double arrow

Тема 4. Государство, его признаки


Вопросы для самоконтроля


1. Какова роль права в системе социальных регуляторов?

2. Дайте определение права. Каковы сущность и содержание права?

3. Назовите основные концепции (теории) правопонимания.

4. Раскройте понятие «исторические типы права».

5. Назовите основные признаки и принципы права.

6. Дайте характеристику функций права.

7. Как соотносятся понятия «правовая культура» и «правосознание»?

8. Правовая культура: понятия и структура.

9. Понятия, структура и функции правосознания.

10. Причины правового нигилизма и пути преодоления этого явления.


[1][1] См: Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., 1974. С. 42-43.

Государство — организация политической власти, осущест­вляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженных сил и пр.

В ис­тории политической мысли можно выделить следующие основные концепции происхождения государства:

1. Силовая или концепция насилия (Д. Юм, Л. Гумплович, Е. Дюринг и др.). Ее суть в том, что государство воз­никает в результате узурпации (внутренней или внешней) политической власти.

2. Договорная (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.). Первоначально люди жили в догосударственном, «есте­ственном состоянии», которое представлялось разным ав­торам этой концепции по-разному. Государство возникает вследствие заключения общественного договора с целью сохранения безопасности, охраны собственности и гаранти­рованного обеспечения других личных прав.

3. Марксистская («экономическая»). К возникновению государства приводят объективные изменения в хозяй­ственно-экономической жизнедеятельности индивидов. Распространение металлических и особенно железных ору­дий труда резко повышало производительность труда, вело к появлению прибавочного продукта, который стал сосре­доточиваться у отдельных групп людей. Появилась частная собственность, выделились классы. Для закрепления пози­ций того класса, в руках которого концентрировались бо­гатства, образовалось государство. Таким образом марксизм констатирует классовую сущность возникающего государ­ства как института угнетения и защиты интересов господ­ствующего класса.

4. Патриархальная (Р. Филмер). Согласно этой концеп­ции государство возникает в результате естественного раз­растания семей, причем власть правителя может быть упо­доблена власти отца в семье.

5. Органическая (Э. Берк). Государство представляется «организмом», основанным на традиционных обществен­ных установлениях.




6. Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Государство является отражением «небесных порядков», причем государственный суверен — «помазанник божий».

Существуют и другие теории:

ü социально-экономическая теория: государство возника­ет для защиты частной собственности и интересов класса собственников;

ü теория завоевания: государство возникает как механизм для сохранения господства завоевателей либо для отра­жения внешней угрозы;

ü психологическая: государство — результат психологи­ческого различия людей (одни люди умеют повелевать, другие — подчиняться);

ü ирригационная: государство возникает для организации крупных строительных работ при поливном земледелии;

ü расовая: причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы;

ü экономическая: государство возникает в результате появ­ления производящей экономики вследствие усложнения управления обществом.

Слабостью всех перечисленных теорий является ограни­ченность их каким-либо одним фактором.

Современные теории называют сразу несколько предпо­сылок возникновения государства:

ü экономические: появление в результате неолитической революции прибавочного продукта;

ü экологические: ирригационное земледелие;

ü демографические: рост населения и усложнение социаль­ной структуры;

ü психологические: образ жизни разных народов;

ü внешние: угроза завоевания со стороны соседей. Признаки государства:



ü аппарат управления (публичный характер власти);

ü территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства;

ü существование системы права, выполнение норм нрава обеспечивается государством;

ü наличие населения, на которое распространяется власть государства;

ü наличие органов принуждения;

ü суверенность (суверенитет — независимость государства во внешней и внутренней политике от других стран);

ü законы государства распространяются на всех людей, на­ходящихся на его территории (принцип всеобщности). Функции государства: организационно-хозяйственная;

ü политическое управление; защита от внешней угрозы; культурно-идеологическая.

Государство – важнейший институт политической системы общества, обладающая своими отличительными чертами и признаками.

Главным из них является наличие суверенитета, то есть верховенства и независимости государственной власти как внутри страны, так и вне ее — в отношениях с со­седними и другими государствами.

Неотъемлемыми качествами суверенитета считаются:

Ø столица, герб, гимн, флаг, другие государственные сим­волы;

Ø полновластие в определении направлений внутренней и внешней политики, в принятии политических решений;

Ø независимость государственной власти в осуществлении функций государства, в исполнении его предназначения перед обществом;

Ø равноправие в отношении с другими участниками международных отношений.

Ø экономическое пространство, наличие национальной ва­люты;

Ø существование территории государства (наличие границ) и населения, использующего государственный язык;

Ø аппарат управления, осуществляющий функции верхов­ной власти;

Ø наличие вооруженных сил.

Экономический суверенитет означает, что каждое государство имеет свою таможенную служ­бу, свою национальную валюту, систему налогов и сборов, законы, правила и нормы хозяйствен­ной деятельности, свою кредитно-финансовую систему, принципы государственного управления экономикой.

Политический суверенитет предполагает, что государство имеет свою государственную гра­ницу, причем пролегает она не только по суше, но и по воде, и в воздухе; обладает своими органа­ми государственной власти и управления, карательными органами, органами правосудия, армией. Каждое государство имеет свои законы о гражданстве или подданстве, свою систему правовых норм.

Государство как социальный институт имеет определен­ные признаки:

ü наличие публичной власти, предполагающее особую систему органов и учреждений, составляющих госу­дарственный аппарат управления;

ü территория, на которую распространяется юрисдик­ция данного государства;

ü существование системы права, обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается органами госу­дарства;

ü суверенитет, т. е. полная независимость государства от других государств;

ü сбор налогов с населения.

Атрибутами государства являются армия, суд, органы правопорядка. В целом государство является универсаль­ным образованием, политической организацией общества, обладающей способностью интегрировать общество, приме­няя при этом публичную власть. Его особая роль в поли­тической системе общества определена тем, что оно явля­ется единственной полновластной организацией в масштабе всей страны, имеющей право издавать общегосударствен­ные законы.

Социальное назначение государства состоит в том, что оно управляет людьми, решает общие вопросы, служит ар­битром в разрешении споров, конфликтов и противоречий, возникающих между различными субъектами. Современное государство выступает гарантом осуществления человеком своих прав и свобод, определяет правовое положение обще­ственных организаций и т. п.

Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определённого исторического этапа развития.

По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства внутри страны.

Среди внутренних функций государства необходимо выделить следующие:

ü функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан государства;

ü политическая — обеспечение условий деятельности полити­ческих институтов;

ü функция легализованного осуществления принуждения в отношении различных социальных групп и индивидов;

ü экономическая функция (выработка экономической политики, формирование и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы налогообложения, ценовой политики, управление государственными предприятиями и т.д.);

ü социальная функция (система социальной защиты населения, здравоохранение и образование, пенсионное обеспечение и т.д.);

ü экологическая функция (деятельность, направленная на охрану, восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

ü культурно-воспитательная и идеологическая функция (пропаганда определённых идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения и т.д.).

Внешние функции – это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими государствами.

К внешним функциям относятся:

ü защита общества, государства от внешней угрозы (строительство вооружённых сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т.д.);

ü функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в различных международных организациях и т.д.);

ü отстаивание государственных интересов в международных отношениях;

ü развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими стра­нами;

ü участие в решении глобальных проблем.

Истории известны различные типы государства – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, правовое.

Каждому типу присуще свои формы, которые зависят: от формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Формы правления или политические режимы:

ü монархия – власть одного человека передаваемая по наследству.

ü демократия – народовластие, всеобщая избирательная система.

ü олигархия – власть немногих.

ü охлократия – власть толпы.

ü аристократия – власть высших слоёв общества.

ü тирания – единоличная власть, основанная на насилии.

ü республика - выборная власть.

Понятием «форма правления» обозначается порядок формирования и функционирования высших органов государственной власти, их отношения друг с другом и с гражданами.

Выделяются республиканская и монар­хическая формы правления (каждая со своими разно­видностями).

По форме правления мы сегодня выделяем монархию (абсолютную, конституционную или парламентскую); республику (президентскую, парламентскую, смешанную).

Сущест­вуют две основные разновидности монархической фор­мы правления: абсолютная монархия, в которой власть наследственного правителя ничем не ограничена; кон­ституционная монархия, в которой полномочия монарха ограничены рамками конституции. Последняя, в свою очередь, может иметь форму дуалистической монархии (монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь в незначительной степени законодатель­ной) или парламентской монархии (монарх, формально считаясь главой государства, обладает преимущественно представительскими функциями).

Абсолютная монархия (в России ее называли самодержавием) представляет собой такую фор­му правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получаю­щему ее по наследству. В руках самодержца сходятся все нити власти. Он устанавливает законы, следит за их проведением в жизнь, судит и милует своих подданных. Его воля и есть источник власти, закона, сам же он стоит над законом. Подобный порядок организации верховной власти был широко распространен в средние века и в России, и на Востоке. В наши дни абсолютных монархий на земле почти не осталось, потому что возросли значение и политическая активность народов, избранных ими органов. Примерами абсолютной монархии сегодня могут служить Сау­довская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар.

Дуалистическая монархия — интересная и своеобразная форма правления. Чаще всего она складывается в таких условиях, когда старые силы, например помещики-землевладельцы, оказы­ваются вынужденными разделить свою власть с претендующими на нее новыми силами — торго­во-промышленными кругами, добиваясь своего рода компромисса с ними.

Конституционная (парламентарная) монархия — самый распространенный вид монархий в настоящее время. В конституционных монархиях власть монарха уже не безгранична. Ее рам­ки четко очерчены законами, конституцией. Наиболее характерным примером парламентарной монархии является сегодня Великобритания. Ограничение королевской власти в Англии, ее ре­гламентация законами берет свое начало еще с 1215 года, с момента принятия Великой хартии вольностей при короле Иоанне Безземельном. А после принятия в 1691 году «Билля о правах» — документа, зафиксировавшего достижения Английской буржуазной революции XVII века, в стра­не установился порядок, при котором «король царствует, но не правит». Законы принимает парла­мент. Исполнение их возложено на правительство, которое формирует премьер-министр — он же лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах.

Функции монарха во многом номинальны, хотя и но сей день правительство Великобритании называется «правительством Ее Величества» (с 1952 года английской королевой является Елизаве­та II). Однако британский монарх выполняет важные представительские функции, является сим­волом единства страны, главой Британского содружества наций (бывшей колониальной империи Великобритании). Большинство современных монархий — парламентарные.

В республике источником власти считается народ, высшие органы власти избираются гражданами. В со­временном мире существуют три основные разновид­ности республики: парламентская, президентская, смешанная.

Отличительной чертой парламентской республики является формирование правительства на парламент­ской основе (обычно парламентским большинством) и формальная ответственность правительства перед парла­ментом. Хотя председатель правительства (премьер-ми­нистр, канцлер и т.п.) в условиях парламентской рес­публики может не являться формальным главой госу­дарства (часто им является президент), реально — он первое лицо в политической иерархии, а полномочия президента ограничиваются представительскими и цере­мониальными функциями (его положение сходно с по­ложением монарха в парламентских монархиях — «царствует, но не правит»).

Парламентская республика:

ü правительство формируется лидером победившей партии и ответственно перед парламентом;

ü отождествление воли парламентского большинства с во­лей народа;

ü правительство следует этой воле;

ü плюрализм обеспечивается присутствием в парламенте оппозиции, ее гарантированными правами, чередованием партий у власти;

ü формальный признак парламентской республики: главой правительства (премьером) является лидер (один из ли­деров) правящей партии.

Отличительным признаком президентской респуб­лики является то, что президент в ней является гла­вой государства, а зачастую совмещает статус главы государства и главы правительства, а также верховно­го главнокомандующего вооруженными силами стра­ны. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, осуществляет представительские функции, обеспечивает работу государственного аппа­рата, координирует деятельность различных ветвей власти, гарантирует соблюдение конституции страны, соблюдение прав граждан и многое другое.

Отношения между парламентом и президентом ос­новываются на системе сдержек и противовесов. Пар­ламент может ограничивать деятельность президента с помощью законов и бюджета, процедуры импичмента, а президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а в ряде ситуаций — правом распустить парламент и объявить новые выборы.

Черты президентской модели республики:

ü президент избирается на основе всеобщего, прямого и тайного голосования, независим от парламента;

ü президент является главой государства и главой прави­тельства;

ü президент как глава исполнительной власти формирует правительство; парламентская ответственность прави­тельства отсутствует;

ü президент в качестве главы государства ответственен не­посредственно перед народом;

ü президент, как правило, имеет власть действовать по сво­ему усмотрению в чрезвычайных ситуациях.

Смешанная или полупрезидентская республика стре­мится сочетать сильную президентскую власть с эффек­тивным контролем парламента за деятельностью прави­тельства. Ее главная характерная черта — двойная от­ветственность правительства перед президентом и парламентом.

Для смешанной формы республиканского правления ха­рактерно сочетание признаков парламентской и президент­ской республик:

ü президент избирается всенародным голосованием;

ü правительство формируется президентом и утверждается парламентом;

ü правительство несет ответственность и перед президен­том, и перед парламентом;

ü президент имеет право роспуска парламента в оговорен­ных законом случаях;

ü полномочия президента в области исполнительной власти ограничены правительством.

В современной России также установилась смешанная форма правления. С одной стороны, президент избирается путем прямого голосования, является главой государства, главнокомандую­щим Вооруженными силами страны, обладает правом отлагательного вето. С другой стороны, он не вписан ни в одну из ветвей власти, а как бы стоит над ними. Парламент не только утверждает главу правительства, но и может вынести вотум недоверия правительству. Сильная президентская власть необходима сегодня России для того, чтобы лучше преодолеть стоящие перед страной труд­ности, кризисные явления. Такой большой и разнообразной по своему укладу стране, как Россия, необходима централизация власти, способность власти принимать оперативные решения. Распо­лагаясь над ветвями власти, президент России обеспечивает организацию их деятельности и осу­ществляет руководство ими. Важная роль отводится президенту и в законодательном процессе: он выступает инициатором разработки и принятия ряда новых законов. В то же время власть прези­дента в Российской Федерации не безгранична. Его указы не должны противоречить Конституции РФ, законам страны — нормативным актам, обладающим высшей юридической силой. Парламент РФ — Федеральное собрание — может отрешить президента от доджности при условии подачи за это решение 2/3 голосов в каждой из палат: Совете Федерации и Государственной думе.

Общепринятой нормой построения и функционирования государственного аппарата управления является принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ветви власти, осуществляя взаимный контроль, не допускают опасную концентрацию власти в одних руках.

Власть и управление в государстве осуществляется с по­мощью государственного аппарата, который включает в себя законодательные, представительные и судебные органы.

Основной сферой деятельности законодательных органов является принятие законов и других правовых актов, а также контроль над деятельностью исполнительной власти. Парла­мент является высшим законодательным органом государства и избирается на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании. В федеративных государствах существуют общегосударственные и местные парламенты. Российский парламент называется Федеральным собранием. Законодательная власть олицетворяет собой народный суверенитет.

Исполнительная власть, в отличие от законодательной, является постоянно действующей системой государственного управления и называется правительством. Задачи правитель­ства — обеспечить исполнение законов и других актов зако­нодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через президента и правительство, их органы на местах. Общенациональное пра­вительство контролирует внешнюю политику, вопросы обо­роны и финансов, а местные власти занимаются социальной, экономической, культурной, экологической сферами жизни. Исполнительная власть осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением, т.е. носит адми­нистративный (исполнительно-распорядительный) характер. Люди, составляющие государственно-административный ап­парат, называются государственными служащими. В отличие от высших должностных лиц они не зависят от выборов и работают на постоянной основе

Судебная власть выступает гарантом соблюдения за­конности в деятельности законодательной и исполнительной властей, а также в качестве арбитра в случае возникновения между двумя другими ветвями власти трудноразрешимых противоречий и разногласий, в том числе и по конституцион­ным проблемам.

Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

При мажоритарной системе избранным считается кан­дидат, получивший большинство голосов избирателей. Эта система имеет две разновидности — абсолютного большин­ства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало абсолютное большинство изби­рателей, т.е. 50% + 1 голос. Если понадобится второй тур, то в нем участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре. В России по такой системе из­бирают президента, глав субъектов федерации.

При системе относительного большинства побеждает кандидат, набравший простое большинство голосов. Таким путем был избран Президент России Б. Ельцин в 1991 году.

Недостатком мажоритарной системы является то, что политическое меньшинство может оказаться без представитель­ства в законодательном органе. Преимущество заключается в том, что такая система позволяет формировать стабильные правительства, которые опираются на прочное парламентское большинство, закрепляет политическое лидерство исключи­тельно крупных партий.

При пропорциональной системе, результаты голосования определяются пропорционально полученному каждой парти­ей числу голосов. Чтобы не допустить к власти карликовые партии, вводится процентный барьер (в России на выборах в Думу — 7%). Такая система позволяет сохранить в стра­не многопартийность, но правительство часто формируется на основе блоков и коалиций, что ведет к частой смене прави­тельств.

При сочетании мажоритарных и пропорциональных спо­собов выборов сложился мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип избирательной системы.

Под «формой государственного устрой­ства» понимается национально-территориальное уст­ройство страны, т.е. принципы административного деления, полномочия центральных и местных органов власти, взаимоотношения отдельных частей государст­ва друг с другом и центром и т.п.

По форме государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративное.

Унитарное государство (административные единицы не обладают суверенитетом, их руководители назначаются из центра и проводят его решения) представляет собой однород­ную организацию, состоящую из административно-тер­риториальных единиц, не обладающих собственной го­сударственностью. Унитарные государства сформирова­лись преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя часть из них может иметь в своем со­ставе инонациональные образования, пользующиеся не­которой автономией, границы которой определяются центральной властью.

К таким госу­дарствам относятся, например, Франция, Греция, Португалия, Украина, Швеция, Япония. Ха­рактерными признаками унитарного государства являются:

ü наличие единой конституции — основного закона страны, верховенство которого признается на всей территории;

ü единая система органов государственной власти — один парламент, один глава государства, одно правительство, — юрисдикция (полномочия) которой распространяется на всю терри­торию страны;

ü единое гражданство;

ü единая система права, единая система правосудия;

ü территория состоит из административно-территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления;

ü суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре.

Федерация (отдельные территории обладают большой само­стоятельностью) — это устойчивый союз государств, са­мостоятельных в пределах распределенных между ними и центром властных полномочий и имеющих соб­ственные конституции, законодательные, исполнитель­ные и судебные органы, а иногда и двойное гражданст­во. Федерация строится на основе распределения функ­ций между субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом часть полномочий находится в ведении федерального центра, часть — субъекта федерации, а некоторые — в совместном ведении. Субъекты федерации фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из состава государства. Многие союзные конституции предусматривают право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела субъектов федерации в случае возникновения там чрез­вычайных ситуаций, например стихийных бедствий или массовых акций гражданского неповиновения.

К числу федераций относятся Соединенные Штаты Америки, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Фе­деративная Республика Германия, Австралийский Союз, Индия, Россия.

Федерация — это сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, кантонами, областями). Государства-федерации обладают целым рядом специфи­ческих признаков.

Конфедерацией называют постоянный союз суверен­ных государств для осуществления конкретных совме­стных целей. Ее участники полностью сохраняют свой суверенитет и передают в компетенцию союзных орга­нов решение ограниченного круга проблем, например режим границ, развитие транспорта и связи, некоторые вопросы обороны или внешней политики.-

По политическому режиму: демократическое, авторитарное, тоталитарное.

Тоталитаризм — политический режим, характеризую­щийся концентрацией власти в одном центре с целью уста­новления всеобъемлющего контроля над всеми сферами жизни общества и обществом как системой в целом. Конт­роль государства и насилие при тоталитарном режиме не знают границ. Не допускается любая независимая граждан­ская инициатива.

Авторитаризм — политический режим, основывающий­ся на государственной власти, удерживаемой любым путем, вплоть до прямого насилия, но не вмешивающейся в те сферы жизни, которые непосредственно не связаны с поли­тикой. При авторитаризме власти не претендуют на полный контроль над всем обществом. Относительно самостоятель­но могут развиваться экономика, культура. Исторический опыт показывает, что многие авторитарные режимы могут эволюционировать в сторону демократии.

Демократический политический режим характеризует­ся систематической выборностью власти, политическим плюрализмом, т. е. соревнованием, конкурентной борьбой множества различных взаимосвязанных и вместе с тем ав­тономных социальных и политических групп, партий, орга­низаций, установок, идей и программ. Демократический политический режим не является идеальным. При нем со­здаются благоприятные условия для самовыражения лич­ности, ее свободы, но при этом высвобождаются как твор­ческие, созидательные, так и разрушительные импульсы человека, бороться с которыми в состоянии только он сам. В настоящее время демократический политический режим с различными особенностями и отклонениями функциони­рует во многих странах мира.

Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

В последней трети двадцатого века во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которое в совокупности характеризуют его как государство правовое. В социально – политической жизни это означает верховенство права в обществе во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный суд и вся система судов правового государства.

Верховенство права в обществе как главный принцип правового государства и предопределяет и прочие6 его принципы, в частности подчинения закону самого государства, его органов и должностных лиц, других организаций, граждан.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7