Вопросы для самоконтроля
1. Какова роль права в системе социальных регуляторов?
2. Дайте определение права. Каковы сущность и содержание права?
3. Назовите основные концепции (теории) правопонимания.
4. Раскройте понятие «исторические типы права».
5. Назовите основные признаки и принципы права.
6. Дайте характеристику функций права.
7. Как соотносятся понятия «правовая культура» и «правосознание»?
8. Правовая культура: понятия и структура.
9. Понятия, структура и функции правосознания.
10. Причины правового нигилизма и пути преодоления этого явления.
[1][1] См: Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., 1974. С. 42-43.
Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженных сил и пр.
В истории политической мысли можно выделить следующие основные концепции происхождения государства:
1. Силовая или концепция насилия (Д. Юм, Л. Гумплович, Е. Дюринг и др.). Ее суть в том, что государство возникает в результате узурпации (внутренней или внешней) политической власти.
2. Договорная (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.). Первоначально люди жили в догосударственном, «естественном состоянии», которое представлялось разным авторам этой концепции по-разному. Государство возникает вследствие заключения общественного договора с целью сохранения безопасности, охраны собственности и гарантированного обеспечения других личных прав.
3. Марксистская («экономическая»). К возникновению государства приводят объективные изменения в хозяйственно-экономической жизнедеятельности индивидов. Распространение металлических и особенно железных орудий труда резко повышало производительность труда, вело к появлению прибавочного продукта, который стал сосредоточиваться у отдельных групп людей. Появилась частная собственность, выделились классы. Для закрепления позиций того класса, в руках которого концентрировались богатства, образовалось государство. Таким образом марксизм констатирует классовую сущность возникающего государства как института угнетения и защиты интересов господствующего класса.
4. Патриархальная (Р. Филмер). Согласно этой концепции государство возникает в результате естественного разрастания семей, причем власть правителя может быть уподоблена власти отца в семье.
5. Органическая (Э. Берк). Государство представляется «организмом», основанным на традиционных общественных установлениях.
6. Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Государство является отражением «небесных порядков», причем государственный суверен — «помазанник божий».
Существуют и другие теории:
ü социально-экономическая теория: государство возникает для защиты частной собственности и интересов класса собственников;
ü теория завоевания: государство возникает как механизм для сохранения господства завоевателей либо для отражения внешней угрозы;
ü психологическая: государство — результат психологического различия людей (одни люди умеют повелевать, другие — подчиняться);
ü ирригационная: государство возникает для организации крупных строительных работ при поливном земледелии;
ü расовая: причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы;
ü экономическая: государство возникает в результате появления производящей экономики вследствие усложнения управления обществом.
Слабостью всех перечисленных теорий является ограниченность их каким-либо одним фактором.
Современные теории называют сразу несколько предпосылок возникновения государства:
ü экономические: появление в результате неолитической революции прибавочного продукта;
ü экологические: ирригационное земледелие;
ü демографические: рост населения и усложнение социальной структуры;
ü психологические: образ жизни разных народов;
ü внешние: угроза завоевания со стороны соседей. Признаки государства:
ü аппарат управления (публичный характер власти);
ü территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства;
ü существование системы права, выполнение норм нрава обеспечивается государством;
ü наличие населения, на которое распространяется власть государства;
ü наличие органов принуждения;
ü суверенность (суверенитет — независимость государства во внешней и внутренней политике от других стран);
ü законы государства распространяются на всех людей, находящихся на его территории (принцип всеобщности). Функции государства: организационно-хозяйственная;
ü политическое управление; защита от внешней угрозы; культурно-идеологическая.
Государство – важнейший институт политической системы общества, обладающая своими отличительными чертами и признаками.
Главным из них является наличие суверенитета, то есть верховенства и независимости государственной власти как внутри страны, так и вне ее — в отношениях с соседними и другими государствами.
Неотъемлемыми качествами суверенитета считаются:
Ø столица, герб, гимн, флаг, другие государственные символы;
Ø полновластие в определении направлений внутренней и внешней политики, в принятии политических решений;
Ø независимость государственной власти в осуществлении функций государства, в исполнении его предназначения перед обществом;
Ø равноправие в отношении с другими участниками международных отношений.
Ø экономическое пространство, наличие национальной валюты;
Ø существование территории государства (наличие границ) и населения, использующего государственный язык;
Ø аппарат управления, осуществляющий функции верховной власти;
Ø наличие вооруженных сил.
Экономический суверенитет означает, что каждое государство имеет свою таможенную службу, свою национальную валюту, систему налогов и сборов, законы, правила и нормы хозяйственной деятельности, свою кредитно-финансовую систему, принципы государственного управления экономикой.
Политический суверенитет предполагает, что государство имеет свою государственную границу, причем пролегает она не только по суше, но и по воде, и в воздухе; обладает своими органами государственной власти и управления, карательными органами, органами правосудия, армией. Каждое государство имеет свои законы о гражданстве или подданстве, свою систему правовых норм.
Государство как социальный институт имеет определенные признаки:
ü наличие публичной власти, предполагающее особую систему органов и учреждений, составляющих государственный аппарат управления;
ü территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства;
ü существование системы права, обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается органами государства;
ü суверенитет, т. е. полная независимость государства от других государств;
ü сбор налогов с населения.
Атрибутами государства являются армия, суд, органы правопорядка. В целом государство является универсальным образованием, политической организацией общества, обладающей способностью интегрировать общество, применяя при этом публичную власть. Его особая роль в политической системе общества определена тем, что оно является единственной полновластной организацией в масштабе всей страны, имеющей право издавать общегосударственные законы.
Социальное назначение государства состоит в том, что оно управляет людьми, решает общие вопросы, служит арбитром в разрешении споров, конфликтов и противоречий, возникающих между различными субъектами. Современное государство выступает гарантом осуществления человеком своих прав и свобод, определяет правовое положение общественных организаций и т. п.
Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определённого исторического этапа развития.
По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние.
Внутренние функции – это основные направления деятельности государства внутри страны.
Среди внутренних функций государства необходимо выделить следующие:
ü функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;
ü политическая — обеспечение условий деятельности политических институтов;
ü функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;
ü экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.);
ü социальная функция (система социальной защиты населения, здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение и т.д.);
ü экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);
ü культурно-воспитательная и идеологическая функция (пропаганда определённых идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т.д.).
Внешние функции – это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими государствами.
К внешним функциям относятся:
ü защита общества, государства от внешней угрозы (строительство вооружённых сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т.д.);
ü функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в различных международных организациях и т.д.);
ü отстаивание государственных интересов в международных отношениях;
ü развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
ü участие в решении глобальных проблем.
Истории известны различные типы государства – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, правовое.
Каждому типу присуще свои формы, которые зависят: от формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Формы правления или политические режимы:
ü монархия – власть одного человека передаваемая по наследству.
ü демократия – народовластие, всеобщая избирательная система.
ü олигархия – власть немногих.
ü охлократия – власть толпы.
ü аристократия – власть высших слоёв общества.
ü тирания – единоличная власть, основанная на насилии.
ü республика - выборная власть.
Понятием «форма правления» обозначается порядок формирования и функционирования высших органов государственной власти, их отношения друг с другом и с гражданами.
Выделяются республиканская и монархическая формы правления (каждая со своими разновидностями).
По форме правления мы сегодня выделяем монархию (абсолютную, конституционную или парламентскую); республику (президентскую, парламентскую, смешанную).
Существуют две основные разновидности монархической формы правления: абсолютная монархия, в которой власть наследственного правителя ничем не ограничена; конституционная монархия, в которой полномочия монарха ограничены рамками конституции. Последняя, в свою очередь, может иметь форму дуалистической монархии (монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь в незначительной степени законодательной) или парламентской монархии (монарх, формально считаясь главой государства, обладает преимущественно представительскими функциями).
Абсолютная монархия (в России ее называли самодержавием) представляет собой такую форму правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему ее по наследству. В руках самодержца сходятся все нити власти. Он устанавливает законы, следит за их проведением в жизнь, судит и милует своих подданных. Его воля и есть источник власти, закона, сам же он стоит над законом. Подобный порядок организации верховной власти был широко распространен в средние века и в России, и на Востоке. В наши дни абсолютных монархий на земле почти не осталось, потому что возросли значение и политическая активность народов, избранных ими органов. Примерами абсолютной монархии сегодня могут служить Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар.
Дуалистическая монархия — интересная и своеобразная форма правления. Чаще всего она складывается в таких условиях, когда старые силы, например помещики-землевладельцы, оказываются вынужденными разделить свою власть с претендующими на нее новыми силами — торгово-промышленными кругами, добиваясь своего рода компромисса с ними.
Конституционная (парламентарная) монархия — самый распространенный вид монархий в настоящее время. В конституционных монархиях власть монарха уже не безгранична. Ее рамки четко очерчены законами, конституцией. Наиболее характерным примером парламентарной монархии является сегодня Великобритания. Ограничение королевской власти в Англии, ее регламентация законами берет свое начало еще с 1215 года, с момента принятия Великой хартии вольностей при короле Иоанне Безземельном. А после принятия в 1691 году «Билля о правах» — документа, зафиксировавшего достижения Английской буржуазной революции XVII века, в стране установился порядок, при котором «король царствует, но не правит». Законы принимает парламент. Исполнение их возложено на правительство, которое формирует премьер-министр — он же лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах.
Функции монарха во многом номинальны, хотя и но сей день правительство Великобритании называется «правительством Ее Величества» (с 1952 года английской королевой является Елизавета II). Однако британский монарх выполняет важные представительские функции, является символом единства страны, главой Британского содружества наций (бывшей колониальной империи Великобритании). Большинство современных монархий — парламентарные.
В республике источником власти считается народ, высшие органы власти избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская, смешанная.
Отличительной чертой парламентской республики является формирование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и формальная ответственность правительства перед парламентом. Хотя председатель правительства (премьер-министр, канцлер и т.п.) в условиях парламентской республики может не являться формальным главой государства (часто им является президент), реально — он первое лицо в политической иерархии, а полномочия президента ограничиваются представительскими и церемониальными функциями (его положение сходно с положением монарха в парламентских монархиях — «царствует, но не правит»).
Парламентская республика:
ü правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом;
ü отождествление воли парламентского большинства с волей народа;
ü правительство следует этой воле;
ü плюрализм обеспечивается присутствием в парламенте оппозиции, ее гарантированными правами, чередованием партий у власти;
ü формальный признак парламентской республики: главой правительства (премьером) является лидер (один из лидеров) правящей партии.
Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней является главой государства, а зачастую совмещает статус главы государства и главы правительства, а также верховного главнокомандующего вооруженными силами страны. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, осуществляет представительские функции, обеспечивает работу государственного аппарата, координирует деятельность различных ветвей власти, гарантирует соблюдение конституции страны, соблюдение прав граждан и многое другое.
Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов. Парламент может ограничивать деятельность президента с помощью законов и бюджета, процедуры импичмента, а президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а в ряде ситуаций — правом распустить парламент и объявить новые выборы.
Черты президентской модели республики:
ü президент избирается на основе всеобщего, прямого и тайного голосования, независим от парламента;
ü президент является главой государства и главой правительства;
ü президент как глава исполнительной власти формирует правительство; парламентская ответственность правительства отсутствует;
ü президент в качестве главы государства ответственен непосредственно перед народом;
ü президент, как правило, имеет власть действовать по своему усмотрению в чрезвычайных ситуациях.
