Внешние функции государства

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества и выполнению конкретных задач: 1) функция охраны правового порядка, направленная на: а) охрану прав и свобод человека и гражданина; б) защиту всех форм собственности; в) обеспечение общественного порядка и режима законности; г) борьбу и профилактику преступности и т.д.; 2) функция регулирования межнациональных отношений, направленная на предотвращение межнациональных и религиозных конфликтов; 3) экономическая функция, направленная на: а) структурную перестройку, планирование и прогнозирование развития экономики; б) поддержку стратегических и социально значимых отраслей производства; в) осуществление централизованной инвестиционной политики; г) управление государственной собственностью; д) создание правовых основ и т.д.; 4) фискальная функция (финансовый контроль), направленная на: а) установление системы налогов и их сбор; б) формирование государственного бюджета и контроль над его исполнением и расходной частью; в) осуществление контроля над денежным обращением на российской территории; г) проведение финансовой политики; 5) социальная функция, направленная на: а) установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни; б) поддержку и защиту наиболее уязвимых слоев населения, а также тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться; в) обеспечение занятости населения; г) развитие пенсионного обеспечения и страхования; д) развитие здравоохранения и т.д.; 6) функция развития культуры, науки и образования, направленная на: а) поддержку со стороны государства науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации; б) сохранение имеющих историко-культурное значение памятников, архивов, музеев и т.д.; в) признание и обеспечение свободы всех видов творчества; г) охрану интеллектуальной собственности; д) развитие образования и установление государственных стандартов; е) выдачу лицензий, дающих право заниматься культурно-образовательной деятельностью, и др.; 7) экологическая функция, направленная на: а) разработку экологической программы; б) принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды; в) установление правового режима природопользования; г) установление экологических показателей и т.д.

Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства на международной арене, которые направлены на решение конкретных внешнеполитических задач. Виды внешних функций Российского государства: 1) функция обороны страны – одно из важнейших направлений внешней политики Российского государства, которое осуществляется по таким направлениям, как: а) укрепление Вооруженных Сил; б) развитие оборонной промышленности; в) охрана государственных границ; г) организация гражданской обороны; д) ведение разведки и контрразведки; е) подготовка мобилизационных резервов и др.; 2) функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка – функция, которая осуществляется по таким направлениям, как: а) политическое сотрудничество с другими государствами; б) укрепление режима нераспространения оружия массового поражения; в) сокращение обычного вооружения; г) участие в работе международных организаций; д) участие в разрешении межнациональных и региональных конфликтов и др.; 3) функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ – функция, которая осуществляется по таким направлениям, как: а) укрепление сотрудничества РФ со странами СНГ в области экономики, политики, культуры и т.д.; б) создание системы коллективной безопасности; в) совместная охрана государственных границ; г) обеспечение прав человека и национальных меньшинств; д) создание единого национального пространства и др.; 4) функция интеграции в мировую экономику и научно-технического сотрудничества с другими странами в решении глобальных экономических проблем–функция, которая осуществляется по таким направлениям, как: а) участие в международном разделении труда; б) установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими государствами в области экономики, бизнеса, торговли, науки и техники; в) участие в деятельности международных экономических организаций; г) совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности и т.д.; 5) функция сотрудничества с мировыми странами в решении глобальных проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом – функция, которая осуществляется по таким направлениям, как: а) освоение космоса; б) безопасность планеты; в) защита Мирового океана; г) охрана растительного и животного мира; д) осуществление борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями; е) предотвращение и ликвидация последствий крупных производственных аварий и катастроф и др.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ

Правовая система – это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, с помощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения. Структура правовых систем: 1) правосознание; 2) правовая идеология; 3) правовая культура; 4) право; 5) законодательство (религиозные трактаты); 6) правоотношения; 7) правопорядок; 8) юридическая практика и т.д. Признаки, характеризующие элементы структуры правовой системы: 1) неоднородность; 2) различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности; 3) удовлетворение современных регулятивных потребностей общества; 4) отражение состава юридических явлений; 5) выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями; 6) отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения; 7) функциональная взаимосвязь; 8) вхождение в единую взаимосогласованную систему и т.д. Элементы структуры правовой системы могут обладать национальными, культурно-бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система. Классификация правовых систем: 1) национальная правовая система – это конкретная, историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальная правовая система призвана обслуживать потребности конкретного государства и его населения. Содержание национальной правовой системы могут определять либо правовая идеология, либо юридическая практика, либо законодательство, либо религиозные трактаты; 2) правовая семья – это совокупность нескольких родственных национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, его структуры и исторического пути формирования. Виды правовых семей: а) англосаксонская (система общего права); б) романо-германская (система континентального права); в) традиционная (система обычного права); г) религиозная (религиозные системы мусульманского права и индусского права); 3) группа правовых систем – группа, находящаяся в рамках той или иной конкретной правовой семьи (романо-германская правовая семья – романское, каноническое и германское право; славянская – российское и западнославянское право и т.д.).

Правовое государство: сущность, принципы.

Правовое государство – особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Основные признаки:

признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем; признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

законность во всех сферах жизни; верховенство и прямое действие конституции и законов;

внешний и внутренний суверенитет государства; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;

сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права; разделение властей;

высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

недопущение монополизма в политике и экономике;

единство прав и обязанностей граждан;

взаимная ответственность человека и государства;

наличие развитого гражданского общества.

^ Принципы – это основополагающие идеи, определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию, модель государства, которое могло бы называться правовым.

1. Принцип приоритета права. А) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей и формально-регулятивных ценностей права с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властью; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

1.
Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

2.
Принцип единства права и закона.

3.
Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: