double arrow

ТЕМА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ПРЕССЫ


Учебные задания

Жанры публичной политической речи

Жанры политической литературы

К политической литературе относятся книги и брошюры, адресованные широкому читательскому кругу и имеющие чаще пропагандистский характер. Среди этой литературы можно выделить партийные предвыборные программы, материалы партийных съездов и пленумов, политические портреты и биографии политиков, а также их автобиографии, очерки о важнейших событиях новейшей истории.
Перед авторами такой литературы стоит непростая задача - разъяснить свои политические взгляды, убедить читателя в их правильности и при этом сделать чтение такой книги интересным и приятным для читателя занятием. Это требует от автора мастерского владения словом и соединения в тексте изложения политических программ с деталями крупных событий, эпизодами политической карьеры, размышлениями о жизни философского плана. Среди наиболее известных книг последнего десятилетия можно назвать "Исповедь на заданную тему" Б. Ельцина, книгу С. Говорухина "Криминальная революция в России", сборник статей, выступлений, интервью "Неизвестный Руцкой: политический портрет", "Вариант дракона" Ю. Скуратова.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Жанры публичной речи определяются ситуациями и целями выступлений, в соответствии с которыми подбираются подходящие стилистические средства. Различают три группы жанров публичной речи, которые имеют свою специфику.

  • На митингах произносятся предвыборные речи кандидатов, речи в поддержку кандидатов, речи в поддержку или против проводимого политического курса, делаются политические заявления. Главные качества речей на митингах - яркость, убедительность, запоминаемость. В таких речах уместны простые, понятные лозунги, нейтральные и разговорные олова и конструкции, отдельные элементы высокого стиля, понятные широкой общественности.
  • На заседаниях парламента и региональных законодательных собраний депутаты выступают с речами в поддержку и против обсуждаемых законопроектов, задают вопросы авторам законопроектов, высказываются по повестке дня, по мотивам голосования, по процедурным вопросам. Парламентские выступления требуют более сложных и разнообразных речевых средств, большей строгости и точности речи. В них не обойтись без юридической и экономической терминологии, сложных оборотов официально-деловой речи. В стенах парламента неуместны разговорные, а тем более жаргонные лексические и фразеологические единицы. Парламентские выступления должны быть одновременно и деловыми, и убедительными для участников заседания. Это делает необходимым использовать в парламентских речах эмоционально окрашенную литературную лексику. Убедительность достигается также логичностью речи и выразительностью синтаксического строя речи.
  • На официальных церемониях награждения, вступления в должность их участники выступают с торжественными, приветственными и ответными речами. Официальные выступления на торжественных церемониях представляют собой особую группу жанров, стиль которых должен соответствовать значимости события и обстановке. В таких случаях принято обращаться к высокой книжной лексике, высказываться кратко и официально.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

  1. Какие три способа отображения существуют в журналистике?
  2. Расскажите о задачах информационных жанров.
  3. Какие жанры газеты относятся к информационным?
  4. Какую информацию читатель может получить из заметки, корреспонденции, отчёта?
  5. Чем отличается аналитический отчёт и интервью от информационного?
  6. Какие жанры требуют участия специалистов при подготовке публикаций?
  7. Расскажите о различия" языка информационных и аналитических публикаций.
  8. Расскажите о типах газетных и журнальных статей.
  9. Расскажите о художественно-публицистических жанрах.
  10. Приведите примеры удачных и неудачных публикаций различных жанров. Какие стилистические ошибки вы можете указать?
  11. Какие жанры являются общими для печатных и электронных СМИ?
  12. Какие правила культуры речи необходимо соблюдать ведущему теленовостей?
  13. Каких правил необходимо придерживаться участникам телевизионных интервью, опросов, бесед?
  14. Какие новые жанры созданы на телевидении и радио?
  15. Приведите примеры удачных и неудачных передач различных жанров. Какие правила речевой культуры нарушены в неудачных передачах?
  16. Какие нормы следует соблюдать зрителям, участвующим в передачах?
  17. Что необходимо сделать специалисту при подготовке к участию в аналитическом интервью, беседе, журналистском расследовании?
  18. Расскажите о жанрах политической литературы. Как в ней проявляются функции публицистического стиля?
  19. Какие жанры относятся к публичной политической речи?
  20. Какие требования речевой культуры необходимо соблюдать в публичных политических выступлениях, дискуссиях?
  21. Какими путями можно добиться выразительности публичной речи?
  22. Почему чистота речи является необходимым качеством публичного политического общения?

К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Хроника, информация (короткая, расширенная заметка), зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчёт (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный), некролог.

Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками.

«Постоянно установленные обычаи – этикеты порядка осмотра мира (как мне кажется) называются жанрами». Это предположение высказано теоретиком литературы и кино В.Б. Шкловским. Оно применимо и к теории журналистики.

В сущности, этикет – это тоже устойчивая форма. Привлекательно то, что речь идет о форме творческого поведения, действия. Ведь для журналиста важнее всего научиться действовать, работать в жанре.

Теория, предложенная Шкловским, прежде всего, объясняет, как формируется жанр и какое значение он имеет для автора и для читателя.

«Человеческое сознание исследует внешний мир, не восстанавливая каждый раз всю систему поиска. Внутренние связи становятся настолько привычными, что как бы отсутствуют»... – так описывает Шкловский процесс установления в общественном сознании «порядка осмотра мира». Сказывается и входит в обычай определенная система познавательных операций, закрепляется система сигналов, общая для тех, кто исследует действительность, и тех, кому будет об этом рассказано.

«Жанр-конвенция-соглашение о согласовании сигналов». Так называет Шкловский негласный, незаметный договор между авторами и читателями о том, «в какой системе расположены те явления, которые подвергнуты анализу».

Медленно, усилиями тысяч известных и неизвестных творцов, общество вырабатывает наиболее эффективные «порядки осмотра мира», отбирает методы познавательной деятельности... И закрепляет в жанрах:

· лучшие технологии работы с информацией,

· наборы интеллектуальных операций, используемые всеми «договаривающимися сторонами».

(Вот почему люди, не получившие специального образования, все равно пишут часто в каком-то жанре, даже не осознавая этого).

...«Автор часто сообщает в начале произведения, что оно роман, комедия, элегия или послание. Он как бы указывает способ слушания вещи, способ восприятия структуры произведения», – пишет Шкловский. Это относится и к писателям, и к кинорежиссерам, и к журналистам. Если журналист соблюдает закрепленные в жанре правила работы с информацией, то может рассчитывать, что его поймут правильно. Читателю о договоре (о тех же правилах) напоминают рубрики, указывающие на жанр: «Очерк», «Обозрение», «Фельетон»... Готовят к тому, как следует воспринимать напечатанное ниже.

«Конвенция» действует долго. Жанры, в чем-то изменяясь, остаются самими собой всегда. А некоторым уже по нескольку сотен лет!

Что будет, если договор нарушить?

Об этом сам Шкловский «...когда-то рассказал Владимиру Маяковскому анекдот. Проповедник в сельской церкви произносит проповедь, паства рыдает. Один из слушателей сидит совершенно спокойно. Его спрашивает сосед: почему ты не плачешь? И тот отвечает: я не здешнего прихода.

Владимир Владимирович считал, что ответ правильный. Слушатель не знал конвенцию трогательного и смешного в этом приходе, не знал, как и к чему здесь относятся».

Нарушителя конвенции просто не поймут – в лучшем случае читатель отложит газету. А вот если в результате нарушения законов жанра поймут не так, дело может дойти и до обращения в суд.


Сейчас читают про: