Осевое время» в философии истории К. Ясперса

Текстологический практикум

Тематика рефератов

VIII. ЦИВИЛИЗАЦИИ

Теоретический минимум

1. Определения и теории цивилизации.

2. История человечества: эпохи, формации, ступени цивилизации.

3. Глобализация в современном мире и её вызовы.

4. Будущее человечества: пределы роста или факторы прогресса?

К. Маркс и его теория общественно-экономических формаций.

Теоретики цикличности мировой истории.

Н.Я. Данилевский и его книга “Россия и Европа”.

Дж. А. Тойнби и его труд “Постижение истории”.

О. Шпенглер и его трактат “Закат Европы”.

М. Вебер как теоретик цивилизаций.

Школа “Анналов” и её достижения в реконструкции истории цивилизаций.

“Осевое время” в историософии К. Ясперса.

Теория евразийства в русской общественно-политической мысли XX в.

Л.Н. Гумилёв и его теория рождения и смерти этносов.

Природно-климатические факторы в истории русской цивилизации (по ра-ботам Л.В. Милова).

Стратегии исторического развития России: модели политологов.

Теория постиндустриального общества.

Футурология XXI в.: стратегические прогнозы.

1. Карл Ясперс (1883–1969) — один из нескольких главных философов XX в. Выпускник медицинского факультета Гейдельбергского университета, врач-психиатр по образованию и началу профессиональной карьеры. Доктор психологии (Диссертация «Всеобщая психопатология» (1913)). Профессор философии («Философия» в 3-х тт.; 1931–32). Один из лидеров философии экзистенциализма («философии существования») — одного из ведущих направлений западной мысли в Новейшее время. Лишение работы в 1937 – 1945 гг. при нацизме. 1945 – 1967 — возврат к преподаванию, публикация многих философских трудов.

2. Трактат К. Ясперса «Истоки истории и её цель» (1948) — теория мирового исторического процесса, раздумья над путями выхода человечества из тоталитарного кризиса.

3. Понятие «осевого времени» как пробуждения человеческого духа к теоретическому творчеству. Объединение (как бы «нанизывание на одну ось») прежде локальных культур в поток мировой истории. Промежуток примерно между 800 и 200 гг. до н. э. — параллельное возникновение мировых религий и философии в Китае, Индии, Персии, Палестине, Древней Греции — «осевая эпоха». «Заверилась эпоха мифологическая с её самоуспокоенностью, с само-собой-понятностью. Началась борьба против мифа со стороны рациональности... (логос против мифа); борьба за трансцендентного единого Бога против демонов... Это общее изменение человеческого бытия можно назвать одухотворением... Человек больше не замкнут в себе. Он неведом для самого себя, а потому открыт для новых безграничных возможностей».

Источник и литература

Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М., 1991.

Хюбнер К. Мыслители нашего времени / Пер. с нем. М., 1964.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: