Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Выполняем задания формата ЕГЭ

1. Государственное регулирование в условиях рынка предполагает

1) централизованное установление цен на товары

2) принятие антимонопольных законов

3) установление максимума зарплаты для рабочих и служащих

4) установление плановых показателей для каждого предприятия

2. Что из перечисленного относится к бюджетному регулированию экономики?

1) снижение учетной ставки Центральным банком

2) установление нормы обязательных резервов для банков

3) снижение подоходного налога

4) поддержание стабильности национальной валюты

3. Предприятия покупают дорогостоящие товары. Люди стремятся «тратить деньги сейчас» Такие действия обусловлены

1) ростом инфляции

2) подъемом экономики

3) товарным дефицитом

4) товарным перепроизводством


4. К фазам экономического цикла относится

1) рецессия

2) инфляция

3) регресс

4) эволюция

5. Верны ли следующие суждения о функциях Банка России?

А. Основной целью деятельности Банка России (Центробанка) является получение при­были.

Б. Важнейшая задача Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Найдите в приведенном ниже списке характеристики, присущие любому налогу. Запиши­те цифры, под которыми они указаны,

1) обязательность уплаты

2) безвозмездность

3) пропорциональность доходу

4) возвратный характер

5) законодательное установление

7. Найдите в приведенном ниже списке проявления экономического кризиса. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сокращение валового внутреннего продукта

2) уменьшение доли государственных предприятий

3) преобразование кооперативов в акционерные предприятия

4) увеличение дефицита государственного бюджета

5) рост безработицы

8. Установите соответствие между видами статей в государственном бюджете и их конкрет­ным выражением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

КОНКРЕТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА ВИДЫ СТАТЕЙ БЮДЖЕТА
A) акцизные сборы Б) обслуживание государственного долга B) личный подоходный налог Г) выплата жалованья госслужащим Д) проценты по государственным облигациям 1) расходные статьи 2) доходные статьи

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

А Б В Г Д
         

9. Установите соответствие между типами экономического роста и факторами роста: к каж­дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ТИПЫ РОСТА
A) увеличение добычи полезных ископаемых Б) использование передовых технологий B) вовлечение в хозяйственный оборот новых земель Г) рост квалификации рабочих Д) строительство новых предприятий   1) экстенсивный 2) интенсивный  

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

А Б В Г Д
         

10. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В 2007 г. валовой внутренний продукт вырос на 5,5%. (2) Это больше показателя 2006 г. (3) Такой рост отчасти вызван благоприятным инвестиционным климатом, сло­жившимся в этот период. (4) В результате появились новые возможности для выполне­ния социальных программ.

Определите, какие положения текста можно отнести к суждениям, отражающим

А) факты

Б) причинно-следственные связи

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       
       

11. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов.

Среди различных фаз_______ (1), характерных для колебательного движения экономики, рецессия представляет собой ситуацию ощутимого замедления темпов экономического _____(2), вплоть до застоя, могущего привести к общему со­кращению производства. Если процесс замедления набирает силу и не прекращается, ре­цессия может вылиться в ________(3) со всеми признаками кризиса. Такой кри­зис произошел, в частности в США в 30-е годы прошлого века. ____________________________ (4) сократился тогда почти на 40 %, а уровень_______(5) возрос почти в 8 раз и дос­тиг четверти от численности трудоспособного населения. Преодоление кризиса потребова­ло от правительства ряда решительных мер, включая законодательное закрепление про­должительности рабочего дня и минимума ___________ (6).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.

Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения

пропусков.

А) рост Б) безработица В) инфляция Г) валовой внутренний продукт Д) заработная плата Е) цикл Ж) депрессия З) занятость

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером бук­ву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

           
           

12. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводит при­нудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. (Укажите два по­следствия.)

13. Прочитайте два текстовых фрагмента и выполните задания к ним.

«Должно ли государство регулировать экономику?

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продук­та и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной сниже­ния темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило не­стабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следст­вием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ со­циального страхования».

(А. Фелдстайн)

«Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опас­ностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же па­губны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии... Главный вызов состоит в уста­новлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает прой­денным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общест­венных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность обще­ственных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения».

(Р.Алъфонсин)

1) Совпадают ли позиции авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономи­ке? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.

2) Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку?

3) Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следст­вий.

4) Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Назовите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведе­ния, укажите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной эконо­мики.


1. При наличии в конце тетради ответа на задание сверьте с ним свой результат. Если вы допустили ошибку, подумайте, чем она могла быть вызвана. Сформулируйте свои выводы.

Какие из предложенных заданий оказались самыми сложными? Попробуйте объяснить, почему.

2. Остановимся на отдельных заданиях. Обратимся к заданию 6 первой рубрики темы (с. 60). Для правильного выполнения этого задания следует вспомнить определение понятия «внутренний валовой продукт». Слова «рыночная стоимость» говорят нам о том, что при его исчислении учитываются только те процессы купли-продажи, которые были официально зарегистрированы. Поэтому все сделки в теневой экономике (вариант ответа 3), работа «на себя» (вариант 8) исключаются при исчислении ВВП. Обратим внимание также на то, что речь идет о стоимости конечных продуктов и услуг (это делается для того, чтобы избежать двойного счета). Следовательно, стоимость зерна, использованного для производства хлеба (вариант 7), также не будет учитываться, в стоимость ВВП войдет стоимость уже произведенных хлебных изделий. В стоимость ВВП не входят также платежи, которые осуществляются не в обмен на товары и ус­луги, поскольку здесь не создается ничего нового. В частности, речь идет о различного рода со­циальных выплатах. С учетом этого исключаем пункт 5. Оставшиеся варианты ответов и есть искомое правильное решение.

Остановимся на задании 3 этой же части (с. 59). Наиболее заметное отличие в расходной части бюджета относится к статьям, связанным с расходами на народное хозяйство. В совет­ские годы эти статьи включали в основном дотации к ценам на товары, производимые предпри­ятиями, а также капиталовложения в строящиеся предприятия и действующие (для обновле­ния производственных мощностей). С переходом к рынку цены перестали устанавливать централизованно, а возникшие многочисленные частные предприятия вкладывали собствен­ные средства в развитие своего производства.

3. Ответы на задания формата ЕГЭ: 3—1; 5 —2; 7 —45.


Прочитайте два текстовых фрагмента и выполните задания к ним.

«Должно ли государство регулировать экономику?

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продук­та и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной сниже­ния темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило не­стабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следст­вием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ со­циального страхования».

(А. Фелдстайн)

«Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опас­ностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же па­губны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии... Главный вызов состоит в уста­новлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает прой­денным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общест­венных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность обще­ственных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения».

(Р.Алъфонсин)

1) Совпадают ли позиции авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономи­ке? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.

2) Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку?

3) Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следст­вий.

4) Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Назовите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведе­ния, укажите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной эконо­мики.

Прочитайте два текстовых фрагмента и выполните задания к ним.

«Должно ли государство регулировать экономику?

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продук­та и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной сниже­ния темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило не­стабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следст­вием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ со­циального страхования».

(А. Фелдстайн)

«Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опас­ностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же па­губны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии... Главный вызов состоит в уста­новлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает прой­денным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общест­венных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность обще­ственных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения».

(Р.Алъфонсин)

1) Совпадают ли позиции авторов по вопросу о роли государства в рыночной экономи­ке? Приведите по одному положению из каждого текста, подтверждающему ваш вывод.

2) Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку?

3) Укажите три отрицательных последствия, к которым, по мнению автора первого текста, ведет государственное регулирование в условиях рынка. Опираясь на знания из курса обществоведения, попытайтесь доказать необоснованность одного из этих следст­вий.

4) Какие, на взгляд автора второго текста, полезные функции выполняет государство в условиях рынка? (Назовите три функции.) Опираясь на знания из курса обществоведе­ния, укажите еще одну необходимую функцию государства в условиях рыночной эконо­мики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: