещением; пониженная часть освещена мягким отражённым светом. | 3. При установке светильников угол падения световых лучей должен соответствовать условиям естественного освещения. 4. Характерный разрез музея естествознания. 5. Хорошо освещенный выставочный зал (по опыту Бостонского музея). 6. Наиболее удачное освещение зала равномерным светом с двух сторон (по Сигеру). |
7. Поле зрения— высота подвески экспоната и расстояние от экспоната до зрителя. 8. Размер экспоната и расстояние от экспоната до глаз зрителя. 10. Складское помещение фонда картин с выдвижными стендами из проволочной сетки в рамках, на которых картины развешиваются по желанию на любой высоте. | 9. Выставочное помещение с раскладными стендами (архитектор Шнейдер), позволяющими проводить в помещении разнообразные выставки. 11. Выставочный зал с боковым освещением. Наилучшая экспозиция при угле 30—60° и высоте помещения 6,7 м; высота подоконника для экспозиции живописи 2,13 м, — для скульптуры—3,04-3,65 м (по данным Бостонского музея). 12. Выставочный зал с удобным размещением экспедиционных площадей. Стенды между колоннами можно передвигать в нужное положение. При устройстве дополнительной наружной стены со сплошным остеклением можно также менять положение световых проёмов во внутренней ограждающей стене. |
13. План основного этажа музеи в г. Кельне. Архитекторы Р. Шварц и Й. Бернард. 1—комнаты отдыха; 2—высокие помещения с верхним светом высотой в несколько этажей; 3—помещения с боковым освещением; 4—кабинеты с боковым освещением. 14. План 1-го этажа и входа в музей (к рис 13). | 15. План и разрез картинной галереи в Дармштадте. Архитектор Т. Пабст. 16. Дом Эрнста Берлаха. Гамбург. Кляйнфлоттбек. Архитектор В. Калморген. |
17. Разрез музея современного искусства в Рио-де-Жанейро. Архитектор Реди. 19. Разрез национального музея западного искусства в Токио. Архитектор Ле Корбюзье. | 18. Разрез музея Чивико в Турине. Архитекторы Баси и Бочетти. |
Освещение. Естественный дневной свет является наилучшим источником света (минимальные текущие затраты).
Верхний свет имеет следующие преимущества: не сказывается ориентация здания по сторонам света, наличие деревьев и примыкающих к зданию построек, возможность лёгкой регулировки (жалюзийное покрытие), малое отражение, сосредоточение света на выставочных экспонатах.
Недостатки: сильный нагрев, опасность повреждений от воды и конденсата, только рассеянный свет.
Освещение через окна зависит от участка местности, позволяет регулировать температуру и проветривать помещение, хорошая освещенность групповых и отдельных экспонатов, витрины освещаются с задней стороны.
Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"