Применения юридических норм - это единый процесс разрешения конкретного дела, который условно делится на несколько этапов:
1) установление и анализ фактических обстоятельств дела;
2) выбор и анализ нормы права;
3) принятие решения по делу.
1. Установление фактических обстоятельств дела - устанавливаются основные факты (факты, подлежащие доказыванию) и факты, подтверждающие главные, но обязательно те и в том объеме, как того требует нормальное решение юридического дела. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначенное в законе. Часто сбор доказательств и предварительное установление фактов является делом одних лиц, а принятие решения по делу - других. Однако всегда ответственное лицо правоприменительного органа (прокурор, судья, директор предприятия, начальник УВД и др.) обязана убедиться в достоверности фактов, их обоснованности и полноте.
Фактические обстоятельства дела устанавливаются с помощью юридических доказательств (письменных и вещественных; прямых и косвенных; первоначальных и производных; достоверных и недостоверных; допустимых и недопустимых; таких, что имеют и не имеют юридической силы; доброкачественных и недоброкачественных; таких, которые разоблачают и оправдывают). Доказательствами являются сведения о фактах, информация о них, а также сами факты (пожар, кража) и источники сведений о них - документы, акты, показания свидетелей. Источники сведений о фактах обязательно удостоверяются (например, протокол о предметы, обнаруженные во время обыска, должен быть подписан понятыми). Из документов, которые фиксируют показания о фактических обстоятельствах дела, и документов, составляемых правоприменительными органами, оформляется юридическое дело как совокупность документов, определенным образом оформленных и размещенных.
|
|
Фактические обстоятельства дела устанавливаются через доказывания - логически последовательную творческую деятельность органа дознания, следователя, прокурора, суда относительно собрания, исследования и оценки определенных документов об обстоятельствах, которые необходимо установить для правильного разрешения юридического дела. Доказывания дает возможность воспроизвести тот или иной фрагмент действительности, реконструировать обстоятельства с целью установления истины для применения норм права. В процессе доказывания используются презумпции и преюдиции, которые согласно законодательству не имеют потребностей в доказывании. Законодательство фиксирует, какие обстоятельства требуют доказывания, а какие - нет (общеизвестные, презумпции, преюдиции), какие факты доводятся определенными способами (например, экспертизой). Окончательное оценивая доказательства всегда является делом правозастосувача.
|
|
При оценке представленных доказательств судья должен достичь такой степени "внутреннего убеждения", который бы был необходимым и достаточным для принятия решения.
2. Установление юридической основы дела (иначе: юридическая квалификация фактических обстоятельств) - правовая оценка всей совокупности обстоятельств дела путем соотнесения определенного случая с определенными юридическими нормами. Юридическая квалификация фактических обстоятельств предусматривает: а) нахождение отрасли, подотрасли, института права и нахождения нормы (закреплена в нормативно-правовом предписании), которая может быть применена до этого случая; б) проверка соответствия текста нормы официальном ее изложения (не следует искать норму в неофициальных текстах и нельзя ссылаться на них); в) анализ нормы с точки зрения ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц, т.е. установление границ ее действия; г) определение юридической силы источников (форм) права, применяемые; разрешение коллизий норм при выявлении противоречий или различий их содержания в действующих актах; г) анализ нормы относительно необходимости толкования ее содержания.
Толкование (выяснение) является непременным элементом правоприменительной деятельности: а) необходимо проверить, есть ли официальное толкование нормы права, которая зафиксирована в нормативно-правовом предписании, и при наличии - обязательно учесть его; б) недостаточно проверить, было ли официальное толкование; правозастосувач должен сам толковать норму права, выяснять ее содержание, оценивать соответствие фактических обстоятельств ее содержания, ибо без толкования ее нельзя применять, поскольку норма права имеет общий характер и в каждом конкретном случае важно установить, охватывается ли этот случай ее действием. К тому же, не каждая норма права изложена в нормативно-правовых предписаниях четко.
Следовательно, применение норм права происходит с помощью "бросания точки зрения" то на норму, то на ситуацию; также с помощью внеочередного перехода от аргументации, которая используется в ситуации, к аргументации, которая касается нормы. Такой переход всегда является попыткой интерпретации нормы, попыткой скорректировать в соответствии с обстоятельствами ее содержание, чтобы обеспечить справедливое решение.
3. Принятие решения и его документальное оформление в правоприменимом акте - состоит из таких заключительных частей правоприменительного процесса: а) подготовка проекта правоприменительного акта в соответствии с требованиями правоприменительной техники; б) формирование и фиксация в этом проекте державновладного индивидуального предписания (решения), что является деятельностью, в процессе которой конкретные факты (малое ссылки) подводятся под действие соответствующей нормы права (большое ссылки); в) проверка соответствия подготовленного проекта действующим источникам права; г) принятия и подписания правоприменительного акта; г) доведение содержания принятого индивидуального решения, зафиксированного в правоприменимом акте, до адресата.
Индивидуальное решение, оформленное в правоприменимом акте, всегда играет роль юридического факта, порождающего, изменяет или прекращает конкретные правоотношения (например, женитьба, развод супругов, усыновление ребенка). Обычно решение, принятое в результате осуществления сложного процесса применения права и порождает меняет ли конкретные правоотношения, нуждается в еще одной стадии, без которой не состоится социального результата.
|
|
4. Выполнение принятого решения уполномоченными органами - государственными органами, государственными и иными организациями, гражданами. Это стадия фактической деятельности, "работы" правовиконавчих органов (например, принудительное исполнение судебных решений государственными исполнителями как представителями власти). К сожалению, нередко принятые судами или исполнительными органами решения остаются на бумаге, что является ущемлением прав и законных интересов граждан. Выполнение или невыполнение правоприменительных решений в большинстве случаев зависит от качества самого решения, его соответствия закону и целесообразности, возможности достичь реальной цели. Правозастосувач должен нести персональную ответственность за использование тех правовых возможностей (средств), которые необходимы для того, чтобы право-исполнительные органы проявили активность в их осуществлении.
Акты применения норм права (правоприменительные акты) - индивидуальные правовые акты-волеизъявления (решения) уполномоченного компетентного государственного органа или должностного лица, которые на основе юридических норм устанавливают (изменяют, прекращают) права и обязанности участников конкретных правоотношений или меру ответственности конкретных лиц за совершенные ими правонарушения.
Виды актов применения норм права:
1. По форме внешнего выражения.
- письменные (таких большинство) - акты-документы, могут быть, как минимум, двух видов:
а) отдельные документы (приговор суда);
б) резолюции на материалах дела (утверждения прокурором обвинительного решения);
- устные - антислова (вызов понятых);
- конклюдентные - акты-действия или физически-деятельностные акты (применения сотрудником милиции табельного оружия);
- знаковые - актисимволи (дорожные знаки, знаки светофора на переходе улицы, звуковые и световые сигналы на водном и железнодорожном транспорте). Все они несут в себе конкретные властные предписания, обязательные для исполнения.
2. По юридическим последствиям:
1) правоконстатирующие (свидетельство о браке, свидетельство о смерти);
|
|
2) правовосстанавливающие (восстановления);
3) правоизменяющие (замена ареста подследственного на подписку о невыезде);
4) правоостанавливающие (протест прокурора по поводу незаконного выселения гражданина Н.).
3. По способу принятия: коллегиальные и единоличные.
4. По сфере действия: во времени, в пространстве, по кругу лиц.
5. По субъектам принятия: акты парламента; акты главы государства; акты исполнительных органов власти; акты органов местного самоуправления; акты контрольно-надзорных органов; решения общих судов; акты хозяйственных судов; акты нотариата; акты руководителей предприятий, воинских частей и др.
6. По юридической форме: приговоры, приказы, постановления, протесты, представления, предупреждение, распоряжения, решения и т.п. Особое место среди этих актов занимают приговоры и другие решения судебных органов, принятые ими при рассмотрении уголовных, гражданских или административных дел.
7. По функциям в правовом регулировании (или функциями права):
8. 1) регулятивные - официально подтверждают или определяют права и обязанности сторон, изложенные в диспозиции регулятивных норм (свидетельство о регистрации брака);
2) охранные - официально предупреждают конфликты и споры, применяют попереджальні меры принуждения (отстранения водителя от управления транспортным средством при наличии оснований полагать, что он находится в состоянии опьянения);
3) защитные - устанавливают меру юридической ответственности в соответствии с санкции защитных норм, восстанавливают нарушенное право (квитанция об уплате штрафа, решение об уплате алиментов).
9. По отраслевой принадлежности: конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые и др. (кроме процессуальных).
10. По значению в юридическом процессе: основные, содержащих окончательное решение по делу (приговор, решение суда); вспомогательные, обеспечивающие принятие основных актов (постановление о возбуждении уголовного дела).
11. По характеру индивидуальных предписаний: уполномочивающие (груз), обязывающие, запрещающие.