Смешанная или полупрезидентская республика стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характерная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.
Для смешанной формы республиканского правления характерно сочетание признаков парламентской и президентской республик:
ü президент избирается всенародным голосованием;
ü правительство формируется президентом и утверждается парламентом;
ü правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом;
ü президент имеет право роспуска парламента в оговоренных законом случаях;
ü полномочия президента в области исполнительной власти ограничены правительством.
В современной России также установилась смешанная форма правления. С одной стороны, президент избирается путем прямого голосования, является главой государства, главнокомандующим Вооруженными силами страны, обладает правом отлагательного вето. С другой стороны, он не вписан ни в одну из ветвей власти, а как бы стоит над ними. Парламент не только утверждает главу правительства, но и может вынести вотум недоверия правительству. Сильная президентская власть необходима сегодня России для того, чтобы лучше преодолеть стоящие перед страной трудности, кризисные явления. Такой большой и разнообразной по своему укладу стране, как Россия, необходима централизация власти, способность власти принимать оперативные решения. Располагаясь над ветвями власти, президент России обеспечивает организацию их деятельности и осуществляет руководство ими. Важная роль отводится президенту и в законодательном процессе: он выступает инициатором разработки и принятия ряда новых законов. В то же время власть президента в Российской Федерации не безгранична. Его указы не должны противоречить Конституции РФ, законам страны — нормативным актам, обладающим высшей юридической силой. Парламент РФ — Федеральное собрание — может отрешить президента от доджности при условии подачи за это решение 2/3 голосов в каждой из палат: Совете Федерации и Государственной думе.
Общепринятой нормой построения и функционирования государственного аппарата управления является принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ветви власти, осуществляя взаимный контроль, не допускают опасную концентрацию власти в одних руках.
Власть и управление в государстве осуществляется с помощью государственного аппарата, который включает в себя законодательные, представительные и судебные органы.
Основной сферой деятельности законодательных органов является принятие законов и других правовых актов, а также контроль над деятельностью исполнительной власти. Парламент является высшим законодательным органом государства и избирается на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании. В федеративных государствах существуют общегосударственные и местные парламенты. Российский парламент называется Федеральным собранием. Законодательная власть олицетворяет собой народный суверенитет.
Исполнительная власть, в отличие от законодательной, является постоянно действующей системой государственного управления и называется правительством. Задачи правительства — обеспечить исполнение законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется через президента и правительство, их органы на местах. Общенациональное правительство контролирует внешнюю политику, вопросы обороны и финансов, а местные власти занимаются социальной, экономической, культурной, экологической сферами жизни. Исполнительная власть осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением, т.е. носит административный (исполнительно-распорядительный) характер. Люди, составляющие государственно-административный аппарат, называются государственными служащими. В отличие от высших должностных лиц они не зависят от выборов и работают на постоянной основе
Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности в деятельности законодательной и исполнительной властей, а также в качестве арбитра в случае возникновения между двумя другими ветвями власти трудноразрешимых противоречий и разногласий, в том числе и по конституционным проблемам.
Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.
При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Эта система имеет две разновидности — абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало абсолютное большинство избирателей, т.е. 50% + 1 голос. Если понадобится второй тур, то в нем участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре. В России по такой системе избирают президента, глав субъектов федерации.
При системе относительного большинства побеждает кандидат, набравший простое большинство голосов. Таким путем был избран Президент России Б. Ельцин в 1991 году.
Недостатком мажоритарной системы является то, что политическое меньшинство может оказаться без представительства в законодательном органе. Преимущество заключается в том, что такая система позволяет формировать стабильные правительства, которые опираются на прочное парламентское большинство, закрепляет политическое лидерство исключительно крупных партий.
При пропорциональной системе, результаты голосования определяются пропорционально полученному каждой партией числу голосов. Чтобы не допустить к власти карликовые партии, вводится процентный барьер (в России на выборах в Думу — 7%). Такая система позволяет сохранить в стране многопартийность, но правительство часто формируется на основе блоков и коалиций, что ведет к частой смене правительств.
При сочетании мажоритарных и пропорциональных способов выборов сложился мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип избирательной системы.
Под «формой государственного устройств а» понимается национально-территориальное устройство страны, т.е. принципы административного деления, полномочия центральных и местных органов власти, взаимоотношения отдельных частей государства друг с другом и центром и т.п.
По форме государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративное.
Унитарное государство (административные единицы не обладают суверенитетом, их руководители назначаются из центра и проводят его решения) представляет собой однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя часть из них может иметь в своем составе инонациональные образования, пользующиеся некоторой автономией, границы которой определяются центральной властью.
К таким государствам относятся, например, Франция, Греция, Португалия, Украина, Швеция, Япония. Характерными признаками унитарного государства являются:
ü наличие единой конституции — основного закона страны, верховенство которого признается на всей территории;
ü единая система органов государственной власти — один парламент, один глава государства, одно правительство, — юрисдикция (полномочия) которой распространяется на всю территорию страны;
ü единое гражданство;
ü единая система права, единая система правосудия;
ü территория состоит из административно-территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления;
ü суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре.
Федерация (отдельные территории обладают большой самостоятельностью) — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром властных полномочий и имеющих собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы, а иногда и двойное гражданство. Федерация строится на основе распределения функций между субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом часть полномочий находится в ведении федерального центра, часть — субъекта федерации, а некоторые — в совместном ведении. Субъекты федерации фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из состава государства. Многие союзные конституции предусматривают право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела субъектов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций, например стихийных бедствий или массовых акций гражданского неповиновения.
К числу федераций относятся Соединенные Штаты Америки, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Федеративная Республика Германия, Австралийский Союз, Индия, Россия.
Федерация — это сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, кантонами, областями). Государства-федерации обладают целым рядом специфических признаков.
Конфедерацией называют постоянный союз суверенных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее участники полностью сохраняют свой суверенитет и передают в компетенцию союзных органов решение ограниченного круга проблем, например режим границ, развитие транспорта и связи, некоторые вопросы обороны или внешней политики.-
По политическому режиму: демократическое, авторитарное, тоталитарное.
Тоталитаризм — политический режим, характеризующийся концентрацией власти в одном центре с целью установления всеобъемлющего контроля над всеми сферами жизни общества и обществом как системой в целом. Контроль государства и насилие при тоталитарном режиме не знают границ. Не допускается любая независимая гражданская инициатива.
Авторитаризм — политический режим, основывающийся на государственной власти, удерживаемой любым путем, вплоть до прямого насилия, но не вмешивающейся в те сферы жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. При авторитаризме власти не претендуют на полный контроль над всем обществом. Относительно самостоятельно могут развиваться экономика, культура. Исторический опыт показывает, что многие авторитарные режимы могут эволюционировать в сторону демократии.
Демократический политический режим характеризуется систематической выборностью власти, политическим плюрализмом, т. е. соревнованием, конкурентной борьбой множества различных взаимосвязанных и вместе с тем автономных социальных и политических групп, партий, организаций, установок, идей и программ. Демократический политический режим не является идеальным. При нем создаются благоприятные условия для самовыражения личности, ее свободы, но при этом высвобождаются как творческие, созидательные, так и разрушительные импульсы человека, бороться с которыми в состоянии только он сам. В настоящее время демократический политический режим с различными особенностями и отклонениями функционирует во многих странах мира.
Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.
В последней трети двадцатого века во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которое в совокупности характеризуют его как государство правовое. В социально – политической жизни это означает верховенство права в обществе во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный суд и вся система судов правового государства.
Верховенство права в обществе как главный принцип правового государства и предопределяет и прочие6 его принципы, в частности подчинения закону самого государства, его органов и должностных лиц, других организаций, граждан.