Техническая характеристика эвакуационных машин
Простые и сложные полиспасты
Полиспастом называется система прикрепленных к объекту и анкерам блоков, соединенных между собой стальным канатом (тросом).
Полиспаст предназначен для увеличения тягового усилия средства эвакуации. При этом скорость и путь перемещения вытаскиваемого объекта уменьшаются. Полиспасты используются в тех случаях, когда тяговое усилие имеющихся тяговых средств меньше усилия, потребного для вытаскивания объекта.
По устройству полиспасты делятся на простые и сложные. В простом полиспасте все ролики блоков огибаются одним тросом, а в сложном – несколько простых полиспастов соединены между собой.
На рис. П.4.1. представлены схемы простых и сложных полиспастов из одно –, двух роликовых блоков и их комбинаций, применяемых в практике эвакуации различных объектов.
![]() |
Рис. П.4.1. Схема простых и сложных полиспастов из одно – и двух роликовых блоков
Степень увеличения прикладываемого тягового усилия называется передаточным числом или кратностью полиспаста. Передаточное число полиспаста определяется по формуле
,
где Q – тяговое усилие, необходимое для вытаскивания застрявшего объекта, кН (тс);
Р – прикладываемое тяговое усилие на тросе лебедки тягача, кН (тс);
- коэффициент полезного действия полиспаста, зависящий от жесткости троса и трения в блоках.
Коэффициент полезного действия (КПД) одно – роликового блока на подшипнике скольжения имеет значение = 0,96, а на подшипнике качения -
= 0,98. Коэффициент полезного действия простого полиспаста можно принимать равным произведению КПД всех блоков, входящих в систему, а сложного полиспаста – произведению КПД простых полиспастов, из которых он состоит.
При известной скорости перемещение конца троса, к которому приложено тяговое усилие, скорость
передвижения вытаскиваемого объекта определяется из выражения
.
Путь, пройденный вытаскиваемым объектом , определяется по формуле:
,
где - путь, проходимый концом троса эвакуационного тягача.
Полиспасты необходимо монтировать так, чтобы трос при переходе с одного ролика на другой не менял направление изгиба, в противном случае значительно уменьшается срок службы троса и КПД полиспаста.
Для получения максимального передаточного числа полиспаст лучше монтировать так, чтобы конец тягового троса сбегал с подвижного блока. При этом, если число роликов блоков четное, анкерный конец троса следует крепить к подвижному блоку, если нечетное – к неподвижному блоку (у анкерного устройства).
Приложение 6
Таблица 6.1
Параметр | Тип эвакуационной машины | ||
КЭТ-Л | КТ-Л | ГЭТ-С | |
Наименование и модель эвакуационной машины | Легкий колесный эвакуационный тягач ТК5В | Легкий колесный эвако-транспортер ТК6А | Средний гусеничный эвакуационный тягач ГЭТ-С |
Назначение | Первичная и последующая эвакуация машин | Последующая эвакуация машин | Первичная и последующая эвакуация машин |
Базовое шасси | Урал-4320 | Урал-4320 | АТС-59Г |
Экипаж | |||
Полная масса машины, кг | |||
Максимальное усилие вытаскивания, кг | |||
Масса буксируемой машины, кг: | |||
по грунтовой дороге по дороге с твердым покрытием | - | ||
Масса машины, транспортируемой полупогрузкой, кг | - | ||
Максимальное тяговое усилие лебедки, кг: основной дополнительной | - | - | |
Грузоподъемность оборудования, кг | |||
Максимальная скорость движения, км/ч | 65…70 | 65…70 | |
Запас хода по топливу, км | |||
Глубина брода, м | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Время проведения машины из походного состояния в рабочее, мин | 5…10 | 3…5 | 2…5 |
Таблица 6.2
Наименование оборудования | Назначение | Габаритные размеры (![]() ![]() | Масса, кг | Кол-во, шт. |
1. Барабан с тросом полиспаста ![]() ![]() | Барабан служит для намотки троса при транспортировании и хранении Закрепление на грунте неподвижных блоков полиспаста с помощью штырей Закрепление анкера на грунте Соединение анкеров между собой Соединение анкеров с блоком Соединение блоков с анкерами Соединение блоков с буксирными тросами с помощью петель Увеличение усилия вытаскивания машин Увеличение усилия вытаскивания машин Соединение вытаскиваемой машины с блоком Составление различных схем полиспастов Извлечение из грунта штырей, забитых в отверстия анкеров Обеспечение опоры цапф съемника при извлечении штырей из грунта Увеличение усилия Забивание штырей сквозь отверстия анкеров в грунт Бурение отверстий под штыри в мерзлых грунтах Для укладки анкеров и штырей при перевозке Для укладки блоков и др. деталей при перевозке Для укладки мотобура и ремонтных комплектов Для установки и закрепления барабана с тросом при перевозке Для погрузки имущества Для буксирования объектов Ремонт тросов Ремонт лебедок | 2100 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 10,8 1,9 7,6 8,6 8,2 5,5 |
Таблица 6.3