Структура нормы права. Важным свойством нормы права является ясность ее содержания гражданам и иным лицам. Норма права должна быть изложена в нор­мативно-правовом акте таким

Важным свойством нормы права является ясность ее содержания гражданам и иным лицам. Норма права должна быть изложена в нор­мативно-правовом акте таким образом, чтобы была доступна для понимания всеми заинтересованными лицами. При этом полностью исключаются положения, допускающие двусмысленное толкование, вроде анекдотической фразы «казнить нельзя миловать», не имею­щей запятой.

Формальная определенность является необходимым и полезным свойством норм права в той мере, в какой это требуется для эффек­тивного действия нормы. Однако стремление правотворческого орга­на чрезмерно детализировать содержание нормы права, формализо­вать ее действие приводит к неоправданному сужению свободы субъектов конкретных правоотношений, порождает ситуации, кото­рые с точки зрения права выглядят формально верно, а по существу допускают извращение самого смысла, духа правовой нормы.

Формальная определенность норм права имеет и другое значе­ние, как их способность содержать точные и четкие положения, тре­бования относительно регулируемых общественных отношений, ус­ловий действия нормы права, санкций, применяемых к ее наруши­телям. Формальная определенность, таким образом, означает такую определенность содержания нормы права, которая обеспечивает ее регулятивное действие во всех возникающих на основе этой нормы правоотношениях.

Важное значение в реализации регулятивной функции норм пра­ва имеют также ее свойства формальной определенности и ясности. Благодаря этим свойствам обеспечивается усвоение, правильное по­нимание действующих норм права гражданами и иными лицами.

Творческое применение изложенных критериев нормативности позволяет безошибочно отличать нормы права от ненормативных предписаний, избежать ошибок в выборе предписаний, которыми следует руководствоваться в процессе возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений.

Как справедливо полагает И.С.Самощенко, не сохраняясь пози­тивно в самом праве, такие нормы постоянно живут в том порядке общественных отношений, который устанавливается с их помощью. Тем самым нормы, внесшие изменения, дополнения в действующие нормативно-правовые акты, действуют неопределенно-длительный срок для регулирования всех правоотношений, возникающих на ос­нове измененных, дополненных норм права.

Мы права, вносят в них изменения или дополнения. На первый взгляд, они действуют один раз, когда предписывают внести соответствую­щие коррективы в действующие нормативно-правовые акты. Одна­ко это не так.

Неопределенность числа случаев, на которые рассчитано действие предписания, является характерным признаком нормативности. Так, сколько бы ни заключалось в РФ договоров купли-продажи, это не влечет за собой утраты своего действия соответствующими нормами ГК РФ. Индивидуальное предписание всегда действует только отно­сительно предусмотренного им правоотношения и с его прекраще­нием утрачивает значение. Поэтому такие предписания не могут ис­пользоваться для разрешения других, хотя бы и сходных, правоотно­шений. Например, студент Петров, зачисленный в вуз приказом ректора, не может передать свое право на обучение какому-либо дру­гому лицу, своему родственнику или другу. Приказ оформляет обра­зовательные отношения вуза с конкретным лицом — Петровым, а для зачисления в вуз другого лица требуется издание дополнитель­ного приказа.

Нормативный характер всех таких предписаний выражается в том, что в них определен индивидуально лишь один субъект правоотно­шений. В то же время субъекты, с которыми конкретное юридичес­кое лицо или государственный орган, орган местного самоуправле­ния будут вступать в правоотношения, уставами или положениями неперсонифицированы. Кроме того, деятельность юридических лиц, государственных органов или органов местного самоуправления, осуществляемая в соответствии с их уставами или положениями, не исчерпывается вступлением названных субъектов в конкретные пра­воотношения.

К числу нормативных относятся все предписания, которыми ус­танавливается правовой статус конкретных предприятий, организа­ций, учреждений, а также компетенция государственных органов и органов местного самоуправления либо должностных лиц. Это, на­пример, уставы юридических лиц, положения о конкретных феде­ральных (центральных) органах исполнительной власти, о конкрет­ных органах местного самоуправления и др.

Правительства РФ приватизировать предприятие «Степная геоло­го-разведывательная экспедиция» никаких льгот и преимуществ ему не предоставляет и, следовательно, не обладает свойством норма­тивности.

Являются нормативными предписания, которые конкретным предприятиям, организациям, учреждениям устанавливают какие-либо льготы, преимущества, особый режим деятельности в отли­чие от общеустановленного, закрепленного действующим законо­дательством порядка. Так, вышеупомянутое распоряжение Прави­тельства РФ о передаче в Сихотэ-Алинский заповедник земель лесного фонда лесхоза «Мельничный» является нормативным. Оно устанавливает особый режим названных земель, который должен неукоснительно соблюдаться при пользовании ими. Разрешение

Коль скоро норма права регулирует тип или вид общественных отношений, то субъекты этих отношений в норме права определя­ются абстрактно, с помощью таких общих понятий, как граждане, предприятия, организации, государственные органы, работники, студенты, ветераны войны, военнообязанные и др. Если предписа­ние, содержащееся в нормативно-правовом акте, касается конкрет­ного физического или юридического лица, то такое предписание имеет значение лишь для конкретного отношения и скорее всего не является нормативным. Однако из этого правила имеется одно ис­ключение.

Норма права всегда направлена на регулирование какого-либо типа или вида общественных отношений, а не индивидуально-кон­кретных отношений. Под видом общественных отношений понима­ется связь, которая возникает между гражданами, иными лицами в той или иной сфере их предметно-практической деятельности: эко­номике, политике, культуре, здравоохранении, образовании и т.д. На­пример, отдельный вид общественных отношений образуют отно­шения, возникающие из договора купли-продажи, аренды, перевоз­ки, отношения, связанные с реализацией конституционных прав граждан на труд, образование, пользование достижениями культу­ры. Как уже говорилось ранее, норма права закрепляет наиболее важ­ное, необходимое, главное, что характеризует соответствующий вид или тип отношений. Индивидуальные же предписания, исходящие от государственных и должностных лиц, всегда направлены на зак­репление, развитие конкретных отношений между индивидуально-определенными лицами (конкретными организациями, государ­ственными органами, гражданами, должностными лицами).

Правленность нормы права на регулирование вида общественных отношений, а не какого-либо конкретного отношения; 2) неперсо-нифицированность (неконкретность) адресата нормы; 3) неопреде­ленность числа случаев, на которых рассчитано действие нормы.

Например, распоряжением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 1128-р разрешается приватизация предприятия «Степная геоло­го-разведывательная экспедиция» с преобразованием его в акцио­нерное общество. Распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 298-р в Сихотэ-Алинский государственный природный био­сферный заповедник передаются земли лесного фонда Мельнично­го лесхоза площадью 40 232 га. Являются ли эти распоряжения нор­мативными или представляют собой разновидность индивидуальных организационно-распорядительных предписаний?

В указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Пра­вительства РФ, иных нормативно-правовых актах могут содержать­ся одновременно как нормативные, так и ненормативные предписа­ния. В то же время нередко возникают ситуации, когда достаточно сложно отличить нормативные предписания от ненормативных, ру­ководствуясь лишь общим пониманием нормативности.

При этом следует учитывать, что нормативность является необ­ходимым признаком нормы права. Если какие-либо предписания, содержащиеся в тексте нормативно-правового акта, не обладают свойством нормативности, то они, соответственно, не могут исполь­зоваться в качестве регуляторов общественных отношений. Это, в частности, могут быть индивидуальные предписания, касающиеся непосредственно лиц, поименно названных в тексте нормативно-правового акта, либо так называемые организационные предписа­ния, направленные на исполнение действующих норм права, либо предписания-рекомендации и др.

В теории права и юридической практике успешно применяются следующие критерии или внешние признаки нормативности: 1) на-






Критерий неопределенности числа случаев, на которые рассчи­тано действие нормы, может быть использован в отношении всех без какого-либо исключения нормативных предписаний, в том числе и так называемых предписаний однократного действия. К их числу, например, относятся предписания, которые отменяют другие нор-


Формальная определенность нормы права прежде всего означает факт закрепления ее содержания письменным документом (норма­тивно-правовым актом), принятым компетентным органом государ­ства, должностным лицом или иным уполномоченным органом. Поэтому содержание нормы права является определенным, не до­пускающим споров относительно его текстуального изложения. Нор­ма права не может выступать регулятором общественных отноше­ний, если она содержится в проектах нормативно-правовых актов, не принятых компетентным органом. Формальная определенность нормы права отличает ее от норм морали, обычаев, которые суще­ствуют только в народном сознании и не имеют каких-либо офици­ально закрепляющих их источников.



Ясность содержания нормы права достигается простотой изложе­ния текста нормативно-правового акта, широким использованием общеизвестных терминов литературного языка и минимальным при­менением специальных юридических и иных научных терминов и понятий. Однако стремление к чрезмерной упрощенности текста нормативно-правового акта может стать причиной недостаточной точности формально определенных положений. При этом язык из­ложения должен неукоснительно следовать нормативным правилам литературной речи. Любые отступления от грамматических, либо пунктуационных, либо лексических, орфографических и синтакси­ческих норм современного литературного языка создают дополни­тельные затруднения в процессе уяснения содержания правовой нор­мы, служат питательной почвой для ее различных и порой прямо противоположных толкований.

Таким образом, норма права понимается как установленное госу­дарственными органами или должностными лицами властное предпи­сание, обладающее свойствами нормативности, формальной определен­ности и ясности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: