Плюрализм в понимании государства

Легитимность и легальность гос власти

Соотношение политической и гос власти

Гос-ая власть – это политическое руководство общ-ом осуществляемое при помощи органов гос-ва и др. гос-ых учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо соц-ых групп. Гос власть это политическая власть основная её разновидность (носит политический характер и выступает политической). Часто приобретает классовый характер. Нередко гос власть отождествляют с политической властью, ставят знак равенства. Их не следует отождествлять. Т.к политической является не только гос власть но и власть др. полит-их орг-ий, например власть полит-их партий. Гос власть это лишь основная главная разновидность полит-ой власти.

Легализация государственной власти - как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон.

Легитимация государственной власти - это принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определённые социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.

Многие ученые характеризовали Г как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение. Это один из признаков данного феномена. Знаменитый государствовед Л Дюги выделяет 4 элемента Г: 1 совокупность человеческих индивидов; 2 определенную территорию; 3 суверенную власть; 4 правительство. Крупный правовед Н Коркунов утверждал, что ''Г есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам Г''. В современной учебной литературе Г обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки Г и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь Г и общества. Из этого следует такая формулировка: Г – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством гос механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободу граждан, законность и правопорядок. Данное определение отражает общее понятие Г, но больше подходит современному Г.

6 Сущность Г: методологические подходы в анализе прошлой и современной государственности

Сущность государства - смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Вопрос о сущности Г - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах. В понимание сущности Г существуют два основных подхода: классовый и надклассовый. Классовый подход в понимании сущности Г выражен в основном в марксистко-лениской теории гос-ва. Согласно марксистко-лениской теории, Г есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Г в марксистко-лениской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых др. эксплуататорами. Другой подход – надклассовый, выр-ся в различных не марксистских теориях гос-ва: теория правового гос-ва, теория плюралистической демократии, теория гос-ва благоденствия, теория элит, технократическая теория. Теории по разному раскрывают сущность гос-ва, но не одна из этих теорий не рассматривает гос-во как орудие классового господства. В совр. отеч. ТГП вопрос о сущности гос-ва решается по разному. Многие исследователи исходят из того, что сущность гос-ва не следует рассматривать только с классовых или только с надклассовых позиций. По их мнению сущность гос-ва имеет две стороны: классовую и общесоциальную(общечеловеческую) сущность гос-ва – двуединая сущность. В те или иные периоды истории на первый план выходит либо классовая либо общесоц-ая сторона сущности гос-ва. Согласно др. точке зрения Г носило классовый характер в прошлом. Совр-ое Г классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие соц-ых компромиссов. Сущ-ют и др. взгляды. Небезынтересным представляется подход в характеристики сущности Г, акцентирующий внимание на управленческую деятельность гос-ва. Согласно этому: сущность гос-ва выр-ся в том что гос-во есть орг-ия осущ-ая руководство и управление обществом. Это управление может выр-ся в разл-ых формах в том числе и в подавлении одних классов другими.

7 Эволюция сущности и социального назначения Г??


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: