Запрет на принудительный труд.
Конституция РФ: Принудительный труд запрещен. Принудительный труд – это
Труд под угрозой физического или психологического насилия, возможно связанный с институциональными ограничениями (например, изъятие документов) для работника;
• Труд, когда работник не волен выбирать работу или условия работы;
• Принуждение к определенным работам;
• Труд в заточении;
• Труд не по собственной воле, а вследствие обмана, похищения.
Труд без оплаты, нарушение сроков выплаты зарплаты или выплата ее в неполном размере, а также несоблюдение техники безопасности труда (по Трудовому кодексу);
• Труд с заранее не оговоренным вознаграждением, если вознаграждения либо нет, либо оно не равноценно выполняемой работе, или труд за минимальное вознаграждение (только для поддержания жизни и способности работать);
• Труд с нарушением условий договора;
• Труд без отметки в трудовой книжке.
Государственная политика в области занятости должна решать два основных вопроса:
во-первых, удовлетворение потребности в рабочей силе функционирующего инвестирующего капитала. Энергично и прибыльно функционирующий капитал — лучшее свидетельство эффективного использования рабочей силы;
во-вторых, обеспечение рабочими местами трудоспособного населения как условие нормального существования людей. Забота о благосостоянии населения является традиционной функцией государства.
Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям:
обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания;
соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости;
обеспечение социальной защиты в области занятости;
поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости;
поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов;
поощрение работодателей, создающих новые рабочие места;
обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости;
международное сотрудничество в решении проблем занятости.
16. Социальное партнерство как метод регулирования социально – трудовых отношений. Содержание и принципы социального партнерства в сфере труда.
Социальное партнерство — система отношений между представителями работников, работодателей и органов государственной власти, направленная на согласование интересов сторон трудового договора по вопросам регулирования трудовых отношений, а также по вопросам установления более высокого уровня социальных гарантий для трудящихся.
Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере. Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности между трудом и капиталом.
Основные принципы социального партнерства:
равноправие сторон (каждая из сторон может быть инициатором переговоров);
уважение и учет интересов сторон (интересы сторон согласовываются в холе переговоров);
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях (законодатель все больше вопросов отдает на усмотрение сторон, и им придется договариваться);
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (создаются специальные органы по содействию в урегулировании социально-трудо- вых отношений);
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (каждая из сторон, подписывающая договор или соглашение, обязана выполнять условия);
полномочность представителей сторон (представители работников избираются на собрании (конференции), их полномочия подтверждает протока собрания, представители работодателя назначаются — их полномочия подтверждает приказ);
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда (Трудовой кодекс позволяет сторонам выбирать любой круг вопросов, а не только рекомендуемый);
добровольность принятия сторонами на себя обязательств без принуждения и угроз);
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (принимаемые обязательства должны быть выполнимыми);
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений (осуществляют органы надзора);
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (устанавливается административная ответственность).