double arrow

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ТЕСТ


Приложение 8

Вопросы (задания) для самостоятельной работы

Приложение 7

Примерные Темы курсовых работ

Приложение 6

1. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.

2. Предмет и методы теории государства и права.

3. Вопросы происхождения государства и права.

4. Власть, ее разновидности и назначение в обществе

5. Основные теории происхождения государства и права (по выбору
студента): теологическая, договорная, психологическая, насилия, патриархальная, марксистская и др.

6. Современные теории происхождения государства.

7. Современные теории происхождения права.

8. Понятие государства.

9. Функции современного российского государства.

10. Формы, методы и средства осуществления функций государства.

11. Понятие формы государства.

12. Механизм государства: понятие и структура.

13. Государство и демократия.

14. Государство в политической системе общества.

15. Право и государство: проблемы соотношения.

16. Теория правового государства: история и современность.

17. Право и закон.

18. Структура гражданского общества.

19. Типология государства: основные подходы.

20. Разделение властей как принцип правового государства.

21. Личность, право, государство.

22. Формы демократии: представительная и непосредственная.

23. Институт главы государства и его место в системе органов
государственной власти.

24. Нормы права.

25. Правовые отношения.

26. Юридические факты.

27. Основные правовые системы современности.

28. Закон как источник права.

29. Правовая культура.

30. Понятие права: основные подходы.

31. Эффективность действия права.

32. Реализация правовых норм.

33. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел.

34. Правотворчество и формирование права.

35. Актуальные проблемы правового регулирования в свете новой
Конституции России.

36. Требования, предъявляемые к применению правовых норм.

37. Объективная истина в правоприменительной деятельности.

38. Право и мораль.

39. Законодательная техника.

40. Сущность правонарушений.

41. Принципы юридической ответственности.

42. Понятие и виды источников (форм) права.

43. Действие нормативных актов во времени, в пространстве, по
кругу лиц.

44. Понятие и основные стадии применения норм права.

45. Толкование правовых норм.

46. Международное и национальное (внутригосударственное) пра­во: проблемы взаимодействия.

47. Теологическая теория права.

48. Теория естественного права.

49. Юридический позитивизм.

50. Социологическое направление в праве.

51. Теория «возрожденного» естественного права.

52. Психологическая теория права.

53. Марксистско-ленинская теория права.

54. Общество и государство. Гражданское общество в условиях правового государства.




55. Право в объективном и субъективном смысле.

56. Понятие федерации. Федеративное устройство России по Кон­ституции 1993 г.

57. Понятие конфедерации.

58. Система российского законодательства.

59. Правовая реформа в России: проблемы и перспективы.

60. Правовой нигилизм в России.

(используются студентами при подготовке к семинарским занятиям, зачету и экзамену)

1. Каким понятием обозначается сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также ее результат – сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира?

2. Что представляет собой предмет науки?

3. Сформулируйте определение понятия предмета теории государ­ства и права как науки.

4. Из каких элементов слагается предмет теории государства и права?

5. Чем наука «Теория государства и права» отличается от соответст­вующей учебной дисциплины?

6. В чем состоит отличие теории государства и права от отраслевых
юридических наук?

7. Какие функции выполняет наука «Теория государства и права»?

8. Кто из теоретиков государства и права внес наиболее существен­ный вклад в исследование предмета теории государства и права?

9. Что представляет собой метод научного познания?

10. Как соотносятся предмет и метод теории государства и права?

11. Как классифицируются методы научного познания государст­венно-правовых явлений?

12. Каковы требования диалектического метода познания?



13. Какой из методов плодотворно применяется для анализа сходства, различия и классификации правовых систем?

14. Для чего необходим правовой эксперимент?

15. Какие методы относятся к конкретно-социологическим?

16. Кто из ученых-юристов занимался специальными исследова­ниями методов правовой науки?

17. Сформулируйте определение понятия «власть».

18. Что представляют собой социальные нормы?

19. Каковы предпосылки возникновения социальных норм?

20. Для каких целей общества служат власть и социальные нормы?

21. Какие признаки характеризуют род?

22. Каковы особенности власти в первобытном обществе?

23. Что такое неолитическая революция?

24. Почему социальные нормы первобытного общества называют
мононормами?

25. Каковы особенности нормативной регуляции первобытного об­щества?

26. Какие виды социальных норм регулировали общественные от­
ношения в первобытном обществе?

27. Что такое обычай?

28. Каковы основные способы образования права в первобытном
обществе?

29. Чем право отличается от социальных норм первобытного обще­ства?

30. Назовите представителей договорной теории происхождения го­сударства и права.

31. Кто из ученых развивал психологическую теорию происхожде­ния государства и права?

32. Какую теорию происхождения права развивали Гумшювич, Дюринг, Кауцкий?

33. Назовите представителей классовой теории происхождения го­сударства и права.

34. Какую теорию происхождения государства и права отстаивали
Фома Аквинский и Маритэн?

35. Какую теорию происхождения государства и права разрабаты­вали Аристотель, Фильмер, Михайловский?

36. Что такое государство?

37. Какой признак государства является главным, устойчивым, за­кономерным, определяющим все остальные признаки государства?

38. В чем проявляется политический характер государственной власти?

39. Как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимость вовне?

40. В чем состоит основное противоречие в сущности государства?

41. Назовите характерные черты либеральной модели соотношения
государства и экономики.

42. Какие существуют различия между понятиями политической и
государственной власти?

43. Как называется свойство государственной власти, выражающее­ся в признании населением этой власти и в способности властвующих убе­дить подвластных в справедливости своих притязаний?

44. Что представляет собой исторический тип государства?

45. С позиции какого подхода к типологии государств выделяются
рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуазные) и со­циалистические государства?

46. Что выступает критерием типологии государства с позиции
формационного подхода?

47. Какой подход к типологии государства основывается на духов­но-нравственных и социально-культурных факторах развития общества?

48. Кто из ученых юристов внес наиболее существенный вклад в ис­следование понятия, сущности и типов государства?

49. Что представляют собой функции государства?

50. По какому основанию функции государства делятся на внутрен­ние и внешние?

51. На какие разновидности подразделяются функции государства в
зависимости от видов ветвей государственной власти?

52. Какая функция государства состоит в поддержании достаточно­
го уровня обороноспособности страны с целью предупреждения воору­женной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности
иностранных государств?

53. Какие признаки характеризуют экономическую функцию совре­менного российского государства?

54. Какие формы осуществления функций государства относятся к правовым?

55. Какие формы осуществления функций государства относятся к организационным?

56. Какая функция присуща государству любого исторического типа?

57. Какая функция государства должна стать главной в цивилизованном обществе?

58. Кто из ученых-юристов внес наибольший вклад в исследование
функций государства?

59. Что представляет собой форма государства?

60. Что такое форма правления?

61. По какому основному признаку монархия отличается от респуб­лики?

62. Перечислите признаки, характерные для монархической формы
правления.

63. Перечислите признаки, характерные для республиканской фор­мы правления.

64. Какая разновидность монархии характеризуется тем, что вся
полнота власти сосредоточена в руках монарха, конституция и парламент
отсутствуют, разделения властей не существует?

65. Как называется форма правления, при которой глава государства
является выборным и сменяемым, его власть считается производной от
представительного органа или избирателей?

66. Назовите страны, формы правления в которых могут служить
наиболее типичными примерами президентской республики.

67. Какая республика характеризуется тем, что правительство характеризуется партиями, обладающими большинством в парламенте и не­
сет перед парламентом политическую ответственность?

68. К какой форме правления можно отнести форму правления Рос­сийской Федерации?

69. Что представляет собой форма государственного устройства?

70. На какие виды делятся государства по форме государственного
устройства?

71. Какие признаки характерны для унитарного государства? При­ведите примеры унитарных государств.

72. Какая форма государственного устройства определяется как
временный юридический союз суверенных государств?

73. Чем конфедерация отличается от федерации?

74. Какая форма государственного устройства определяется как на­сильственно создаваемое сложное монархическое государство?

75. На каких принципах могут образовываться федерации?

76. Чем политический режим отличается от государственно-правового режима?

77. Какой политический режим характеризуется полным контролем
государства над всеми сферами общественной жизни, огосударствлением
всех общественных организаций, значительным ограничением прав и сво­бод граждан, запрещением политических партий, приматом государства
над правом, произволом со стороны государственной власти?

78. Кто из ученых-юристов внес наиболее существенный вклад в
исследование формы государства?

79. Как соотносятся понятия «механизм государства» и «государст­венный аппарат»?

80. Какова структура государственного аппарата?

81. Какие признаки присущи государственному органу?

82. На какие разновидности подразделяются органы государства в
зависимости от видов ветвей государственной власти?

83. К какой разновидности государственных органов относятся те
органы, члены которых избираются населением?

84. Какие направления деятельности относятся к функциям парла­мента?

85. Какой орган государства в Российской Федерации обладает пра­вом принятия нормативных правовых актов, обладающих высшей юриди­ческой силой на всей территории страны?

86. Как называется принцип организации и деятельности аппарата
государства, выражающийся в построении основных институтов государ­ственной власти на основе четкого разграничения компетенции в целях
предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа?

87. Кто определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской
Федерации?

88. Назовите судебный орган, который решает дела о соответствии
Конституции России федеральных законов, нормативных актов Президен­та Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации.

89. Какой орган осуществляет надзор за деятельностью судов общей
юрисдикции в формах, предусмотренных федеральным процессуальным
законом?

90. Какие элементы включает в себя политическая система в «ши­роком» смысле?

91. Какие элементы включает в себя политическая система в «уз
ком» смысле?

92. Как соотносятся понятия «политическая система общества» и
«политическая организация общества»?

93. Назовите системообразующие факторы, под влиянием которых
формируется политическая система.

94. Что является центральным элементом политической системы и
чем это обусловлено?

95. К какому подходу правопонимания относится следующее опре­деление: «Право это система общеобязательных, формально определен­ных, исходящих от государства и им охраняемых норм, регулирующих
общественные отношения?»

96. К какому подходу правопонимания относится следующее опре­деление: «Право это система естественных, неотъемлемых прав, сущест­вующих независимо от воли государства»?

97. От чего зависит понимание сущности права?

98. Как соотносятся «узкое» и «широкое» понимание права?

99. В чем состоит ценность права?

100. Что представляет собой инструментальная ценность права?

101. В чем состоит суть реалистической модели соотношения госу­дарства и права?

102. В чем проявляется влияние государства на право?

103. Что представляют собой принципы права?

104. Какой критерий лежит в основании деления принципов права
на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и принципы правовых институтов?

105. В чем состоит значение принципов права?

106. С помощью каких способов принципы права закрепляются в
законодательстве?

107. Какой из общеправовых принципов права определяется как
требование соответствия между трудом и вознаграждением, преступлени­ем и наказанием?

108. Что представляют собой функции права?

109. Назовите социальные функции права.

110. Назовите специально-юридические функции права.

111. Назовите характерные черты охранительной функции права.

112. Какая из трех форм реализации функций права относится к не­
посредственно юридическому воздействию?

113. Кто из ученых-юристов внес наиболее существенный вклад в
исследование функций права?

114. Какие признаки характеризуют правосознание?

115. Какие элементы выделяют в структуре правосознания?

116. К какому структурному элементу правосознания относятся
правовые чувства, переживания, эмоции, настроения?

117. Носителями какого вида правосознания являются ученые-
юристы?

118. В каком понятии находит отражение негативное, отрицатель­
ное, неуважительное отношение к праву, законности и правопорядку?

119. Назовите виды деформаций правосознания.

120. Чем правовой нигилизм отличается от перерождения правосознания?

121. Назовите причину правового нигилизма в российском обществе.

122. Назовите пути преодоления правового нигилизма в российском
обществе.

123. Кто из ученых-юристов внес наиболее существенный вклад в
исследование правового сознания?

124. Что представляет собой система нормативного регулирования?

125. В чем состоит особенность нормативного и индивидуального
регулирования? Как они соотносятся друг с другом?

126. По какому основному признаку социальные нормы отличаются
от технических норм?

127. Какая из социальных норм является самой консервативной?

128. Назовите общую для всех социальных норм функцию.

129. Для каких нормативных регуляторов характерны общеобязательная нормативность и формальная определенность?

130. Какие из социальных норм неразрывно связаны с государством?

131. Каким образом право и мораль соотносятся по кругу регулируемых общественных отношений?

132. В чем проявляется взаимодействие права и морали?

133. В каком случае имеют место противоречия между правом и моралью?

134. Какие признаки присущи корпоративным нормам?

135. Кто из ученых-юристов внес наиболее существенный вклад в
исследование социальных норм?

136. Чем источник права в специально-юридическом смысле (собственно форма права) отличается от источника права в материальном смысле?

137. Что представляет собой правовой прецедент? Каковы достоин­ства и недостатки этой формы права?

138. Подберите общий термин для обозначения понятий «правовой
прецедент» и «нормативный договор».

139. Какая из форм права не имеет текстуального закрепления в
правовом документе?

140. В какой правовой системе характерным источником права является доктрина (правовая школа)?

141. Какие формы права не признаются в качестве официальных ис­точников права в Российской Федерации?

142. В какой период истории российского государства правосознание признавалось формой права?

143. Почему нормативный правовой акт является основной формой
(источником) российского права?

144. В каком случае обычай становится правовым обычаем, т.е.
формой (источником) права?

145. Какова роль правосознания в правотворческой деятельности?

146. Какова роль правосознания в правореализующей деятельности?

147. Какая функция правосознания состоит в том, что с его помощью дается квалификация конкретным жизненным обстоятельствам как
юридически значимым?

148. Кто из ученых-юристов внес наиболее существенный вклад в
исследование форм (источников) права?

149. Как соотносятся такие понятия как «правообразование» и «пра­вотворчество»?

150. Назовите принципы, которые лежат в основе правотворческой
деятельности.

151. Что представляет собой санкционированное правотворчество?

152. В чем состоит особенность делегированного правотворчества?

153. Какие стадии следует выделять в законотворческом процессе?

154. Кто из субъектов в соответствии с Конституцией Российской
Федерации наделен правом законодательной инициативы?

155. Как называется вводная часть нормативного правового акта?

156. Какой нормативный правовой акт обладает высшей юридической силой?

157. Какой орган государственной власти обладает правом издания
нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой на
территории Российской Федерации?

158. Назовите характерные признаки правового закона.

159. От чего зависит юридическая сила нормативного правового ак­та?

160. На какие виды подразделяются законы Российской Федерации
по юридической силе?

161. По какому основанию законы классифицируются на законы
общего действия и специальные?

162. Назовите правовой акт, в котором разграничивается правотворческая компетенция федеральных органов власти и органов власти субъек­тов федерации.

163. В чем выражается обратная сила закона?

164. Что представляет собой экстерриториальное действие закона?

165. Будет ли привлечен к юридической ответственности посол Российской Федерации в Сенегале, если он совершил дорожно-транспортное
происшествие, в результате которого погиб гражданин Сенегала?

166. Кто вправе привлечь к юридической ответственности матроса
иностранного грузового судна за причинение тяжких телесных повреждений другому матросу этого же судна во время его нахождения на рейде морского порта Новороссийска?

167. Назовите приемы юридической техники.

168. Что представляет собой концепция закона?

169. Что такое правовой символ? Приведите примеры правовых
символов.

170. Приведите примеры правовых аксиом.

171. Какие требования предъявляются к юридическим терминам?

172. В чем состоит значение систематизации нормативных право­вых актов?

173. Назовите формы систематизации нормативных правовых ак­тов?

174. К какой разновидности систематизации нормативных правовых
актов относится та, при которой акты объединяются по хронологическому и (или) предметному критериям в разного рода сборники и собрания?

175. По каким параметрам кодификация отличается от инкорпорации?

176. Какова основная цель консолидации?

177. Какая разновидность кодифицированных актов обеспечивает
детальное и по возможности всестороннее правовое регулирование соот­ветствующей группы общественных отношений?

178. Какой вид инкорпорации определяется как «утверждение сбор­ников правовых актов специально уполномоченными на то государствен­ными органами»?

179. Какой вид инкорпорации характеризуется объединением нормативных правовых актов в сборники и собрания по времени их издания?

180. Какая разновидность кодифицированных актов содержит нор­
мы, определяющие порядок образования, структуру, задачи, функции и
компетенцию определенной системы государственных органов?

181. Кто из ученых-юристов внес наиболее существенный вклад в
исследование вопросов систематизации нормативных правовых актов?

182. Назовите признаки, характерные для правовых норм.

183. Назовите элемент правовой нормы, закрепляющий правило по­
ведения путем предоставления права и возложения юридической обязанности.

184. Как называется элемент юридической нормы, фиксирующий
меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормы?

185. По какому основанию санкции юридических норм подразделя­ются на простые, сложные и альтернативные? Приведите примеры пере­численных видов санкций норм права.

186. В каком виде санкций юридических норм точно определен вид
и размер наказания?

187. Какой элемент правовой нормы предусматривает условие при­менения юридической нормы?

188. Что представляет собой ссылочная диспозиция юридической
нормы?

189. По какому основанию гипотезы юридических норм подразделяются на «положительные» и «отрицательные»?

190. Каково назначение правоохранительных норм?

191. К какому виду следует отнести данную норму по характеру
предписания: «Родители имеют право приоритета в выборе вида образова­ния для своих малолетних детей» (п. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав
человека)?

192. Какова данная норма по степени обязательности: «Если срок в
доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня
ее совершения» (ст. 186 ГК Российской Федерации)?

193. Как соотносятся норма права и статья нормативного правового
акта?

194. Сформулируйте определение понятия «система права».

195. Назовите признаки, относящиеся к системе права.

196. Из каких элементов образуется система права?

197. Что является первичным элементом системы права?

198. Что представляет собой отрасль права?

199. Какие признаки характерны для институтов права?

200. Как соотносятся система права и система законодательства с
философской точки зрения?

201. Как соотносятся система права и правовая система?

202. Что такое частное право?

203. Какие отрасли права входят в состав частного права?

204. Назовите системообразующие факторы, лежащие в основе де­ления системы права на отрасли.

205. Все ли общественные отношения могут быть предметом право­вого регулирования и почему?

206. Какой метод правового регулирования лежит в основе отрасли
уголовного права?

207. По какому основанию отрасли права подразделяются на основ­ные и комплексные?

208. Что представляет собой отрасль материального права?

209. Какие общественные отношения составляют предмет регулиро­вания административного права?

210. Назовите отрасль права, которая закрепляет структуру и компетенцию высших органов государственной власти, регулирует основные
права и свободы граждан.

211. Нормы какой отрасли права регулируют имущественные и свя­занные с ними личные неимущественные отношения?

212. Приведите примеры комплексных институтов права.

213. Кто из ученых-юристов внес наиболее существенный вклад в
исследование системы права?

214. Каковы юридические предпосылки возникновения правовых
отношений?

215. В чем проявляется волевой характер правовых отношений?

216. Могут ли правовые отношения возникать не только на основе
юридических норм?

217. К какой разновидности правоотношений относятся те, в кото­рых поименно определены все участники (носители субъективного права и
носители юридической обязанности)?

218. По какому основанию правоотношения делят на регулятивные
и охранительные?

219. Какой элемент правоотношения включает следующие три пра­вомочия: а) возможность определенного поведения управомоченного лица;
б) возможность требовать определенных действий от обязанного лица; в)
возможность принудительного осуществления обязанностей путем обра­щения в компетентные органы государства?

220. У каких субъектов права одновременно возникает правоспо­собность и дееспособность?

221. Что такое деликтоспособность?

222. Как называется право, принадлежащее конкретному лицу?

223. К какому виду субъектов права относятся церковь и ее региональные общины, конфессии?

224. Как называется совокупность прав, свобод и обязанностей, оп­ределяющих положение личности в государственно-организованном об­ществе?

225. Назовите виды правового статуса личности.

226. Как называется устойчивая политико-правовая связь личности
с государством, в котором установлена монархическая форма правления?

227. На какие группы подразделяются юридические факты по «во­левому» признаку?

228. К какой разновидности юридических фактов относится поджог,
повлекший гибель чужого имущества, если в качестве критерия классифи­кации взять «волевой» признак правоотношений?

229. По какому критерию выделяются правообразующие, правоиз-
меняющие и правопрекращающие юридические факты?

230. К какой разновидности юридических фактов по правовым по­следствиям относится смерть человека?

231. К какому виду относятся правоотношения собственности?

232. Что представляет собой объект правоотношения?

233. Что является объектом правоотношений собственности?

234. Может ли быть ограничена дееспособность гражданина?

235. Какие виды форм реализации норм права выделяют по характе­ру правореализующих действий?

236. В какой форме реализуются обязывающие нормы права?

237. Какие признаки характеризуют такую форму реализации норм
права как применение?

238. Назовите правовой акт официально-властного, правоконкрети-
зирующего характера, являющийся элементом сложного юридического
факта.

239. Чем нормативный правовой акт отличается от акта применения
норм права?

240. Как называется осуществляемая в процессе правоприменения юридическая оценка совокупности фактических обстоятельств дела путем
отнесения данного случая к определенной юридической норме?

241. Из каких стадий слагается правоприменительный процесс?

242. Каким требованиям должна соответствовать правоприменительная деятельность?

243. Что такое пробел в праве?

244. Назовите объективные и субъективные причины, которые обу­словливают наличие пробелов в праве.

245. Какие виды пробелов в праве выделяют в зависимости от вре­мени их появления?

246. Назовите способы преодоления пробелов в праве в процессе
правоприменительной деятельности.

247. В чем состоит отличие аналогии закона от аналогии права?

248. С помощью какого способа осуществляется устранение пробе­
лов в праве?

249. Что представляет собой субсидиарное применение норм права?

250. В какой отрасли применение норм права по аналогии запреще­но?

251. Кто из ученых-юристов внес наиболее существенный вклад в
исследование вопросов реализации норм права?

252. Что выступает предметом толкования в праве?

253. Что выступает объектом толкования в праве?

254. Из каких элементов слагается процесс толкования норм права?

255. Чем обусловлена необходимость толкования норм права?

256. Все ли нормы права требуют толкования?

257. В чем состоит значение толкования норм права?

258. Какой способ толкования состоит в уяснении содержания пра­вовой нормы посредством сопоставления ее с другими нормами и установления ее связей с ними, определения места этой нормы среди норм данной
отрасли права?

259. Какие признаки характерны для актов официального толкова­ния?

260. Кто выступает субъектом доктринального толкования россий­ского права?

261. Назовите виды толкования норм права по объему.

262. Как следует истолковать норму права по объему, содержащую­ся в ст. 224 УК России: «Небрежное хранение огнестрельного оружия, соз­давшее условие для его использования другим лицом, если это повлекло
тяжкие последствия...»?

263. Каким образом следует истолковать норму права по объему,
содержащуюся в ст. 87 Семейного кодекса России: «Трудоспособные со­вершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуж­дающихся в помощи родителей и заботиться о них»?

264. В п. 1 ст. 34 Семейного кодекса России говорится, что «имуще­ство, нажитое супругами во время брака, является их совместной собст­венностью». Определите вид толкования данной нормы по объему.

265. Что представляет собой акт официального аутентического тол­кования?

266. Назовите органы, которые вправе давать правоприменительное
нормативное толкование юридических норм.

267. Назовите признаки, которым отвечают акты официального тол­кования норм права.

268. На какие разновидности подразделяются интерпретационные
акты в зависимости от юридической значимости?

269. Кто из ученых-юристов внес наиболее существенный вклад в
исследование вопросов толкования норм права?

270. Какие разновидности юридически значимого поведения охва­тываются понятием «правовое поведение»?

271. Назовите признаки правомерного поведения.

272. Какое правомерное поведение является общественно необходимым?

273. На какие разновидности подразделяется правомерное поведе­ние в зависимости от мотивов поведения?

274. На какие разновидности подразделяется правомерное поведение в зависимости от степени активности субъектов права?

275. Какие признаки присущи правонарушениям?

276. В чем состоит общественная опасность правонарушения?

277. Все ли виды правонарушений общественно опасны?

278. На какие разновидности подразделяются правонарушения в за­висимости от степени общественной опасности?

279. Чем отличаются административные проступки от дисциплинарных?

280. Какие критерии необходимо учитывать при определении степени общественной опасности правонарушения?

281. Что такое состав правонарушения?

282. Назовите элементы состава правонарушения.

283. Кто не может быть субъектом правонарушения по российскому
законодательству?

284. Чем характеризуется деяние, совершенное с прямым умыслом?

285. Чем характеризуется деяние, совершенное по неосторожности в
форме противоправной небрежности?

286. Что представляет собой объективно противоправное деяние?

287. Какой компонент состава правонарушения включает в себя
следующие элементы: а) деяние, как акт волевого поведения; б) вредонос­ный результат деяния; в) причинная связь между деянием и результатом?

288. Какие элементы образуют объективную сторону состава право­
нарушения?

289. Какие причины правонарушений относятся к социальным?

290. Кто из ученых-юристов внес наиболее существенный вклад в
исследование правомерного поведения и правонарушений?

291. Какое понятие характеризуется как требование (долг) к буду
щей активной, инициативной, сознательной правомерной деятельности
субъектов права?

292. Какие признаки характеризуют ретроспективную юридическую
ответственность?

293. Как соотносятся правонарушение и юридическая ответствен­ность?

294. Сформулируйте определение понятия «государственное при­нуждение».

295. В чем состоит отличие юридической ответственности от иных
видов государственного принуждения - мер предупреждения, мер пресечения и мер защиты?

296. Назовите фактическое основание юридической ответственности.

297. Назовите нормативное основание правовой ответственности.

298. Как соотносятся цели и функции юридической ответственно­сти?

299. Назовите основные функции юридической ответственности.

300. Какой принцип юридической ответственности предполагает
соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры воздействия
целям юридической ответственности?

301. Назовите наиболее суровый вид юридической ответственности.

302. Чем понятие «освобождение от юридической ответственности»
отличается от понятия «исключение юридической ответственности»?

303. В каких случаях имеет место исключение юридической ответ­ственности по российскому законодательству?

304. Может ли наступить «юридическая ответственность без вины»?

305. Назовите форму конституционной ответственности Президента
Российской Федерации.

306. Кто из ученых-юристов внес наиболее существенный вклад в
исследование вопросов юридической ответственности?

307. Что такое законность?

308. Какая сторона (элемент) содержания законности характеризу­ется как совокупность всех нормативных правовых актов, требования ко­торых должны соблюдаться и исполняться всеми субъектами права?

309. Как соотносятся законность и демократия?

310. Как соотносятся законность и государственная дисциплина?

311. Как соотносятся законность и целесообразность в сфере право­применительной деятельности?

312. Что представляет собой правопорядок?

313. В чем состоит отличие понятий «правопорядок» и «обществен­ный порядок»?

314. Как соотносятся законность и правовой порядок?

315. Назовите социальные гарантии законности.

316. Назовите юридические гарантии законности.

317. Кто из ученых-юристов? внес наиболее существенный вклад в
исследование законности и правопорядка?

318. Что представляет собой правовая культура?

319. Какие системообразующие элементы выделяют в правовой
культуре общества?

320. Как соотносятся правовая культура и правовое сознание?

321. Какие показатели определяют уровень правовой культуры общества?

322. Какие показатели определяют уровень правовой культуры личности?

323. Какие различия существуют между понятиями «правовое фор­мирование личности» и «правовое воспитание личности»?

324. В чем состоит основная цель правового воспитания личности?

325. Из каких элементов состоит система правового воспитания
личности?

326. Каковы виды правовоспитательных форм?

327. Назовите виды средств правового воспитания.

328. Назовите признаки, которые характеризуют правовое государство.

329. Является ли правовым любое государство, в котором торжест­вует законность (государство законности)?

330. Назовите характерные признаки «правового закона».

331. Что понимается под системой «сдержек и противовесов»?

332. Какие элементы системы «сдержек и противовесов» получили
нормативное закрепление в Конституции Российской Федерации?

333. Каково назначение принципа разделения властей в деятельности правового государства?

334. Из каких образований складывается гражданское общество с
точки зрения современных представлений о нем, как о негосударственной
ассоциации граждан?

335. Назовите основной принцип гражданского общества.

336. Каковы обязанности государства в гражданском обществе?

337. Каковы обязанности граждан перед государством в граждан­ском обществе?

338. Что такое правовая система?

339. Что представляет собой исторический тип права?

340. Назовите тип права, характерными чертами которого являются:
а) сословный характер общества; б) партикуляризм; в) открытое внеэконо­мическое принуждение народных масс; г) наличие значительного числа
норм канонического права?

341. Назовите тип права, при котором представители определенного
класса не признавались субъектами права.

342. В каком типе права впервые (исторически) был закреплен
принцип формального правового равенства?

343. Каковы характерные черты романо-германской (континенталь­ной) правовой семьи?

344. Приведите примеры тех стран, право которых относится к ро­мано-германской правовой системе.

345. Назовите характерные черты англосаксонской правовой системы.

346. Каковы особенности индусской правовой семьи?

347. Назовите характерные черты мусульманского права.

348. Какие признаки отражают особенности латиноамериканской
правовой семьи?

349. К какой правовой системе ближе российское право по характе­ру доминирующих источников права?

350. В чем состоит специфика российской правовой системы?

351. Кто из ученых-юристов внес наиболее существенный вклад в
исследование правовых систем современности?

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: