Соотношение поощрения и наказания в праве

Правовые стимулы – это правовые побуждения к законопослушному поведению, которыесоздают режим благоприятствования для удовлетворения интересов субъектов правоотношений.

Виды правовых стимулов:

1) в зависимости от элемента структуры правовой нормы:

а) юридический факт–стимул – это правовой стимул, содержащийся в гипотезе правовой нормы;

б) правовой стимул, содержащийся в диспозиции нормы права;

в) поощрение – это правовой стимул, содержащийся в санкции правовой нормы;

2) в зависимости от предмета правового регулирования:

а) конституционные;

б) гражданские;

в) уголовные и т. д.;

3) в зависимости от объема:

а) основные (субъективное право);

б) частичные (законный интерес);

в) дополнительные (льгота);

4) в зависимости от времени действия:

а) постоянные;

б) временные;

5) в зависимости от содержания:

а) материально–правовые;

б) морально–правовые.

Правовое ограничение – это правовое сдерживание противоправного деяния, установление границ правомерного действия, исключение определенных возможностей при осуществлении деятельности.

Признаки правовых ограничений:

1) связь с неблагоприятными условиями для осуществления интересов субъектов правоотношений;

2) сообщение об уменьшении объема возможностей и свободы посредством установления запретов и наказаний;

3) отрицательная правовая мотивация;

4) снижение негативной активности лица;

5) направленность на защиту общественных отношений.

Виды правовых ограничений:

1) в зависимости от элемента структуры нормы права:

а) юридический факт–ограничение – это правовое ограничение, содержащееся в гипотезе правовой нормы;

б) юридическая обязанность – это правовое ограничение, содержащееся в диспозиции норм права;

в) наказание – это правовое ограничение, содержащееся в санкции правовой нормы;

2) в зависимости от отраслевой принадлежности:

а) конституционные;

б) административные;

в) уголовные и т. д.;

3) в зависимости от объема:

а) полные;

б) частичные;

4) по времени действия:

а) постоянные;

б) временные;

5) в зависимости от содержания:

а) материально–правовые;

б) морально–правовые.

96 Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы, их характеристика

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования- обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов.
Основные элементы механизма правового регулирования:
1.Норма права
2.Юридический факт или фактический состав (особенно ораганизационно-исполнительный правоприменительный акт)
3.Правоотношение
4.Акты реализации субъективных прав и обязанностей
5.Охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент)
В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норма права, правосознание, режим законности.
Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механиз¬ма), с помощью которых осуществляется правовое регулиро¬вание. Механизм правового регулирования — это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, ог-рубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой мо¬дели — с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привя¬зать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регули¬рования. Первой стадии общенормативного регулирования соот-ветствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все что обслуживает нор¬мы права: систематизацию законодательства, законодатель-ную технику, нормативное толкование. Второй стадии регулирования соответствует такой эле¬мент, как правоотношение (субъективные права и обязаннос¬ти), с помощью которого предписания норм права конкрети¬зируются, трансформируются в субъективные права и обязан¬ности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому, элементу примыкают юр-ие факты как фак¬тические основания возникновения, изменения и прекраще-ния правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изме¬нения и прекращения); нормативное (нормы права) и факти¬ческое (юр-ие факты). Третьей стадии регулирования соответствует такой эле¬мент механизма, как акты реализации (соблюдение, испол¬нение, использование). Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению. Важное место в механизме зани¬мает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все элементы правового регулирования. В соответствии с правосознанием создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на акты непосредственных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования). Если акты применения сравнивать с двигателем, то правосознание можно сравнить со смазкой механизма, нормативный элемент — с блоком управления, правоотношения — с системой передач и трансмиссией, а акты реализации - с колесами. Если все элементы механизма лишены дефектов, исправны и смазаны, механизм легко вращается, процесс правового регулирования достигает своей цели. Результатом действия механизма выступают законность и правопорядок

97 Правовые режимы: понятие, признаки, виды

Правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

2)имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3)представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.Правовые режимы классифицируются по многим основаниям. В зависимости от:предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т. д.;

их юридической природы — материальные и процессуальные;

содержания — валютный, таможенный, пошлинный режимы и т. п.;

субъектов, в отношении которых он устанавливается, — режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.;

функций права — режим особого регулирования и особой охраны;

формы выражения — законный и договорный;

уровня нормативных актов, в которых они установлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

сфер использования — внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций и пр.).

98 Способы и меры повышения эффективности правового регулирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: