Эгейская (крито-микенская) культура

План лекции:

1. Города, жилые дома крито-микенской эпохи ……………………………………………... 14

2. Новый дворец в Кноссе (XVI в. до н.э.)……………………………………………………. 18

3. Акрополь в Тиринфе (XIII-XII вв. до н.э.). Дворец в Микенах (XII в. до н.э.)…………... 27

4. Особенности эгейского архитектурного ордера…………………………………………… 32

5. Культовое зодчество крито-микенского периода………………………………………….. 35

6. Инженерные сооружения. Циклопическая кладка………………………………………… 38

7. Особенности минойской живописи ……………………………………………………….. 39

Литература ………………………………………………………………………………………. 41

Контрольные вопросы и задания……………………………………………………………….. 43

Эгейская (крито-микенская) культура изначально создавалась племенами, родственными скорее племенам Ма­лой Азии, чем грекам. Период неолита (позднего каменного века) на Крите продолжался с VI по III тысячелетия до н.э. На рубеже IV и III ты­сячелетий неолитические постройки Крита бы­ли очень примитивными. На преобладание родового строя также и в III тысячелетии ука­зывают не только общинные дома, но и общие погребения в громадных круглых фолосах (куполообразных гробницах). В конце IV и в III тысячелетиях в Эгейском мире выделялись поселения малоазийского по­бережья (так называемые Троя I и II), при­мерно одновременные храмам Урука и Укайра.

С IV тысячелетия почти до самого конца II тысячелетия до н.э. на островах и побережьях Эгейского моря происходило разложение родового строя и становление раннерабовладельческих государств. Основой хозяйства было зем­леделие (виноградарство, производство оливкового масла), скотовод­ство и морская торговля. Бассейн Эгейского моря включал юг Балканского полуострова, побережье Малой Азии и несколько сотен островов. Изрезанность береговой линии, наличие удобных природных бухт и гаваней, небольшие, в пределах видимости, расстояния между островами способствовали развитию мореплавания. Раннее отделение ремесла от земледелия привело к блестящему развитию керамического производства и худо­жественной обработки меди и бронзы. Товарное про­изводство и морская торговля наложили отпе­чаток на эгейскую культуру и породили свое­образное искусство, в котором преобладают реалистические тенденции.

Во II тысячелетии до н.э. сначала на Крите, а затем и в других районах Эгейского мира завершается формирование классового общества и государства. Могущество критского государства и расцвет его культуры («минойской», от имени ле­гендарного царя Крита – Миноса) относится к XVIII–XV вв. до н.э., примерно совпадая по времени с I вавилонской и с началом касситской династий в Двуречье: «Минос раньше всех, как известно нам по преданию, приобрел себе флот, овладел большею частью моря, которое называется теперь Эллинским [Эгейским], достиг господства над Кикладскими островами и первый заселил большую часть их колониями, причем изгнал карийцев и посадил правителями собственных сыновей. Очевидно также, что Минос старался, насколько мог, уничтожить на море пиратство, чтобы тем вернее получать доходы. В древности эллины и те из варваров, которые жили на материке близ моря, а равно все обитатели островов, обратились к пиратству с того времени, как стали чаще сноситься друг с другом по морю. Во главе их становились лица более могущественные, которые и поддерживали пиратство ради собственной корысти и для доставления пропитания слабым. Нападая на неукрепленные города, стоящие из отдельных селений, они грабили их и большею частью так добывали себе средства к жизни…» (Фукидид, I, 4-5). «С образованием флота Миноса взаимные сношения на море усилились, потому что Минос очистил острова от разбойников и тогда же заселил большинство их колонистами. Кроме того, приморские жители владели уже большими средствами крепче сидели на местах, а некоторые, разбогатев, оградили себя стенами…» (Фукидид, I, 8, 2-3).

Это был древнейший очаг рабовладельческой цивилизации на территории Европы, который оказал огромное влияние на античную культуру Древней Греции и Рима.

Вполне вероятно, что упомянутая Платоном в «Тимее» и «Критии» легендарная Атлантида представляла собою политический альянс множества островов, занимающих огромную площадь Эгейского и Средиземного морей. Согласно версии греческих археологов (А.Г. Галанопулос и др,), столица этого государства – город Посейдонис – размещалась на острове Санторин (Фера) (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Город Посейдонис – столица легендарной Атлантиды. Реконструкция

Изучение эгейского мира началось с откры­тия в конце XIX в. многочисленных, сменявших друг друга поселений на холме Гиссарлык у малоазийского берега; по-видимому, именно здесь находилась Троя (Илион) (рис. 1.2). Этот город воспет в Илиаде Гомера. Евен Аскалонский, Троя (Палатинская Антология, IX, 62):

«Путник, ты зришь Илион, гремевший некогда славой,

Некогда гордый венцом башен высоких своих;

Ныне ж пожрал меня пепел времен; но в песнях Гомера

Все я стою невредим с медным оплотом ворот.

Мне не страшны, для меня не губительны копья ахивян:

Я у всех Греции чад вечно живу на устах…».

Холм Гиссарлык вырос из многих раз­рушенных и засыпанных поселений. В древнейших поселениях (Троя I и Троя II), восходящих к концу IV и к III ты­сячелетию до н.э., раскопаны постройки об­несенного крепкими стенами пиратского гнез­да, расположенного на торговом пути, ведшем через Дарданеллы в страны Причерноморья (рис. 1.3 и 1.4.).

Рис. 1.2. Холм Гиссарлык. Гравюра конца XIX века

Рис. 1.3. Троя. Крепостные стены, XV-XIV вв. до н. э.

Рис. 1.4. Холм Гиссарлык (Малая Азия). План Трои I, II и III

Уже в Трое I обнаружены были мегароны, т. е. прямоугольные, вытянутые по продольной оси помещения, занимающие каждое весь или поч­ти весь объем соответствующего здания. Боль­шие мегароны Трои II (III тысячелетие до н. э.) уже имеют правильную конфигура­цию. Круглый постоянный очаг лежал на глав­ной оси большего из мегаронов. В таких мегаронах жили патриархальные семьи вождей, резиденция которых отделена внутренней сте­ной от тесной, беспорядочной застройки рядо­вых общинников. Крепостные ворота наружной стены, парадные ворота внутренней и входная часть мегарона сходны по плану, в чем сказа­лась примитивность архитектурного мышления. Тип мегарона сыграл большую роль в разви­тии древней архитектуры: его схема легла впоследствии в основу схемы греческого храма (рис. 1.5).

Мощные основания городских стен и фунда­менты мегаронов сложены из камня; самые стены тех и других были сырцовыми с дере­вянными связями. Эта конструкция часто встре­чается в эгейском мире; она приобрела особое значение на Крите, где частые землетрясения заставляли применять антисейсмические конст­рукции; деревянные связи могли играть здесь именно такую роль (рис. 1.6).

Рис. 1.5. Руины Трои. Остатки жилых зданий

Рис. 1.6. Бастион крепостной стены Трои I, III тыс. до н.э.

К XIV в. до н. э. торговое и политическое преобладание перешло к материковой Греции с главным центром в Микенах. Микенский период в истории крито-микенская цивилизации оборвался в конце XII в. до н.э. под натиском дорийских племен. Эта культура просуществовала около двух тысяч лет и была уничтожена «народами моря».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: