Средства воспитания как деятельность

«Средства воспитания, – считает Т. А. Стефановская, – виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности» (Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 225).

В отечественной педагогике первым высказал мнение о деятельности как средстве воспитания К. Д. Ушинский. В качестве средств, оказывающих влияние на сознание, чувства и поведение воспитанников, он назвал учение и труд.

П. Ф. Каптерев раскрыл последовательность освоения и осуществления человеком видов деятельности таким образом: «Окружающий мир действует на органы внешних чувств человека, человек воспринимает впечатления. С этого начинается его духовная деятельность. Впечатления... перерабатываются, из них возникают различные формы душевной деятельности. Внутренняя душевная деятельность, достаточно определившись и назрев, выражается движениями, поступками, речью, мимикой, которые в свою очередь производят влияние на внешнюю окружающую среду, изменяют ее.... Простое восприятие постепенно и незаметно, множеством переходных ступеней и процессов превращается в творчество, в активность». Развитие способностей воспринимать, различать, запоминать, чувствовать происходит, по Каптереву, сначала в простейших забавах-потешках, развлечениях, играх и т. д. Постепенно детские игры переходят в занятия – деятельность с заранее поставленной, но не слишком отдаленной целью.

В дальнейшем эти идеи, развитые в трудах Б. Г. Ананьева, отражены в такой закономерности: деятельность индивида в онтогенезе (индивидуальное развитие организма; филогенез – историческое развитие организма) начинается с познания и общения. «Познание и общение являются... основными формами деятельности индивидуального человека с самого начала формирования его личности.... Существуют такие незаметные переходы от труда к игре и учению, которые затрудняют какую-либо однозначную характеристику человеческой деятельности». Эти переходы происходят по мере взросления человека, освоения им того или иного вида деятельности, превращения ее в профессиональное занятие, изменения мотивов и др.

Такое понимание сущности средств воспитания позволяет строго иерархизировать важнейшие педагогические понятия, поставив в подчиненное положение по отношению к средствам формы и методы их использования (формы труда, учения и др.; методы учения, общения, использования труда в воспитании и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: