Преодолевается феодальная раздробленность посредством создания общегосударственного законодательства либо путем придания общей силы судебному прецеденту

Крестьяне были юридически ущемлены. Они имели мелкое единоличное хозяйство на земле феодала и должны были за пользование землей отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (оброк и барщина). Участия в управлении государством крестьяне не принимали. В таком обществе сословного неравенства зависимость человека от человека была опосредована землей.

В феодальном государстве существовали два класса - феодалы (меньшинство населения) и крестьяне (большинство населения). Феодалы обладали правом частной собственности на землю; это была господствующая форма собственности.

Феодальные государства возникли в Европе в VI-IX вв. н.э. и прошли ряд стадий развития - централизованной монархии, феодальной раздробленности, сословно-представительной и абсолютной монархии.

В наше время рабство, работорговля запрещены международным правом (Конвенция о рабстве 1926 года и Протокол к ней 1953 года; Дополнительная конвенция по борьбе с рабством 1956 года; Всеобщая декларация прав человека 1948 года; Пакты о правах человека 1966 года).

Рабовладельческое общество содержало в себе предпосылки дальнейшего развития. Усложнение отношений между равноправными собственниками вело к появлению сложных правовых систем, законов, развитию демократических начал.

В Афинах запрещалось избиение или убийство раба. В Риме рабы выполняли функции врачей, учителей, торговцев, ремесленников. Вольноотпущенники могли занимать крупные посты в системе государственной власти. Таким образом государство проявляло не только классовую (групповую) сторону сущности, но и (временно) общесоциальную сторону.

Чтобы предотвратить острые формы классовых столкновений, государство иногда старалось улучшить положение рабов, ввести некоторые ограничения власти рабовладельцев, применять идеологические методы и меры экономического стимулирования.

Класс собственников использует публичную власть как орудие классового угнетения и подавления. Это вызывало сопротивление угнетаемого большинства, рабов, зачастую вело к восстаниям против рабовладельцев (восстание Спартака в I в. до н.э. и др.).

Преобладающей формой собственности была частная собственность рабовладельца на раба. Часть общества (рабы) юридически лишалась всяких прав. Рабы не считалась субъектами права. В обществе господствовала физическая зависимость человека от человека.

В рабовладельческом государстве существуют два основных класса - класс рабовладельцев и класс эксплуатируемого большинства, рабов. Между этими двумя классами складывался главный общественный конфликт интересов.

Первые государства были в основном государствами рабовладельческими. В Европе первые рабовладельческие государства возникли в IX-VIII вв. до н.э. в Северном Средиземноморье (Древний Рим, Древняя Греция, города-республики).

Социалистические.

Буржуазные (капиталистические);

Феодальные;

Рабовладельческие;

Формационный подход

Типы государств

Все наиболее известные типологии (классификации) государств основаны, главным образом, на двух подходах. Первый называется формационным, второй - цивилизационным.

Разумеется, теологическая теория исходит из религиозных воззрений, не является научной, но отражает отдельные реальные процессы, действительно имевшее место в процессах становления государств (теократических).

Патриархальная теория рассматривает возникновение го­сударства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монар­ха конструирует из власти отца над членами его семьи.

Так же, как и теологическая теория, патриархальная была направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала не­ограниченная власть главы семьи, патриарха.[2]

Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая прочное распространение в XVII -XVIII веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории бы­ли Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо.

В России представителем договорной теории был революци­онный демократ А.Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в госу­дарство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и рево­люционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупот­ребление властью и произвол.

В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который всту­пают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объ­единение, на образование государства, превращая неорганизован­ное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование - политическую организацию, госу­дарство.

Сторонники договорной теории разработали и естествен­но-правовую концепцию прав и свобод человека и гражданина, ко­торая будет подробнее рассмотрена далее.

Теория насилия основой происхождения государства пола­гает акт насилия, как правило, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство


При формационном подходе история рассматривается как смена формаций, господствующих форм собственности. На этой основе можно выделить следующие, например, типы государств[3]:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: