Проблема эффективности и доступности для массового потребителя каналов распространения правовой информации.
Проблема открытости правовой информации.
Проблемы правовой информатизации общества.
За последние несколько лет в России получило развитие новое направление в области информационных технологий, способствующее формированию современного гражданского общества.
Это направление связано со значительно возросшей потребностью общества в эффективной работе с правовой информацией и в использовании для этих целей компьютерных справочных правовых систем (СПС).
Можно выделить три основные проблемы правовой информатизации общества:
Первоисточники правовых документов недостаточно открыты.
Преодолению информационной закрытости органов государственной власти и управления способствует налаживание тесных контактов между этими органами власти и СМИ и, в частности, с разработчиками и распространителями СПС.
Еще несколько лет назад в России бытовало глубокое убеждение в том, что распространением правовой информации могут заниматься только государственные организации и СМИ, находящиеся на полном бюджетном финансировании. Действительно, профессионально работающие государственные СМИ, несомненно, играют и будут играть весомую роль в распространении правовой информации, но реальная доступность правовой информации широкому кругу потребителей достигнута, прежде всего, благодаря массовости тиражей независимых специализированных изданий.
Специфика компьютерных СПС, основанная на современных технологиях передачи информации, позволяет обеспечить реальную доступность правовой информации широкому кругу потребителей.
Такие инструменты могут быть созданы только на основе компьютерных технологий. Этими инструментами являются компьютерные справочные правовые системы.
В то же время следует четко представлять себе и границы реальных возможностей, и область применения СПС.
Во-первых, в настоящее время ни одна СПС (кроме НТЦ «Система»), даже будучи официально зарегистрированным средством массовой информации, не является официальным источником опубликования НПА. Качественная справочная правовая система обязательно содержит информацию о том, когда и где был официально опубликован соответствующий НПА.
Во-вторых, нельзя ожидать от СПС услуг, которые Фактически могут быть оказаны лишь квалифицированными юристами. СПС, в отличие от экспертов-консультантов, не могут во всех деталях проанализировать конкретную ситуацию пользователя, а только дают ему информацию для самостоятельной работы и принятия решений.
Компьютерная справочная правовая система - это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (поисковые и сервисные возможности).