double arrow

Объект, предмет демографии

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИИ, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ВВЕДЕНИЕ

Среднее расстояние между поселениями

Rn =

где Rn - показатель, характеризующий территориальное распределение населения; D – среднее расстояние между ближайшими соседями (поселениями); S – площадь изучаемой территории; n – число поселений.

В настоящее время во всем мире проблемам развития населения уделяется пристальное внимание в связи с усилением социальной ориентации экономики в развитых странах, обострением проблем неравномерности развития населения между развитыми и развивающимися странами. В рамках разрабатываемых в ООН программ развития (United Nations Development Programms—UNDP) с 1990 г. ежегодно публикуются отчеты о человеческом развитии (Human Development Reports—HDR) как важнейшем индикаторе и факторе общественного, в том числе и экономического, развития. Человеческое развитие определяется как процесс увеличения человеческих возможностей, состоящий в том, что человек должен прожить долгую и здоровую жизнь, быть образованным, иметь нормальный уровень жизни, что обеспечивается политической свободой, правами человека, общественным уважением к личности.

В этом определении понятие человеческого развития сходно с понятием развития населения, поскольку в настоящее время развитие населения и состоит в воспроизводстве новых поколений, удовлетворении творческих потребностей людей, формировании в новых поколениях разнообразных творческих способностей, в создании общественных условий для их свободного применения и развития.

Материальным стержнем развития народонаселения выступает его воспроизводство, в котором также намечаются общие тенденции, например, перехода от режима воспроизводства с высокой рождаемостью и смертностью к режиму с низкой рождаемостью и смертностью.

Проблемы качества и развития народонаселения, наиболее полной их интеграции в стабильную социально-экономическую динамику, изменение приоритетов последней в сторону решения проблем развития человека, семьи и населения становятся главными в современном общественном, в том числе и экономическом, развитии.

Качество населения отражает его специфику, его своеобразие как относительно устойчивого целого. Оно может характеризоваться быстротой адаптации населения к изменяющимся условиям его жизни. К качественным относят довольно широкий спектр характеристик населения: образовательный уровень, квалификационную структуру, соотношение занятых умственным и физическим трудом, здоровье и продолжительность жизни, возрастно-половую структуру и т.д. в зависимости от целей исследования. Особое значение с позиций качества народонаселения имеют его образование и здоровье.

Развитие народонаселения - закономерный процесс количественных и качественных изменений в народонаселении, усложнение системы его внутренних и внешних связей и отношений, ведущие на определенном этапе общественно-исторического развития к переходу населения из одного качественного состояния в другое, к смене типа народонаселения. Выступая органической составной частью развития природы и общества, оно включает своей важнейшей составной частью и воспроизводство населения. Таким образом, в качество народонаселения включаются демографические характеристики, а в развитие - воспроизводство населения как их важнейшие составные части.

Демография (греч. народоописание, описание народа).

Объект изучения – народонаселение. Обычно под населением понимают совокупность людей, проживающих на какой-либо территории, т.е. выделяют количественный и территориальный аспект. С точки зрения демографии, население – это самовоспроизводящаяся совокупность людей.

Предмет изучения – воспроизводство населения, т.е. процесс непрерывного возобновления его численности и структур через смену поколений, через процессы рождаемости и смертности, и законы, им управляющие (в т.ч. факторы, влияющие на изменение его численности и состава).

Прежде чем осознать специфическую природу своего объекта, демографическая наука, точнее, демографическое познание проделало долгий путь. Анализ воззрений на народонаселение, существовавших до XIX в., выявил тот факт, что демографическое познание издавна констатировало наличие взаимосвязи между изменениями в народонаселении и развитием общества в целом. Уже на этом этапе демографического познания постепенно складывается представление о развитии народонаселения. Хотя развитие народонаселения воспринимается как рост или убыль численности населения и изменение плотности его расселения, попытки оценить (пусть умозрительно) последствия этих изменений и увязать их с процессами общественного развития в целом свидетельствуют о формировании взглядов на развитие народонаселения как на фактор развития общества. Но при этом рост или убыль народонаселения воспринимались как нечто данное, независимое, естественное. Не возникало вопросов, почему и как происходит то или иное изменение в народонаселении.

Поскольку понимание населения как демографического фактора связывается лишь с одной характерной чертой —быть единственным условием исторического процесса, — цели его познания и само знание о нем формируются, как мы знаем из литературы, в отличных, внешних по отношению к демографическому познанию сферах познавательной деятельности. Воззрения на народонаселение выступают как побочные продукты более общих философских, экономических, социально-политических и других концепций общественного развития, о чем пишут специалисты в области истории демографии.

Относительная устойчивость, “бесспорность” демографического развития (по мнению специалистов, темпы роста населения ускорились лишь в XVIII в.) в условиях господствующего представления о характере исторического процесса обусловили укоренение взгляда на население только как на естественное условие общественного развития, привели к абсолютизации лишь одной из существенных черт изучаемого демографическим познанием объекта.

В XIX в. продолжалось дальнейшее накопление эмпирических данных, большие успехи были достигнуты в развитии системы учета населения и в анализе различных статистических материалов. Наибольший интерес у ученых вызывали показатели смертности, поскольку они в то время очень сильно колебались. Началось изучение и других демографических процессов. Развитие демографических исследований привело к тому, что во второй половине XIX в. появилась потребность в решении некоторых теоретических проблем, в частности была развернута дискуссия о предмете демографии. Именно в этот период было предложено и само название для этой науки.

В западно- и центральноевропейских странах заметный вклад в развитие демографии в прошлом столетии внесли А. Кетле (Бельгия), А. Гийяр (Франция), Г. Майр (Германия), У. Фарр (Англия) и другие ученые, а в России - К. Герман, П.П. Семенов-Тян-Шанский, А.И. Чупров, Ю.А. Янсон и др.

В XX в., особенно во второй его половине, интерес к демографическим проблемам резко возрос. С одной стороны, он был обусловлен широко развернувшейся пропагандой контроля над рождаемостью, с другой - принятием во Франции, а позже и в других странах законов, поощряющих рождаемость. Наряду с дальнейшим развитием идей, высказанных еще в предшествующем столетии, в XX в. в науке появились и новые демографические концепции. Новшеством по сравнению с XIX в. было, в частности, изучение связей между демографическими и социальными характеристиками, а также между демографическими фактами и историческими событиями.

Широкий размах приобрели исследования, имевшие целью выявить зависимость демографических характеристик от особенностей и уровня исторического развития. Отмечались различия естественного воспроизводства населения в примитивных, доиндустриальных и индустриальных обществах, определялись особенности демографического поведения городского и сельского населения. Зарубежные исследователи поставили проблему о необходимости соответствия численности населения уровню социально-экономического развития. Исходя из этого, считали они, должны регулироваться темпы роста населения.

Объектом особенно пристального анализа в XX в. стала статистика рождаемости: выявлялись ее различия по регионам, оценивалось влияние на показатели рождаемости таких факторов, как профессия, социальная принадлежность, религия и т.д.

В последнее время исследователи стали обращать все большее внимание на то, как влияет на демографические показатели экологическая обстановка.

Среди зарубежных ученых-демографов, работавших в XX в., следует отметить такие имена, как Дж. Кейнс, А. Сови, У. Фогт, Дж. Хаксли, Ф. Осборн, Г. Борстром, Дж. Роббинс, П. Эрлих, Г. Тэйлор, Р. Пресса.

В отечественной науке в тот же период наиболее серьезные исследования были проведены М.В. Птухой, С.А. Новосельским, В.В. Паевским, О.А. Квиткиным, А.Я. Боярским, Б.Ц. Урланисом, Д.И. Валентеем, А.Я. Квашой.

…..

Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.

В отечественной науке сложилось широкое и узкое понимание демографии в соответствии с различным трактованием понятия воспроизводства населения. Сторонники узкой трактовки предметом демографии считают естественные законы движения населения (рождаемость, смертность, брачность, разводимость), тогда как их оппоненты включают еще и механическое воспроизводство, т.е. миграционные процессы.

В рамках демографии миграция выступает как социальный процесс, меняющий численность и структуру населения, и как фактор, влияющий на уровень рождаемости, брачности, смертности на той или иной территории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: