double arrow

ТЕМА 2. Демографические процессы


Задание 2. Ко времени возникновения демографии уже существовала этнография. Но эти науки не стали дополнять или дублировать друг друга. Приведите три или более отличий демографии от этнографии

ТЕМА 1. История становления демографии

Задание 1. Становление демографииначалось в конце XIX века. В то время широкое распространение получил статистический способ обработки количественных сведений. Статистика совершенствовалась за счёт вовлечения новых массивов данных – от сельскохозяйственной продукции до сведений о народонаселении и населённых пунктах. К концу XIX века направление статистики, занимающееся учётом статистических сведений о народонаселении, стало называться демографией. Статистический характер демографии сохранился до сих пор. Сравните основные признаки статистики как направления в исследовании количественных признаков с основными признаками демографии.

Основные особенности статистики Основные признаки демографии: внесите в эту часть таблицы характеристики науки, которые подтверждают её сходство со статистикой
1. Объект статистики – генеральная совокупность сходных по признакам и свойствам объектов 1.
2. Предмет статистики – тренды и тенденции в группе изучаемых объектов, то есть процессы 2.
3. Главные исследуемые параметры – общая численность объектов, средняя арифметическая для некоторых количественных характеристик, соотношение групп объектов с разными признаками и т.д. 3.
4. Главные методы статистики – пересчёт объектов, мониторинг происходящих сними изменений, классификация по группам, метод сравнения по комплексу признаков 4.
5. Основная цель статистики – составление сводок для последующего использования в практике и политике на местном или государственном уровне 5.
 

Задание 3. Главным источником сведений о народонаселении являются переписи населения. Во все времена и во всех странах переписи населения пытались провести в соответствии со следующими принципами:

Принцип переписи населения Содержание и значение принципа. Раскройте содержание принципа и оцените его значение для получения достоверных данных
1. Принцип централизации управления переписью  
2. Принцип регулярности проведения переписи  
3. Принцип привлечения счётчиков и регистраторов  
4. Принцип одномоментности переписи  
5. Принцип использования переписных листов (программы переписи)  
6. Принцип всеобщности охвата переписью  
7. Принцип конфиденциальности  
8. Принцип самоопределения опрашиваемого  

Задание 4. В промежутках между переписями населения необходимо проводить текущий учёт населения – сбор, накопление, обновление информации об изменениях в народонаселении. Эти сведения содержатся в актах, регистрах, книгах, картотеках и других каталогизированных источниках. Приведите примеры таких источников и дайте характеристику сведениям, которые в них содержатся.




Источники сведений о текущем движении населения Сведения о текущем движении населения, содержащиеся в этих источниках.
1.   2.   3.    

Задание 5. Ниже приведены некоторые данные о результатах переписей населения в России в течение последних пятидесяти лет. Дайте характеристику приведённым сведениям, ответив на вопросы под таблицей

год Численность наличного населения на начало года Численность постоянного населения на начало года
Городское население Сельское население Городское и сельское население Городское население Сельское население Городское и сельское население
61 611 074 55 923 241 117 534 315 61 142 546 56 097 040 117 239 586
63 739 800 55 306 000 119 045 800 63 201 000 55 336 000 118 537 000
66 098 000 54 667 600 120 765 600 64 898 000 54 791 000 119 689 000
67 977 400 54 429 000 122 406 400 66 649 000 54 224 000 120 873 000
69 742 200 54 106 200 123 848 400 68 390 000 53 623 000 122 013 000
71 656 700 53 522 500 125 179 200 70 115 000 53 019 000 123 134 000
73 195 300 53 113 800 126 309 100 70 115 000 52 351 000 124 172 000
74 698 100 52 491 000 127 189 100 73 522 000 51 628 000 125 150 000
76 399 300 51 626 900 128 026 200 75 281 000 51 002 000 126 283 000
77 750 600 50 945 400 128 696 000 77 055 000 50 363 000 127 418 000
79 341 800 50 037 000 129 378 800 78 878 000 49 777 000 128 655 000
80 981 100 49 098 100 130 079 200 80 631 371 49 309 841 129 941 212
82 413 400 48 291 000 130 704 400 81 981 804 48 581 758 130 563 562
84 064 100 47 381 400 131 445 500 83 632 532 47 671 962 131 304 494
85 782 100 46 427 900 132 210 000 85 351 112 46 718 768 132 069 880
87 541 900 45 398 500 132 940 400 87 110 358 45 688 997 132 799 355
89 310 300 44 464 600 133 774 900 88 878 761 44 755 201 133 633 962
91 067 200 43 622 900 134 690 100 90 635 669 43 913 666 134 549 335
92 517 300 43 127 500 135 644 800 92 085 755 43 417 954 135 503 709
93 916 800 42 679 300 136 596 100 93 485 242 42 970 179 136 455 421
95 373 900 42 177 100 137 551 000 94 840 021 42 548 445 137 388 466
96 589 000 41 701 500 138 291 400 96 151 010 41 970 941 138 121 951
97 747 500 41 280 300 139 027 800 97 314 857 41 530 584 138 845 441
98 969 300 40 846 900 139 818 200 98 527 055 41 076 606 139 603 661
100 398 100 40 367 800 140 765 900 99 951 512 40 577 271 140 528 763
101 618 400 40 224 000 141 842 400 101 169 346 40 413 267 141 582 613
102 822 000 40 000 600 142 822 600 102 349 638 40 169 547 142 519 185
104 145 800 39 689 400 143 835 200 103 687 690 39 838 153 143 525 843
105 698 100 39 416 800 145 114 900 105 236 570 39 545 177 144 781 747
107 125 600 39 217 700 146 343 300 106 662 534 39 325 700 145 988 234
108 425 600 38 974 900 147 400 500 107 959 002 39 062 867 147 021 869
109 238 400 38 802 300 148 040 700 108 771 705 38 890 754 147 662 459
109 798 400 38 744 300 148 542 700 109 051 337 38 388 644 147 439 981
109 672 400 39 031 900 148 704 300 109 308 686 39 121 480 148 430 166
108 920 300 39 753 100 148 673 400 108 458 011 39 836 698 148 294 709
108 461 800 39 904 000 148 365 800 108 010 118 39 986 999 147 997 117
108 337 200 39 968 900 148 306 100 107 887 080 40 051 447 147 938 527
108 121 200 39 885 200 147 976 400 107 671 186 39 937 601 147 608 787
107 793 700 39 708 700 147 502 400 107 347 402 39 789 817 147 137 219
107 528 300 39 567 300 147 104 600 107 082 533 39 656 880 146 739 413
107 311 400 39 381 900 146 693 300 106 851 514 39 462 064 146 313 065
106 521 800 39 403 100 145 924 900 106 110 645 39 448 563 145 559 208

1. Определите максимумы численности населения в границах современной России за последние пятьдесят лет по отдельным группам и суммирующим показателям?



2. Какими особенностями отличалось соотношение городского и сельского населения в разные годы? Отметьте момент, когда соотношение городского и сельского населения менялось особенно заметно (Подготовьте устный ответ по вопросам)

3. Дайте определения наличному населению

 

4. Дайте определение постоянному населению

   

Задание 6. Переписи населения являются первичными источниками сведений о народонаселении. Ниже приведен пример вторичного источника сведений. Дайте определение вторичным источникам

Вторичные источники (определение) –  
Пример вторичного источника  
ОЦЕНКА ЧИСЛЕННОСТИ ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 1 января 2009 года и в среднем за 2008 год; человек
  На 1 января 2009 года В среднем за 2008 год
Все население в том числе Все население в том числе
городское сельское городское сельское
Российская Федеpация
Центральный федеральный округ
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Воронежская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Курская область
Липецкая область
Московская область
Орловская область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
г. Москва -  

1.Каковы основные признаки вторичности данного источника сведений о народонаселении?

2.Какие из приведённых значений имеют наибольшее аналитическое значение?

3.Какие из приведённых сведений имеют наибольшее прогностическое значение?

(Подготовьте устный ответ)

Задание 7. Современная демография включает несколько направлений в исследованиях. Дайте характеристику тем направлениям, которые приведены ниже.

Направление демографии Пример Характеристика (Приведите общую характеристику на основе соответствующего примера. Занесите характеристику в соответствующую графу)
1. Теоретическая демография Экономическая демография  
2. Прикладная демография Военная демография  
3. Статистическая демография Демографические источники  
4. Региональная демография Территориальная организация населения  
5. Демографическое прогнозирование Миграционная политика  
6. Основы демографической политики Концепция демографической политики РФ  
Задание 8. Ниже приведена выдержка из Концепциипо подготовке и проведению переписи населения 2010 года и образец переписного листа. Воспользуйтесь этими материалами для анализа (см. последнюю графу)
Лица, подлежащие переписи населения–граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а также находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, но постоянно проживающие на территории других государств (статья 4 Федерального закона от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»). Единица наблюдения переписи населения - домохозяйство.Под домохозяйством понимаются лица, проживающие в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающие себя продуктами питания и другими необходимыми средствами существования, объединяя полностью или частично свои доходы. Домохозяйство может состоять из одного человека. Домохозяйства подразделяются на частные домохозяйства, коллективные домохозяйства и домохозяйства бездомных. К частным домохозяйствам относятся домохозяйства, проживающие в жилых помещениях – квартирах, индивидуальных домах, общежитиях, других жилых помещениях и нежилых помещениях, приспособленных для жилья. К коллективным домохозяйствам относятся лица, постоянно живущие в учреждениях социального и медицинского обслуживания, в казармах, местах заключения, религиозных организациях. К домохозяйствам бездомных относятся лица без определенного места жительства  
Анализ. 1. Какую категорию населения предстоит переписать и исчислить в 2010 году?     2. Какие принципы и характерные черты переписи населения соблюдены в приведённом проекте переписного листа? Обоснуйте свой вывод.   3. Какие сведения о лице во время переписи считаются наиболее важными? Какие демографические сведения совсем не учитывает переписной лист?     4. Переписной лист использован в 2008 году. Как называлась перепись 2008 года и можно ли считать подобную перепись текущим учётом населения?  

Задание 1. Воспроизводство населения – процесс постоянного возобновления поколений. Воспроизводство – суммарный итог разнонаправленных демографических процессов: одни из них увеличивают численность людей или их отдельных групп, другие направлены на сокращение численности населения или его отдельных групп. Разнонаправленные демографические процессы называются движением населения.В демографии наиболее изученным вариантом движения является естественное движение населения.Приведите примеры естественного движения населения в бланке таблицы.

Примеры демографических процессов, определяющих естественное движение населения Содержание (краткая характеристика) демографических процессов
1.     2.   3. . . .    

Задание 2. Измерители демографических процессов разнообразны в той же степени, что и сами демографические процессы. Тем не менее, их можно условно разделить на показатели абсолютные и относительные.Предложите определения абсолютных и относительных способов оценки количественных изменений народонаселения так, чтобы показать их принципиальные отличия.

Абсолютные показатели (Отметить принципиальные отличия от других способов измерений) Относительные показатели (Отметить принципиальные отличия от других способов измерений)
     
Ниже приведен пример статистического материала, характеризующий уровень образования в России. Определите тип измерителя, использованный в этом примере, и аргументируйте свой выбор в графе «Аргументация ответа»
Аргументация ответа.

Задание 3. К относительным демографическим показателям относятся коэффициенты. Применительно к численности населения чаще используются коэффициенты, отражающие темп роста (Кр) и темп прироста (Кп):

Рt

Кр = ------- × 100%,где Рt – численность населении

Р0 на конец измеряемого периода

(года), Р0 – числ. населения на на-

чало измеряемого периода.

t _– Р0)

Кп = --------------- × 100%,где Рt – численность населении

Р0 на конец измеряемого периода

(года), Р0 – числ. населения на на-

чало измеряемого периода.

Используйте эти коэффициенты для расчета темпов роста и темпов прироста народонаселения

Изменение численности населения РФ

в 1992-2006 гг.

(по данным Федеральной службы государственной статистики)

Годы Численность населения на начало года (тыс. чел.) Численность населения на конец года (тыс. чел.)   Кр   Кп
147 665,1 148 273,7    
148 273,7 148 514,7    
148 514, 7 148 561, 7    
148 561, 7 148 355, 9    
148 355, 9 148 459, 9    
148 459, 9 148 291, 6    
148 291, 6 148 028, 6    
148 028, 6 147 802, 1    
147 802, 1 147 539, 4    
147 539, 4 146 890, 1    
146 890, 1 146 303, 6    
146 303, 6 145 649, 3    
145 649, 3 144 963, 6    
144 963, 6 144 168, 2    
144 168, 2 143 474, 2    
143 474, 2 142 753, 5    
142 753, 5 142 192, 3    
  Предложите свой анализ информации, полученной с помощью коэффициентов:    

Задание 4. Смертность в разных половых и возрастных группах заметно отличается. На основе приведённого ниже спектра смертности в России предложите свой анализ динамики смертности по приведённому плану.

1. В каких единицах исчислена смертность?    
2. Младенческая смертность велика. С какими возрастными группами у женщин и мужчин она одинакова по числу умерших?    
3. Смертность в группе мужчин всегда больше, чем в группе женщин. В каких возрастных группах эта разница наибольшая?  
Задание 5.На рисунке приведён «русский крест» – особое демографическое понятие, которое отражает смену демографических процессов по изменению численности городского и сельского населения в России. В графе Анализ приведите свой отчёт о сущности «русского креста», о его причинах, временных рамках, возможных перспективах и т.п.    
 
Анализ:    
Задание 6.Один из демографических показателей качества жизни населения – динамика показателя образованности людей. В приведённом материале найдите ответы на вопросы, предложенные под рисунком.  
1. Уровень образования – важный показатель качества населения. Он также влияет на многие социально-демографические процессы. На какие? Как влияет?     2. Какие уровни образования стали более популярными у населения за последние 30 лет?   3. Какие уровни образования претерпели минимальные изменения по числу получивших это образование людей?     4. Какие коррективы необходимо внести в демографическую политику и политику в сфере образования или такие коррективы не нужны? (обоснуйте ответ)  
Задание 7. Динамика брачного состояния населения является вспомогательным показателем для оценки таких процессов, как рождаемость, оседлость, возрастной состав населения и т.п. Воспользуйтесь данными для ответа на предложенные ниже вопросы.  
1. Дайте определение понятию брачного состояния, брачности, брачному возрасту и бракоспособности.     2. 2. Оцените степень динамических изменений брачного состояния в категориях «выраженная/невыраженная динамика» в каждой группе   3. Определите уровень достоверности приведённых данных на основе собственных критериев.  
Задание 8. Изменения в соотношении численностей группы мужчин и женщин в составе населения учитывается как косвенный фактор при анализе некоторых демографических показателей, социальных и экономических прогнозов и т.п. Воспользуйтесь приведёнными данными для выполнения предложенных ниже заданий.  
1. Докажите, что соотношение женского и мужского населения связано с процессом урбанизации     2. Объясните заметную диспропорцию 1959 года как последствие социально-политических событий.     3. Попытайтесь обосновать тренд 1989 – 2002 гг по стабилизации в соотношении мужской и женской групп населения.    
Задание 9. Средняя продолжительность жизни и ожидаемая продолжительность жизни – демографические процессы, которые считаются признаком благополучия/неблагополучия демографической ситуации.

ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ПРИ РОЖДЕНИИ
(число лет)

Годы Все население Городское население Сельское население
всего мужчины женщины всего мужчины женщины всего мужчины женщины
1896-1897 (по 50 губерниям Европейской России) 30,54 29,43 31,69 29,77 27,62 32,24 30,63 29,66 31,66
1926-1927 (по Европейской части РСФСР) 42,93 40,23 45,61 43,92 40,37 47,50 42,86 40,39 45,30
1961-1962 68,75 63,78 72,38 68,69 63,86 72,48 68,62 63,40 72,33
1970-1971 68,93 63,21 73,55 68,51 63,76 73,47 68,13 61,78 73,39
1980-1981 67,61 61,53 73,09 68,09 62,39 73,18 66,02 59,30 72,47
69,19 63,73 74,30 69,55 64,31 74,34 67,97 62,03 73,95
64,52 58,12 71,59 64,70 58,30 71,64 63,99 57,64 71,40
65,34 59,03 72,26 65,69 59,35 72,46 64,34 58,14 71,66
65,23 58,92 72,17 65,57 59,23 72,37 64,25 58,07 71,57
64,95 58,68 71,90 65,40 59,09 72,18 63,68 57,54 71,09
64,85 58,55 71,84 65,35 59,00 72,18 63,42 57,29 70,86
65,27 58,89 72,30 65,81 59,38 72,65 63,76 57,55 71,27
65,30 58,87 72,39 65,99 59,52 72,86 63,44 57,19 71,07
66,60 60,37 73,23 67,29 61,03 73,70 64,73 58,67 71,89
67,51 61,39 73,90 68,21 62,09 74,34 65,60 59,57 72,62
67,88 61,83 74,16 68,59 62,53 74,62 65,96 60,00 72,86
1. Приведите определения средней продолжительности жизни и ожидаемой продолжительности жизни при рождении в такой форме, чтобы показать основное различие этих демографических показателей     2. Приведите свои объяснения низким и самым высоким показателям ожидаемой продолжительности жизни в России за последние сто лет     3. Приведите пример использования этого показателя в демографической политике, экономике, медицине.  
Задание 10. Младенческая смертность– демографический показатель, который в значительной степени влияет на среднюю продолжительность жизни и среднюю ожидаемую продолжительность жизни при рождении. Ниже приведены показатели младенческой смертности и задания для анализа картографического материала
Анализ: 1. Дайте определение младенческой смертности как демографическому показателю.     2. Определите единицу измерения младенческой смертности в легенде к карте.     3. Определите регионы с максимальной и минимальной младенческой смертностью и приведите свои аргументы в обоснование вывода о возможных причинах высоких значений этого показателя    
Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: