Тема 7. Культура Древней Греции (Эллады)

Культура Древней Греции существовала с XXVIII века до н. э. и до середины II века до н. э. Ее также называют "античной" — чтобы отличить от других древних культур. Наивысшего подъема и расцвета она достигла в V — IV веках до н. э., что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке "греческого чуда". Суть этого чуда состоит в том, что греческому народу почти одновременно и прак­тически во всех областях культуры удалось достичь невидан­ных высот. Никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного.

Эллада стала родиной всех современных форм государства и управления, и прежде всего — республики и демократии в городах-государствах (полисах). Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивиду­альный интерес. Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, пронизывая все ее сферы. Полис­ная демократия позволила грекам в полной мере наслаждаться духом свободы, которая для них была высшей ценностью.

Образ жизни древних греков характеризовался такими атрибу­тами как:

игра, которая пронизывала все виды деятельности, включая самые серьезные;

истина, красота и добро, которые находились в тесном единстве;

мера, которая неразрывно связывалась с соразмерностью, уме­ренностью, гармонией и порядком.

Идеалом греков был гармонически развитый, свободный чело­век, прекрасный душой и телом. Формирование такого челове­ка обеспечивала продуманная система образования и воспита­ния, включавшая в себя два направления.

· "гимнастическое". Цель — физическое совершенство (участники в Олимпийскии игр, а особенно, победители окружались славой и почетом;

· "мусическое" — обучение всем видам искусств, освоение науч­ных дисциплин и философии, включая риторику, то есть умение красиво говорить, вести диалог и спор.

Практически во всех областях духовной культуры греки выдвинули "отцов-основателей", положивших начало их современным формам. В философии, которуюотделили ее от религии и мифологии первым был Фалес, Сократ, Пла­тон и Аристотель. В математике - Пифагор, Евклид и Архимед (основатели геометрии, механики, оптики, гидроста­тики). В астрономии Аристарх Самосский (гелиоцентризма), Гиппократ - в клинической медицине, аГеродот по праву считается отцом истории как науки. То есть все виды и жанры современного искусствароди­лись в Древней Элладе, а многие из них — скульптура, литера­тура и другие — достигли классических форм и высочайшего уровня. Многие греческие трагедии и сегодня идут на сцене. В Греции родилась ордерная архитектура.

В религии множество греческих богов составляли хаотичную картину. Затем утверждаются олимпийские боги и уста­навливается относительно устойчивая иерархия. Наряду с бо­гами значительное место в мифах занимают деяния и подвиги "богоравных героев", которые часто являются главными дейст­вующими лицами в повествуемых событиях. В греческой ми­фологии практически отсутствует мистика, не слишком боль­шое значение имеют таинственные, сверхъестественные силы. Эта мифология бли­же к искусству, чем к религии.

В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

• эгейская (крито-микенская, аххейская) культура (2800 — 1100 гг. до н. э.);

• гомеровский (дорийский) период (XI - IX века до н. э.);

• период архаичной культуры (VIII — VI века до н. э.);

• классический период (V - IV века до н. э.);

• эпоха эллинизма (323 - 146 гг. до н. э.).

Эгейскую культуру часто называют крито-микенской, считая при этом остров Крит и Микены главными ее центрами. Ее также называют минойской культурой — по имени легендарного царя Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества. На острове Крит к началу II тыс. до н. э. появились первые четыре государства с центра­ми-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии и Като-Закро. Учиты­вая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда на­зывают "дворцовой". В основе их экономики лежало сель­ское хозяйство (хлеб, виноград и оливки)и скотоводство. Хорошо были развиты ремесла, а особенности выплавка бронзы и керамическое производство.

Кносский дворец («Лабиринт») - самый известный памятник критской культуры, от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял собой грандиозное многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе, занимавшей более 1 га. Он был снабжен превосходной системой водоснабжения и канали­зации, имел терракотовые ванны. Дворец был и религиозным, и административным, и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тезее и Минотавре. Лабиринт был построен Дедалом и предназначался для чудовища Минотавра, поедавшего людей. Афинский герой Тесей, воспользовавшись, по совету Дедала, клубком ниток, прошел Лабиринт, убил Минотавра и благополучно возвратился назад. Царь КритаМинос, узнав об этом, повелел заточить в Лабиринте его создателя Дедала. И тогда Дедал изобрел летательный аппарат и совершил первый в истории полет – с о. Крит на о. Сицилию. В реальности Лабиринт являлся особым сакральным местом, где совершались таинства посвящения царей и жрецов, сопровождавшиеся человеческими и животными жертвоприношениями, ритуальными поединками с быками.Высокого уровня достигла скульптура малых форм. В тайнике дворца найдены статуэтки богинь со змея­ми в руках. Прекрасно развивалась живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся яркие, красочные и сочные фрески, как "Собиратель цветов", "Кошка, подстерегающая фазана", "Игра с быком". Критская иероглифика относится к нерасшифрованным типам письменности. Тогда же появился первый денежный эквивалент – медные слитки в виде свернутой бычьей шкуры, весом 29 кг, который позднее был назван талантом. Наивысший расцвет критской цивилизации прихо­дится на XVI — XV века до н. э. во время правления царя Миноса. Но в конце XV века до н. э. она гибнет из-за извержения вулкана.

На юге Балкан развивалась часть эгейской цивилиза­ции в центрах-дворцах в Микенах, Тиринфе, Афинах, Пилосе, Фивах, хотяони заметно отличались от крит­ских, так как представляли собой мощные цитадели- крепости, об­несенные высокими (более 1 метров) и толстыми (более 4,5 м) стенами. Вместе с тем эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда, на юг Балкан, в III тыс. до н. э. пришли собственно греческие племена — ахейцы и данай­цы. поэтому эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской. Каждый центр-дворец являлся само­стоятельным государством; между ними существовали самые разные отношения, включая противоречия и конфликты. Иногда они объединялись в союз — как это было сделано для похода на Трою. Открыл Микены и доказал существование Трои Г. Шлиман. Гегемония среди них чаще принадлежала Микенам. Основу экономики ахейской цивилизации составляли земледе­лие и скотоводство. Владельцем земель выступал дворец, и все хозяйство имело дворцовый характер. Оно включало всевоз­можные мастерские, в которых перерабатывались сельскохо­зяйственные продукты, выплавлялись металлы, ткались ткани и шилась одежда, изготовлялись орудия труда и военное сна­ряжение. развивалась торговля. Началась колонизация.

Ранние памятники ахейской культуры носили культо­вый, заупокойный характер. К ним относятся прежде всего так называемые "шахтовые гробницы", выдолбленные в скалах, где сохранилось множество изделий из золота, сереб­ра, слоновой кости и огромное количество оружия. Здесь также обнаружены золотые погребальные маски ахейских прави­телей. Позже (XV — XIII века до н. э.) ахейцы построят грандиозные заупокойные сооружения из нескольких помещений — "купольные гробни­цы"("гробница Агамемнона"). Памятником светской архитектуры был Ми­кенский дворец, украшенный колоннами и фресками. Как свидетельство развитой живописи) можно привести пример фре­ски "Дама с ожерельем", "Борющиеся мальчики ", а также изо­бражения сцен охоты и сражений, стилизованных животных —обезьяны, антилопы. От финикийцев ахейцы восприняли письмо, так появляется линейное письмо из гласных и согласных знаков, которое смогли дешифровать. А также способы приготовления красной краски и красных чернил – «пурпур». Апогей культуры ахейской Греции приходится на XV — XIII века до н. э.,но в течение XII века до н. э. все дворцы оказываются разрушенными. Наиболее вероятной при­чиной гибели стало вторжение северных народов (греки-дорийцы), но это не точные причины катастрофы.

Гомеровский период (дорийский) (XI — IX веков до н. э.) в истории Греции получил название, так как главными источниками сведений о нем служат поэмы "Илиада" и "Одиссея". А "дорийским" именуют в виду особой роли дорий­ских племен- завоевателей, которые привели к разрушению ахейской цивилизации и произошел разрыв преемственно­сти между эпохамии даже откат назад (разрушались дороги, верфи, мосты, водопроводы, усилилась эмиграция).

Были утрачены элементы уже достигнутого уровня цивилизации, им предстояло заново родиться:

• государственность

• городской, или дворцовый уклад жизни,

• письменность.

Ускоренному развитию цивилизации способствовало применение железа. Основным занятием дорийцев по-прежнему было земледелие и скотоводство. Успешно развивались садоводство и виноделие, а оливы оставались ведущей культурой. Развивалась торговля, где в качестве "всеобщего эквивалента" выступал крупный рогатый скот. Основной формой организации жизни была сельская патриархальная община, но уже зарождался городской полис. В духовной культурепреемственность бы­ла сохранена. Об этом убедительно говорят гомеровские по­эмы, основанные на мифологии ахейцев. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

Архаический период (VIII — VI века до н. э.) – это время интенсивного развития Древней Греции, в ходе ко­торого были созданы предпосылки для последующего взлета и расцвета. Практиче­ски во всех областях жизни происходят глубокие изменения. За три века античное общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений к отноше­ниям классического рабства. Полис (город-государство) - становится основной формой социально-политической организации общественной жизни. Общество как бы пробует все возможные формы госу­дарственного устройства и правления — монархию, тиранию, олигархию, аристократическую и демократическую республики. Интенсивное развитие сельского хозяйства ведет к высвобож­дению людей, что способствует росту ремесел. Но и это не решает "проблему занятости", усиливается колонизация ближних и дальних террито­рий, вследствие чего территориально Греция разрастается до внушительных размеров. Экономический прогресс способству­ет расширению рынка и торговли, опирающихся на склады­вающуюся систему денежного обращения. Начавшаяся чеканка монет ускоряет эти процессы.

В развитии духовной культуры исключительную роль сыграло создание алфавитного письма, позволившего создать на ред­кость эффективную систему образования. Формируются основные этические нормы и ценности античного общества, в которых утверждающееся чув­ство коллективизма сочетается с агонистическим (состязатель­ным) началом, с утверждением прав индивида и личности, духом свободы. Особое место занимают патриотизм и гражданст­венность. В этот период также рождается идеал человека, в котором дух и тело находятся в гармонии. Воплощению данного идеала способствовали возникшие в 776 г. до н. э. Олимпийские игры. В архаическую эпоху возникают такие феномены античной культуры как философия и наука. Их родоначальниками стали Фалес и Пифагор. В это время складывается архитектура, покоящаяся на двух видах ордера — дорическом и ионическом. Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога. Самым известным и почитаемым становится храм Аполлона в Дельфах. Возникает также монументальная скульптура — сначала деревянная, а затем каменная. Настоящий расцвет в эту эпоху переживает поэзия ( поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", "Теогония" и "Каталог женщин" Гесиода). Среди других поэтов особого выделения заслуживает творчест­во Архилоха как основателя лирической поэзии, лирика Сап­фо, творчество Анакреонта.

В классический период (V — IV века до н. э.) утверждается и полностью раскрывает все свои возможности античный полис, в котором таится главное объяснение "грече­ского чуда". Наивысшего расцвета достигает также демократия, чем она обязана Периклу. Греция переживает бурное экономическое развитие, которое еще более усиливается после победы над персами. Основой экономики - сельское хозяйство. Продолжают развиваться ремесла (особенно выплавка металлов). Растет товарное производство (винограда и олив) отсюда стремительное расширение обмена и торговли. Афины становятся крупным торговым центром на всем Средиземноморье. С ними оживленно торгуют Египет, Карфаген, Крит, Сирия, Финикия. В широких масштабах ведется строительство.

Высочайшего уровня достигает философия. Так, Сократ пер­вым сосредоточил внимание не на вопросах познания приро­ды, но на проблемах человеческой жизни, проблемах добра, зла и справедливости, проблемах познания человеком самого себя. Он также стоял у истоков одного из главных направле­ний всей последующей философии — рационализма, действи­тельным создателем которого стал Платон. У последнего рацио­нализм в полной мере становится абстрактно-теоретическим способом мышления и распространяется на все сферы бытия. Аристотель продолжил линию Платона и в то же время стал основателем второго главного направления философии — эм­пиризма, согласно которому действительным источником зна­ний является чувственный опыт, непосредственно наблюдае­мые данные.

Успешно развиваются математика, медицина, история. Приведем примеры. Демокрит развил учение об атомах, Фалес и Пифагор сформулировали первые теоремы, Эвклид систематизировал знания по геометрии и математике. Геродот составил историю народов Средиземноморского мира, Фукидид ввел понятие «закона истории», основателем клинической медицины стал Гиппократ. В технике применялся патронный винторезный токарный станок (вытачивать цилиндры, шары, конусы).

В это время оформилась система образования. Различались школы начальной, средней и высшей ступени. В школах начальной ступени обучались дети 7 – 12 лет; они постигали чтение, письмо, основы счета, занимались музыкой и спортом. Школы средней ступени – эфебии, иногда гимнасии, предназначались для юношей 12 – 18 лет; в них изучались гимнастика, грамматика, риторика, декламация. Школы высшей ступени предполагали усвоение философии, считавшейся всеобъемлющей наукой. Все школы были частными. Одну из первых школ высшей ступени основал Пифагор, там изучались арифметика, математика, геометрия и философия. Подобную же школу представляла собой Академия, основанная Платоном в 388 г. до н.э. в пригороде Афин. Близкую по характеру, но с уклоном в естественные науки, школу представлял собой Ликей, основанный Аристотелем. Все указанные учреждения были доступны только для полноправных граждан и их сыновей. Для метэков, периэков и прочих неэллинов они были закрыты. Исключение составляли только Афины.

Невиданный расцвет переживает архитектура и градострои­тельство. Так, Гипподам - архитектор из Милета, разработал концепцию регулярной планировки города, согласно которой в нем выделялись функциональные части: общественный центр, жилая зона, а также торговая, производственная и портовая зо­ны. Основным типом монументальной постройки по-прежнему остается храм. Афинский Акрополь, построенный архитекторами Иктином и Каликратом, стал подлинным триумфом древнегреческой ар­хитектуры. Этот ансамбль включал парадные ворота — Пропи­леи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), Эрехтейон и главный храм Афин Парфенон — храм Афины Девы. Храм Артемиды в Эфесе и гробница Мавсола, правителя Ка­рий, получившая позднее наименование "Мавзолей в Галикарнасе" отнесены к семи чудесам света.

Наивысшего совершенства достигает греческая скульптура. Самым великим скулптором той эпохи является Фидий. Его статуя Зевса, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса в Олим­пии, также входит в число семи чудес света. Среди других скульпторов известными являются Пифагор Регийский, Мирон, Поликлет. Позднюю классику представляют ваятели Пракситель, Скопас, Лисипп.

Главным литературным событием становится рождение и рас­цвет греческой трагедии и театра. Отцом трагедии был Эсхил ("Прикованный Прометей"). В творчестве Софокла ("Эдип-царь") греческая трагедия достигает классического уровня. Третьим великим трагиком был Еврипид ("Медея"). Наряду с трагедией успешно развивается комедия, "отцом" ко­торой является Аристофан. Его комедии были доступны про­стому люду и пользовались большой популярностью.

Для религии был характерен пантеизм (обожествление Вселенной, сил природы). Эллины обожествляли Пана (козлоногого, похотливого бога природы), кентавров (духи горных потоков), нимфы (духи лугов), дреады (духи деревьев), силены (духи лесов), сатиры (духи виноградников), и пр. Земледельцы почитали Деметру (богиня плодородия) Артемиду (богиню диких зверей). Горожане – Гефеста (бога ремесла, покровителя кузнецов), Афину (богиня мудрости, изобретений, считалось, что она создала первый гончарный круг), Гермеса (бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири и установил измерительные стандарты), Аполлона (богу искусств, и музам). Моряки приносили жертвы Посейдону (богу моря). Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу, и Мойре – богине судьбы. Богам строились храмы, возводились величественные статуи. Считалось, что в сакральное время дух богов входил в статуи; поэтому жрецы совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко сну статуй.

В период эллинизма (323 — 146 гг. до н. э.)высокий уровень культуры в целом сохраняется. В то же время про­исходит экспансия эллинской культуры на территории множе­ства восточных государств, возникших после распада империи Александра Македонского, где она соединяется с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточной куль­тур и образует то, что именуется культурой эллинизма. Ее образование шло под влиянием прежде всего греческого образа жизни и греческой системы образования. Примечатель­но, что процесс распространения греческой культуры продол­жался и после того, как Греция попала в зависимость от Рима (146 г. до н. э.). Политически Рим покорил Грецию, но грече­ская культура покорила Рим.

Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Учение служило конкретным нуждам: искало способ избавления человека от страдания.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

§ Отсутствие телесного страдания;

§ Невозмутимость души;

§ Дружба.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — благородное и уравновешенное удовольствие (но не вульгарное и упрощенное), а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле («расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые выступил в качестве самостоятельного учителя. Главная идея стоической этики —заранее предрешенный ход мировых событий. Внешняя свобода человека состоит лишь в сотрудничестве с судьбой. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой», так достигается гармония. Идеал стоика — апатия, свобода от аффектов (удовольствие, отвращение, вожделение и страх), которые необходимо избегать. Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие (адиафора). Благими являются добродетели, к злу относится противоположное им. Безразличны все остальные вещи, не служащие достижению счастья. Добродетель —умение понимать значимость вещей, справедливость, мужество и т. д.Главная идея стоиков идея выражена в учении о присвоении (ойкейосис), то есть стремление человека уже содержится в его природной предрасположенности. Он присваивает себе сообразные для него с природой вещи и различает полезное для себя и вредное. Созревая, человек постепенно познает, что разум — его сообразная с природой сущность.

В науке ведущие позиции по-прежнему занимает математика, где работают такие великие умы, как Евклид и Архимед. В физике Архимед он ввел понятие центра тяжести; он сформулировал законы рычага, знаменитый закон гидростатики: на всякое тело, погруженное в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема; он ввел формулу определения числа π как отношения длины окружности к диаметру, определил соотношение объемов шара и описанного около него цилиндра как 2: 3. Архимеду были хорошо известны винты, блоки, лебедки, зубчатые передачи; он прославился изобретением ирригационных и военных машин; он впервые стал использовать болт. Позже было изобретено зубчатое колесо, счетчик оборотов; усовершенствованы водяные часы (отмечавшие время боем и движением фигур), изобретен гидравлический насос и создал механизмы для извлечения вина из бочек, воды из подвалов, гноя из ран и т.п. Его последователь Герон Александрийский (основатель первой технической школы) создал диоптр (прибор, служащий для направления (визирования) известной части угломерного инструмента на данный предмет), воздушный орган, фонтаны, эолипил (первую паровую машину). Изобретение использовались не для облегчения труда рабов, а в театральных зрелищах (приводить в движение фигуры, открывать врата храма и т.д. Аристарх выдвинул гелиоцентрическую концепцию. Появились первые географические описания европейских народов.

В архитектуре наряду с традиционными сакральными храмами широко строятся гражданские общественные здания — дворцы, театры, библиотеки, гимназии и т. д. В частности, в Александрии Египетской была построена знаменитая библиотека, где хранилось около 799 тысяч свитков. Там же был построен Мусейон, ставший круп­нейшим центром науки и искусства древности. Из других архи­тектурных сооружений заслуживает выделения Александрийский маяк высотой в 120 м, включенный в число семи чудес света. Его автором был архитектор Сострат.

Скульптура также продолжает классические традиции, хотя в ней появляются новые черты: усиливаются внутренняя напря­женность, динамика, драматизм и трагизм. Монументальная скульптура иногда принимает грандиозные размеры. Таковой, в частности, была статуя бога солнца Гелиоса, созданная вая­телем Хересом и известная как Колосс Родосский. Статуя так­же входит в число семи чудес света. Она имела высоту 36 м, стояла на берегу гавани о. Родос, но разбилась при землетрясении. Отсюда пошло выражение «колосе на глиняных ногах». Знаменитыми шедеврами являются Афродита (Венера) Милосская и Ника Самофракийская, Аполлон Бельведерский. В 146 г. до н. э. Древняя Эллада перестала существовать, одна­ко древнегреческая культура существует и поныне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: