Небо в алмазах

Применяя современные приемы планировки и зонирования помещений, уже не обойтись одной люстрой, как это было у нас принято на протяжении десятков лет. Появляются новые осветительные приборы, современные технические способы, позволяющие решать эти задачи. Один из таких способов – это точечные потолочные светильники, которые устанавливают только на подвесном потолке, то есть ввинчивают в потолочные панели. Такие светильники – давно уже не последний писк моды. На Западе это вообще обычная в интерьере вещь. И у нас они тоже перестают быть предметом роскоши – есть модели «на любой карман».

Точечные потолочные устройства делятся на светильники под лампы накаливания и под галогенные лампы.

Рисунок. Точечные светильники, галогеновые лампы, классические люстры.

Точечные светильники с лампами накаливания больше по размеру, чем «галогенки». Их лампочки устроены, как обычные лампы накаливания, только в них используются не простые, а зеркально-матовые колбы. Часть колбы, покрытая зеркальным слоем, защищает конструкцию лампы от перегрева, и в то же время сама лампа светит ярче. При этом другая часть колбы остается матовой и от нее распространяется равномерный, рассеянный свет. В принципе такая лампа не должна перегорать очень долго – 600–1000 часов! Это означает, что если в санузле вы проводите примерно час в день, то менять лампочку придется раз в два года.

Конструкция светильника для ламп накаливания бывает двух видов: П-образного, открытого, и закрытого, с защитным кожухом. Кожух защищает светильник от конденсата, поэтому его можно использовать во влажных помещениях.

У светильников с лампами накаливания есть один недостаток. Дело в том, что размеры арматуры, которая, собственно, и будет упрятана за подвесные плиты, от 8 до 12 см. А значит, именно на эти сантиметры ваш, возможно и без того невысокий потолок станет еще ниже. Но с другой стороны, если лампа накаливания когда-нибудь перегорит, ее гораздо легче и проще поменять, чем «галогенку». Лампочку, как обычно, выкручивают и вкручивают новую. А вот с «галогенки» сначала придется снимать фиксирующее кольцо, а уж потом ставить новую.

Точечные светильники с галогенными лампами накаливания отличаются от простой лампы накаливания, во-первых, гораздо меньшим размером стеклянной колбочки. А во-вторых, внутренним наполнением. Из простой лампы, как известно, удален воздух и вольфрамовая нить находится в вакууме. У «галогенки» же нить накаливания помещена в колбу, заполненную смесью инертного газа с галогенами (обычно это йод или бром). Именно благодаря этой смеси «галогенка» при одинаковых с обычной «лампочкой Ильича» мощностях дает гораздо больше света.

Ассортимент галогенных лампочек гораздо богаче, чем обычных. Например, в точечные светильники вставляют галогенные лампы с отражателями. Отражатель – это маленький конусообразный плафон, покрытый зеркальным слоем. Плафон может быть открытым или с защитным стеклом, предохраняющим саму лампочку от грязи и пыли. При замене перегоревшей галогенной лампы на новую, ее нужно обязательно поддерживать салфеткой или бумажкой, иначе она быстро погаснет. Объясняется это так: колба лампочки сделана из плавленого кварца, а если прикоснуться к колбе, на ней непременно останется жирный отпечаток. Жир вызывает кристаллизацию кварца, из-за чего колба разрушается, а лампа перегорает.

Светильники с галогенными лампочками имеют одно неоспоримое достоинство: при их монтаже подвесной потолок опускается всего на 3,5–6 см именно потому, что они меньше светильников с обычными лампочками. Понятно, что их гораздо удобнее и выгоднее применять в помещениях с невысокими потолками. Если «галогенки» качественные и вы будете обращаться с ними, как положено, то ваши светильники не перегорят еще дольше, чем обычные лампы накаливания, – от 2000 до 4000 часов. Значит, вам можно не беспокоиться о замене лампочек почти десять лет! Правда, это относится только в продукции «монстров лампового производства»: например, немецкой «Осрам» (Osram) или американской «Дженерал Электрик» (General Electric).

Точечные светильники с галогенными лампами обойдутся в целом дороже, чем светильники с простыми лампами накаливания. В том смысле, что первая закупка и установка будет стоить больших денег. Зато потом уже не будет ни забот, ни хлопот.

Кроме того, галогенные лампочки дают направленный световой пучок, и вы можете выбрать лампочку с углом рассеивания от 8 до 60°. Такая «узкая» направленность особенно хороша, если вам надо осветить особенно ярко какой-нибудь отдельный предмет вашего интерьера.

«Галогенки» рассчитаны на 220 и на 12 вольт. Срок службы первых – 2000 часов, вторых – 4000. Казалось бы, лучше купить 12-вольтовку и, ввинтив ее, радоваться жизни. Но в наших жилищах проводка, как известно, рассчитана на напряжение в 220 вольт, поэтому в этом случае вам обязательно понадобится трансформатор, который будет преобразовывать напряжение с 220 вольт на 12.

Трансформаторы, как правило, продают все фирмы, торгующие точечными светильниками. Решить, какой именно трансформатор вам требуется, очень просто. Мощность используемых лампочек умножается на их количество. Полученный результат показывает, насколько мощным должен быть трансформатор. Чем мощнее трансформатор, тем он дороже и, соответственно, больше по размеру. Когда монтируется подвесной потолок, это обязательно нужно учитывать.

Точечные потолочные светильники бывают поворотные и неповоротные. В поворотных точечных светильниках внешняя часть арматуры подвижная. Таким образом можно направить световой поток в необходимом вам направлении. А неповоротные светильники закреплены в потолке намертво и, следовательно, освещают целенаправленно один и тот же участок.

Нелишним будет знать, что в светотехнике существует показатель защиты светильника – IP. Этот значок должен быть указан в инструкции или на коробке со светильником. Он состоит из двух цифр, которые показывают защиту от проникновения твердых частиц внутрь конструкции светильника и защищенность от влаги. Чем выше эти цифры, тем лучше светильник защищен от пыли и брызг воды.

В Москве продаются точечные светильники для подвесных потолков, в основном производства Германии, Англии, Испании и Италии. Есть и отечественные, но дизайном потолочного света они не блещут. Зато радует цена: от 1 доллара за штуку, что гораздо дешевле импортных. Точечные светильники могут смонтировать те же фирмы, которые устанавливают подвесные потолки. Цены на установку одного светильника – от 2 до 20 долларов.

Где лучше устанавливать точечные потолочные светильники? Специалисты считают, что они не предназначены для освещения больших помещений. Но при этом они там нередко встречаются, и очень даже радуют глаз. Дизайнер поможет скомбинировать обычные люстры (как основной источник света) с точечными светильниками (как дополнительное освещение). Допустим, если расположить светильники по периметру комнаты, то свет от них будет зрительно увеличивать помещение.

Как правило, корпус точечных светильников изготавливается из металла, стекла, латуни и термопластика. Особый шарм придают светильникам специальные покрытия – полированная латунь, матовая латунь, хром, матовый хром, черный хром, бронза. На нашем рынке есть светильники с корпусом самых невероятных цветов, к примеру, можно установить светильники из цветного стекла. На белом фоне подвесного потолка очень оригинально и стильно смотрятся «светила» изумрудного или бирюзового цветов. Любителям замысловатых форм фирмы предлагают ввинтить в потолок конструкции с плафонами в виде спиральки, треугольника или даже сосульки. Естественно, чем замысловатее и «круче» светильник, тем он дороже. Можно даже принести эскиз и сделать индивидуальный заказ. Но не забудьте: если вы заказываете светильники нестандартного цвета, каждый автоматически дорожает на 25 %.

Когда говорят о точечных светильниках, чаще имеют в виду потолочные. Но в принципе точечные светильники бывают разного назначения: для встраивания в мебель, стены, лестничные пролеты, арочные проемы, даже в пол. При желании можно подсветить воду в домашнем бассейне. Но это уже, как говорится, другая история. Таких решений у профессионалов множество.

36. Современные «Световые объекты»

Мы так привыкли к свету в доме, что воспринимаем его как непременную часть домашней обстановки, а точнее, почти не замечаем до тех пор, пока не произойдет его аварийное отключение. И тогда не то, чтобы почувствовать домашний комфорт – но и двигаться-то будет затруднительно.

Однако свет – не только условие, необходимое для жизни, но еще и мощный декоративный инструмент. Дизайнеры, работающие над созданием светильников, называют их «световыми объектами», тем самым подчеркивая их близость к предметам современного искусства.

В развитии дизайна светильников в последнее время можно выделить несколько тенденций. Во-первых, по-прежнему популярны традиционные, ставшие уже респектабельной классикой модели; а во-вторых, в создании новых моделей все чаще используются «инопланетные», фантастические мотивы. Дизайнеры «изобретают» орбитальные станции, дирижабли и летательные аппараты, которые на поверку оказываются всего лишь необычной формы источниками света.

Еще одна тенденция: современные светильники срастаются с мебелью, пристраиваются к зеркалам, полкам и стенам. И, если точечные потолочные светильники уже отходят в прошлое, то напольные в разных вариантах становятся все более популярными.

В минималистских интерьерах на первом плане стоит функциональность лампы. Такие светильники отличают вытянутые пропорции, небольшие малозаметные абажуры и привычные материалы – хромированный металл, алюминий, для абажуров – хлопок и опаловое стекло.

Из технологических новинок можно отметить лампу-свечу, внутри плафона которой, имитирующего обычную восковую свечу, вставлена тонкая галогенная лампочка. Такая «вечная» свеча дает мягкий интимный свет и не плавится.

Светильником сегодня может стать и хитросплетение никелированных проводов и даже обычных веток дерева со спрятанными в «чаще» лампочками.

Еще одна дизайнерская идея – плафон в форме капли с подвеской. Плафон муранского стекла из Венеции необыкновенно красив сам по себе, а подвеска в виде кисточки делает его отдаленно похожим на китайский фонарик.

А если из муранского стекла сделать сами подвески, то эти стеклянные кристаллики создадут необычную игру цветного света. Подобные светильники делали и несколько веков назад, об этом может напоминить бронзовая стойка, тонированная под старину.

И хрустальная классика по-прежнему актуальна. Но современные светильники не являются доскональным воспроизведением антикварных люстр. Они разработаны дизайнерами с учетом сегодняшних технологий и законов классического стиля, главная особенность которого – роскошное сочетание изящных форм люстр и искрящегося света, преломленного многочисленными гранями хрусталя.

В дизайне люстры может быть использован принцип перевернутых рожков и подвесок. Такая люстра напоминает сверкающий каскад воды.

Необычный потолочный светильник был сделан мастерами из Мурано. Цветной хрусталь сочетается в нем с позолоченной бронзой. Несимметричность формы, витые стебли, ажурные листья и прозрачные, как будто налитые соком, хрустальные ягоды – все это создает впечатление легкости и изящества.

Светильник в виде канделябра со свечами является ярким примером сочетания форм века XVIII с технологиями XXI. В нем для полной имитации «свечного» света электромагнитный импульс заставляет лампочку мерцать каждые 20 секунд, создавая эффект живого пламени.

В современных классических интерьерах благородная простота форм сочетается с красотой натуральных материалов: дерева, дорогой кожи, бронзовой фурнитуры, мрамора или стекла. Модная тенденция использования меха в интерьере не обошла стороной и дизайн светильников. Представьте себе, как гармонично будет выглядеть бело-рыжая шкура в сочетании с качественно выделанной кожей и матовым, кремового цвета абажуром.

Вообще, в создании абажуров для современных светильников большая роль принадлежит японцам, научившим европейцев искусству оригами. Теперь плафоны сворачиваются и складываются из тонкой фанеры, бумаги, стали. Японцы же привнесли в дизайн светильников плиссированные и гофрированные поверхности. А материалы становятся все изощреннее: металлический абажур оказывается резиновым, а жатый с виду пластик – ровной тканью.

Часто абажуры желают из тивека – материала, похожего на бумагу и пластик одновременно. Из него, как из бумаги, можно вырезать любые фигурки и орнаменты. Однако в отличии от пластика он не рвется и не плавится.

А можно вообще отказаться от лампочки – надо только заполнить стеклянный абажур или тонкую трубку светящимся в темноте природным газом. Такой нежный и на вид хрупкий светильник, не только дает необычный рассеянный свет, но и является оригинальной деталью декора в интерьере.

Теперь существуют лампы, которым не нужен даже выключатель. Они могут включаться и выключаться, менять окраску за счет встроенных цветных фильтров, раскрываться и закрываться, как лепестки цветка, реагируя на прикосновение.

Другие светильники как будто повисают в воздухе, маскируя провода, создают «световые стены» из направленных потоков света, которыми можно зонировать пространство. Когда-то свет к своей утилитарной функции освещения добавил декоративную составляющую, теперь же с его помощью можно моделировать пространство. Надо заметить, что это делается довольно успешно.

Странными формами и расположением светильников теперь уже никого не удивишь. Следующим логическим шагом в развитии светильников станет, скорее всего, использование оптического волокна и автономных миниатюрных источников энергии. Тогда лампочки смогут «плавать» в воздухе, а управление светом будет происходить дистанционно.

Подождем и увидим, какие еще сюрпризы преподнесут нам новые технологии и вечный волшебник – свет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: