В результате изучения дисциплины «Теория государства и права» обучающийся должен получить знания: о природе и сущности государства и права; об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права, об исторических типах и формах государства и права, их сущности и функциях; механизме государства, системе права, механизме и средствах правового регулирования, реализации права; особенностях государственного и правового развития России; роли государства и права в политической системе общества, в общественной жизни.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») дисциплина «Теория государства и права» относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла.
Введение
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Планы семинарских (практических) занятий
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
МОСКВА
Направление подготовки 030900 Юриспруденция
Для студентов очной формы обучения
Кафедра теории права, государства и судебной власти
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Учебно-методический комплекс
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Автор:
Власова Татьяна Валентиновна,
кандидат юридических наук, доцент,
зам. зав. кафедрой теории права, государства и судебной власти
Рецезент:
Корнев Виктор Николаевич,
доктор юридических наук, профессор,
зам. зав. кафедрой теории права, государства и судебной власти
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Данная работа выполнена при информационной поддержке Компании «Консультант-Плюс»
Одобрен на заседании кафедры теории права, государства и судебной власти Российской академии правосудия (протокол № 1 от 6 сентября 2011 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Российской академии правосудия __________ 2011 г., протокол № __.
ãРоссийская академия правосудия, 2011
ãВласова Т.В., 2011
Введение
Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план
Программа учебного курса
Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов
Примеры тестовых заданий для проверки знаний студентов
Примерные контрольные задания
|
|
Примерная тематика курсовых работ
Примерная тематика дипломных работ
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
Литература
Теория государства и права является одной из важнейших учебных дисциплин, изучаемых студентами-юристами. Она создает необходимую базу для освоения отраслевых юридических дисциплин и позволяет сформировать юридическое мировоззрение и профессиональные навыки.
Изучение теории государства и права дает возможность получить целостное представление о значении и месте теории государства и права в системе юридических наук; усвоить фундаментальные понятия и категории, необходимые для изучения отраслевых юридических дисциплин; сформировать юридическое мировоззрение и выработать у студентов способность мыслить юридически, свободно использовать юридическую терминологию; приобрести навыки практического использования правовой информации.
Студенты факультета подготовки специалистов для судебной системы очной формы обучения (очного юридического факультета) изучают теорию государства и права на 1 курсе, в течение двух семестров. На лекционные занятия отводится 53 аудиторных часа, на семинарские занятия – 70 аудиторных часов, в процессе обучения предусмотрено обязательное выполнение четырех контрольных заданий и написание курсовой работы (по выбору студента). По окончании изучения курса студенты сдают экзамен.
Развитие и закрепление общетеоретических знаний студенты продолжат на последующих курсах, а также в ходе изучения учебной дисциплины «Проблемы теории государства и права».
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») закреплены компетенции, которыми студент будет обладать в результате освоения учебной дисциплины.
Общекультурные компетенции (ОК):
· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
· имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
· стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
· способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
· способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
Профессиональные компетенции (ПК):
в нормотворческой деятельности:
· способен участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
· в правоприменительной деятельности:
· способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
· способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
· способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
· способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
· способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
· владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
|
|
в правоохранительной деятельности:
· готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
· способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
· способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
· способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
· способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
· способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
· готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
· способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
· способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
· способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
· способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
· способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Настоящий учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») и содержит материалы, помогающие студентам изучить теорию государства и права (государственные требования к минимуму содержания дисциплины, программу учебного курса, планы лекционных и семинарских (практических) занятий, методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов, примерные контрольные задания, примерную тематику курсовых и дипломных работ, примерные вопросы к экзамену, тестовые задания, списки литературы к каждой теме занятия, а также список учебников, рекомендованных кафедрой).
|
|
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов |
Количество зачетных единиц в год | |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | 123 (в т.ч. в интерактивных формах 26 часов) |
Лекции | |
Семинары | |
Самостоятельная работа | |
Контрольные задания (количество) | |
Форма аттестации | экзамен |
Тематический план
№№ темы | Темы дисциплины | Количество часов | |
Лекции | Семинарские Занятия | ||
Теория государства и права как наука и учебная дисциплина | |||
Происхождение государства и права | (в диалоговом режиме) | ||
Понятие государства | |||
Форма государства | |||
Функции и механизм государства | (в форме дискуссии) | ||
Понятие права. Право в системе социальных норм | (в диалоговом режиме) | ||
Нормы права | (разбор конкретных ситуаций) | ||
Система права | |||
Источники и формы права | |||
Правотворчество | |||
Реализация норм права. Правоприменение | |||
Толкование норм права | |||
Правоотношения | (лекция в диалоговом режиме) | ||
Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность | (с разбором конкретных ситуаций) | ||
Правосознание и правовая культура | (лекция в форме беседы) | ||
Правовое регулирование | |||
Юридические документы и юридическая техника | |||
Правовые системы современности | |||
ИТОГО: |